Находит ли учение о сохранении всех святых подтверждение в Библии?

Не скоро нам удалось опять встретиться для дальнейшего изучения вопроса о сохранении всех святых, У меня было много дел. В церкви умерли несколько человек, были похороны. Прошел День благодарения. В колледже заканчивался семестр... Но вот, наконец, наступила свободная пятница, и я помчался к Терри.

Мы выбрали несколько отрывков из Священного Писания, которые могли бы помочь нам в наших исследованиях. Сначала мы читали и разбирали те стихи, где говорится об уверенности в спасении:

"Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: "за Тебя умерщвляют нас всякий день; считают нас за овец, обреченных на заклание". Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем" (Рим.8:35-39).

"Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон" (Ин.6:37).

"Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною, и Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей. Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего" (Ин.10:27-29).

"Будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа..." (Фил.1:6).

"Ибо дары и призвание Божие непреложны" (Рим.11:29).

"По сей причине я и страдаю так; но не стыжусь. Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день" (2 Тим.1:12).

"Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых" (Евр.10:14).

Мы также выписали те стихи, где говорится о жизни вечной:

"Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную" (Ин.6:47).

"Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь" (Ин.5:24).

Чтобы наши исследования не были односторонними, мы выбрали и те стихи, которые говорят о сохранении всех святых до конца, т.е. о том, что истинные верующие ревнуют о деле Божьем всю свою жизнь и не возвращаются в мир:

"Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их" (Мтф.7:13-14).

Из этого отрывка можно сделать вывод, что широкие ворота ведут к широкой дороге, а узкие ворота - к дороге узкой. Речь не идет о том, что войдя через узкие ворота, можно попасть на широкую дорогу, или наоборот. Узки ворота, ведущие к узкому пути, но это и ворота, и путь, ведущие в жизнь. Интересно отметить и слова "...немногие находят их". Идет ли речь о том, что многие идут по широкой дороге, а думают, что вошли узкими вратами на узкую дорогу?

"По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые" (Мтф.7:16-18).

Я спросил Терри, что означают эти слова. Она, немного подумав, сказала, что эти стихи говорят о лжепророках. Я спросил, не считает ли она, что здесь обращение и предупреждение каждому верующему? И, не ожидая ответа, развил свою мысль. Во-первых, плоды, как результат вашей жизни, говорят и о вас, о ваших качествах. Во-вторых, спасенный человек приносит добрые плоды, т.е. он показывает образец христианской жизни. В-третьих, жизнь настоящего верующего, спасенного не являет собой образец постоянных прегрешений и зла. В-четвертых, не спасенный приносит худые плоды, т.е. он являет собой пример дурной жизни. В-пятых, не спасенный не может приносить добрые плоды духа. Попросту говоря, по жизни, которою ведет тот или иной человек, мы можем узнать, спасен ли он, возрожден ли он. Возрожденный человек тянется к святой жизни, имея Христа перед собой как образец, избегает зла и соблазнов мира. Не возрожденный не может все время жить так, он предпочитает жизнь в грехах мира. Если кто-то претендует на то, что он возрожден и спасен, но продолжает вести грешную жизнь, он не является таковым. Действительно возрожденная душа стремится к святости, ревнует о деле Божьем.

"Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: "Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?" И тогда объявлю им: "Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие" (Мтф.7:21-23).

Обсуждая это место из Евангелия от Матфея, мы пришли к выводу, что Христос определяет очень просто тех, кто действительно верует, и тех, кто просто заявляет об этом. Такие люди утверждают, что именем Господа они творили чудеса. Но не чудеса свидетельствуют о возрожденном сердце! Господь пожелал - и спас, а спасенный уже живет с Богом и не делает дел беззаконных. Такой будет сохранен до конца!

"Иное упало на места каменистые, где не много было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока; когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло..." (Мтф.13:5-6).

Эти стихи из известной всем притчи о сеятеле, который сеял на разных почвах. Одно из семян упало на каменистую почву, вроде бы и прижилось, но, когда настало неблагоприятное время (взошло солнце), это семя засохло, потому что не было как следует укоренено. Мы решили, что это место можно отнести к тем людям, которые вроде бы и христиане, они громко заявляют об этом, они молятся, ходят в церковь, но во время неблагоприятное, когда наступают гонения или когда искушения мира усиливаются, они отпадают от церкви, потому что никогда не были спасены. Такие не ревнуют о деле Божьем, они думают только о себе, поэтому и Господь не сохранит их до конца, не даст им венца спасения.

Терри воскликнула: "Но это ужасно! Представляешь, такими людьми могут быть многие из тех, кого мы знаем, с кем вместе сидим в собрании... Как определить, кто действительно возрожден, а кто просто говорит: "Господи, Господи!"? Ведь многие грешат, но числятся в списках церкви, и мы считаем их христианами, проповедники говорят им, что они не потеряют спасения. Но придет день, и Господь скажет им, что никогда не знал их! Мне тяжело даже думать об этом!"

Меня порадовало, что Терри не просто слушает, а пытается использовать все прочитанное и услышанное, применить его в жизни. В данном случае она произнесла вслух то, о чем я думал: ревность о деле Божьем является подтверждением возрождения.

