Тема 1. происхождение и состав библии

История мировых религий

Часть II

электронная хрестоматия

(тексто-графические учебные материалы)

Издатель:

Кемеровский государственный университет

Кемерово 2015

Об издании 1, 2, 3 © Елескина О. В., 2015 © Кемеровский государственный университет, 2015

УДК 372.82

ББК Э2-3я73

И 90

Издается по решению редакционно-издательского совета

Кемеровского государственного университета

Составитель:

Елескина Ольга Владимировна, кандидат исторических наук, доцент КемГУ

И 90 История мировых религий. – Ч. 2: электронная хрестоматия: тексто-графические учебные материалы [Электронный ресурс] / сост. О. В. Елескина; Кемеровский государственный университет. – Электрон. дан. (объем 0,6 Мб). – Кемерово: КемГУ, 2015. – 1 электрон. опт. диск (СD-ROM). – Систем. требования: Intel Pentium (или аналогичный процессор других производителей), 1,2 ГГц; 512 Мб оперативной памяти; видеокарта SVGA, 1280x1024 High Color (32 bit); 1 Мб свободного дискового пространства; операц. система Windows ХР и выше; Adobe Reader. – Загл. с экрана.  

Учебное издание разработано по дисциплине «История мировых религий» в соответствии с требованиями образовательного стандарта по направлению подготовки 46.03.01 История.

Рассмотрены основные проблемы, касающиеся изучения Библии как исторического источника, рассмотрены вопросы, раскрывающие специфику библейского мировоззрения

Предназначено обучающимся по направлению подготовки 46.03.01 История, может быть полезно обучающимся по направлению «Теология» и «Религиоведение», а также всем, кто интересуется проблемами религии и библеистики.

Утверждено на заседании кафедры истории цивилизаций и социокультурных коммуникаций Протокол № 7 от 2 декабря 2015 г. Зав. кафедрой, к. и. н., доцент С. А. Васютин Рекомендовано методической комиссией факультета истории и международных отношений от 12 февраля 2015 г. Протокол № 6 от 12 февраля Председатель методической комиссии ФИиМО, д. и. н., профессор Л. Ю. Китова
    УДК 372.82 ББК Э2-3я73  
  © Елескина О. В., 2015 © Кемеровский государственный университет, 2015

Текстовое электронное издание

Минимальные системные требования:

Компьютер: Intel Pentium (или аналогичный процессор других производителей), 1,2 ГГц; ОЗУ 512 Мб; 1 Мб свободного дискового пространства; видеокарта SVGA, 1280x1024 High Color (32 bit); привод CD-ROM

Операционная система: Windows ХР и выше

Программное обеспечение: Adobe Reader

Номер государственной регистрации электронного издания _________



  © Елескина О. В., 2015 © Кемеровский государственный университет, 2015

Введение. 5

ТЕМА 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СОСТАВ БИБЛИИ.. 7

Занятие 1. Происхождение и состав Ветхого Завета. 7

О книгах канонических и неканонических. 7

Документальная теория. 9

Сотворение мира и человека: Бытие гл. 1-2. 9

Всемирный потоп. Бытие. Глава 7. 13

Декалог Моисея: Исход. Глава 20. 14

Декалог Моисея: Второзаконие. Глава 5. 15

Занятие 2. Новый Завет: состав и происхождение. 16

Евангелие от Матфея Глава 1. 16

Евангелие от Иоанна Глава 1. 17

Евангелие детства от Фомы (фрагмент) 19

Евангелие от Иуды (фрагменты) 21

Дидахе (Учение двенадцати апостолов) Учение Господа чрез двенадцать апостолов народам. 27

ТЕМА 2. БИБЛИЯ КА ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК.. 33

Занятие 2. Отражение в Библии истории древнееврейских племен. 33

Левит (фрагменты). 33

Занятие 3. История государства первого храма. 39

Книга Иисуса Навина. Завоевание Ханаана. 39

Занятие 5. Становление христианства. 44

1-е послание к Тимофею.. 44

Деяния апостолов. 45

ТЕМА 3. БИБЛИЯ КАК ВЫРАЗИТЕЛЬ РЕЛИГИОЗНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ.. 46

