Как влияют на нас грехи родителей?

Прежде всего, мы не можем уйти от того факта, что на всю человеческую расу распространяются последствия грехопадения Адама.

«Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согре­шили» (Римлянам 5:12)

Будучи частью человеческой расы, мы «в Ада­ме», и на всех нас распространяется смерть и от­деление от Бога. Наш собственный грех увекове­чивает это разделение до тех пор, пока мы не при­мем и присвоим истину, что мы можем ожить во Христе.

«Ибо как смерть через человека, так чрез человека и воскрешение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Коринфянам, 15:21-22)

«Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Бо­жий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Госпо­де нашем» (Римлянам, 6:23)

Бог предупреждал Свой народ, что проблемы, влияющие на последующие поколения, возрастут, если они не исполняют Его законы. Например, в 26-й главе книги Левит Бог говорит об изобилии благословений Своему народу, если он вниматель­но исполняет Его заповеди, и о бедствиях, следу­ющих за непослушанием.

«А оставшиеся из вас исчахнут за свои безза­кония в землях врагов ваших, и за беззакония отцов своих исчахнут. Тогда признаются они в беззаконии своем и в беззаконии отцов своих, как они совершали преступления против Меня и шли против Меня, за что и Я шел против них и ввел их в землю врагов их; тогда поко­рится необрезанное сердце их, и тогда потер­пят они за беззакония свои. И Я вспомню завет Мой с Иаковом, и завет Мой с Исааком, и завет Мой с Авраамом вспомню, и землю 'вспомню» (Левит, 26:39-42)

Это предложение надежды о том, что покаяние покорного сердца откроет путь Божьей любви и милости.

В Библии используются несколько слов для определения различных видов греха. ГРЕХ озна­чает кратковременное падение, ошибку, несостоя­тельность, промахи. ГРЕШЕНИЕ — это умыш­ленное нарушение закона и правил, положенных Богом. ПРЕГРЕШЕНИЕ — вступление на опас­ную территорию или поведение, запрещенное Бо­гом. НЕПОСЛУШАНИЕ — знание, что нужно делать, и неделание, или знание того, что непра­вильно, и делание этого. НЕПОКОРНОСТЬ — от­каз подчиняться Божьей власти. БЕЗЗАКОНИЕ тенденция непокорной натуры грешить, что мы унаследовали от Адама и наших предков. Слова­рями оно определяется как грубая несправедли­вость, беда, мятежность, зло и извращение. Оно используется в Библии, выражая дела порочных против праведных. Несправедливость греха, напри­мер, выражается в том, что, когда мы грешим против других — они страдают, или когда другие грешат против нас — и мы страдаем от этого.

Так что слово «зло» хорошо подходит для обо­значения грехов предыдущих поколений, которые влияют на нас так, чтобы мы унаследовали тен­денцию грешить и это стало частью нашей нату­ры. Современные версии Библии часто переводят это слово как «злобу» (порочность, бессовестность).

Те же слова, переведенные как «зло», также озна­чают хаос, раздор, извращение, несправедливость, мучение и нищету.

В Нагорной Проповеди (Матфея 5:21-30) Иисус показывал, что грехопадение начинается со зла в сердце. Он ссылался на закон, говорящий, что тот, кто убьет, будет осужден, и продолжал: «А Я го­ворю вам, что всякий, гневающийся на брата сво­его напрасно, подлежит суду. Одинаково в случае прелюбодеяния, всякий, смотрящий на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем». Грех есть и убийство, и прелюбоде­яние, но корень греха в порочных поступках — злости, ненависти и похоти, которые по природе обитают в сердце.

Страдая от грехов наших предков, мы пережи­ваем на своем собственном опыте несправедли­вость от беззакония, совершенного ими. Тоже без­законие становится частью нас самих. Слабости или принуждения в нас могут быть результатом грехов наших предков. Травмирующие события и такие глубокие эмоциональные переживания, как скорбь наших родителей, или даже дедов, может влиять и на нас. Удивительным образом одинако­вые нормы поведения проявляются из поколения в поколение одной семьи. Например, алкоголизм легко повторяется в семьях, даже когда подраста­ющие поколения поклялись избегать этого и стали непьющими после того, как пережили на себе раз­рушающее воздействие алкоголизма родителей в детстве. Заголовок опубликованной в одной газете статьи о результатах исследования разводов гла­сил: «Развод по наследству». Статистика утверж­дает, что большинство разведенных происходят из разбитых семей. Прискорбно, что надругатель­ство над детьми, будь то жестокое обращение, словесным, эмоциональным или сексуальным об­разом, повторяется из одного поколения в другое. Часто самого обидчика оскорбляли в детстве. Тем не менее, утверждать, что такие вещи будут по­вторяться в семье, что они неизбежны, неверно, и мы никогда не должны предполагать, что они непременно случатся.

