Занятие II. Нравственное учение Библии

1. Проблемы нравственности в Ветхом и Новом Заветах. Декалог и Нагорная проповедь.

2. Проблема добра и зла в Библии. Концепция греха. Грехопадение и наказание.

3. Вина и наказание в Пятикнижии, книгах Пророков. Книга Иова: вина и ответственность.

Источники:

1. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета [Текст]. – М.: Библейские общества, 1996. – 1376 с.

Литература:

1. Батюшков, К. Н. Нечто о морали, основанной на философии и религии [Электронный ресурс] / К. Н. Батюшков. – М.: Лань, 2013.

2. Гусейнов, А. А. Этика [Текст]: учебник. / А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян. – М.: Гардарика, 2008. – 478 с.

3. Корочкин, Л. И. Размышления ученого о Боге, сотворении мира и природе добра и зла (опыт популярного христианского недогматического богословия) [Текст] / Л. И. Корочкин. – Новосибирск: Сибирский хронограф, 1997. – 235 c.

4. Красиков, В. И. Воспитание страхом и воспитание любовью: нормативные системы Ветхого и Нового Заветов [Текст] / В. И. Красиков // Православие – культура – образование: сб. стат. / ред. кол.: Г. Н. Миненко. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. – С. 41-51.

5. Лебедев, В. Ю. Религиоведение [Текст]: учебник для бакалавров / В. Ю. Лебедев, В. Ю. Викторов. – М. Юрайт, 2013. – 492 с.

6. Лобазова, О. Ф. Религиоведение [Электронный ресурс]: учебник / О. Ф. Лобазова. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: Дашков и К, 2012. – 488 с.

7. Медведев, А. В. Библия как памятник культуры [Текст]: учебное пособие. / А. В. Медведев. – Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2012. – 371 с.

8. От бытия – до откровения. Учение. Пятикнижие Моисеево [Текст]: Перевод и комментарии И. Ш. Шифмана. – М., 1993. – 335 с.

9. Пивоваров, Д. В. Бог, пророк, церковь [Текст]: учебное пособие / Д. В. Пивоваров. – Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2002. – 92 с.

10. Пивоваров, Д. В. Философия религии: в 3 т. [Текст]: учебное пособие для магистров / Д. В. Пивоваров. – Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2012.

11. Рижский, М. И. Библейские вольнодумцы: На прим. Книг Иова и Екклесиаста [Текст] / М. И. Рижский. – М.: Республика, 1992. – 236 c.

12. Телушкин, Р. Й. Еврейский мир. Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии [Текст]: перевод / Р. Й. Телушкин. – М.; Иерусалим: Мосты культуры: Гешарим, 2002. – 576 с.

13. Толстой, Л. Н. Христианское учение [Электронный ресурс] / Л. Н. Толстой. – М.: Лань, 2013.

Пятая тема второго раздела посвящена философским проблемам, отраженным в Библии. Она рассчитана на два занятия и охватывает как общие проблемы библейской философии, так и нравственные аспекты Библии.

Первое занятие рассматривает библейскую философию в целом. Первый вопрос акцентирует свое внимание на своеобразии философского мышления Библии. При подготовке к семинарским занятиям следует опираться на философские знания, полученные при изучении философии на первом курсе. Обратите внимание на отсутствие единой философской концепции, разницу подходов Ветхого и Нового Заветов. Философские идеи разбросаны по всем книгам Библии, но в наиболее концентрированном виде они встречаются в так называемых учительских книгах: книга Экклезиаста, книга Притчей, книга Иова и др. Студентам следует обратить внимание на основные философские проблемы, которые поднимает Библия: сущность Бога, его роль в судьбе мира, человек и его предназначение, проблема духовности, добра и зла и т. д. Чем библейская философия отличается от светской? Чем отличаются их подходы к вечным проблемам человечества?