Занятие 1. Библейская картина мира. 46

Бытие. Глава 9. Завет с Ноем.. 46

Завет с Авраамом.. 48

Занятие 2. Библейская концепция исторического развития. 50

Откровение от Иоанна Богослова (фрагменты) 51

ТЕМА 4. БИБЛИЯ КАК ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ. 57

Песня песней Соломона. 57

ТЕМА 5. БИБЛИЯ КАК ФИЛОСОФСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ. 66

Занятие 1. Особенности библейской философии. 66

Книга Екклесиаста или проповедника. 66

Занятие 2. Нравственное учение в Библии. 81

Ветхий Завет. Исход. 81

Новый Завет. Евангелие от Матфея – Нагорная проповедь. 85

Грехопадение. Изгнание из Рая. 88

Книга Иова (фрагменты) 90

Источники: 104

Рекомендуемая литература: 104


Введение

Вторая часть учебного издания «Истории мировых религий» представляет собой Хрестоматию, в которой подобраны материалы для раздела «Библия как памятник культуры». В Хрестоматии представлены фрагменты текстов Библии и других документов, имеющих отношение к библейской проблематике. Материалы скомпонованы согласно учебному плану и методическим рекомендациям, представленным в первой части издания «История мировых религий». Таким образом, обе части призваны помочь студенту разобраться с проблемами истории религии в целом, и в частности, с проблемами изучения Библии, как памятника культуры и исторического источника.

Библия является сложным текстом для понимания. Поэтому на семинары были вынесены лишь некоторые, наиболее интересные и существенные темы, разобравшись в аспектах которых, можно получить более или менее комплексное представление об этом памятнике культуры. Поскольку Библия является достаточно объемным текстом, в Хрестоматии представлены только фрагменты книг, либо отдельные сюжеты, относящиеся к проблематике семинара. Библейские тексты, приводимые в учебно-методическом пособии, печатаются по Русскому Синодальному переводу (http://www.bibleonline.ru/bible/rus/). В виду древности и сложности библейского текста студенту помимо источника, необходимо использовать дополнительную научную литературу, которая поможет ему разобраться с проблемами толкования и понимания содержащейся в тексте информации. Для облегчения работы, после текстов даны вопросы и задания по ним, что должно помочь студенту при чтении источника и работе с ним.

В ходе семинарских занятий реализуется компетентностный подход к обучению. В течение семестра студенты, работая с текстом Библии и других источников, могут освоить и закрепить навыки источниковедческого анализа. Использование научной литературы по темам семинарских занятий и сведения, полученные из источников, помогут расширить знания студентов об основных этапах и закономерностях исторического развития общества. Изучение мировоззренческих основ религии способствует формированию толерантного отношения к представителям других культур, улучшает навыки межнационального общения. Работа с источниками способствует развитию профессиональных навыков историков, расширяет умение студентов применять базовые знания в научно-исследовательской и экспертно-аналитической деятельности.

Использование первой и второй части издания «История мировых религий» в комплексе помогут студенту правильно подготовиться к семинарским занятиям. Студенту следует перед началом работы внимательно прочитать и изучить методические рекомендации к теме, прочитать тексты, предложенные к теме семинара, ответить на вопросы по ним. Также ознакомиться с научной литературой, предложенной к семинару. Это позволит студенту сформировать целостное представление по тем проблемам Библии, которые вынесены на семинарские занятия. В случае затруднений, студент может воспользоваться индивидуальными консультациями у преподавателя.

