Занятие 2. Новый Завет: состав и происхождение

1. Евангелия и кумранские рукописи. Синоптические Евангелия.

2. Деяния святых апостолов. Послания апостолов.

3. Откровение Иоанна Богослова – ранняя книга Нового Завета.

4. Канонизация Нового Завета. Апокрифическая литература. «Дидахе».

Источники:

1. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета [Текст]. – М.: Библейские общества, 1996. – 1376 с.

2. Апокрифы древних христиан [Текст]: исслед., тексты, коммент. / ред. А. Ф. Окулов. – М.: Мысль, 1989. – 336 c.

Литература:

1. Амусин, И. Д. Кумранская община [Текст] / И. Д. Амусин. – М.: Наука, 1983. – 328 с.

2. Беленький, М. С. Иудаизм [Текст] / М. С. Беленький. – 2-е изд. – М.: Политиздат, 1974. – 239 с.

3. Вейнберг, И. П. Введение в Танах [Текст] / И. П. Вейнберг. – Иерусалим: Герашим; М.: Мосты культуры, 1999. – 224 с.

4. Верещагин, Е. М. Библеистика для всех [Текст]: под ред. и с предисл. Е. П. Челышева / Е. М. Верещагин. – М.: Наука, 2000. – 280 с.

5. Дубнов, К. Л. Краткая история евреев [Текст] / К. Л. Дубнов. – Ростов н/Д: Феникс, 1997. – 574 с.

6. Жебелев, С. А. Евангелия канонические и апокрифические [Текст] / С. А. Жебелев. – 2-е изд. – М.: URSS, 2011. – 125 с.

7. Крывелев, И. А. Библия: историко-критический анализ [Текст] / И. А. Крывелев. – М.: Политиздат, 1982. – 255 с.

8. Кубланов, М. М. Новый завет поиски и находки [Текст] / М. М. Кубланов. – М.: Наука, 1968. – 231 с.

9. Лебедев, В. Ю. Религиоведение [Текст]: учебник для бакалавров / В. Ю. Лебедев, В. Ю. Викторов – М. Юрайт, 2013. – 492 с.

10. Лобазова, О. Ф Религиоведение [Электронный ресурс]: учебник / О. Ф Лобазова. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: Дашков и К, 2012. – 488 с.

11. Мень, А. Кумранская община и христианство [Текст] / А. Мень // Мир Библии. – 1993. – № 3 – С. 65-74.

12. Рижский, М. И. Русская Библия: история переводов Библии в России [Текст] / М. И. Рижский. – СПб.: Авалон, 2007. – 256 с.

13. Свенцицкая, И. С. Тайные писания первых христиан [Текст] / И. С. Свенцицкая. – М.: Политиздат, 1980. – 198 с.

14. Синило, Г. В. Древние литературы Ближнего Востока и мир Танаха (Ветхого Завета) [Текст] / Г. В. Синило. – М., 2008. – 845 с.

15. Тов, Э. Текстология Ветхого Завета [Текст]: [пер.с англ.] / Э. Тов. – М.: Библейско-богословский ин-т св. апостола, 2001. – 424 c.

16. Учение. Пятикнижие Моисеево [Текст]: предисл. И. Ш. Шифман; пер. И. Ш. Шифман. – М.: Республика, 1993. – 335 с.

17. Щедровицкий, Д. В. Введение в Ветхий Завет. Пятикнижие Моисеево: в 8 т. [Текст] / Д. В. Щедровицкий. – 4-е изд., испр. – М.: Оклик, 2008. – 1085 с.

Методические рекомендации

Первая тема блока, посвященного Библии, рассчитана на 6 часов и направлена на внешний анализ документа. В соответствии со структурой самой Библии, она поделена на две части: внешний анализ Ветхого и Нового Заветов. Обращаем внимание на то, что в рамках данных занятий необходимо разобраться со структурой и составом Библии, выяснить где, когда и кем создавались различные тексты, анализ содержания книг Библии будет осуществляться в рамках других занятий.

Занятие первое направлено на анализ структуры и состава Ветхого Завета. Следует помнить, что евреи считают именно этот текст своим Священным Писанием и не признают Нового Завета. Данный документ был создан представителями еврейского народа, поэтому и при анализе желательно в первую очередь опираться на еврейскую традицию, а уже потом сравнивать с христианскими версиями Ветхого Завета. Проводя внешний анализ любого документа, следует учитывать и время его появление, а также авторство. В отношении библейских текстов по этим вопросам нет единства мнений. Поэтому студентам необходимо приводить по каждой книге или разделу как минимум две точки зрения: богословскую и научную.

Количество книг в Библии различается в разных религиях. Это, прежде всего, из-за разницы в составе Ветхого Завета. Студенту необходимо выяснить: сколько книг входит в состав Ветхого Завета в иудаизме, православии, католицизме и протестантизме и определить, насколько они идентичны по содержанию.

Танах (еврейское название Ветхого Завета) состоит из трех частей: Тора (Закон), Невиим (Пророки) и Хтувим (Писания). Наиболее почитаемой частью является Тора, поэтому этому разделу следует уделить большее внимание. Студенту нужно знать, какие книги входят в Тору, их краткое содержание, источники, на основе которых был создан этот текст. Изучение Документальной теории поможет проанализировать источники Торы (Яхвист, Элохист, Жреческий кодекс и Второзаконье). По каждому документу необходимо указать время появления, и авторство, а также соотнести полученную информацию с церковной традицией. Для характеристики присутствующих разночтений в содержании текстов Торы можно использовать несколько примеров: Сотворение мира (Быт. гл. 1-2), Сотворение человека (Быт. 1:26-31 и 2:7-25), Всемирный потоп (Быт. 6:18-20 и 7:1-3) и Декалог (Исх. 20:2-17 и Втор. 5:6-21).

