Занятие II. Нравственное учение Библии
1. Проблемы нравственности в Ветхом и Новом Заветах. Декалог и Нагорная проповедь.
2. Проблема добра и зла в Библии. Концепция греха. Грехопадение и наказание.
3. Вина и наказание в Пятикнижии, книгах Пророков. Книга Иова: вина и ответственность.
Источники:
1. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета [Текст]. – М.: Библейские общества, 1996. – 1376 с.
Литература:
1. Батюшков, К. Н. Нечто о морали, основанной на философии и религии [Электронный ресурс] / К. Н. Батюшков. – М.: Лань, 2013.
2. Гусейнов, А. А. Этика [Текст]: учебник. / А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян. – М.: Гардарика, 2008. – 478 с.
3. Корочкин, Л. И. Размышления ученого о Боге, сотворении мира и природе добра и зла (опыт популярного христианского недогматического богословия) [Текст] / Л. И. Корочкин. – Новосибирск: Сибирский хронограф, 1997. – 235 c.
4. Красиков, В. И. Воспитание страхом и воспитание любовью: нормативные системы Ветхого и Нового Заветов [Текст] / В. И. Красиков // Православие – культура – образование: сб. стат. / ред. кол.: Г. Н. Миненко. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. – С. 41-51.
5. Лебедев, В. Ю. Религиоведение [Текст]: учебник для бакалавров / В. Ю. Лебедев, В. Ю. Викторов. – М. Юрайт, 2013. – 492 с.
6. Лобазова, О. Ф. Религиоведение [Электронный ресурс]: учебник / О. Ф. Лобазова. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: Дашков и К, 2012. – 488 с.
7. Медведев, А. В. Библия как памятник культуры [Текст]: учебное пособие. / А. В. Медведев. – Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2012. – 371 с.
8. От бытия – до откровения. Учение. Пятикнижие Моисеево [Текст]: Перевод и комментарии И. Ш. Шифмана. – М., 1993. – 335 с.
9. Пивоваров, Д. В. Бог, пророк, церковь [Текст]: учебное пособие / Д. В. Пивоваров. – Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2002. – 92 с.
10. Пивоваров, Д. В. Философия религии: в 3 т. [Текст]: учебное пособие для магистров / Д. В. Пивоваров. – Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2012.
11. Рижский, М. И. Библейские вольнодумцы: На прим. Книг Иова и Екклесиаста [Текст] / М. И. Рижский. – М.: Республика, 1992. – 236 c.
12. Телушкин, Р. Й. Еврейский мир. Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии [Текст]: перевод / Р. Й. Телушкин. – М.; Иерусалим: Мосты культуры: Гешарим, 2002. – 576 с.
13. Толстой, Л. Н. Христианское учение [Электронный ресурс] / Л. Н. Толстой. – М.: Лань, 2013.
Пятая тема второго раздела посвящена философским проблемам, отраженным в Библии. Она рассчитана на два занятия и охватывает как общие проблемы библейской философии, так и нравственные аспекты Библии.
Первое занятие рассматривает библейскую философию в целом. Первый вопрос акцентирует свое внимание на своеобразии философского мышления Библии. При подготовке к семинарским занятиям следует опираться на философские знания, полученные при изучении философии на первом курсе. Обратите внимание на отсутствие единой философской концепции, разницу подходов Ветхого и Нового Заветов. Философские идеи разбросаны по всем книгам Библии, но в наиболее концентрированном виде они встречаются в так называемых учительских книгах: книга Экклезиаста, книга Притчей, книга Иова и др. Студентам следует обратить внимание на основные философские проблемы, которые поднимает Библия: сущность Бога, его роль в судьбе мира, человек и его предназначение, проблема духовности, добра и зла и т. д. Чем библейская философия отличается от светской? Чем отличаются их подходы к вечным проблемам человечества?