Документальная теория

В текстах Библии встречается немало противоречий, иногда один и тот же сюжет рассказывается дважды, но при сравнении обе версии могут отличаться в деталях. В выдвинутой в XIX в. немецким ученым-библеистом Ю. Велльгаузеном документальной гипотезе в основу Пятикнижия (Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие) были положены четыре документа (Яхвист, Элохист, Жреческий кодекс и Второзаконие). Позже эта теория неоднократно подвергалась критике, но, тем не менее, в настоящее время с определёнными корректировками исследователей XX века в варианте неодокументальной теории является научно обоснованной и общепринятой среди значительной части библеистов. Ниже представлены некоторые фрагменты из Пятикнижия имеющие разночтения или представляющие различные версии происходящих событий. Студентам необходимо объяснить имеющиеся противоречия в тексте, определить, из каких источников они приведены?

Левит (фрагменты).

Глава 11(законы чистоты)

1 И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря им:

2 скажите сынам Израилевым: вот животные, которые можно вам есть из всего скота на земле:

3 всякий скот, у которого раздвоены копыта и на копытах глубокий разрез, и который жует жвачку, ешьте;

4 только сих не ешьте из жующих жвачку и имеющих раздвоенные копыта: верблюда, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас;

5 и тушканчика, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас,

6 и зайца, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас;

7 и свиньи, потому что копыта у нее раздвоены и на копытах разрез глубокий, но она не жует жвачки, нечиста она для вас;

8 мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь; нечисты они для вас.

9 Из всех животных, которые в воде, ешьте сих: у которых есть перья и чешуя в воде, в морях ли, или реках, тех ешьте;

10 а все те, у которых нет перьев и чешуи, в морях ли, или реках, из всех плавающих в водах и из всего живущего в водах, скверны для вас;

11 они должны быть скверны для вас: мяса их не ешьте и трупов их гнушайтесь;

12 все животные, у которых нет перьев и чешуи в воде, скверны для вас.

13 Из птиц же гнушайтесь сих: орла, грифа и морского орла,

14 коршуна и сокола с породою его,

15 всякого ворона с породою его,

16 страуса, совы, чайки и ястреба с породою его,

17 филина, рыболова и ибиса,

18 лебедя, пеликана и сипа,

19 цапли, зуя с породою его, удода и нетопыря.

20 Все животные пресмыкающиеся, крылатые, ходящие на четырех ногах, скверны для нас;

21 из всех пресмыкающихся, крылатых, ходящих на четырех ногах, тех только ешьте, у которых есть голени выше ног, чтобы скакать ими по земле;

22 сих ешьте из них: саранчу с ее породою, солам с ее породою, харгол с ее породою и хагаб с ее породою.

23 Всякое другое пресмыкающееся, крылатое, у которого четыре ноги, скверно для вас;

24 от них вы будете нечисты: всякий, кто прикоснется к трупу их, нечист будет до вечера;

25 и всякий, кто возьмет труп их, должен омыть одежду свою и нечист будет до вечера. …

35 Все, на что упадет что-нибудь от трупа их, нечисто будет: печь и очаг должно разломать, они нечисты; и они должны быть нечисты для вас;

36 только источник и колодезь, вмещающий воду, остаются чистыми; а кто прикоснется к трупу их, тот нечист.

….

39 И когда умрет какой-либо скот, который употребляется вами в пищу, то прикоснувшийся к трупу его нечист будет до вечера;

40 и тот, кто будет есть мертвечину его, должен омыть одежды свои и нечист будет до вечера; и тот, кто понесет труп его, должен омыть одежды свои и нечист будет до вечера. …

Глава 13.

1 И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря:

2 когда у кого появится на коже тела его опухоль, или лишаи, или пятно, и на коже тела его сделается как бы язва проказы, то должно привести его к Аарону священнику, или к одному из сынов его, священников;

3 священник осмотрит язву на коже тела, и если волосы на язве изменились в белые, и язва оказывается углубленною в кожу тела его, то это язва проказы; священник, осмотрев его, объявит его нечистым.

