Как влияют на нас грехи родителей?
Прежде всего, мы не можем уйти от того факта, что на всю человеческую расу распространяются последствия грехопадения Адама.
«Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Римлянам 5:12)
Будучи частью человеческой расы, мы «в Адаме», и на всех нас распространяется смерть и отделение от Бога. Наш собственный грех увековечивает это разделение до тех пор, пока мы не примем и присвоим истину, что мы можем ожить во Христе.
«Ибо как смерть через человека, так чрез человека и воскрешение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Коринфянам, 15:21-22)
«Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Римлянам, 6:23)
Бог предупреждал Свой народ, что проблемы, влияющие на последующие поколения, возрастут, если они не исполняют Его законы. Например, в 26-й главе книги Левит Бог говорит об изобилии благословений Своему народу, если он внимательно исполняет Его заповеди, и о бедствиях, следующих за непослушанием.
«А оставшиеся из вас исчахнут за свои беззакония в землях врагов ваших, и за беззакония отцов своих исчахнут. Тогда признаются они в беззаконии своем и в беззаконии отцов своих, как они совершали преступления против Меня и шли против Меня, за что и Я шел против них и ввел их в землю врагов их; тогда покорится необрезанное сердце их, и тогда потерпят они за беззакония свои. И Я вспомню завет Мой с Иаковом, и завет Мой с Исааком, и завет Мой с Авраамом вспомню, и землю 'вспомню» (Левит, 26:39-42)
Это предложение надежды о том, что покаяние покорного сердца откроет путь Божьей любви и милости.
В Библии используются несколько слов для определения различных видов греха. ГРЕХ означает кратковременное падение, ошибку, несостоятельность, промахи. ГРЕШЕНИЕ — это умышленное нарушение закона и правил, положенных Богом. ПРЕГРЕШЕНИЕ — вступление на опасную территорию или поведение, запрещенное Богом. НЕПОСЛУШАНИЕ — знание, что нужно делать, и неделание, или знание того, что неправильно, и делание этого. НЕПОКОРНОСТЬ — отказ подчиняться Божьей власти. БЕЗЗАКОНИЕ тенденция непокорной натуры грешить, что мы унаследовали от Адама и наших предков. Словарями оно определяется как грубая несправедливость, беда, мятежность, зло и извращение. Оно используется в Библии, выражая дела порочных против праведных. Несправедливость греха, например, выражается в том, что, когда мы грешим против других — они страдают, или когда другие грешат против нас — и мы страдаем от этого.
Так что слово «зло» хорошо подходит для обозначения грехов предыдущих поколений, которые влияют на нас так, чтобы мы унаследовали тенденцию грешить и это стало частью нашей натуры. Современные версии Библии часто переводят это слово как «злобу» (порочность, бессовестность).
Те же слова, переведенные как «зло», также означают хаос, раздор, извращение, несправедливость, мучение и нищету.
В Нагорной Проповеди (Матфея 5:21-30) Иисус показывал, что грехопадение начинается со зла в сердце. Он ссылался на закон, говорящий, что тот, кто убьет, будет осужден, и продолжал: «А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду. Одинаково в случае прелюбодеяния, всякий, смотрящий на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем». Грех есть и убийство, и прелюбодеяние, но корень греха в порочных поступках — злости, ненависти и похоти, которые по природе обитают в сердце.
Страдая от грехов наших предков, мы переживаем на своем собственном опыте несправедливость от беззакония, совершенного ими. Тоже беззаконие становится частью нас самих. Слабости или принуждения в нас могут быть результатом грехов наших предков. Травмирующие события и такие глубокие эмоциональные переживания, как скорбь наших родителей, или даже дедов, может влиять и на нас. Удивительным образом одинаковые нормы поведения проявляются из поколения в поколение одной семьи. Например, алкоголизм легко повторяется в семьях, даже когда подрастающие поколения поклялись избегать этого и стали непьющими после того, как пережили на себе разрушающее воздействие алкоголизма родителей в детстве. Заголовок опубликованной в одной газете статьи о результатах исследования разводов гласил: «Развод по наследству». Статистика утверждает, что большинство разведенных происходят из разбитых семей. Прискорбно, что надругательство над детьми, будь то жестокое обращение, словесным, эмоциональным или сексуальным образом, повторяется из одного поколения в другое. Часто самого обидчика оскорбляли в детстве. Тем не менее, утверждать, что такие вещи будут повторяться в семье, что они неизбежны, неверно, и мы никогда не должны предполагать, что они непременно случатся.
