Таинства Крещения и Миропомазания
1. Таинство Крещения. «Крещение есть таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца, и Сына, и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается от Духа Святого и в жизнь духовную, светлую».
Крещение – есть дверь в Церковь, дающая доступ к участию в других таинствах. Таинство крещения установил Сам Господь Иисус Христос, когда примером Своим освятил Крещение, приняв оное от Иоанна.
Вещество таинства крещения – вода, чистая, не смешанная с другим веществом.
Способ совершения таинства – троекратное погружение крещаемого в воду.
Совершительная формула крещения: «Крещается раб Божий (имярек) во имя Отца (1-е погружение). Аминь. И Сына (2-е погружение). Аминь. И Святаго Духа (3-е погружение). Аминь».
Внутреннее действие таинства – очищение от всякой духовной скверны; прощение грехов, как личных, так и первородного; спасение от вечного наказания; со-умирание со Христом для греха и со-воскресение с Ним для обновленной жизни.
Условие принятия крещения – покаяние и вера: Младенцы, в соответствии с традицией древней Церкви, принимают крещение по вере родителей и восприемников. Таинство крещения совершается только один раз в жизни человека. Таинство крещения не имеет обратной силы.
Крещение – единственное из церковных таинств, которое может совершить не только епископ или священник, но, в случае крайней нужды (например, при угрозе смерти), и любой мирянин, как мужского, так и женского пола. Для этого необходимо совершить троекратное погружение (обливание) крещаемого с произнесением совершительных слов.
По верованию Православной Церкви, в исключительных случаях крещение может быть заменено иным, чрезвычайным крещением – крещением кровью, когда какое-либо лицо, уже уверовавшее во Христа, но еще не успевшее принять таинство крещения, подвергается гонениям за веру и умирает за веру Христову.
2. Таинство Миропомазания. «Миропомазание есть таинство, в котором верующему, при помазании освященным миром частей тела во имя Святого Духа, подаются дары Святого Духа, возращающие и укрепляющие в жизни духовной».
Вещество таинства – святое миро – жидкое благовонное вещество весьма сложного состава. Обычно при изготовлении мира используется от 40 до 60 различных ингредиентов. Миро варится по особому чину и затем освящается, как правило, высшим священноначалием. При этом в новоосвященное миро добавляется небольшое количество древнего мира, хранящегося в специальном сосуде на престоле, а в древнее добавляется немного нового.
Внутреннее действие таинства миропомазания: мы «чрез помазание святым миром делаемся причастниками Святого Духа, утверждаемся в вере Господней и возрастаем в Божественной благодати...
Способ совершения таинства – крестообразное помазание различных частей тела освященным миром, предваряемое молитвой о ниспослании на крестившихся Святого Духа.
Совершительная формула таинства миропомазания: «Печать дара Духа Святаго. Аминь»; этими словами сопровождается каждое помазание.
Помазание каждой из частей тела имеет определенное символическое значение.
а) чело – «освящение ума»;
б) перси (груди) – «освящение сердца и желаний»;
в) очи, уши, уста – «освящение чувств»;
г) руки, ноги – «освящение дел и всего поведения христианина».
Таинство миропомазания совершается однократно; повторное совершение этого таинства возможно только в том случае, если миропомазанный отрекся от Христа, а затем раскаялся и вновь обратился к Православной Церкви.
Таинство Евхаристии
1. Евхаристия как таинство. Таинство Евхаристии было установлено Господом Иисусом Христом на Тайной вечере. Евхаристия – есть таинство, в котором хлеб и вино прелагаются Духом Святым в истинное Тело и в истинную Кровь Господа Иисуса Христа.
Вещество таинства – хлеб и вино. С древнейших времен в вино добавляется также некоторое количество воды. В самой литургии особое место занимает Евхаристический канон (анафора), а в Евхаристическом каноне особое значение имеет эпиклеза – призывание Духа Святого на Церковь, т.е. на евхаристическое собрание, и на предложенные Дары.
2. Преложение хлеба и вина в таинстве Евхаристии. В православном догматическом учении о таинстве Евхаристии центральное понятие – «пресуществление» (греч. μετουσίωσις; лат. transsubstantiatio).
Понятие «пресуществление» – лишь указание на результат таинства, но не объяснение самого его «механизма». Согласно Геннадию Схоларию (15в.), пресуществление – величайшее чудо, состоящее в моментальном преложении одной сущности в другую при сохранении свойств (συμβεβηκότα) неизменными. В таинстве Тело присутствует без соответствующих ему свойств, а свойства хлеба – без соответствующей им сущности.