Ответ на некоторые сомнительные доводы.
В данной работе необходимо затронуть аргументы, которыми современные къуссасы оправдывают себя и свой призыв, основой которого являются всевозможные истории и рассказы. Так, в числе основных доводов они используют известный аят Корана: «Рассказывай истории, – быть может, они призадумаются». (аль-А’раф 7: 176).
Однако нет в этом аяте Корана никакого довода для къуссасов, так как в нем речь идет про истории, о которых поведал Всевышний Аллах Своему пророку (мир ему и благословение Аллаха), а не о любых историях. Во-первых, на это указывает сам же аят и предшествующий ему: «Прочти им историю о том, кому Мы даровали Наши знамения, а он отбросил их. Шайтан последовал за ним, и он стал заблудшим. Если бы Мы пожелали, то возвысили бы его посредством этого. Однако он приник к земле и стал потакать своим желаниям. Он подобен собаке: если ты прогоняешь ее, она высовывает язык, и если ты оставишь ее в покое, она тоже высовывает язык. Такова притча о тех, которые считают ложью Наши знамения. Рассказывай эти истории, – быть может, они призадумаются». (аль-А’раф 7: 175-176).
Во-вторых, об этом говорят признанные толкователи Корана. Имам Ибн Джарир ат-Табари в отношении этого аята сказал: “Аллах говорит Своему пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха): «Рассказывай, о Мухаммад, эти рассказы, которые Я поведал тебе из числа вестей тех, кому Мы даровали наши знамения. И передавай рассказы предшествующих общин, о которых Я сообщил тебе в этой суре!»” См. “Тафсир ат-Табари” 10/589.
Также къуссасы опираются на сообщение от ‘Аиши в качестве дозволенности использования къысас. ‘Ата рассказывал: “Однажды я и ‘Убайд ибн ‘Умайир зашли к ‘Аише, да будет доволен ею Аллах, и она спросила: «Кто это?» Он сказал: «Я – ‘Убайд ибн ‘Умайир». ‘Аиша спросила: «Рассказчик (къасс) жителей Мекки?!» Я ответил: «Да, он». Тогда она сказала: «Делай это реже, поистине, напоминание – вещь тяжелая!»” Ибн Хиббан 1/58.
К этому доводу также есть несколько примечаний:
Во-первых, речь в данном сообщении идет не о любых къуссасах, а именно о ‘Убайд ибн ‘Умайре, известном таби’ине, который по одним сведениям родился еще при жизни посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Он был имамом жителей Мекки в свое время, и был известен своей праведностью и являлся надежным у мухаддисов, как передатчик. Более того, сообщается, что на его собраниях присутствовал Ибн ‘Умар, который сам запрещал къысас и порицал строго къуссасов! См. “Тарих аль-Ислям” 3/190, “Асад аль-гъаба” 3/353, “ас-Сияр” 4/156.
Имам Ибн аль-Джаузи говорил: “В старые времена къуссасы были учеными и факихами, и ‘Абдуллах ибн ‘Умар посещал маджлис ‘Убайда ибн ‘Умайра, и ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз посещал маджлисы къуссасов. Однако это дело стало низким и перешло к невеждам, и тогда от них отдалились все, кроме простого народа и женщин. Они не занимались знанием и стали пребывать в къысас и том, что удивляет невежд, после чего нововведение в этой области стало разнообразным”. См. “Тальбису иблис” 1/151.
Поэтому в том, чтобы обладающий знанием и надежный человек в своих проповедях иногда использовал къысас, нет ничего запретного, о чем с дозволения Аллаха пойдет речь в следующей главе.
Во-вторых, ‘Убайд ибн ‘Умайр наверняка прибегал к къысас с дозволения правителя мусульман, что можно понять из сообщения, которое передал Сабит, сказавший: “Первым, кто стал рассказывать истории был ‘Убайд ибн ‘Умайр, который стал это делать во время ‘Умара ибн аль-Хаттаба”. Ибн Са’д в “ат-Табакъат” 5/463.
А в том, чтобы рассказывать къысас в обращении к людям с дозволения правителя мусульман, нет ничего запретного, также с дозволения Аллаха станет ясно со следующей главы.
В-третьих, в этом сообщении как раз наставление для самих къусасов, поскольку ‘Аиша советует ‘Умайру не делать это часто, а изредка, когда будет в этом нужда.
Также из числа доводов къуссасов, это сообщение, которое передается от Хасана аль-Басри, что он говорил: “Къысас – это нововведение, однако хорошее нововведение, ибо сколько при этом могут быть молитв, на которые будет дан ответ и польз, которые извлечет мусульманин!”
Во-первых, достоверность этого сообщения от Хасана аль-Басри вызывает сомнение, поскольку от него же многие имамы передавали слова, в которых он порицает къысас! Абу ат-Таях рассказывал: “Однажды я сказал Хасану аль-Басри: «Наш имам рассказывает къысас, и для этого собираются вместе мужчины и женщины и повышают голоса с помощью мольбы (ду’а)». Хасан аль-Басри ответил: «Къысас – это нововведение (бид’а), повышение голосов во время мольбы – нововведение, и совместное собрание мужчин и женщин – нововведение!»” См. “Тахзир аль-хаууас” 84.
Во-вторых, даже если эти слова и принадлежат Хасану аль-Басри, то наверняка в них речь идет о къысас, которые обусловлены условиями, которые их делают дозволенными, а не любые рассказы всевозможных къуссасов!
Также из числа аргументов къуссасов, это слова имама Ахмада, которые от него передали аль-Халляль и Ибн Муфлих, что он говорил: “Как люди нуждаются в правдивом рассказчике, поскольку они напоминают о смерти и мучении могилы”. Его спросили: “Если бы ты увидел правдивого рассказчика, то сидел бы с ним?!” Он ответил: “Да”.
Во-первых, это сообщения от Ахмада многие имамы передают по-разному. Вот полные слова этого сообщения: “Самые лживые из людей, это къуссасы и попрошайки! Как люди нуждаются в правдивом рассказчике, поскольку они напоминают о смерти и мучении могилы”. Его спросили: “Если бы ты увидел правдивого рассказчика, то сидел бы с ним?!” Он ответил: “Нет”. См. “аль-Хауадис” 112, “Тахзир аль-хаууас” 251, 255.
Таким образом, из этого сообщения видно, что имам Ахмад сделал разницу между къуссасами, выделив именно правдивого из их числа!
Во-вторых, в этой версии говорится, что на вопрос о том, сидел бы он сам с правдивым рассказчиком, он отвечает, что нет, не сидел бы. То есть, несмотря на то, что сам Ахмад говорит о нужде людей в правдивом рассказчике, он не сидел бы с ним и не тратил бы свое время на это. И это также поясняет то, какой он дал совет тому, кто сидел с къуссасами, когда ответил: “Скажи своему брату, чтобы читал Коран, поминал Всевышнего Аллаха и изучал хадисы посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)!”. См. “аль-Мадхаль” 2/149.