Одним из наиболее разрушительных способов нанесения вреда своим детям является то, о чем родители говорят им. Положения, установленные родителями или другими членами семьи, особенно если они легко повторяются, могут привнести проклятие ребенку, даже если это было сказано непреднамеренно. Типичные примеры установок такого рода: «Мои сыновья не плачут», «Никто в нашей семье не работает руками», «Учиться музыке или искусству — это потеря времени», «Женщины в нашей семье независимые, им не нужны мужчины», «Первенцы в нашей семье наследуют профессию отца», «Дети в нашей семье придерживаются высоких академических стандартов», «Мужчины в этой семье умирают молодыми», «Наша семья никогда не могла экономить деньги». Некоторые из этих установок могут метко описать семью, но когда они с легкостью повторяются, то начинают связывать подрастающее поколение бесполезным, ограничивающим и ненужным способом. Иногда родители, у которых не сбылись их мечты, пытаются выразить их через ребенка. На него может быть оказано огромное давление по достижению успеха в тех областях, где он не имеет никаких естественных способностей, в то же время сдерживая его потенциальные возможности. Такое принуждение к выбору карьеры иногда приносит много вреда. Конечно, дети могут свободно выбирать: путь их родителей или пути, угодные им. Когда так происходит, вреда нанесено не будет.
Библия открывает нам власть языка и его разрушительные способности. Иаков описывает язык такими словами: «как огонь», «мировое зло, разлагающее всю личность». Он продолжает, говоря, что "им мы благословляем нашего Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие" (Иаков 3:6-10).
Еще больше написано о власти языка в Притчах.
«Кроткий язык — древо жизни, но необузданный — сокрушение духа» (Притчи 15:4)
«Смерть и жизнь — во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его» (Притчи 18:21)
Библия также содержит примеры грехов и изъянов, длящихся на протяжении нескольких поколений. Тенденция одних царей Иудеи и Израиля за другими впадать в идолопоклонство, записана с монотонным постоянством такими словами как: "Он творил такое же беззаконие в глазах Господа, как и его отец». Даже в жизнях Патриархов было повторяющееся так или иначе дурное обращение со своими женами. Авраам злоупотреблял своей женой, используя ее для своей защиты, когда он лгал, описывая Сару как свою сестру (Бытие 12:10-20). Исаак делал то же (Бытие 26:7), он также искал в Ребекке материнскую заботу вместо обращения с ней должным образом как с женой (Бытие 24:67). Она потеряла все уважение к нему и замышляла с любимым сыном Иаковом обмануть Исаака. В свою очередь Иаков был, обманут в браке с Лией, имев сексуальную связь с ней, но никогда не любив ее. Она родила ему четырех сыновей и в именах, которые она дала им, была выражена боль ее сердца, так как она искала, но так и не нашла любовь своего мужа (Бытие 29:31-35).
Давид, взывая к Богу за милостью после прелюбодеяния с Вирсавией, признал порочность в истории его семьи.
«Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною... Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» (Псалом 50:3-7)
Тогда чья же это вина?
Слишком легко сказать: «Это не моя вина. Это в моих генах. Я ничего не могу поделать. Такова уж моя семья». Действительно, наша природа и способности определяются нашими генами. Генетически обусловленные изъяны могут сделать некоторых людей более уязвимыми к каким-то болезням. Такие состояния и болезни, как гемофилия и cystic fibrosis (наследственная болезнь), например, заложены в генах. И все же, как правило, предположение о генетической предрасположенности не должно означать, что болезнь неизбежна. Точно так же история особого семейного греха может сделать нас уязвимыми в этой области. Несмотря на генетическую предрасположенность и тенденцию грешить, возможно, в той же области, что и наши родители, мы никак не можем быть освобождены от своей собственной ответственности. Библия очень четко разъясняет, что все мы ответственны за собственное поведение.
«Душа согрешающая, она умрет. Сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается»
(Иезекииль 18:20)
Из текста видно, что те, кто грешат, те и виновны перед Богом. На нашу вечную жизнь не влияют грехи и беззакония предков. Мы лично не виновны в этих грехах, так что они и не повлияют на наше спасение. Тем не менее, становится ясно, что, когда мы грешим так, что это влияет на наших детей, мы ответственны за это и, соответственно, подлежим Божьему осуждению
«В те дни уже не будут говорить: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах — оскомина. Но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет, есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет» (Иеремия 31:29-30)
Этот отрывок из Книги Иеремии входит в состав пророчеств Нового Завета, которые устанавливал Бог. Этим была предсказана работа Господа нашего Иисуса Христа на Кресте, которая спасет людей от их грехов и освободит их от наследственного проклятия.
Глава 2