Отдельно следует рассмотреть проблему знания и мудрости. Как связаны эти понятия и чем они отличаются? Можно ли поставить знак равенства между понятиями «мудрец» и «философ»? Рассматривая второй вопрос семинара, следует уделить внимание книге Экклезиаста. Проведя внешний анализ источника, выяснив время написания текста и авторство, следует обратиться к анализу содержания. Обратите внимание на особенности книги:

1) в ней выделяются две объективно существующие реальности: небесная и земная, обозначаемая словами «под небом», «под солнцем», «на земле» («Бог на небе, а ты на земле», 5:1);

2) четкое разграничение сфер житейского опыта и веры: «Видел я все дела, которые делаются под солнцем» (1:14), и продолжает, – «но узнал я». Использование глагола «видеть» – житейские наблюдения, если говорится о радости – это не связано с увиденным, ибо вера в Бога существует вопреки увиденному;

3) книга вплотную сталкивает нас с жесткими реалиями земного бытия и одновременно постоянно призывает к нашей вере и побуждению к радости бытия.

Рассмотрите основные проблемы, которые поднимает Экклезиаст в своей книге: богатство и бедность, мудрость и глупость, печаль и веселье, смысл человеческого существования, проблема жизни и смерти. Обратите внимание на противоречивость отношения к каждой категории. Эта книга, несмотря на свое библейское происхождение в современном обществе сохраняет свою актуальность, а проблемы, поднятые в тексте, имеют место и сегодня. Многие фразы из этой книги стали крылатыми выражениями.

Второе занятие данной темы акцентирует свое внимание на нравственных аспектах Священного Писания. Следует учесть, что в Библии нет единой нравственной концепции, проблемы морали поднимаются во многих книгах. Они перекликаются между собой, дополняют друг друга, но при этом могут существенно отличатся по мотивации и формулировкам. В рамках семинара предлагается рассмотреть лишь некоторые аспекты нравственных концепций, представленных в Библии.

Рассматривая первый вопрос необходимо обратить внимание на различия в подходах к проблемам нравственности в рамках Ветхого и Нового Заветов. Чем отличаются иудейское и христианское понимание нравственности, а в чем их сходство? Для наилучшего понимания различив в подходах, рекомендуется ознакомиться и проанализировать две нравственные программы, представленные в Ветхом и Новом Заветах. Ветхозаветная программа представлена в Декалоге. Для анализа лучше обратиться к Исходу (20: 1-17 - Десять заповедей). Обратите внимание на формулировки заповедей, их структуру. Кроме этого, рекомендуется обратиться к дальнейшему содержанию гл. 20, а также гл. 21-22. Как представлена концепция справедливости (принцип талиона). Какие социальные категории не попадают под действие талиона и почему?

Новозаветная нравственная концепция изложена в Нагорной проповеди. Оптимальным будет обращение к Евангелию от Матфея (гл. 5). Сравните Заповеди блаженства с Декалогом Моисея: чем отличается их формулировка, принцип мотивации соблюдения заповедей, где и когда ждет вас награда или наказание, коллективная или индивидуальная ответственность предусматривается за содеянное? Обратите внимание на то, как Иисус Христос интерпретирует содержание ветхозаветных заповедей (5:21-22; 5:27-32; 5:38-44). Как в его понимании меняется понятие греха, или того, что подлежит наказанию? Завершая сравнительный анализ двух нравственных концепций, сравните образ Бога, который получается по текстам Ветхого и Нового Завета. Как он изменился и почему? Как изменился человек в Новом Завете в сравнении с Ветхим?

Следующий вопрос акцентирует свое внимание на проблеме добра и зла. Как характеризуются эти понятия в Библии (приведите примеры их текста). Что является источниками добра и зла? Особое внимание следует обратить на проблему греха. Что понимается под грехом в Ветхом и Новом Заветах. Вспомните семь смертных грехов, получивших распространение в христианской идеологии. Для того, чтобы разобраться в проблеме греха, рекомендуется обратиться к сюжетам о грехопадении (Быт. гл. 3), Каине и Авеле (Быт. 4:1-16), преступление Хама (Быт. 9:18-27), Содом и Гоморра (Быт. гл. 19). Рассматривая сюжет о грехопадении, обратите внимание на поведение Адама и Евы: почему Бог изгнал их из рая и какое наказание им дал? Что же на самом деле является греховным с точки зрения Бога? Какова здесь роль Змея? Проанализируйте остальные предложенные сюжеты с позиции греховных действий, учитывая поведение всех участников сюжета.

