Реконструкция монастырских зданий и строительство в Пронской пустыни во второй половине XIX века

Для рассмотрения вопроса реконструкции монастырских зданий и строительства в Пронской пустыни во второй половине XIX необходимо обращение к важнейшим источникам по монастырской истории периода: «Ведомости Пронской Спасской Заштатной Пустыни и имущества, равно о настоятеле и монашествующих за 1854 год»[53] и «Ведомости о состоянии Спасской пустыни, находящейся около города Пронска за 1869 год»[54].

На основании данных документов мы можем провести сравнительный анализ того, что именно было реконструировано в монастыре или построено.

Монастырская ограда. В обоих документах указывается, что ограда в 248 саженей длиной, каменная, без каких либо изменений продолжала благополучно охранять покой монашествующих. Разнится количество башен: в «Ведомости» 1854 года читаем «ограда…с двумя башнями: одна каменная, крыта железом. А другая деревянная на каменном фундаменте; третья башня каменная и часть ограды на западном угле разрушилась»[55]. В «Ведомости» за 1869 год отмечены уже пять башен: «две каменные и три деревянные на каменном фундаменте, с железною кровлей».

Таким образом, вы видим, что ограда была поновлена (в «Ведомости 1869 года» не видим указаний на разрушения в западном углу), построены две новые башни и одна восстановлена.

Храмы обители. В «Ведомости» 1854 года упоминается только один храм – «Церковь одна каменная с тремя престолами:… во имя Живоначальной Троицы. В трапезе приделы: справа, во имя ,Преображения Господня, слева, во имя Успения Божия Матери. Построена в 1765 году иждивением помещика Ивана Ивановича Бурцева, покрыта железом и крашена медянкой. Церковь утварью достаточна»[56].

В «Ведомости» за 1869 год упоминаются уже две церкви: «1-ая каменная, под железною кровлею с тремя Престолами. Главный Престол во имя Пресвятой Живоначальной Троицы. С приделами…Церковь сия построена иждивением Иваном Ивановичем Бурцевым, при церкви оной каменная колокольня с шестью колоколами. Вторая каменная же, под железною кровлею, теплая, с двумя Престолами, из коих по правую сторону во имя трех Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, а по левую сторону во имя св. мучениц Веры, надежды, Любови. Церковь сия устроена в 1867 году иждивением Московского потомственного почетного гражданина и кавалера Григория Сергеева Васильева. Церковной утвари для Пустыни достаточно»[57].

Таким образом, во время обновления монастыря к церкви Живоначальной Троицы была пристроена колокольня с шестью колоколами, построена новая теплая церковь во имя Трех Святителей и свв. мучениц Веры, Надежды, Любови.

Всего строений на территории монастыря в «Ведомости» 1854 упоминается 3 (настоятельские келии, братские келии, амбар), а в «Ведомости» 1869 года – как минимум 5 отдельных зданий (настоятельские келии, двое братских келии, каменный одноэтажный корпус для монастырской трапезы, амбар). Таким образом, к уже существующим братским келиям были пристоен еще один корпус «братские келии деревянные», и «кроме сих зданий имеется скотный двор с принадлежностями его, амбар для хранения хлебной провизии, новая баня, крытая тесом, каменный ледник, крытый дранкою, деревянная на каменном фундаменте за монастырем гостиница с двором, крытая дранкой»[58].

Таким образом, в результате строительства периода второго возобновления обители существенно расширился круг хозяйственных построек: появилась баня, ледник, отдельный амбар и скотный двор, гостиница.

Настоятельские келии. Настоятельские келии были очевидно перестроены и расширены, так как «Ведомость» 1854 года фигурируют «настоятельские келии деревянные, на каменном фундаменте в длину 7, а в ширину 4 сажен»[59], а в «Ведомости» 1869 года читаем «настоятельские келии деревянные, на каменном фундаменте под тесовою кровлею в длину 7, а в ширину 4,5 сажен»[60].