Отдельно следует рассмотреть проблему знания и мудрости. Как связаны эти понятия и чем они отличаются? Можно ли поставить знак равенства между понятиями «мудрец» и «философ»? Рассматривая второй вопрос семинара, следует уделить внимание книге Экклезиаста. Проведя внешний анализ источника, выяснив время написания текста и авторство, следует обратиться к анализу содержания. Обратите внимание на особенности книги:
1) в ней выделяются две объективно существующие реальности: небесная и земная, обозначаемая словами «под небом», «под солнцем», «на земле» («Бог на небе, а ты на земле», 5:1);
2) четкое разграничение сфер житейского опыта и веры: «Видел я все дела, которые делаются под солнцем» (1:14), и продолжает, – «но узнал я». Использование глагола «видеть» – житейские наблюдения, если говорится о радости – это не связано с увиденным, ибо вера в Бога существует вопреки увиденному;
3) книга вплотную сталкивает нас с жесткими реалиями земного бытия и одновременно постоянно призывает к нашей вере и побуждению к радости бытия.
Рассмотрите основные проблемы, которые поднимает Экклезиаст в своей книге: богатство и бедность, мудрость и глупость, печаль и веселье, смысл человеческого существования, проблема жизни и смерти. Обратите внимание на противоречивость отношения к каждой категории. Эта книга, несмотря на свое библейское происхождение в современном обществе сохраняет свою актуальность, а проблемы, поднятые в тексте, имеют место и сегодня. Многие фразы из этой книги стали крылатыми выражениями.
Второе занятие данной темы акцентирует свое внимание на нравственных аспектах Священного Писания. Следует учесть, что в Библии нет единой нравственной концепции, проблемы морали поднимаются во многих книгах. Они перекликаются между собой, дополняют друг друга, но при этом могут существенно отличатся по мотивации и формулировкам. В рамках семинара предлагается рассмотреть лишь некоторые аспекты нравственных концепций, представленных в Библии.
Рассматривая первый вопрос необходимо обратить внимание на различия в подходах к проблемам нравственности в рамках Ветхого и Нового Заветов. Чем отличаются иудейское и христианское понимание нравственности, а в чем их сходство? Для наилучшего понимания различив в подходах, рекомендуется ознакомиться и проанализировать две нравственные программы, представленные в Ветхом и Новом Заветах. Ветхозаветная программа представлена в Декалоге. Для анализа лучше обратиться к Исходу (20: 1-17 - Десять заповедей). Обратите внимание на формулировки заповедей, их структуру. Кроме этого, рекомендуется обратиться к дальнейшему содержанию гл. 20, а также гл. 21-22. Как представлена концепция справедливости (принцип талиона). Какие социальные категории не попадают под действие талиона и почему?
Новозаветная нравственная концепция изложена в Нагорной проповеди. Оптимальным будет обращение к Евангелию от Матфея (гл. 5). Сравните Заповеди блаженства с Декалогом Моисея: чем отличается их формулировка, принцип мотивации соблюдения заповедей, где и когда ждет вас награда или наказание, коллективная или индивидуальная ответственность предусматривается за содеянное? Обратите внимание на то, как Иисус Христос интерпретирует содержание ветхозаветных заповедей (5:21-22; 5:27-32; 5:38-44). Как в его понимании меняется понятие греха, или того, что подлежит наказанию? Завершая сравнительный анализ двух нравственных концепций, сравните образ Бога, который получается по текстам Ветхого и Нового Завета. Как он изменился и почему? Как изменился человек в Новом Завете в сравнении с Ветхим?
Следующий вопрос акцентирует свое внимание на проблеме добра и зла. Как характеризуются эти понятия в Библии (приведите примеры их текста). Что является источниками добра и зла? Особое внимание следует обратить на проблему греха. Что понимается под грехом в Ветхом и Новом Заветах. Вспомните семь смертных грехов, получивших распространение в христианской идеологии. Для того, чтобы разобраться в проблеме греха, рекомендуется обратиться к сюжетам о грехопадении (Быт. гл. 3), Каине и Авеле (Быт. 4:1-16), преступление Хама (Быт. 9:18-27), Содом и Гоморра (Быт. гл. 19). Рассматривая сюжет о грехопадении, обратите внимание на поведение Адама и Евы: почему Бог изгнал их из рая и какое наказание им дал? Что же на самом деле является греховным с точки зрения Бога? Какова здесь роль Змея? Проанализируйте остальные предложенные сюжеты с позиции греховных действий, учитывая поведение всех участников сюжета.