4 А если на коже тела его пятно белое, но оно не окажется углубленным в кожу, и волосы на нем не изменились в белые, то священник имеющего язву должен заключить на семь дней;

5 в седьмой день священник осмотрит его, и если язва остается в своем виде и не распространяется язва по коже, то священник должен заключить его на другие семь дней;

6 в седьмой день опять священник осмотрит его, и если язва менее приметна и не распространилась язва по коже, то священник должен объявить его чистым: это лишаи, и пусть он омоет одежды свои, и будет чист.

7 Если же лишаи станут распространяться по коже, после того как он являлся к священнику для очищения, то он вторично должен явиться к священнику;

8 священник, увидев, что лишаи распространяются по коже, объявит его нечистым: это проказа.

9 Если будет на ком язва проказы, то должно привести его к священнику;

10 священник осмотрит, и если опухоль на коже бела, и волос изменился в белый, и на опухоли живое мясо,

11 то это застарелая проказа на коже тела его; и священник объявит его нечистым и заключит его, ибо он нечист.

12 Если же проказа расцветет на коже, и покроет проказа всю кожу больного от головы его до ног, сколько могут видеть глаза священника,

13 и увидит священник, что проказа покрыла все тело его, то он объявит больного чистым, потому что все превратилось в белое: он чист.

14 Когда же окажется на нем живое мясо, то он нечист;

15 священник, увидев живое мясо, объявит его нечистым; живое мясо нечисто: это проказа.

16 Если же живое мясо изменится и обратится в белое, пусть он придет к священнику;

17 священник осмотрит его, и если язва обратилась в белое, священник объявит больного чистым; он чист. ….

40 Если у кого на голове вылезли волосы, то это плешивый: он чист;

41 а если на передней стороне головы вылезли волосы, то это лысый: он чист.

42 Если же на плеши или на лысине будет белое или красноватое пятно, то на плеши его или на лысине его расцвела проказа;

43 священник осмотрит его, и если увидит, что опухоль язвы бела или красновата на плеши его или на лысине его, видом похожа на проказу кожи тела,

44 то он прокаженный, нечист он; священник должен объявить его нечистым, у него на голове язва.

45 У прокаженного, на котором эта язва, должна быть разодрана одежда, и голова его должна быть не покрыта, и до уст он должен быть закрыт и кричать: нечист! нечист!

46 Во все дни, доколе на нем язва, он должен быть нечист, нечист он; он должен жить отдельно, вне стана жилище его.….

Глава 15.

И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря:

2 объявите сынам Израилевым и скажите им: если у кого будет истечение из тела его, то от истечения своего он нечист.

3 И вот закон о нечистоте его от истечения его: когда течет из тела его истечение его, и когда задерживается в теле его истечение его, это нечистота его;

4 всякая постель, на которой ляжет имеющий истечение, нечиста, и всякая вещь, на которую сядет, нечиста;

5 и кто прикоснется к постели его, тот должен вымыть одежды свои и омыться водою и нечист будет до вечера;

6 кто сядет на какую-либо вещь, на которой сидел имеющий истечение, тот должен вымыть одежды свои и омыться водою и нечист будет до вечера;

7 и кто прикоснется к телу имеющего истечение, тот должен вымыть одежды свои и омыться водою и нечист будет до вечера;

8 если имеющий истечение плюнет на чистого, то сей должен вымыть одежды свои и омыться водою, и нечист будет до вечера;

9 и всякая повозка, в которой ехал имеющий истечение, нечиста будет до вечера;

10 и всякий, кто прикоснется к чему-нибудь, что было под ним, нечист будет до вечера; и кто понесет это, должен вымыть одежды свои и омыться водою, и нечист будет до вечера;

11 и всякий, к кому прикоснется имеющий истечение, не омыв рук своих водою, должен вымыть одежды свои и омыться водою, и нечист будет до вечера;

12 глиняный сосуд, к которому прикоснется имеющий истечение, должно разбить, а всякий деревянный сосуд должно вымыть водою.