Анализируя пророческие книги необходимо обозначить те, что относятся к Ранним и Поздним (большим и малым) пророкам. Чем отличаются эти группы по содержанию и времени появления? Какие существуют разночтения в этой группе библейских книг в разных религиях? Каков общий лейтмотив этой группы книг?

Какие книги входят в раздел Писания, чем отличается их содержание и характер изложения. Какова их роль в культовой практике.

Второй вопрос занятия посвящён созданию единого канона священного писания (еврейской редакции). Необходимо выяснить исторические условия, при которых начиналась работа по созданию единого Священного текста. Необходимо обратить внимание на деятельность царя Иосии (когда и при каких обстоятельствах проводилась его реформа). В каких исторических условиях развернул свою деятельность по созданию Танаха Ездра. Обратите внимание на его должность и социальный статус. Отсюда станет ясно – почему не все евреи принимают этот текст как священный и обращаются к устной традиции (Талмуду). Дальнейшая судьба Танаха была связана с деятельностью книжников, прилежно переписывавших текст. Однако позже потребовалась еще и работа масоретов (кто они, чем занимались и какова их роль в канонизации Танаха). Когда окончательно был утвержден канонический текст, принятый в иудаизме.

Третий вопрос семинара связан с переводами Ветхого Завета, ставшими частью христианского вероучения. Первым таким переводом стала Септуагинта. Необходимо изложить легендарную и историческую версии появления данного текста. Также нужно выяснить, чем по составу Септуагинта отличалась от Танаха. Необходимо понять, почему христианство приняло за основу именно александрийский канон, а каноническим, официальным для евреев, стала так называемая масоретская Библия. Когда и при каких обстоятельствах создавалась Вульгата, кто ее автор. Особенности этого перевода. Какое христианское учение использует Вульгату и когда данный текст был канонизирован. Славянские переводы Библии. Когда и зачем они создавались? Каким текстом пользуется современная РПЦ?

Подводя итог семинарского занятия необходимо отметить основные проблемы текстов Ветхого Завета, различный состав, используемый в разных религиях. Необходимо также отметить хронологический период появления текстов Ветхого Завета.

Занятие второе.На этом занятии подробно рассматривается структура и состав Нового Завета. Этот раздел Библии значительно меньше по объему, чем Ветхий Завет, но понимание текстов данного Завета необходимо для раскрытия сущности христианского вероучения. Для лучшего понимания появления текстов нового вероучения необходимо рассмотреть общую историческую обстановку в Израиле и на момент зарождения христианства. Особое внимание обратить на кризисные явления в иудаизме, причины появления новых течений в рамках одной религиозной доктрины.

Первый вопрос посвящён Евангелиям. Необходимо выяснить их авторство, время появления и целевую аудиторию, на которою рассчитан текст каждого из четырех Евангелий. О чем повествуют Евангелия? Чем отличаются по содержанию данные тексты? Почему три Евангелия называют синоптическими?

Отдельно следует рассмотреть проблему кумранских общин: их время появления, длительность существования и их идеологию. Какова связь между кумранитами и христианами? Какие идеи Кумранской общины проникли в христианскую идеологию?

Второй вопрос посвящён процессу распространения христианства и связан с деятельностью апостолов. Необходимо выяснить, кто такие апостолы. Сравнить имена апостолов при Иисусе и тех, кто указан в Деяниях апостолов (Деян. 1:13), сравнить со списком апостолов в Евангелие от Мф. 10:2-4). Рассматривая Деяния апостолов необходимо выяснить идеологические разногласия между апостолами Петром и Павлом. Как каждый из них видел дальнейшую судьбу христианского вероучения? Чья концепция оказалась сильнее? Почему появилась необходимость в посланиях апостолов? Кому адресованы данные тексты и в чем их основная идея?

Третий вопрос связан с последней в списке книгой Нового Завета – Откровение Иоанна Богослова. Необходимо выяснить авторство (гл. 1:1-2) и время написания данного текста. Почему его относят к самым ранним текстам Нового Завета. Описание каких исторических событий присутствует в тексте (см. Энгельс Ф. Книга откровения)? Почему она была канонизирована самой последней?

Последний вопрос семинара акцентирует внимание на проблеме канонизации новозаветных текстов. Студенту нужно выяснить: когда и по чьей инициативе был начат этот процесс, как долго он длился (обратите внимание на Вселенские соборы и идеологические споры на них). Каков был конечный результат. Особое внимание следует уделить проблеме апокрифов. Какие тексты стали называться апокрифами, какие группы апокрифов существуют. Какова роль «Дидахе»? В чем сходство и различие Нового Завета и Дидахе – Учение двенадцати апостолов? Ответить на эти вопросы можно после знакомства с книгой «Учения двенадцати апостолов», найденной в 1875 г. В Стамбуле (Константинополе). Нужно рассмотреть его содержание и какова роль данного текста в христианском учении. Почему об этом тексте «забыли» на несколько столетий?

Завершая семинар, необходимо подвести общий итог, связанный с проблемой появления текстов Нового Завета и их канонизации.

Наши рекомендации