Праведная смерть Леонида. Харалампий — кормилец семейства
Отец Харалампия предчувствовал свою кончину, хотя она была и преждевременна. Как новый Иаков, он по очереди подзывает к себе своих детей. Самым младшим, близнецам, он говорит, что впредь они должны будут слушаться и оказывать сыновнее почитание Харалампию.
Затем, пожелав остаться наедине с последним, он сказал ему: «Дитя мое, прости меня за то, что я не дал тебе образования. В то время поступить иначе было нельзя. Сейчас я ухожу. Помни о своем обете, который ты дал Вогу, и ни в коем случае не нарушай его. Я же прошу лишь об одном. На тебя теперь ложится долг кормильца семьи, и мне очень хотелось бы, чтобы близнецы получили образование. После этого, с моим благословением, иди туда, куда тебя направит Бог». Сказав это, благословенный Леонид навеки сомкнул свои глаза.
Эти последние слова Харалампий воспринял как заповедь. Такого же мнения был и его духовный наставник Илья. Об этом просила старшего сына и скорбящая вдова, его мать.
Таким образом, Харалампий временно принимает на себя обязанности главы семейства, однако они не стали препятствием для его благочестивых устремлений. Напротив, он полностью погрузился в самого себя. Днем — тяжелая работа, ночью — бдение. Что касается поста, то он стал еще строже, чем когда-либо. Утешение и дружескую поддержку он находил у своего наставника Ильи и у своих единомышленников — старостильников. По понедельникам, средам и пятницам он ел лишь один раз в день, его пищей, были только хлеб и вода, и то — после захода солнца.
Харалампий подражает святому Дионисию Эгинскому
Выше мы упоминали о том, как в плену у болгар один «друг» Хараламлия в тот момент, когда действительно нужна была его помощь, «удружил» ему.
Этого человека звали Афанасий, в греческой армии у него было звание ефрейтора. Находясь в подчинении у Хараламлия, он пользовался его благорасположением. Родом он был из приграничного с Болгарией села, население которого тогда говорило большей частью на болгарском языке. Из-за этого жители других поселений шутливо называли это село «Малая София».
После оккупации Харалампий узнал, что его «друг» Афанасий, как ни в чем не бывало, вернулся в свою деревню. Несомненно, располагая всеми необходимыми сведениями, он мог передать его в руки военного трибунала. В этом случае Афанасию грозила высшая мера наказания. Но такая мысль даже не приходила в голову Харалампию. Однако Бог попустил случиться следующему.
Как-то раз, идя по центральной улице Драмы, Харалампий вместе со своим младшим братом Косьмой увидели, что навстречу им идет какой-то человек.
«Я взглянул на своего брата, — рассказывает Косьма, — он внезапно остановился и весь побагровел. А тот, как слепой, ничего не замечая, подходил все ближе и ближе. Из любопытства я спрашиваю: „Харалампий, что случилось?" Услышав мой голос и увидев прямо перед собой моего брата, идущий нам навстречу человек в мгновение ока повернул назад и бросился бежать, как безумный. В этот самый момент как из-под земли перед нами появился один очень крепкий парень, Василий. В болгарском плену он так натерпелся от Афанасия, что только и искал случая, чтобы отомстить ему.
Неожиданно у Харалампия вырывается: „Афанасий, Афанасий... Вот он! Здесь!" Василий, услышав это имя, вспыхнул как порох и был готов броситься в погоню: „Где он? Куда он пошел? Да говорите же скорее!"
Однако Харалампий, оправившись от первого волнения, счел за лучшее обмануть Василия, Нежели стать причиной мести и убийства. Он показывает ему прямо противоположное направление и говорит: „Вот туда он побежал" Когда мы остались одни, я спросил его, что все это значит, и он подробно рассказал мне об Афанасии».
Мне кажется, что в этом борении Харалампий явился подражателем святого Дионисия Эгинского. Подобно тому, как он сокрыл убийцу своего брата, Харалампий пощадил того, кто должен был стать убийцей не только его самого, но и многих других столь жестоко мучимых им невинных людей. И Косьма добавляет: «Если бы мы захотели, то могли бы проучить его как следует и без Василия. Он должен до гроба быть благодарным моему брату».
Таким великим незлобием был украшен Харалампий еще идо того, как стал монахом.
Новые препятствия
Наконец братья-близнецы Косьма и Дамиан выросли и получили высшее образование. Косьма стал преподавателем в начальных классах, а Дамиан — государственным чиновником. Получив свободу, Харалампий готовился осуществить великую мечту своей жизни. Однако... новые препятствия. Теперь уже со стороны единоверцев, собратьев-старостильников.
— Но вы поймите, что я поклялся пред Богом.
— Нет, ты должен ради успеха нашей борьбы оставаться в миру. Это твой долг.
Уход из мира опять откладывается. Так продолжалось до 1950 года. Все это время Харалампий находился в первых рядах старостильного движения. Но надо отметить, что он, несмотря на свою ревность в вере, имел и рассуждение, всегда знал чувство меры. Вот как рассказывал сам приснопамятный Старец о событиях того времени:
«После перехода официальной Церкви на новый стиль мы отошли от нее. Но тут возникла большая проблема — у нас не было главы, архиерея. К старостильникам присоединилось достаточно много священников, иеромонахов со Святой Горы, однако епископа у нас не было. Когда в 1935 году митрополит Флоринский Хризостом отошел от официальной Церкви и присоединился к старостильникам, нашей радости не было границ. Но надо отметить, что и среди старостильников существовало разногласие. Одни считали, что с изменением стиля из Церкви ушла и благодать, другие же говорили, что благодать в. ней осталась, а наша позиция — это позиция протеста против перехода на новый стиль. Это мнение вполне разделял и я.
Точно также думал и присоединившийся к нам митрополит Флоринский. В своем послании, насколько я помню, он писал: „Нашей матерью является Элладская Церковь, из нее мы почерпаем благодать. Однако мы не согласны и не желаем нести на себе ответственность за изменение календаря.
Но в 1950 году верх взяли сторонники крайнего толка. Под председательством владыки было проведено собрание. Высокопреосвященнейший сам всем все разъяснял. Он говорил собравшимся:
— Я прошу вас, не впадайте в крайности. Послушайте меня, и я обещаю вам, что победа будет за нами. На протяжении целых десяти лет я был новостильным епископом. Если теперь я начну говорить, что с переходом на новый стиль благодать ушла, тогда получится, что и у меня нет благодати, что я — лже-епископ.
Однако эти фанатики ничего не хотели слушать, они отвечали:
— Ты — архиерей, и у тебя есть благодать потому, что ты старостильник. Что же касается новостильников, то их Таинства недействительны.
Со своей стороны я тоже пытался что-то разъяснять, но все это было абсолютно бесполезно. На собрании царили взаимное непонимание и полная путаница. В конце концов, владыка Хризостом как председатель был принужден подписать документ, в котором говорилось, что официальная Элладская Церковь с переходом на новый стиль автоматически стала еретической и лишилась благодати. Подписывая это заявление, он сказал: „Я ставлю свою подпись под документом, с которым совершенно не согласен" Однако акт был подписан. Когда он попал мне в руки, я так сильно расстроился, так плакал, так был всем этим разочарован, что говорил сам себе: „О, несчастный, Бог призвал тебя к равноангельской жизни, а ты остался для того, чтобы спасти людей. Вот тебе и результат. Как можно скорее беги к своей цели, чтобы тебя не настигла внезапная смерть и ты не был нарушителем обета данного тобой Богу“».