13 А когда имеющий истечение освободится от истечения своего, тогда должен он отсчитать себе семь дней для очищения своего и вымыть одежды свои, и омыть тело свое живою водою, и будет чист;

14 и в восьмой день возьмет он себе двух горлиц или двух молодых голубей, и придет пред лице Господне ко входу скинии собрания, и отдаст их священнику;

15 и принесет священник из сих птиц одну в жертву за грех, а другую во всесожжение, и очистит его священник пред Господом от истечения его.

16 Если у кого случится излияние семени, то он должен омыть водою все тело свое, и нечист будет до вечера;

17 и всякая одежда и всякая кожа, на которую попадет семя, должна быть вымыта водою, и нечиста будет до вечера;

18 если мужчина ляжет с женщиной и будет у него излияние семени, то они должны омыться водою, и нечисты будут до вечера.

19 Если женщина имеет истечение крови, текущей из тела ее, то она должна сидеть семь дней во время очищения своего, и всякий, кто прикоснется к ней, нечист будет до вечера;

20 и все, на чем она ляжет в продолжение очищения своего, нечисто; и все, на чем сядет, нечисто;

21 и всякий, кто прикоснется к постели ее, должен вымыть одежды свои и омыться водою и нечист будет до вечера;

22 и всякий, кто прикоснется к какой-нибудь вещи, на которой она сидела, должен вымыть одежды свои и омыться водою, и нечист будет до вечера;

23 и если кто прикоснется к чему-нибудь на постели или на той вещи, на которой она сидела, нечист будет до вечера;

24 если переспит с нею муж, то нечистота ее будет на нем; он нечист будет семь дней, и всякая постель, на которой он ляжет, будет нечиста. …

31 Так предохраняйте сынов Израилевых от нечистоты их, чтоб они не умерли в нечистоте своей, оскверняя жилище Мое, которое среди них:

32 вот закон об имеющем истечение и о том, у кого случится излияние семени, делающее его нечистым,

33 и о страдающей очищением своим, и о имеющих истечение, мужчине или женщине, и о муже, который переспит с нечистою.

Вопросы и задания к тексту:

· Где и как в еврейской традиции применяются законы чистоты, изложенные в Главе 11?

· Прочтите 13 и 15 главы – какие функции брали на себя священники-левиты помимо культовых обязанностей?

· О каких заболеваниях идет речь? Почему важно было изолировать больных от общения с другими людьми?

Глава 6

1 Тогда сказал Господь Иисусу: вот, Я предаю в руки твои Иерихон и царя его, и находящихся в нем людей сильных;

2 пойдите вокруг города все способные к войне и обходите город однажды в день; и это делай шесть дней;

3 и семь священников пусть несут семь труб юбилейных пред ковчегом; а в седьмой день обойдите вокруг города семь раз, и священники пусть трубят трубами;

4 когда затрубит юбилейный рог, когда услышите звук трубы, тогда весь народ пусть воскликнет громким голосом, и стена города обрушится до своего основания, и весь народ пойдет в город, устремившись каждый с своей стороны.

5 И призвал Иисус, сын Навин, священников Израилевых и сказал им: несите ковчег завета; а семь священников пусть несут семь труб юбилейных пред ковчегом Господним.

6 И сказал народу: пойдите и обойдите вокруг города; вооруженные же пусть идут пред ковчегом Господним.

7 Как скоро Иисус сказал народу, семь священников, несших семь труб юбилейных пред Господом, пошли и затрубили трубами, и ковчег завета Господня шел за ними;

8 вооруженные же шли впереди священников, которые трубили трубами; а идущие позади следовали за ковчегом, во время шествия трубя трубами.

9 Народу же Иисус дал повеление и сказал: не восклицайте и не давайте слышать голоса вашего, и чтобы слово не выходило из уст ваших до того дня, доколе я не скажу вам: "воскликните!" и тогда воскликните.