Братские келии. Как мы уже отмечали выше, к существующему братскому корпусу был добавлен второй корпус, чуть более предыдущего[61].

Делая выводы о сущности реконструкции и строительства в Пронской обители в изучаемый период, мы можем заключить, что увеличение количества послушников, связанное с общероссийскими процессами развития русского монашества, при поддержке монастырского благотворителя Г.В. Васильева, смогло укрепить монастырь. К церкви Живоначальной Троицы была пристроена колокольня с шестью колоколами, была поправлена и достроена монастырская ограда (5 башен после реконструкции), была построена церковь во имя Трех Святителей и свв. Мчч. Веры, Надежды и Любови, увеличены настоятельские келии, построен еще один братский корпус, построена трапеза для насельников, баня, амбар, скотный двор, гостиница.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе написания работы нами были исследованы многие архивне документы, свидетельств очевидцев и других типов источников, был проведен их подробный сравнительный анализ. В результате были решены задачи, поставленные во введении, достигнута цель: исследовать историю возрождения Пронской пустыни во второй половине XIX века.

В результате исследования были получены следующие выводы:

1. Пронская Спасо-Преображенская пустынь является одним из древнейших монастырей р.п. Пронска и единственной обителью, сохранившейся до нашего времени. По причине отшельнического устава обители, который просуществовал вплоть до 1881 года, когда по указу Святейшего Синода, вследствие ходатайства Епархиального Начальства в пустыни введено общежитие, и общей неустроенности, монастырь никогда не был богатым и многочисленным.

2. Из-за своей бедности и малочисленности братии монастырь даже был упразднен в начале 18 века, хотя и ненадолго – в середине 18 века он вновь возобновляется, во многом благодаря пожертвованиям купца Бурцева И.И. и усилиям настоятеля монастыря игумена Ионы.

3. Однако в середине 19 века монастырские здания вновь приходят в ветхость и возникает потребность реконструкции. Перед началом строительных работ поднимается вопрос о пригодности грунта для проведения масштабных работ. Возникает идея перенесения монастыря в другое место. Однако, было проведено повторное освидетельствование грунта, которое показало его пригодности и благодаря стараниям иеромонаха Самуила во многом на пожертвования Г.В. Васильева в течение 6 лет обитель была отстроена. Этот период принято называть вторым возрождением обители, в честь него был установлен праздник 25 июня 1866 года.

4. Третье возрождение обители приходится на 2013 год 2 октября н. с., когда решением Священного Синода, образованное в 2011 году Спасо-Преображенское Архиерейское подворье, было преобразовано в Спасо-Преображенский пронский мужской монастырь.

5. В результате особенностей политики относительно монастырей во второй половине XIX века русское монашество начинает возрождаться в второй половине XIX века, что выразилось в увеличении количества монашествующих и усилении интереса благотворителей в восстановлении и обновлении обителей.

6. В процессе исследования удалось подробно реконструировать состояние обители, предшествовавшее восстановлению обители – ветхость зданий и малочисленность братии.

7. Проект переноса зданий на новое место, несмотря на решение Священного Синода, не состоялся.

8. В процессе работа с документами была восстановлена последовательность событий 25 июня по старому стилю 1866 года – дня празднования возобновления обители.

9. Во время обновления обители, которое было предпринято в 1860-1866 гг. К церкви Живоначальной Троицы была пристроена колокольня с шестью колоколами, была поправлена и достроена монастырская ограда (5 башен после реконструкции), была построена церковь во имя Трех Святителей и свв. Мчч. Веры, Надежды и Любови, увеличены настоятельские келии, построен еще один братский корпус, построена трапеза для насельников, баня, амбар, скотный двор, гостиница.

