Основные канонические правила о совершении таинств Крещения и Миропомазания

В обычных жизненных обстоятельствах Таинство Крещения совершают епископы и священники Православной Церкви. В этом случае Таинство будет совершаться в полном соответствии с чинопоследованием.

Но Таинство Крещения - единственное из семи Таинств Православной Церкви, - которое при определенных обстоятельствах может совершить и диакон, и псаломщик, и мирянин, и даже женщина. Это может произойти в случае реальной угрозы жизни крещаемого (например, при опасной болезни ребенка). Но совершить Крещение и в этом случае можно только соблюдя необходимые условия. Мирянин, который будет крестить в вышеописанных обстоятельствах, должен:

1) быть верующим христианином;

2) правильно произнести тайносовершительные слова: "Крещается раб Божий (раба Божия, имярек) во имя Отца (первое погружение), аминь, и Сына (второе погружение), аминь, и Святаго Духа (третье погружение), аминь";

3) совершить три погружения крещаемого в воду в те моменты тайносовершительной молитвы, которые указаны во втором условии.

Если крещенный мирянином (при соблюдении трех условий) человек умирает, совершенное Таинство считается действительным и это дает право поминать умершего за богослужением как полноправного члена Церкви Христовой. Если же он выздоравливает, то его Крещение должно быть дополнено совершением над ним Таинства Миропомазания.

Если Крещение было совершено неправильно, то есть не были соблюдены вышеприведенные условия, священник должен совершить Таинства Крещения и Миропомазания по обычномучинопоследованию.

Если не известно, был ли человек крещен и нет возможности это узнать, то он может креститься вновь, хотя Таинство Крещения - неповторяемо. Если вдруг это окажется вторым Крещением, то неведение крещенного не вменится ему в вину. В подобных сомнительных случаях Требник митрополита Петра Могилы предлагает добавлять в тайносовершительную формулу слова: "аще не крещен есть", хотя такого "условного" Крещения древняя Церковь не знала.

Место и время Крещения

Современная практика совершения Таинства Крещения такова, что, большей частью, оно производится в храме, в той его части, которая для этого предназначена - в баптистерии. В некоторых местах есть отдельные крещальные храмы. В последнее время стала возрождаться и практика древней Церкви, заключающаяся в том, что массовое Крещение совершали в естественных водоемах.

Относительно времени Крещения значимым может служить замечание о необходимости совершать Таинство до Литургии, чтобы крещенный мог причаститься Святых Тайн.

У младенцев и детей должны быть восприемники или крестные родители.Они принимают на себя обязанность наставлять крестника в духовной жизни, молиться о нем, следить за его воспитанием, учить благочестивой жизни, трудолюбию, кротости, воздержанию, любви и другим добродетелям. На крестного ложится и часть ответственности за поступки его крестника.

У взрослых необходимым считается только один восприемник - мужчина для крещаемого лица мужского пола или женщина для лица женского пола.В крайнем случае допускается Крещение и без восприемников, тогда сам священник считается крестным отцом.

В Таинстве Миропомазания на новокрещенного человека нисходит Святой Дух. Он дается человеку как Дар Христа.Миропомазание –это печать СвятагоДуха.Печать – это отпечаток на человеке Того, Кто им владеет, Кто сохраняет и защищает его целостность. Печать одновременно и знак высокого достоинства, ибо во Христе он становится храмом Святого Духа.

Таинство миропомазания может быть совершено не только епископом, но и священником. Но только первые имею право освящать миро (мироварение). В Римской церкви миропомазают только епископы.

Через Миропомазание человеку сообщается благодать Божия, дающая ему силы для преуспеяния в духовной жизни.

Таинство Миропомазания совершается обычно непосредственно после таинства Крещения, состав-ляя с ним один богослужебный чин.Миро, освященное епископом, "запечатлевает" верующих святостью. Оно как бы оставляет на них ее печать. Отсюда слова священнослужителя при помазании миром: "Печать дара Духа Святого". При этом крестообразно помазуются чело (лоб) -- в знак освящения мыслей; очи (глаза) -- для освящения зрения, дабы видеть свет истины; уши -- чтобы слышать слово Божие; уста -- для освящения речей; руки -- чтобы творить дела, угодные Богу; ноги -- чтобы ходить по путям Божиим и не уклоняться с них; грудь -- для освящения сердца, которое принимает в себя Христа.

Совершительные слова таинства «Печать дара Духа Святаго» указывают на его значение и действие. Оно является:

а) завершительным актом присоединения к Церкви, утверждением, или печатью присоединения;

б) печатью благодатных сил, даруемых в нем для укрепления и возрастания в жизни духовной.

Крещение и миропомазание -- совершаются лишь однажды в жизни человека. Православная Церковь, следуя примеру Церкви Ветхозаветной (ближайшим образом – Церкви Византийской), использовала святое миро при короновании русских государей. Это Миропомазание ни есть особое таинство, ни повторение Миропомазания, совершенного при Крещении, а лишь особый вид или высшая степень Таинства Миропомазания, в которой сообщаются особенные высшие благодатные дары.

Издревле святое миро используется в обряде миропомазания святого престола и внутренних стен храма.

Миро приготавливается(варится) Патриархом один раз в год в Великий Четверг и потом раздается епископам,а епископы раздают священникам.

Наши рекомендации