10 Таким образом ковчег завета Господня пошел вокруг города и обошел однажды; и пришли в стан и ночевали в стане.

11 На другой день Иисус встал рано поутру, и священники понесли ковчег завета Господня;

12 и семь священников, несших семь труб юбилейных пред ковчегом Господним, шли и трубили трубами; вооруженные же шли впереди их, а идущие позади следовали за ковчегом завета Господня и идучи трубили трубами.

13 Таким образом и на другой день обошли вокруг города однажды и возвратились в стан. И делали это шесть дней.

14 В седьмой день встали рано, при появлении зари, и обошли таким же образом вокруг города семь раз; только в этот день обошли вокруг города семь раз.

15 Когда в седьмой раз священники трубили трубами, Иисус сказал народу: воскликните, ибо Господь предал вам город!

16 город будет под заклятием, и все, что в нем, Господу; только Раав блудница пусть останется в живых, она и всякий, кто у нее в доме; потому что она укрыла посланных, которых мы посылали;

17 но вы берегитесь заклятого, чтоб и самим не подвергнуться заклятию, если возьмете что-нибудь из заклятого, и чтобы на стан сынов Израилевых не навести заклятия и не сделать ему беды;

18 и все серебро и золото, и сосуды медные и железные да будут святынею Господу и войдут в сокровищницу Господню.

19 Народ воскликнул, и затрубили трубами. Как скоро услышал народ голос трубы, воскликнул народ громким голосом, и обрушилась стена города до своего основания, и народ пошел в город, каждый с своей стороны, и взяли город.

20 И предали заклятию все, что в городе, и мужей и жен, и молодых и старых, и волов, и овец, и ослов, все истребили мечом. …

23 А город и все, что в нем, сожгли огнем; только серебро и золото и сосуды медные и железные отдали, в сокровищницу дома Господня.

24 Раав же блудницу и дом отца ее и всех, которые у нее были, Иисус оставил в живых, и она живет среди Израиля до сего дня, потому что она укрыла посланных, которых посылал Иисус для высмотрения Иерихона.

25 В то время Иисус поклялся и сказал: проклят пред Господом тот, кто восставит и построит город сей Иерихон; на первенце своем он положит основание его и на младшем своем поставит врата его.

26 И Господь был с Иисусом, и слава его носилась по всей земле.

Глава 7

1 Но сыны Израилевы сделали преступление и взяли из заклятого. Ахан, сын Хармия, сына Завдия, сына Зары, из колена Иудина, взял из заклятого, и гнев Господень возгорелся на сынов Израиля.

2 Иисус из Иерихона послал людей в Гай, что близ Беф-Авена, с восточной стороны Вефиля, и сказал им: пойдите, осмотрите землю. Они пошли и осмотрели Гай.

3 И возвратившись к Иисусу, сказали ему: не весь народ пусть идет, а пусть пойдет около двух тысяч или около трех тысяч человек, и поразят Гай; всего народа не утруждай туда, ибо их мало там.

4 Итак пошло туда из народа около трех тысяч человек, но они обратились в бегство от жителей Гайских;

5 жители Гайские убили из них до тридцати шести человек, и преследовали их от ворот до Севарим и разбили их на спуске с горы; отчего сердце народа растаяло и стало, как вода.

6 Иисус разодрал одежды свои и пал лицем своим на землю пред ковчегом Господним и лежал до самого вечера, он и старейшины Израилевы, и посыпали прахом головы свои.

7 И сказал Иисус: о, Господи Владыка! для чего Ты перевел народ сей чрез Иордан, дабы предать нас в руки Аморреев и погубить нас? о, если бы мы остались и жили за Иорданом!

8 О, Господи! что сказать мне после того, как Израиль обратил тыл врагам своим?

9 Хананеи и все жители земли услышат и окружат нас и истребят имя наше с земли. И что сделаешь тогда имени Твоему великому?