Третий вопрос семинара рассматривает проблему соотношения вины и наказания. Для начала следует вспомнить основные мотивы вины еврейского народа в Пятикнижии и Пророческих книгах. Какова основная вина и в чем суть наказания, предусмотренного за эти действия Богом? При рассмотрении данной проблемы, особый интерес представляет книга Иова. Главная ее тема – страдание: в чем состоит проблема страдания, почему оно существует, почему страдают невинные люди или страдание всегда заслуженно? Приступая к анализу данной книге, нужно остановиться на внешнем анализе: когда была написана эта книга (богословская и научная версии), кто автор? Рассматривая сюжетную линию книге, особое внимание уделите Прологу (1:1-12). Какие испытания посылают Иову (1:13-2:13), как произошедшее оценивают его друзья? В чем вина Иова и есть ли она? Возможно ли наказание без вины? Страдания или испытания были посланы Иову? Обратите внимание на переходный характер книги, близость ее к христианской идеологии.
Подводя итог семинарскому занятию, оцените нравственные нормы Библии с позиции современности. Утратили ли они свою значимость на сегодняшний день? Если нет, то как они применяются в современном обществе? Изменилось ли человечество в нравственном отношении за последние тысячелетия?
Рейтинговая система оценки работы студентов
Работа студентов в течение семестра может оцениваться по рейтинговой системе. Формирование рейтингового балла осуществляется по нескольким видам работы:
§ Работа на семинарском занятии[1] - 65 баллов. В расчет рейтинга закладывается средняя оценка 3 балла. Семинар оценивается по 5-балльной системе: 1 – студент не отвечал на семинаре, но имеет конспект по теме, 2 – дополнения к ответу; 3 – слабый ответ на вопрос или несколько дополнений по нескольким вопросам; 4 – хороший полный ответ по одному вопросу; 5 – активная работа на семинаре, ответы и дополнения по всем вопросам семинарского занятия.
§ Реферат – 30 баллов. Высший балл выставляется за полное соответствие всем требованиям. Введение содержит актуальность темы, цели и задачи. Работа структурирована, содержание раскрывает тему реферата. В работе грамотно указаны сноски на основные источники информации. Используется не менее 5 работ по теме. В заключении представлены основные выводы и изложена собственная точка зрения. Список литературы прилагается.
§ Тест – 45 баллов. Закрытый тест включает 45 вопросов, за каждый правильный ответ – 1 балл. Минимальное количество баллов для написания теста – 27.
ФИО | Семинары Max 65 | Реферат Max 30 | Тест Max 45 Min 27 | Итог |
В конце семестра набранные студентом баллы суммируются. Результат подводится исходя из следующих критериев:
Максимальная сумма, заложенная в рейтинге – 140 баллов:
70-100 – удовлетворительно;
101-120 – хорошо;
121-140 – отлично.
Если студент набирает более 121 балла – выставляется экзамен автоматом, если от 101 до 120 баллов – полуавтомат (на экзамене один вопрос из билета). Если студент набрал менее 70 баллов – значит он не освоил материал и ему необходимо выполнить дополнительные задания по предмету (эссе, доклады, защита реферата и т.п.) – на усмотрение преподавателя.
Примерные темы реферата:
1. Библейские сюжеты в европейской живописи.
2. Мифологические сюжеты в европейской живописи.
3. Древнерусская иконопись.
4. История инквизиции.
5. История монашества в Европе.
6. Духовно-идеологические функции монастырей в Древней Руси.
7. Женщина в исламской культуре.
8. Психоанализ и религия (на примере работ З. Фрейда, К. Г. Юнга, Э Фромма).
9. Религия и экономика (на примере работ М. Вебера).
