Выдержка20-го марта 1911 года
Великий пост.
В воскресенье, 20 марта, «Братец Иоанн» сказал:
– Сегодняшнее Евангелие читается из Евангелия Марка, глава 9-я: «Один из народа сказал: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержи-маго духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет, и бросается часто в огонь и в воду; говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, но они не могли».
– Прости! – говорят слушатели, а «Братец» читает:
– Тогда сказал ему Христос и доныне говорит: «о род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне?».
Спаситель говорил и доныне говорит: «о, род неверный! когда вы научитесь делать сыновей говорящими о Христе? о, род неверный! ко-гда же вы научитесь делать сыновей слышащими о слове Христа? о, род неверный! когда же вы научите их молиться и поститься? только тогда, когда вы научите их слушать слово о Христе и говорить о слове Христа. Научите их молиться и поститься, только тогда они не будут бросаться в огонь, только тога они не будут бросаться и в воду. Т. е. только тогда прекратятся самоубийства. Но как было в древнее время так и в настоя-щее время мы не научаем своих сыновей и дочерей верить в слово Хри-ста. Не научаем их говорить о слове Христовом; и жить согласно Ему; и они верят в слово человеческое, в науку разврата; говорят о ней и при-нимают ее, и потому будучи неутешны, ищут смерти: и кидаются в огонь и в воду.
– Прости! – говорят слушатели, а «Братец» читает далее:
– «И привели его к Иисусу. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену».
Всех истеричных мы также называем бесноватыми, хотя, собствен-но говоря, это в них только дух немощи. Таковые заплачут и им сделает-ся легче. Но есть еще другие бесноватые, которые подобны Иуде. Иуда не плакал, но от тоски удавился; так и эти не плачут и от тоски покуша-ются на самоубийство. В таковых находится сам сатана. Таковые гово-рят об истеричных: «это плачут только люди простые, необразованные, суеверные, а образованные не плачут». Да, образованные, действитель-но не плачут, но многие из них покушаются на самоубийство. А простые проплачут и им делается легко. И пророк Давид говорит: «даждь мне плач о грехах моих».
Все пророки, Христос, апостолы и отцы церкви проповедывали слово Божие и учили плакать о грехах. Но мы не принимаем слова Бо-жия и потому не плачем. А когда услышим слово Божие и оно коснется нас, то мы будем плакать о своих грехах и нам сделается легко. Если ты плачешь о грехах, то ты соглашаешься не делать ничего дурного.
Далее читаем: «И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним?».
Неужели Христос, Творец мира, не знал этого? Нет. Он знал, но этим вопросом дал понять, чтобы мы научились спрашивать, а не угады-вать и не выдавать себя за пророка. Иисус этим обнаруживал себя про-стым человеком.
И сказал ему отец бесноватаго: «с детства многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжаль-ся над нами и помоги нам».
– Сжалься! – говорят слушатели, а «Братец» поясняет:
– Когда мы читаем это слово, то оно заставляет нас просить, по-добно этому отцу: «сжалься над нами».
– Сжалься! – повторяют слушатели, а «Братец» продолжает читать:
– Иисус сказал: «если сколько-нибудь можешь веровать, все воз-можно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию».
– Верую, помоги моему неверию, – говорят и слушатели и поют «Верую во единаго Бога».
После пения «Братец» говорит:
– Тогда Иисус сказал и доныне через Евангелие говорит нам: «если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему».
– Верую, помоги моему неверию, – опять говорят слушатели.
Теперь мы не можем видеть Христа так, как видели его апостолы, но мы можем слышать Его слово через Евангелие. Евангелие для того и написано, чтобы через него говорил нам Христос и тем умножал в нас веру.
– Помоги Господи! – говорят слушатели, а «Братец» поясняет:
– Тогда отец отрока просил Иисуса умножить в нем веру, но и те-перь умножается в нас вера через слова пророков, Христа, апостолов и отцов церкви. Но мы, будучи глухими и немыми, не верим в слово Бо-жие и не принимаем его.
– Прости! – говорят слушатели, а «Братец» поясняет еще: – Если же мы обратимся ко Христу, то мы будем понимать слово Божие и научимся веровать.
– Помолись! – говорят слушатели, а «Братец» читает далее:
– «Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, ска-зав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него».
– Спасибо! – говорят слушатели, а «Братец» читает:
– «И вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал».
Я не отвергаю фактическую сторону этого евангельскаго бытия. Тогда были такие больные и в настоящее время таковые есть Но мы при-знаем бесноватыми только тех, которые кричат и о которых говорят, что они одержимы падучими болезнями. А тех, которые не кричат и которые не верят в слово Божие, мы не называем бесноватыми. Тогда как они-то и есть настоящие бесноватые.
В это время раздается резкий крик какой-то женщины, а «Братец» спокойно продолжает пояснять:
– Тогда Христос исцелял больных и в настоящее время Он своим словом, как рукою, подымает нас от всякаго падения, как и в акафисте мы читаем: «Господи, подаждь руку мне, утопающему в житейских вол-нах».
Далее читаем: «И когда Иисус вошел в дом, ученики Его спраши-вали Его наедине: почему мы не могли изгнать его? И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста».
Если мы научимся молиться и поститься, то мы научим и своих сыновей и дочерей молиться и поститься и быть воздержными и они не будут кидаться в огонь и воду, и тогда прекратятся самоубийства. Но мы не научились молиться и поститься и потому нас пресыщенных и мучит бес и мы кидаемся – в огонь и в воду. Покайся!
– Грешны!
И все поют «Отверзни уста моя».
После пения «Братец» говорит:
– Вот я напомнил вам Евангелие.
– Спасибо!...”
Беседы Г.Д.Б.И.