10 Господь сказал Иисусу: встань, для чего ты пал на лице твое?

11 Израиль согрешил, и преступили они завет Мой, который Я завещал им; и взяли из заклятого, и украли, и утаили, и положили между своими вещами;

12 за то сыны Израилевы не могли устоять пред врагами своими и обратили тыл врагам своим, ибо они подпали заклятию; не буду более с вами, если не истребите из среды вашей заклятого.

13 Встань, освяти народ и скажи: освятитесь к утру, ибо так говорит Господь Бог Израилев: "заклятое среди тебя, Израиль; посему ты не можешь устоять пред врагами твоим, доколе не отдалишь от себя заклятого ";

14 завтра подходите все по коленам вашим; колено же, которое укажет Господь, пусть подходит по племенам; племя, которое укажет Господь, пусть подходит по семействам; семейство, которое укажет Господь, пусть подходит по одному человеку;

15 и обличенного в похищении заклятого пусть сожгут огнем, его и все, что у него, за то, что он преступил завет Господень и сделал беззаконие среди Израиля.

16 Иисус, встав рано поутру, велел подходить Израилю по коленам его, и указано колено Иудино;

17 потом велел подходить племенам Иуды, и указано племя Зары; велел подходить племени Зарину по семействам, и указано семейство Завдиево;

18 велел подходить семейству его по одному человеку, и указан Ахан, сын Хармия, сына Завдия, сына Зары, из колена Иудина.

19 Тогда Иисус сказал Ахану: сын мой! воздай славу Господу, Богу Израилеву и сделай пред Ним исповедание и объяви мне, что ты сделал; не скрой от меня.

20 В ответ Иисусу Ахан сказал: точно, я согрешил пред Господом Богом Израилевым и сделал то и то:

21 между добычею увидел я одну прекрасную Сеннаарскую одежду и двести сиклей серебра и слиток золота весом в пятьдесят сиклей; это мне полюбилось и я взял это; и вот, оно спрятано в земле среди шатра моего, и серебро под ним.

22 Иисус послал людей, и они побежали в шатер; и вот, все это спрятано было в шатре его, и серебро под ним.

23 Они взяли это из шатра и принесли к Иисусу и ко всем сынам Израилевым и положили пред Господом.

24 Иисус и все Израильтяне с ним взяли Ахана, сына Зарина, и серебро, и одежду, и слиток золота, и сыновей его и дочерей его, и волов его и ослов его, и овец его и шатер его, и все, что у него было, и вывели их на долину Ахор.

25 И сказал Иисус: за то, что ты навел на нас беду, Господь на тебя наводит беду в день сей. И побили его все Израильтяне камнями, и сожгли их огнем, и наметали на них камни.

26 И набросали на него большую груду камней, которая уцелела и до сего дня. После сего утихла ярость гнева Господня. Посему то место называется долиною Ахор даже до сего дня.

Вопросы и задания по тексту:

· Что, по сути, Совершил Иисус Навин и израильский народ под станами Иерихона?

· Почему израильтяне потерпели поражение от жителей Гая?

· Что на самом деле произошло с Иерихоном (по археологическим данным)? Было ли завоевание и сожжение города Иисусом Навиным?

Е послание к Тимофею

Глава 3

1 Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает.

2 Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен,

3 не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив,

4 хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью;

5 ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?

6 Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом.

7 Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую.

8 Диаконы также должны быть честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы,

9 хранящие таинство веры в чистой совести.

10 И таких надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, допускать до служения.

11 Равно и жены их должны быть честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем.

12 Диакон должен быть муж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим.

13 Ибо хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса.

14 Сие пишу тебе, надеясь вскоре придти к тебе,

15 чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины.

16 И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе.

Деяния апостолов

Глава 4.

32 У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее.

33 Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их.

34 Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного

35 и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду.

