Пророчество о торжественном входе Царя-Мессии в Иерусалим (9, 9-10).
Пророк возвещает о приходе истинного Царя – Мессии: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: Се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, Кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (9, 9).
Захария призывает радоваться и говорит, что Царь-Мессия будет праведным (подразумевается не только Его личная абсолютная праведность, но и праведный характер Его правления) и спасающим, т.е. будет нести людям спасение от греха и вечной гибели.
Мессия не случайно выбирает осла. Конь издавна был символом войны, именно на коне въехал бы полководец или завоеватель. Кроткий же Царь должен вступить в святой град верхом на животном, которое знаменует мир. Это будет означать, что Мессия явится не как завоеватель или политический освободитель, но царство Его будет носить мирный и духовный характер. Поэтому Христос Спаситель поступит именно так, когда будет торжественно въезжать в Иерусалим (Мф 21, 1-5).
В стихе 10 говорится, что Мессия истребит все орудия войны и установит мир на земле. Этот Царь станет править от моря до моря (т. е. от Средиземного моря на западе до моря, о котором ничего определенного не известно, кроме того, что оно располагается на востоке), и от реки Евфрат в Месопотамии «до концов земли». Иначе говоря, Он будет владычествовать над всем миром и Его власть будет духовной, основанной на проповеди мира и любви.
Пророчество о предании Спасителя за 30 сребренников (XI, 7-14).
Пророк показывает людям, что приход Мессии – это чудо Божественного милосердия. Грешники не заслужили его, пастыри народа были недостойными (11, 1-11). Сам Господь хочет быть Добрым Пастырем для Своих овец. Пророк от лица Бога пасет обреченное стадо при помощи двух посохов (жезлов), что указывает на добросовестное исполнение им своего дела. Затем, по причине неверности народа, Пастырь отказывается от овец (ст. 8) и Господь спрашивает через пророка, как отплатят они Ему за Его заботу, и получает тридцать сребренников – стоимость раба (ср. Исх. 21, 32). Так оценено деяние небесного Пастыря. Некоторые предполагают, что уплата за Доброго Пастыря той же цены, что за раба, была для Него даже более оскорбительной, чем прямой отказ дать за него какую-либо плату. Символическое действие пророка, бросающего сребренники в Храме для покупки на них земли горшечника, указывает на грех народа. Землей горшечника называли бесплодные глинистые земли, стоившие очень дешево (11, 12-13). Это как бы прообраз преступления Иуды, который получил за свое предательство цену раба (Мф. 27, 5, 9-10).
Как мы говорили, уже Джозеф Мид обратил внимание, что в Мф. 27, 9-10 приводится перифраз Зах. 11, 12-13 и утверждается, что данное пророчество о тридцати сребрениках принадлежит пророку Иеремии. Как объяснить это противоречие? Дело в том, что еврейские богословы могли цитировать одни тексты, подразумевая при этом другие. Матфей здесь цитирует Зах. 11, 12-13, но, приписывая этот текст Иеремии, он намекает на близкий по содержанию текст, что, как он надеялся, не останется незамеченным его наиболее искушенными читателями (Иер. 32, 6-10; ср. 19, 1-4, 10, 11). Таким образом, апостол Матфей, прекрасно зная текст обоих пророчеств, намеренно «смешивает» ключевые мессианские тексты.
В стт. 15-17 говорится, что в наказание за отвержение Доброго Пастыря Бог попустит восстать «глупому» (еврейское слово здесь может быть переведено как «негодный» или «жестокий») пастырю, который не будет заботиться о спасении овец. В этом одни видят указание на антихриста, другие – на деспотического правителя (римскую власть).
КНИГА ЕЗДРЫ.