Несмотря на широкий спектр привлеченный для исследования материалов, данное исследование является первой попыткой приближения к осмыслению данной темы: остается актуальной необходимость в создании систематического и целостного изложения истории обители, для которого данное исследование может представлять важную часть. Представляется так же важной перспективой продолжения исследований в данной области изучения жизненного пути и места упокоения главного монастырского благодетеля второго возобновления монастыря – Григория Сергеевича Васильева.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Т. Воздвиженский. Историческое обозрение Рязанской иерархии и всех церковных дел сея епархии, М. 1820

2. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России составленное Ратшиным, М. 1852, М. 2000

3. Гаретовский В. Обновление Св.-Спасской пустыни в г. Пронске. Прибавление к Рязанским епархиальным ведомостям, 1865-1866 гг. №23

4. И. Добролюбов. Истореко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных, с списками их настоятелей за XVII, XVIII и XIX ст. и библиографическими указаниями.

Т. 2, Р. 1885

6. Рязанские достопамятности собранные архимандритом Иеоронимом с примечаниями И. Добролюбова Р. 1889

7. Дополнительные о рязанской епархии сведения архимандрита Иеронима.

Изданы под редакцией правителя дел Рязанской Учёной Архивной комиссии Селиванова, Р. 1891

8. Полное географическое описание нашего отечества под общим руководством П.П.Семенова.Том II.Средне-русская чернозёмная область.

9. Сборник Рязанского губернского статистического комитета. Вып. I, Р. 1900

10. Рязань православная Р. 1993

11. И.Н. Юхина, Пронск и окрестные поселения, Р. 2001

12. Спасская пустынь. О мужском монастыре. Пронский рабочий, 1991 г., 4 сент.

13. Книги окладные монастырям, церквами часовням Рязанской епархии.

14. Баранович М. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Ген. Штаба Рязанской губернии. Пронск

15. Рязанские епархиальные ведомости 1874 г. №17. Материалы для географии и статистики России Барановича

16. Прибавление к Рязанским епархиальным ведомостям 1874-1875 №4, С. 91; №17, С. 379-382 (Пронск, история)

17. А.И.Раздорский. Историко-статистическое описание епархий Русской православной церкви 1848-1916. Сводный каталог и указатель содержания. С.-Пб. 2007

18. Милюков П.Н. Владения Рязанских монастырей (по первой ревизии 1722 г.)Р. 1897

19. Прибавление к Рязанским епархиальным ведомостям. 1874-1875 гг. №4,

20. Лукина Л. В., Лаврентьева Н. М., Пронск, Рязань, 1961.

21. «Словарь географический Российского государства» А.М. Щекотов. ч. 1-7, М., 1801-09, ч. 1, составлен совместно с Л. М. Максимовичем

22. «Экономические примечания» к планам генерального межевания Пронского уезда.

23. «Рязанский Богословский Вестник» №1(4)2011г.

24. «Пронская газета», 11июня 2004года., №71 – 72

ИСТОЧНИКИ

25. ГАРО, Ф.627, Оп.4,Д.34, л.2, 2об.

26. ГАРО, Ф.627, Оп. 137, Д.36

27. ГАРО, Ф.627, Оп.2, Д.31Табель монастырей Ряз. Епархии. Л.16

28. ГАРО, Ф.627, Оп. 22, Д. 79,Л. 26

29. ГАРО, Ф.627 Оп.67 Д.426

30. ГАРО, Ф.627, Оп.78, Д. 145

31. ГАРО, Ф.627, Оп.114, Д. 70

32.ГАРО, Ф.627 Оп.128 Д. 25

33. ГАРО, Ф.627, Оп.234, Д.645. Л.60.

34. ГАРО, Ф.627, Оп.147, Д. 7

35. ГАРО, Ф.627, Оп.150, Д.6

36. ГАРО, Ф.627,Оп.234, Д.92,121;Оп.137,Д.36

37. ГАРО, Ф.627, Оп.114, Д.70

38. ГАРО, Ф.627, Оп.234, Д. 121, Л.4 - 6

39. ГАРО,Ф.627,Оп.137,Д36,Л.1-3

40. ГАРО,Ф.627,Оп.240,Д.87

41. ГАРО,Ф.973,Оп.1,Д,3,Л.137

42. ГАРО,Р-16,Оп.1,Д.17,Л.18

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

43 .http://www.pronsk.info/index/0-11

44. http://www.history-ryazan.ru/node/2035

45. http://www.gorod.ryazan.ru/monastiri.html

46. http://www.ierusalimfond.ru/pages/main/1147/index.shtml

47. http://www.patriarchia.ru/db/text/141422

[1] Стоит указать на ряд статей за авторством современного настоятеля Пронской пустыни игумена Луки (Степанова):

[2] ГАРО, Ф.627, Оп.4,Д.34, л.2, 2об.