"И, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь, претерпевший же до конца спасется" (Мтф.24:12-13).

Я постарался донести до Терри всю глубину этих стихов. Данная глава говорит о конце времени. И многие толкования именно так и объясняют это место: все вышесказанное относится ко времени конца света, а к нам, ныне живущим, не имеет никакого отношения.

Мы решили, что основная мысль этого отрывка достаточно ясна - спасется только тот, кто пройдет свой путь в верности до конца. И эта мысль очень важна: спасен будет не только претерпевший, но претерпевший до конца. И тот, кто, фигурально выражаясь, сойдет с дистанции, не обладает действительно возрожденным сердцем, не имеет спасения. И это верно не только для последних дней, но для всего времени, включая и наше. Возможно ли, чтобы Господь требовал верности только в дни тяжелых гонений, а во время более благоприятное позволял Своему народу пребывать в грехе? Другими словами, может ли спасение последних дней быть более действенным, чем просто спасение? Разве возрождение и спасение не одно и то же на протяжении всего времени, включая и последнее?

На этом месте нас прервал стук в дверь. Мы удивились: кто бы это мог быть в такое время? Но удивление стало еще большим, когда дверь открылась, и мы увидели входящего Тодда и молодую девушку с ним. Тодд поздоровался и познакомил нас со своей невестой. Он только что предложил ей выйти за него замуж, она согласилась, и ему надо было с кем-то разделить эту радость. Нам с Терри было очень приятно, что он выбрал нас! Я радовался, поздравлял его, но в глубине души не мог отогнать воспоминаний о бурно романтичном прошлом Тодда. Я хотел спросить, насколько серьезны его намерения на этот раз, но решил отложить этот разговор до более подходящего времени. Не исключено, что такая возможность предоставится мне, когда мы будем обсуждать с ним вопросы богословия.

ГЛАВА 42

Девушка, вы кальвинистка?

Чем ближе становился день свадьбы, тем меньше времени было у нас для богословских размышлений. Я должен сказать, что время для меня бежало очень быстро и одновременно очень медленно. Нам постоянно не хватало его для того, чтобы сделать все надлежащим образом, и вместе с тем мне казалось, что этот день никогда не настанет... Мы решили все же закончить наши исследования до свадьбы.

Для этого мы встретились во вторую пятницу декабря, чтобы рассмотреть следующую часть учения о сохранении всех святых до конца. Мы уже согласились, что Библия учит о верности истинно верующих, здесь не было никаких вопросов. Но мы читали и о том, что такая верность - только одна сторона пятого пункта кальвинизма. Другая же сторона заключалась в собственно сохранении. Мы уже рассмотрели стихи из седьмой, тринадцатой и двадцать четвертой главы Евангелия от Матфея и пришли к выводу, что все они говорят о верности до конца. Сейчас мы решили прочитать другие стихи из Нового Завета: "Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое" (2 Кор.5:17).

Этот стих говорил, что только во Христе можно измениться, начать новую жизнь. Только во Христе человек получает новое видение себя и мира, сознание своих грехов, понимание величия Бога, низости сатаны, получает новую цель в жизни. У него новые чувства, новые мысли, новые желания, новые радости, новые привычки, новые надежды. Я сказал, что в этом стихе говорится не только о спасении, и Терри согласилась со мной: "Спасение - это не только исповедание веры или погружение в воду при крещении, или нравственная жизнь, или соблюдение определенных правил. Спасение не только замена порочной натуры натурой высоконравственной, не просто чувственный опыт и мысли о Боге. Быть спасенным - это значит много работать, нести служение в церкви, которое тебе по силам и к которому нас всех призывает Господь, это значит стремиться узнать о Боге больше, чем ты знал до сего момента. Спасение, как оно объясняется нам в этом стихе, - это полное изменение человека внутри, которое становится заметным и снаружи. Тот, кто спасен, - новая тварь, все, абсолютно все старое ушло и не возвратится. В наших церквах говорят только об одном, проповедуя на этот стих: вы изменились! Но я никогда не слышала, чтобы нас призывали: вы изменились, так покажите это!"

Я ответил ей, выступая в роли адвоката дьявола: "Не судите, и не будете судимы!" (Лк. 6:37). Я слышал это много раз, разговаривая со студентами, преподавателями и даже пасторами. Но Терри опять удивила меня, показав хорошее знание слова Божьего: "Иисус сказал в двадцать четвертом стихе седьмой главы Евангелия от Иоанна: "Не судите по наружности, но судите судом праведным".

Я знал этот стих и сам использовал его неоднократно в различных дискуссиях, но я был удивлен, что и Терри знает его. Я спросил, откуда она его знает. И вот что она мне ответила: "Ты не единственный, кто читает Библию и изучает ее!"

Мне стало очень хорошо. Я чувствовал в этот момент, что нет на свете человека дороже мне, чем Терри!

Следующим местом Слова были стихи из Послания к Евреям: "А Христос - как Сын в доме Его; дом же Его - мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца" (Евр.3:6). "Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца..." (Евр. 3:14).