Автор.Основная часть 3 Ездры (3 Езд. 3–14), вероятно, была написана иудеем из Палестины. Два добавления (3 Езд. 1–2; 3 Езд. 15–16) были дописаны позже неизвестными христианскими авторами. Некоторые исследователи текста полагают, что изначально он был написан на еврейском, хотя сохранились только греческие и коптские фрагменты, а также переводы на сирийский, латинский и другие языки. В славянскую и русскую Библии эта книга вошла из Вульгаты.
Дата.Большинство исследователей текста относит иудейскую часть примерно к концу I века по Р. X. На это указывает 3 Езд 3, 1, где говорится, что книга написана через 30 лет после разрушения «города», т.е. имеется в виду разрушение Иерусалима в 70 г. Иудеи того времени считали, что времена пророчеств подошли к концу, поэтому автор использует стандартный апокалиптический прием: вкладывает рассказ об откровении в уста пророка более раннего периода. Здесь это якобы Ездра, пишущий эту книгу через 30 лет после разрушения Иерусалимского храма вавилонянами. Считается, что 3 Езд. 1–2 были написаны ок. 200 г. по Р. X. или позже. 3 Езд. 15–16 датируются по-разному, от 120 до 300 г. по Р. X., потому что, по-видимому, написаны они в период гонений на христиан.
Цель и богословское учение.3 Ездры написана в апокалиптическом стиле. Иудейские или христианские апокалипсисы были распространены в период преследования иудеев при Маккавеях, вооруженных конфликтов между зилотами и Римом, гонений на христиан в Римской империи. Основная тема иудейской апокалиптики – судьба Израиля и иудаизма. 3 Ездры была написана в связи с разрушением Иерусалима и храма римлянами в 70 г. по Р.Х. Автор книги пытается вселить в иудеев надежду на лучшее будущее.
В иудейском разделе книги рассматривается несколько основных богословских вопросов. Почему Бог не вознаградил верных иудеев, но вместо этого заставил их страдать под гнетом язычников? Почему Бог позволяет людям грешить? Дав людям закон, почему Бог не искоренил их дурные наклонности, чтобы они могли праведно соблюдать этот закон? Почему людям дано понимание, но не даются ответы на эти вопросы? Окончательных ответов не дано, и автор напоминает, что пути Господни недоступны человеческому пониманию. Эти проблемы будут решены только в последние времена: Божья справедливость будет явлена в 400-летнем периоде правления Мессии, после чего будет воскресение, суд и вечная награда на небесах или вечное наказание в геенне (аду) (7 гл.). В 3 Ездры говорится, что Бог радуется, глядя на немногочисленных праведников, и Ездра и подобные ему могут быть уверены в своем спасении (9, 22).
3 Ездры считается одним из лучших и наиболее глубоких по содержанию иудейских апокалипсисов. Внимание к богословским проблемам и тщательный смелый анализ характерны для его откровения о будущих событиях. В четвертом видении, о плачущей женщине, которая преображается в небесный Иерусалим, отражена идея искупления Сиона. В пятом видении орел с 12 крыльями и тремя головами, которые обычно считают символами римских императоров Флавиев, Веспасиана (69–79), Тита (79–81) и Домициана (81–96), приравнивается к четвертому зверю из Книги Даниила (Дан. 7). Ездра видит, как этого орла убивает лев, символ Мессии. Шестое видение касается человека, который поднимается из моря, на него нападают «бесчисленные толпы», но он побеждает их, что снова говорит о победах Мессии. В последнем видении Ездра диктует содержание 94 священных книг пяти специально отобранным писцам и готовится к вознесению на небеса.
[1] Слова об одежде, взятой в залог, содержат намек на нарушение Моисеевой заповеди, которая предписывала возвращать на ночь одежду, взятую у неимущего (Исх 22,26).
[2] С. Н. North. Isaiah. Тhe Interpreter's Dictionary of the Bible, 1962
[3] Карташев А. В. Ветхозаветная библейская критика, Париж, 1947, С. 28
[4] Рыбинский В. Книга пророка Авдия. //ТКДА, 1909, III, С. 652