[3] Рязань православная. Рязань, 1993, С. 62

[4] ГАРО, Ф.627, Опись 137, Д. 36. Подобное же указание встречаем в двух других источниках: Дополнительные о рязанской епархии сведения архимандрита Иеронима. Изданы под редакцией правителя дел Рязанской Учёной Архивной комиссии Селиванова. Рязань, 1891; Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России составленное Ратшиным М. 1852, с. 421-422.

[5] Воздвиженский Т. Историческое обозрение Рязанской Иерархии и всех церковных дел сея епархии. М. 1820, С. 327

[6] И. Добролюбов. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных, с списками их настоятелей за XVII, XVIII и XIX ст. и библиографическими указаниями. Т. 2, Рязань, 1885.

[7] Там же.

[8]Гаретовский В.,протоиерей. Обновление Св.-Спасской пустыни в г. Пронске//Прибавление к рязанским епархиальным ведомостям, 1865-1866 г.№23, С.694

[9] И. Добролюбов. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных, с списками их настоятелей за XVII, XVIII и XIX ст. и библиографическими указаниями. Т. 2, Рязань, 1885.

[10] Списки иерархов и настоятелей монастырей, сост. Строев, М. 1887, С. 440

[11] ГАРО, Ф.627, Оп.2, Д.31 Табель монастырей Ряз. Епархии. Л.16

[12] ГАРО, Ф.627, Оп. 22, Д. 79,Л. 26

[13] И. Добролюбов. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных, с списками их настоятелей за XVII, XVIII и XIX ст. и библиографическими указаниями. Т. 2, Рязань, 1885.

[14] ГАРО, Ф. 627, Оп. 27, Д. 91; Оп. 29, Д. 109; Оп. 48, Д. 136

[15] Там же.

[16] ГАРО,Ф.627 Оп.67 Д.426

[16] ГАРО, Ф.627, Оп.78, Д.145

[17]

[18]Фонд 627, Опись114, Дело 70

[19] Полное географическое описание нашего отечества под общим руководством П.П. Семенова. С. 359. «В 1865 г. было разрешено перенести ее, по просьбам настоятеля, в с. Толпино Ряжскаго, но затем, по ходатайству местных жителей, она была оставлена на прежнем месте».

[20] Добролюбов И. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных, с списками их настоятелей за XVII,XVIII b XIXcт. И библиографическими указаниями. Т.2, С. 19

[21] ГАРО, Ф.627,Оп.234, Д.92,121;Оп.137,Д.36

[22] Добролюбов И. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных, с списками их настоятелей за XVII,XVIII и XIXcт. с библиографическими указаниями. Т.2, С. 20.

[23] ГАРО, Ф. 627, Оп. 114, Д.70

[23] ГАРО, Ф.627, Оп.234, Д. 121, Л.4 - 6

[24]Гаретовский В.,протоиерей. Обновление Св.-Спасской пустыни в г. Пронске//Прибавление к рязанским епархиальным ведомостям, 1865-1866 г.№23, С.696

[26] ГАРО,Ф.627,Оп.240,Д.87

[27] ГАРО,Р-16,Оп.1,Д.17,Л.18

[28] Журнал «Русская старина» 1870 г. № 6. – с. 21

[29] Журнал «Вестник Европы»//«Вопрос о реформе монастырей» 1873, № 8 – С. 54

[30] Журнал «Вестник Европы»//«Вопрос о реформе монастырей» 1873, № 8 – С. 56

[31] Статистический временник Российской империи. серия III, вып. 18 - СПб., 1887, С. 76