Одним из наиболее разрушительных способов нанесения вреда своим детям является то, о чем родители говорят им. Положения, установленные родителями или другими членами семьи, особенно если они легко повторяются, могут привнести про­клятие ребенку, даже если это было сказано не­преднамеренно. Типичные примеры установок такого рода: «Мои сыновья не плачут», «Никто в нашей семье не работает руками», «Учиться му­зыке или искусству — это потеря времени», «Жен­щины в нашей семье независимые, им не нужны мужчины», «Первенцы в нашей семье наследуют профессию отца», «Дети в нашей семье придер­живаются высоких академических стандартов», «Мужчины в этой семье умирают молодыми», «Наша семья никогда не могла экономить деньги». Некоторые из этих установок могут метко опи­сать семью, но когда они с легкостью повторяют­ся, то начинают связывать подрастающее поколе­ние бесполезным, ограничивающим и ненужным способом. Иногда родители, у которых не сбылись их мечты, пытаются выразить их через ребенка. На него может быть оказано огромное давление по достижению успеха в тех областях, где он не име­ет никаких естественных способностей, в то же время сдерживая его потенциальные возможнос­ти. Такое принуждение к выбору карьеры иногда приносит много вреда. Конечно, дети могут сво­бодно выбирать: путь их родителей или пути, угод­ные им. Когда так происходит, вреда нанесено не будет.

Библия открывает нам власть языка и его раз­рушительные способности. Иаков описывает язык такими словами: «как огонь», «мировое зло, разла­гающее всю личность». Он продолжает, говоря, что "им мы благословляем нашего Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие" (Иаков 3:6-10).

Еще больше написано о власти языка в Прит­чах.

«Кроткий язык — древо жизни, но необуз­данный — сокрушение духа» (Притчи 15:4)

«Смерть и жизнь — во власти языка, и лю­бящие его вкусят от плодов его» (Притчи 18:21)

Библия также содержит примеры грехов и изъя­нов, длящихся на протяжении нескольких поко­лений. Тенденция одних царей Иудеи и Израиля за другими впадать в идолопоклонство, записана с монотонным постоянством такими словами как: "Он творил такое же беззаконие в глазах Господа, как и его отец». Даже в жизнях Патриархов было по­вторяющееся так или иначе дурное обращение со своими женами. Авраам злоупотреблял своей же­ной, используя ее для своей защиты, когда он лгал, описывая Сару как свою сестру (Бытие 12:10-20). Исаак делал то же (Бытие 26:7), он также искал в Ребекке материнскую заботу вместо обращения с ней должным образом как с женой (Бытие 24:67). Она потеряла все уважение к нему и замышляла с любимым сыном Иаковом обмануть Исаака. В свою очередь Иаков был, обманут в браке с Лией, имев сексуальную связь с ней, но никогда не лю­бив ее. Она родила ему четырех сыновей и в име­нах, которые она дала им, была выражена боль ее сердца, так как она искала, но так и не нашла любовь своего мужа (Бытие 29:31-35).

Давид, взывая к Богу за милостью после прелю­бодеяния с Вирсавией, признал порочность в истории его семьи.

«Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною... Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» (Псалом 50:3-7)

Тогда чья же это вина?

Слишком легко сказать: «Это не моя вина. Это в моих генах. Я ничего не могу поделать. Такова уж моя семья». Действительно, наша природа и спо­собности определяются нашими генами. Генети­чески обусловленные изъяны могут сделать неко­торых людей более уязвимыми к каким-то болез­ням. Такие состояния и болезни, как гемофилия и cystic fibrosis (наследственная болезнь), например, заложены в генах. И все же, как правило, предпо­ложение о генетической предрасположенности не должно означать, что болезнь неизбежна. Точно так же история особого семейного греха может сделать нас уязвимыми в этой области. Несмотря на генетическую предрасположенность и тенден­цию грешить, возможно, в той же области, что и наши родители, мы никак не можем быть осво­бождены от своей собственной ответственности. Библия очень четко разъясняет, что все мы ответ­ственны за собственное поведение.

«Душа согрешающая, она умрет. Сын не по­несет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и без­законие беззаконного при нем и остается»

(Иезекииль 18:20)

Из текста видно, что те, кто грешат, те и винов­ны перед Богом. На нашу вечную жизнь не влия­ют грехи и беззакония предков. Мы лично не ви­новны в этих грехах, так что они и не повлияют на наше спасение. Тем не менее, становится ясно, что, когда мы грешим так, что это влияет на на­ших детей, мы ответственны за это и, соответ­ственно, подлежим Божьему осуждению

«В те дни уже не будут говорить: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах — оскомина. Но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет, есть кис­лый виноград, у того на зубах и оскомина бу­дет» (Иеремия 31:29-30)

Этот отрывок из Книги Иеремии входит в со­став пророчеств Нового Завета, которые устанав­ливал Бог. Этим была предсказана работа Господа нашего Иисуса Христа на Кресте, которая спасет людей от их грехов и освободит их от наследствен­ного проклятия.

Глава 2

Наши рекомендации