10. Научный креационизм как явление XX века.
11. Религия и наука: от конфликта к взаимодействию.
12. Современный католицизм. Деятельность Иоана Павла II.
13. Деятельность РПЦ в современной России.
14. Исламский фундаментализм и терроризм.
15. Религиозные конфликты в современном мире.
16. Русская православная церковь в Советском Союзе.
17. Благотворительная и культурно-просветительская деятельность религиозных организаций в Российской Федерации.
18. Основные направления протестантизма в России.
19. Распространение буддизма в России.
20. Современный иудаизм: основные течения.
21. Возрождение ислама в современной России.
22. Секуляризация: причины и последствия.
23. Новые религиозные движения в России: причины распространения, социальная база.
24. Эзотерические религиозные течения.
25. Основные согласия и толки в современном старообрядчестве.
26. Двоеверие в христианской традиции (на примере России и/или Европы).
27. Русские патриархи и их роль в истории государства.
28. Религиозные организации в Кемеровской области.
29. Синтоизм и его особенности.
30. Дзэн-буддизм в культуре Японии.
31. Экуменическое движение в современном мире.
32. Ольстерский конфликт: религиозный аспект проблемы.
33. «Гибель богов» в философской мысли к. XIX- н.XX вв.
34. Суфизм в исламе.
Критерий оценивания реферата:
Реферат оценивается исходя из 30 баллов. Высший балл выставляется за полное соответствие всем требованиям.
При написании реферата необходимо соблюдать следующую структуру:
· Введение: включает обоснование темы, ее актуальность и значимость для сегодняшнего дня; определение целей и задач реферата; краткий обзор литературы.
· Основная часть должна раскрывать суть исследуемого вопроса. Она должна быть структурирована, и представлять пошаговое решение проблемы, отражать процесс развития вопроса. В работе грамотно указаны сноски на основные источники информации. При написании реферата студенту необходимо использовать не менее пяти работ по теме.
· Заключение: должны содержать основные выводы по реферату и ваше отношение к проблеме. Список литературы прилагается.
Материалы, а также списки источников и литературы для подготовки рефератов даются студентам на первом занятии. На консультациях преподаватель рекомендует наиболее важные издания, необходимые для подготовки рефератов. Это, естественно, не ограничивает студента в подборе материалов и Интернет-ресурсов при написании рефератов и докладов. Выполнение этих заданий контролируется в рамках практических заданий. Студенты, не подготовившие реферат, сдают обозначенную в реферате тему в виде дополнительного вопроса на экзамене.
При оформлении реферата необходимо делать ссылки по тексту на используемую литературу и оформлять их в соответствии с ГОСТом. В конце обязательно приложить список использованной литературы, оформленный по ГОСТу. Объем реферата не должен превышать 10-15 листов (Times New Roman, 14 шрифт, 1,5 интервал).
К написанию реферата необходимо приступать в начале семестра, чтобы была возможность исправить работу в соответствии со сделанными преподавателем замечаниями. Реферат сдается не позднее 1 декабря. Если студент сдает его позже – то ему либо снижается оценка, либо он защищает реферат на экзамене (на усмотрение преподавателя).
Окончательные результаты рейтинга подводятся на последнем занятии (после написания теста), промежуточные – во время контрольных точек. В течение семестра студент может ознакомиться с текущим состоянием своего рейтинга у преподавателя.
Электронное учебное издание
История мировых религий
Часть I
электронные методические рекомендации
(тексто-графические учебные материалы)
Составитель: Елескина Ольга Владимировна
Редактор Л. Г. Барашкова
Технический редактор В. П. Долгих
Подписано к использованию 6.07.2015 г. Заказ № 70.
Объем 0,47 Мб.
Кемеровский государственный университет,
650043, г. Кемерово, ул. Красная, 6.
[1]Студенты с ограниченными возможностями по состоянию здоровья данную часть рейтинговой системы выполняют письменно (частичные или полные конспекты семинаров). По согласованию с преподавателем, возможны онлайн-консультации.