Третий вопрос семинара рассматривает проблему соотношения вины и наказания. Для начала следует вспомнить основные мотивы вины еврейского народа в Пятикнижии и Пророческих книгах. Какова основная вина и в чем суть наказания, предусмотренного за эти действия Богом? При рассмотрении данной проблемы, особый интерес представляет книга Иова. Главная ее тема – страдание: в чем состоит проблема страдания, почему оно существует, почему страдают невинные люди или страдание всегда заслуженно? Приступая к анализу данной книге, нужно остановиться на внешнем анализе: когда была написана эта книга (богословская и научная версии), кто автор? Рассматривая сюжетную линию книге, особое внимание уделите Прологу (1:1-12). Какие испытания посылают Иову (1:13-2:13), как произошедшее оценивают его друзья? В чем вина Иова и есть ли она? Возможно ли наказание без вины? Страдания или испытания были посланы Иову? Обратите внимание на переходный характер книги, близость ее к христианской идеологии.

Подводя итог семинарскому занятию, оцените нравственные нормы Библии с позиции современности. Утратили ли они свою значимость на сегодняшний день? Если нет, то как они применяются в современном обществе? Изменилось ли человечество в нравственном отношении за последние тысячелетия?

Рейтинговая система оценки работы студентов

Работа студентов в течение семестра может оцениваться по рейтинговой системе. Формирование рейтингового балла осуществляется по нескольким видам работы:

§ Работа на семинарском занятии[1] - 65 баллов. В расчет рейтинга закладывается средняя оценка 3 балла. Семинар оценивается по 5-балльной системе: 1 – студент не отвечал на семинаре, но имеет конспект по теме, 2 – дополнения к ответу; 3 – слабый ответ на вопрос или несколько дополнений по нескольким вопросам; 4 – хороший полный ответ по одному вопросу; 5 – активная работа на семинаре, ответы и дополнения по всем вопросам семинарского занятия.

§ Реферат 30 баллов. Высший балл выставляется за полное соответствие всем требованиям. Введение содержит актуальность темы, цели и задачи. Работа структурирована, содержание раскрывает тему реферата. В работе грамотно указаны сноски на основные источники информации. Используется не менее 5 работ по теме. В заключении представлены основные выводы и изложена собственная точка зрения. Список литературы прилагается.

§ Тест 45 баллов. Закрытый тест включает 45 вопросов, за каждый правильный ответ – 1 балл. Минимальное количество баллов для написания теста – 27.

ФИО Семинары Max 65 Реферат Max 30 Тест Max 45 Min 27 Итог
         
         
         

В конце семестра набранные студентом баллы суммируются. Результат подводится исходя из следующих критериев:

Максимальная сумма, заложенная в рейтинге – 140 баллов:

70-100 – удовлетворительно;

101-120 – хорошо;

121-140 – отлично.

Если студент набирает более 121 балла – выставляется экзамен автоматом, если от 101 до 120 баллов – полуавтомат (на экзамене один вопрос из билета). Если студент набрал менее 70 баллов – значит он не освоил материал и ему необходимо выполнить дополнительные задания по предмету (эссе, доклады, защита реферата и т.п.) – на усмотрение преподавателя.

Примерные темы реферата:

1. Библейские сюжеты в европейской живописи.

2. Мифологические сюжеты в европейской живописи.

3. Древнерусская иконопись.

4. История инквизиции.

5. История монашества в Европе.

6. Духовно-идеологические функции монастырей в Древней Руси.

7. Женщина в исламской культуре.

8. Психоанализ и религия (на примере работ З. Фрейда, К. Г. Юнга, Э Фромма).

9. Религия и экономика (на примере работ М. Вебера).

