Возвращение к первым браням. Переменный успех
Старец строго запретил юному подвижнику совершать по многу поклонов, и этот воин Христов стал недоумевать, что же ему делать для того, чтобы время молитвенного правила проходило с большей отдачей. Придя из мира в зрелом возрасте, имея некоторый духовный опыт и будучи начитан в творениях Святых Отцов, он из практики уже познал, какую ценность имеют послушание, горячая ревность и способность пожертвовать собой ради других. Понял и то, какие «плоды» приносят строгое осуждение, высокомерное, презрительное и т. д. отношение к ближним.
Поэтому отец Харалампий рассудил, что поскольку он чувствует себя полным сил, то вместо коленопреклонений он может проводить все время бдения в стоянии на ногах, в понуждении себя на весьма трудное самососредоточение, состоящее в том, чтобы, подобно суровому тирану, воспрещать своему уму исходить из чистого смысла односложной молитвы «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя», «Пресвятая Богородице, спаси мя» или других молитвенных обращений к Создателю.
Такой вид подвига отец Иосиф разделял целиком и полностью. За свои ежедневные труды этот мужественный послушник очень часто получал в награду от Старца... всевозможные оскорбления, грубость, унижения, а иной раз чувствовал на своей спине, как крепка его палка.
«Во время ночных подвигов, — говорил нам приснопамятный отец Харалампий, — все братья держали возле себя хорошую палку. Как только самый незначительный помысел гордости, осуждения, нерадения и т. д. дерзал прервать молитвенное устремление — хлоп его палкой, и серьезно, не в шутку. Упадешь на землю, скорчишься от боли, и скажешь сам себе: „Я покажу тебе, злодей. А ну-ка, повтори, если сможешь”. Но сколько раз после этой боли приходило такое умиление, и сколько раз начинала идти такая молитва... Ум был восхищаем и наслаждался райской радостью, описать которую невозможно.
Самоуничижение является необходимейшим оружием в молитвенном делании. В подвижниках оно простирается и доходит вплоть до гнева на самого себя. Первый наш враг — это мы сами. Тогда мы стремимся к отмщению, испытываем жажду страданий и уничижений. Тогда этот святой жезл обрушивается как дождь, и ты понимаешь, что действительно „древо изшло из рая”.
Все то, о чем я рассказываю здесь, хорошо и правильно. Однако когда меня этому учили другие и даже сам наш Старец Иосиф, то я с большим трудом едва мог это понести.
— Эй ты, иди сюда. Какой ты иеромонах? Ты, который держит в своих руках самого Христа, и не имеет страха Божия?
За этим обличением последовали одна-две пощечины, Но на этот раз я не перенес испытания. Можно сказать, что награда, ожидающая победителя, теперь мною была потеряна... Когда, в конце концов, я услышал слова Геронды: „Тебе епитимия, завтра ты не будешь служить литургию, — то пошел в свою келью, и слезы непрерывно текли из моих глаз. Но это были не слезы смирения, а слезы досады и самооправдания.
„Да-а-а.... тут жертвуешь собой ради других, трудишься, совершаешь бдения, все время молчишь... Какое зло находит во мне мой Старец, что обращается со мной так жестоко? Мой Старец святой? Да, он святой, но теперь, как человек, он ошибся.
Очень скоро, однако, я понял, что это был для меня выпускной экзамен, и я.... его не сдал.
Снова обращаюсь к самоуничижению. Бью себя палкой и говорю: „Горе тебе, окаянный, сколько в тебе эгоизма! Сам ты, творя свою волю, до синяков бьешь себя по ногам. А две пощечины твоего Старца, которые в сравнении с этими ударами все равно что поглаживание, показались тебе чем-то таким, что уже и выше твоих сил! Где же твоя любовь к Старцу, где вера в него, где твое послушание до смерти?
Несмотря на неудачу, как потом выяснилось, я все-таки сдал этот экзамен. Вскорости меня зовет мой сострадательный Старец. Крепко сжав меня в своих объятиях, отец Иосиф молча, проливая потоки слез, излил на меня всю свою бесконечную любовь. Он показал ее настолько ощутимо, что все мое существо наполнилось невыразимым ликованием, которое не затухало всю ночь. Тот, кто ощущает в себе эту радость, говорит Христу: „Что это за переживание, Господи? И есть ли радость и ликование больше тех, которые я испытываю сейчас близ Тебя?“
Но все это меньше самой мелкой капли в бескрайнем океане любви Божией. В этом убедил меня сам мой Старец, когда, полный восторга после этого переживания, я пришел к нему, чтобы сказать, что сегодня удостоился быть самым счастливым человеком на земле. „Дитя мое, — сказал он, — Господь дал тебе лишь одну капельку из бескрайнего океана Своей любви. Постарайся же, насколько у тебя хватит сил, использовать все случающееся, каждое искушение, каждое уничижение, каждую скорбь так, чтобы они открывали для тебя возможность познать иное состояние, еще более высокое, чем то, в которым ты пребывал сегодня"».