Мы знали, что некоторые используют эти стихи для оправдания спасения делами, говоря, что в них верующие рассматриваются как часть Христова дома, поэтому они и разделяют Его работу по спасению, сохраняя начатое до конца. Но это неверное толкование. Это место Священного Писания не учит, что спасение зависит от стойкости и твердости человека, нет, и твердость духа, и стойкость в испытаниях даются спасенному человеку.

Это можно проиллюстрировать следующим образом. Предположим, я нашел кусочек стекла, зажал его в кулаке и заявил: "Это алмаз, если он разрежет оконное стекло". И вот я иду к окну и пытаюсь разрезать стекло. Является ли эта моя попытка причиной того, что стеклышко станет алмазом, или только разрезанное стекло подтвердит это?

Итак, не ревность о деле Божьем делает человека христианином, но христианин ревнует о нем. И эти стихи из Послания к Евреям не учат, что стойкость и твердость спасают, но они являются свидетельством нашего спасения.

На стихи из Послания к Евреям мы не затратили много времени, поэтому смогли в этот же вечер рассмотреть и отрывки из Откровения. Это были следующие стихи:

Побеждающему

дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия (Откр.2:7).

дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает (Откр.2:17).

Побеждающего

сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое" (Откр.3:12).

Побеждающему

дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его (Откр.3:21).

Побеждающий

не потерпит вреда от второй смерти (Откр.2:11).

облечется в белые одежды (Откр. 3:5).

Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками (Откр.2:26).

Мы размышляли, почему наши церкви придают особое значение вечной безопасности, но не учат о сохранении верных до конца. В связи с этим у нас возникли такие вопросы:

1. Может ли лжеевангелизм (ложный по причине ложного учения), приносящий худые плоды, быть слабым и ошибочным из-за неправильно понятого учения о сохранении всех святых?

2. Можно ли сказать, что мы урезали концепцию спасения, торопим людей каяться, не научив их ничему, говорим им, что они спасены даже тогда, когда они идут широкой дорогой и не ревнуют о деле Божьем?

3. Если же мы понимаем спасение правильно, включая учение о сохранении, не должны ли мы поменять наши методы евангелизации, больше рассказывать людям о счастье истинного спасения?

4. Не будет ли тяжело говорить о верности до конца нашим лучшим друзьям и близким родственникам, которым мы уже сказали, что они спасены, но, говоря это, превратно понимали учение о сохранении всех святых?

5. Можем ли мы теперь заставить себя следовать неправильному учению?

6. Можем ли мы теперь проводить евангелизацию так, как делали это раньше?

7. Можем ли мы согласиться, что наши лучшие друзья и близкие люди не избегнут гнева, если будут только говорить о своей вере, не имея ревности, а следовательно, и сохранения?

Мы пришли к выводу, что библейское учение о сохранении всех святых было умалено людьми, а во главу угла поставлено учение о вечной безопасности верующего, которое не отражает всей истины. И многие дорогие нам люди попались на удочку этого облегченного учения, не зная истины о спасении.

Такая проблема, боюсь, существует и в той церкви, где я сейчас несу служение, и во многих других баптистских церквах. Мы приводим людей в церковь, быстро крестим их, уверяя себя безо всяких достаточных на то оснований, что они спасены. Мы и их заверяем в этом, хотя они не приносят никаких плодов или приносят плоды худые. Мы называем таких людей плотскими христианами, надеемся, что со временем они изменятся, вернутся к Господу. Мы понимаем, что все идет как-то не так, но всё равно продолжаем уверять себя и остальных, что это спасенные, возрожденные души. А надо бы возвысить голос и сказать, что эти люди не принесли никаких плодов, не показали своего духовного возрождения, что заставляет усомниться в их возрождении. Но скажи такое, - и начнутся разговоры за стенами церкви, специальные членские собрания с целью отстранить пастора от проповедования подобных вещей, уверить всех в том, что он ошибается, впав в лжеучение... И тот, кто хочет сохранить за собой кафедру, должен будет пойти на определенные уступки. Я вспомнил о своем конфликте со сторонниками доктора Блума, сожалея в который раз, что они противопоставили себя церкви. Их поведение свидетельствовало в пользу того, что они не были спасены, ибо не было от них, от их безразличия никакой пользы делу Божьему, но они этого не понимали.

Проблема было столь велика, что я даже не мог кратко сформулировать ее для молитвы. Тогда я воззвал в простоте: "Помоги, Господи! Помоги справиться со всем этим хотя бы в моей церкви!" На душе было тревожно, как в те дни, когда я только стал пастором.

Мы с Терри помолились обо всем, что волновало нас. Вот мы и закончили наши исследования, досконально разобравшись во всем, что интересовало нас. Я спросил у Терри: "Скажите, девушка, Вы кальвинистка?" - "Да, сэр, а Вы?" последовал ответ-вопрос.

Мы посмеялись над таким завершением работы. Я сказал, что брак наш будет еще крепче, чем я предполагал, поскольку и в вопросах богословия мы придерживаемся одного учения.

ГЛАВА 43

Наши рекомендации