[32] Журнал «Русская старина» 1870 г. № 6. – с. 23

[33] Журнал «Вестник Европы»//«Вопрос о реформе монастырей» 1873, № 8, С. 59

[34] Статистический временник Российской империи. серия III, вып. 18 - СПб., 1887, С. 78

[35] Статистический временник Российской империи. серия III, вып. 18 - СПб., 1887, С. 78

[36] Статистический временник Российской империи. серия III, вып. 18 - СПб., 1887, С. 83

[37] Журнал «Русская старина» 1870 г. № 6. – с. 30

[38] Журнал «Вестник Европы»//«Вопрос о реформе монастырей» 1873, № 8 – С. 7

[39] Журнал «Вестник Европы»//«Вопрос о реформе монастырей» 1873, № 8 – С. 5

[40] Статистический временник Российской империи. серия III, вып. 18 - СПб., 1887, С. 45

[41] Гаретовский В., протоиерей «Обновление Св.-Спасской пустыни в г. Пронске». Прибавление к Рязанским епархиальным ведомостям, 1865-1866 г. № 23, с. 695-698

[42] ГАРО, Ф.627, оп.81, д. 209, л. 17-18; Ф. 627, оп. 234, д. 92, св. 6

[43] ГАРО, Ф. 627, оп. 128, д. 25

[44] Гаретовский В., протоиерей «Обновление Св.-Спасской пустыни в г.Пронске». Прибавление к Рязанским епархиальным ведомостям, 1865-1866 г. № 23, с. 695-698

[45] Там же.

[46] Гаретовский В., протоиерей «Обновление Св.-Спасской пустыни в г.Пронске». Прибавление к Рязанским епархиальным ведомостям, 1865-1866 г. № 23, с. 696

[47] Гаретовский В., протоиерей «Обновление Св.-Спасской пустыни в г.Пронске». Прибавление к Рязанским епархиальным ведомостям, 1865-1866 г. № 23, с. 697

[48] Гаретовский В., протоиерей «Обновление Св.-Спасской пустыни в г.Пронске». Прибавление к Рязанским епархиальным ведомостям, 1865-1866 г. № 23, с. 695-698

[49] ГАРО. Ф. 627. Оп. 114. Д. 70; Оп. 178-233. Д. 3; Оп. 234. Д. 121

[50] ГАРО. Ф. 627. Оп. 235. Д. 208; Оп. 231. Д. 9. Л. 25

[51] Гаретовский В. Обновление Св.-Спасской пустыни в г. Пронске. Прибавление к Рязанским епархиальным ведомостям, 1865-1866 гг. №23. с. 694-698

[52] Гаретовский В. Обновление Св.-Спасской пустыни в г. Пронске. Прибавление к Рязанским епархиальным ведомостям, 1865-1866 гг. №23. С. 698

[53] ГАРО Ф. 627 оп. 114 д.70

[54] ГАРО Ф. 627 оп. 128 д. 25

[55] ГАРО Ф. 627 оп. 114 д.70

[56] ГАРО Ф. 627 оп. 114 д.70

[57] ГАРО Ф. 627 оп. 128 д. 25

[58] ГАРО Ф. 627 оп. 128 д. 25, ГАРО Ф. 627 оп. 114 д.70.

[59] ГАРО Ф. 627 оп. 114 д.70

[60] ГАРО Ф. 627 оп. 128 д. 25

[61] В «Отчете благочинного монастырей архимандрита Владимира о состоянии оных в 1887 году» указывается количество насельников обители: «2 иеромонаха, 3 священника…, 4 иеродиакона, 3 монаха, 5 послушников и 33 на испытании, в качестве послушников» (ГАРО Ф.627, Оп. 147, д. 7), очевидно, что увеличение числа братии породило необходимость расширения братских келий.

Наши рекомендации