10. Научный креационизм как явление XX века.

11. Религия и наука: от конфликта к взаимодействию.

12. Современный католицизм. Деятельность Иоана Павла II.

13. Деятельность РПЦ в современной России.

14. Исламский фундаментализм и терроризм.

15. Религиозные конфликты в современном мире.

16. Русская православная церковь в Советском Союзе.

17. Благотворительная и культурно-просветительская деятельность религиозных организаций в Российской Федерации.

18. Основные направления протестантизма в России.

19. Распространение буддизма в России.

20. Современный иудаизм: основные течения.

21. Возрождение ислама в современной России.

22. Секуляризация: причины и последствия.

23. Новые религиозные движения в России: причины распространения, социальная база.

24. Эзотерические религиозные течения.

25. Основные согласия и толки в современном старообрядчестве.

26. Двоеверие в христианской традиции (на примере России и/или Европы).

27. Русские патриархи и их роль в истории государства.

28. Религиозные организации в Кемеровской области.

29. Синтоизм и его особенности.

30. Дзэн-буддизм в культуре Японии.

31. Экуменическое движение в современном мире.

32. Ольстерский конфликт: религиозный аспект проблемы.

33. «Гибель богов» в философской мысли к. XIX- н.XX вв.

34. Суфизм в исламе.

Критерий оценивания реферата:

Реферат оценивается исходя из 30 баллов. Высший балл выставляется за полное соответствие всем требованиям.

При написании реферата необходимо соблюдать следующую структуру:

· Введение: включает обоснование темы, ее актуальность и значимость для сегодняшнего дня; определение целей и задач реферата; краткий обзор литературы.

· Основная часть должна раскрывать суть исследуемого вопроса. Она должна быть структурирована, и представлять пошаговое решение проблемы, отражать процесс развития вопроса. В работе грамотно указаны сноски на основные источники информации. При написании реферата студенту необходимо использовать не менее пяти работ по теме.

· Заключение: должны содержать основные выводы по реферату и ваше отношение к проблеме. Список литературы прилагается.

Материалы, а также списки источников и литературы для подготовки рефератов даются студентам на первом занятии. На консультациях преподаватель рекомендует наиболее важные издания, необходимые для подготовки рефератов. Это, естественно, не ограничивает студента в подборе материалов и Интернет-ресурсов при написании рефератов и докладов. Выполнение этих заданий контролируется в рамках практических заданий. Студенты, не подготовившие реферат, сдают обозначенную в реферате тему в виде дополнительного вопроса на экзамене.

При оформлении реферата необходимо делать ссылки по тексту на используемую литературу и оформлять их в соответствии с ГОСТом. В конце обязательно приложить список использованной литературы, оформленный по ГОСТу. Объем реферата не должен превышать 10-15 листов (Times New Roman, 14 шрифт, 1,5 интервал).

К написанию реферата необходимо приступать в начале семестра, чтобы была возможность исправить работу в соответствии со сделанными преподавателем замечаниями. Реферат сдается не позднее 1 декабря. Если студент сдает его позже – то ему либо снижается оценка, либо он защищает реферат на экзамене (на усмотрение преподавателя).

Окончательные результаты рейтинга подводятся на последнем занятии (после написания теста), промежуточные – во время контрольных точек. В течение семестра студент может ознакомиться с текущим состоянием своего рейтинга у преподавателя.

Электронное учебное издание

История мировых религий

Часть I

электронные методические рекомендации

(тексто-графические учебные материалы)

Составитель: Елескина Ольга Владимировна

Редактор Л. Г. Барашкова

Технический редактор В. П. Долгих

Подписано к использованию 6.07.2015 г. Заказ № 70.

Объем 0,47 Мб.

Кемеровский государственный университет,

650043, г. Кемерово, ул. Красная, 6.

[1]Студенты с ограниченными возможностями по состоянию здоровья данную часть рейтинговой системы выполняют письменно (частичные или полные конспекты семинаров). По согласованию с преподавателем, возможны онлайн-консультации.

Наши рекомендации