Суть «новой концепции Бога» Дж. Робинсона.
Известнейшим представителем английского систематического библейского богословия явился Джон Артур Томас Робинсон (1919-83),еп. Вулиджский (1959). Его книга «Честность перед Богом» (1963) была переведена почти на все европейские языки и вызвала острую полемику, доходившую до обвинения автора в подрыве основ христианства. Робинсон исходил из крайне пессимистического взгляда на современное состояние Церкви и ее будущее. Он считал, что она потеряла общий язык с миром. Для преодоления этого кризиса он стремился использовать три системы идей:
1) модель протестантского теолога Бонхёффера, предлагавшего создать «безрелигиозное», или, точнее выражаясь, «расцерковленное» христианство;
2) полупантеистическое богословие Пауля Тиллиха;
3) демифологизациюБультмана (т.е. экзистенциализм).
Шок и соблазн, вызванные книгой Робинсона, были обусловлены его публицистическим стилем, резкой манерой выражаться и предложением пересмотреть основные христианские понятия, обращенные к широкой читательской публике. Попытки сторонников Робинсона, возглавляемых пастором Николасом Стейси, реализовать его церковно-практические идеи, успеха не имели; в 1969 году Робинсон ушел с поста епископа и стал деканом Тринити колледжа в Кембридже.
В 1976 году он выступил с книгой «Пересмотр датировки НЗ», которая также произвела сенсацию, но на сей раз преимущественно среди библеистов. В ней Робинсон обратил внимание на часто ускользавший от внимания толкователей факт, что ни в одной из книг НЗ нет прямых свидетельств о разрушении Храма в 70-м году по Р.Х.
Между тем это событие было необычайно важным в полемике между христианами и иудеями и способствовало выделению Церкви из иудейства. Отсюда Робинсон сделал вывод, что НЗ возник до 70 г. в среде первого поколения христиан. Кроме того, автор предположил, что отличие Ин. от синоптиков объясняется тем, что оно было написано раньше них. Эти концепции вызвали ряд возражений у экзегетов, в т.ч. и католических (напр., Грело).
14. Расцвет систематического библейского богословия Ветхого и Нового Заветов в католицизме (А. Желин, Ж. Озу, Ж. Даниелу, Л. Буйе).
Первый опыт библейского богословия в Римско-Католической Церкви пришелся на середину XX столетия. Французский священник Альбер Желин (1902-1960) в сжатом, но предельно насыщенном изложении богословия ВЗ («Основные идеи ВЗ», 1959) рассматривает проблемы божественного Откровения, отношения между Творцом и ветхозаветной Церковью (Обетование, Завет, Царство, спасение, искупление, мессианство и, наконец, проблема личного спасения в ВЗ). В книге подчеркивается глубокая связь двух Заветов, которая выразилась в единстве тем призвания, веры, испытания, остатка, Церкви и земли обетованной (переосмысленной как Царство Божье).
В другой известной работе Желина, «Бедняки Ягве» (1956), прослеживается история «церкви бедных», древних «нестяжателей» Израиля от времен пророков до евангельской эпохи. По мнению автора, идеи «бедняков Господних» отразились и в «Песни Богородицы» (Лк. 2), и в проповеди Самого Иисуса Христа.
Другим автором трудов по систематическому богословию стал французский католический экзегет, профессор Священного Писания в Руанской духовной семинарии, Жорж Озу (+1971). В первой своей работе («LaParoledeDieu» - «Слово Божье», Р., 1956) он рассматривал вопросы боговдохновенности, Предания, их соотношения с библейской критикой и семантикой, а во второй («LaTraditionbiblique» - «Библейская традиция», Р., 1957) излагал историю формирования священных книг на фоне библейской истории. Автор стоит на позициях новой исагогики, сочетая их с церковным подходом к Писанию. Ему также принадлежит ряд популярных комментариев на библейские книги.
Французский кардинал Жан Даниелу (1905-1974),сторонник экуменического движения и участник Второго Ватиканского Собора, в своей книге «Тайна ожидания» (1948) рассматривает духовное соотношение между ВЗ и НЗ. Причем сущность Завета он видит не в «договоре», а в обетовании Божьем, которое не зависит от человека. Бог верен всегда, даже если люди неверны Ему. Принятие обетования требовало от людей ВЗ готовности пойти на самоотречение, ибо замысел Творца не может быть объят ограниченным сознанием человека. В своей основе ВЗ завершается только в НЗ. «Совершенно очевидно, — пишет Даниелу, — что иудаизм был целиком ориентирован на христианство. Но также важно это и по отношению к нехристианским религиям. Они не ложны, но они по существу не полны, не завершены. Вспомним, что нам говорил св. Ириней: Бог вначале приучал человека к некоторым естественным истинам, к известному понятию о Боге. Но эти цивилизации на том и остались, они не вместили полноты Откровения».
Развитие этих мыслей мы находим в другой книге Даниелу «Святые «язычники» ВЗ» (1956), в которой рассматриваются сказания об Авеле, Енохе, Ное, Иове, Мелхиседеке. Автор хочет показать на примере этих лиц, что в ветхозаветное время существовало некое универсальное Откровение, явленное не только Израилю.
Даниелу дал одну из первых церковных интерпретаций находок кумранских текстов в работе «Рукописи Мертвого моря и происхождение христианства» (1957). Здесь автор показал не только сходство между ессейскими текстами и раннехристианской литературой, но и их глубокое различие. Он отметил следы кумранского влияния у ап. Павла, гностиков, сирийских и римских христиан.
Работа французского иеромонаха Луи Буйе (1913-2004) «О Библии и Евангелии» (1965) считается одним из самых глубоких очерков библейского богословия, написанных с католической точки зрения. Рассматривая Откровение обоих Заветов как последовательные фазы, автор делает акцент на двух важнейших проблемах: углубленном изучении основных понятий библейской религии (Завет, Слово, Обетование, Исход, Царство и т.д.) и исследовании роли ветхозаветного Предания как звена между двумя Заветами. Он показывает, что Священное Писание никогда не было чем-то самодовлеющим (как считают протестанты); оно всегда формировалось ижило в лоне непрерывной священной традиции. Именно она обусловливает «единство и непрерывность развития народа Божия с его основным законом жизни, идущие от ВЗ к НЗ».
Многообразие Предания не нарушает его фундаментальной цельности. Предание не противопоставлялось Общине, а было неотделимо от нее. «Учение пророков, например, каким оно сохранено нам в писаной Библии, нельзя отделять от его восприятия и усвоения благочестивыми израильтянами того времени и последующих поколений так же точно, как нельзя учение, содержащееся в посланиях ап. Павла, отрывать от живого опыта первоначальной Церкви».Буйе призывает изучать ветхозаветное Предание, чтобы осмыслить внутреннее единство истории спасения. Признавая выводы новой исагогики ВЗ, Буйе гораздо сдержаннее относится к современной датировке НЗ, который он, в отличие от многих критиков, считает хронологически более близким к первохристианской Общине. В книге «Церковь Божья» автор проводит мысли, аналогичные тем, что он высказал в «Библии и Евангелии». Он возводит основание Церкви к призванию Авраама, которое положило начало той религиозной общности, в которой через века прозвучало слово Богочеловека, Основателя и Установителя НЗ. Т.о., ВЗ становится своего рода предысторией христианской Церкви, ее прообразом. Анализ природы Церкви ВЗ в ее историческом движении помогает Буйе подойти к тайне Церкви Христовой.