Тема 4. библия как художественное

ПРОИЗВЕДЕНИЕ

1. Жанры Библии. Библейские притчи: их место и функции.

2. Художественные книги Библии. Книги Руфь, Юдифь, Есфирь – образцы бытовой и героической повести.

3. Песня песней – образец любовной, эротической поэзии. Метафора и стилистика Песни песней.

4. Псалтирь как художественное произведение. Жанры псалтыря: плач, мольба, просьба.

Источники:

1. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета [Текст]. – М.: Библейские общества, 1996. – 1376 с.

Литература:

1. Аверинцев, С. С. Древнееврейская литература [Текст] / С. С. Аверинцев // История всемирной литературы: в 9 т. – Т. 1. – М.: Наука, 1983. – С. 271-302.

2. Беленький, М. С. О мифологии и философии Библии [Текст] / М. С. Беленький. – М.: Наука, 1977. – 167 с.

3. Гече, Г. Библейские истории [Текст]: научно-популярная литература. – Ч. 1-2; пер. с венгер. Р. Даллош / Г. Гече. – М.: Политиздат, 1990. – 318 с.

4. Дин, Э. Знаменитые женщины Библии [Текст] / Э. Дин. – М.: Крон-Пресс, 1995. – 336 с.

5. Косидовский, З. Библейские сказания [Текст] / З. Косидовский. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2000. – 573 с.

6. Косидовский, З. Сказания евангелистов [Текст] / З. Косидовский. – М.: Политиздат, 1981. – 262 с.

7. Культура: интерпретации до начала Нового времени [Текст]: отв. ред. Ю. В. Иванова и др.. – М.: Госуниверситет – Высшая школа экономики, 2009. – 463 с.

8. Лебедев, В. Ю. Религиоведение [Текст]: учебник для бакалавров / В. Ю. Лебедев, В. Ю. Викторов – М. Юрайт, 2013. – 492 с.

9. Лобазова, О. Ф Религиоведение [Электронный ресурс]: учебник / О. Ф Лобазова. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: Дашков и К, 2012. – 488 с.

10. Медведев, А. В. Библия как памятник культуры [Текст]: учебное пособие. – Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2012. – 371 с.

11. Поэзия и проза Древнего Востока [Текст]: перевод. – М.: Художественная литература, 1973. – 735 c.

12. Рижский, М. И. Библейские пророки и библейские пророчества [Текст] / М. И. Рижский. – М.: Политиздат, 1987. – 366 с.

13. Телушкин, Р. Й. Еврейский мир. Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии [Текст]: перевод. / Р. Й. Телушкин. – М.; Иерусалим: Мосты культуры: Гешарим, 2002. – 576 с.

14. Фрэзер, Д. Д. Фольклор в Ветхом завете [Текст]: пер. с англ.; предисл. С. А. Токарев / Д. Д. Фрэзер. – М.: Политиздат, 1989. – 542 с.

15. Шифман, И. Ш. «Ветхий Завет» и его мир. «Ветхий Завет» как памятник литературы и общественной мысли древней Передней Азии [Текст] / И. Ш. Шифман. – М.: Политиздат, 1987. – 239 c.

Третий раздел Ветхого Завета – Писания – объединяет художественные книги, имеющие ценность для еврейской культуры. Библия, как литературный памятник, включает в себя хроники, ритуальные и юридические кодексы, народные песни, гимны, притчи, басни, сказания, легенды и другие жанры. Они могут выступать как самостоятельные книги, так и фрагменты, сюжеты в различных книгах как Ветхого, так и Нового Заветов.

Рассматривая первый вопрос, студентам необходимо ознакомится с научными исследованиями по литературе Древнего Востока (разделы, связанные библейской традицией). После этого найти обозначенные жанры в текстах Библии. Студентам необходимо найти примеры каждого жанра и проанализировать их с точки зрения богословия и филологии. Обратите внимание – с какой целью используется то или иной жанр? Особо следует остановиться на притчах. Сравните ветхозаветные и новозаветные притчи. Каковы функции притчи в текстах.

Второй вопрос посвящен повествованиям о героических женщинах. К анализу предлагаются три книги: Руфь, Юдифь и Есфирь. Студентам необходимо сначала провести внешний анализ каждой их книг, выяснить время написания и авторство. Почему книга Юдифь не относится к каноническим текстам? И только после этого приступать к анализу содержания повествований. Следует обратить внимание на использование этих книг в культовой практике иудаизма.

Третий вопрос связан с книгой, которая на первый взгляд выбивается из богословской концепции Библии. По сути – Песня песней – это образец любовной лирики и эротической поэзии. Для начала – следует провести внешний анализ книги: время появления текста, авторство, структура книги. После этого можно переходить к анализу содержания. Необходимо четко выстроить сюжетную линию книги. Обратите внимание на действующих персонажей. Особо следует остановиться на метафорах и стилистики данного текста: обратите внимание на описание жениха (гл. 5:10-16) и невесты (гл. 4, гл. 7). Почему используются такие сравнения и описания? На сегодняшний день существует несколько подходов, объясняющих содержание этой книги: аллегорический, литургический, драматический и фольклорный. При анализе содержания необходимо обратить внимание трактовки данного текста, принятые в христианской и иудейской религиозной традиции. Кроме того, нужно учесть использование данного текста в культовой практике, как христианской церковью, так и иудаизмом.

Четвертый вопрос обращен к книге Псалтырь. Анализируя эту книгу как художественное произведение, надо рассмотреть ее как собрание псалмов. Псалом – жанр храмового пения и форма личностного обращения человека к Богу. Не следует обходить стороной внешний анализ книги: время ее появления и авторство. Классификацию псалмов принято рассматривать с позиции отраженной в них жизненной ситуации. Исходя из этого принципа, выделяют несколько основных категорий псалмов: гимны, воспевающие величие и верховное владычество Бога (8, 18, 28); «псалмы царства Яхве», (46, 95, 97) и «песни Сионские» (45, 86); коллективные прошения (73, 78, 79); царские псалмы (2, 44, 109); личные прошения (3-7, 139-142); личные благодарения (29, 31, 115); коллективные благодарения (123), псалмы мудрости (48), псалмы восхождения (119-133), псалмы литургические (14, 23). Охарактеризуйте особенности каждой группы псалмов.

Особо следует подчеркнуть – псалмы должны рассматриваться, прежде всего, с позиций религиозного культа. Поэтому необходимо отметить их использование в культовой практике христианства и иудаизма.

В конце семинара следует обобщить художественные традиции древнееврейской литературы, представленные в Библии. Дать общую характеристику жанрового своеобразия и стилистики представленных текстов.

Наши рекомендации