36 Так Иосия, прозванный от Апостолов Варнавою, что значит - сын утешения, левит, родом Кипрянин,

37 у которого была своя земля, продав ее, принес деньги и положил к ногам Апостолов.

Глава 5.

1 Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение,

2 утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов.

3 Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?

4 Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу.

5 Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это.

6 И встав, юноши приготовили его к погребению и, вынеся, похоронили.

7 Часа через три после сего пришла и жена его, не зная о случившемся.

8 Петр же спросил ее: скажи мне, за столько ли продали вы землю? Она сказала: да, за столько.

9 Но Петр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня? вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут.

10 Вдруг она упала у ног его и испустила дух. И юноши, войдя, нашли ее мертвою и, вынеся, похоронили подле мужа ее.

11 И великий страх объял всю церковь и всех слышавших это.

Вопросы и задания по текстам:

· Прочтите предложенные фрагменты и охарактеризуйте условия вступления в христианскую общину, нормы пребывания в ней, образ жизни членов общины.

· Охарактеризуйте требования к руководителям общины, очертите круг обязанностей епископа и дьякона.

· Актуальны ли предъявляемые требования к указанным должностям в современной церкви? Изменились ли их обязанности и функции со времен раннего христианства?

ТЕМА 3. БИБЛИЯ КАК ВЫРАЗИТЕЛЬ РЕЛИГИОЗНОГО
МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Завет с Авраамом

Глава 15

1 После сих происшествий было слово Господа к Авраму в видении, и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя весьма велика.

2 Аврам сказал: Владыка Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска.

3 И сказал Аврам: вот, Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследник мой.

4 И было слово Господа к нему, и сказано: не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником.

5 И вывел его вон и сказал: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков.

6 Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность.

7 И сказал ему: Я Господь, Который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы дать тебе землю сию во владение.

8 Он сказал: Владыка Господи! по чему мне узнать, что я буду владеть ею?

9 Господь сказал ему: возьми Мне трехлетнюю телицу, трехлетнюю козу, трехлетнего овна, горлицу и молодого голубя.

10 Он взял всех их, рассек их пополам и положил одну часть против другой; только птиц не рассек.

11 И налетели на трупы хищные птицы; но Аврам отгонял их.

12 При захождении солнца крепкий сон напал на Аврама, и вот, напал на него ужас и мрак великий.

13 И сказал Господь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет,

14 но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут с большим имуществом,

15 а ты отойдешь к отцам твоим в мире и будешь погребен в старости доброй;

16 в четвертом роде возвратятся они сюда: ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась.

17 Когда зашло солнце и наступила тьма, вот, дым как бы из печи и пламя огня прошли между рассеченными животными.

18 В этот день заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата:

19 Кенеев, Кенезеев, Кедмонеев,

20 Хеттеев, Ферезеев, Рефаимов,

21 Аморреев, Хананеев, Гергесеев и Иевусеев.

Глава 17

1 Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен;

2 и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя.

3 И пал Аврам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним и сказал:

4 Я – вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов,

5 и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов;

6 и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя;

7 и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя;

8 и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом.

9 И сказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их.

10 Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол;

11 обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами.

12 Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени.

13 Непременно да будет обрезан рожденный в доме твоем и купленный за серебро твое, и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным.

14 Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей, истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой.

15 И сказал Бог Аврааму: Сару, жену твою, не называй Сарою, но да будет имя ей: Сарра;

16 Я благословлю ее и дам тебе от нее сына; благословлю ее, и произойдут от нее народы, и цари народов произойдут от нее.

Вопросы и задания по текстам:

· Прочтите Завет с Ноем и Авраамом. Чем отличаются эти Заветы? На кого они распространяются?

· Что является знамением Заветов? Зачем нужны эти знамения?

· Какое наказание ждет человека, нарушившего данные Заветы?

Глава 4

1 После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего.

2 И тотчас я был в духе; и вот, пре

Наши рекомендации