Видение оживления сухих костей (37, 1-14).
Господь Духом Своим переносит Иезекииля как бы на поле битвы, усыпанное человеческими костями. Дабы пророк осознал, как много их на поверхности поля, Господь обвел его вокруг него. Иезекииль видит, что их весьма много и понимает, что они лежат здесь давно, ибо они весьма сухи. Примечательны вопрос Бога и ответ на него пророка в ст. 3: оживут ли кости сии? — Господи Боже! Ты знаешь это. Ответ пророка свидетельствует о глубине его веры во всемогущество Божие; пророк в ответе как бы говорит Богу: «для Него нет ничего невозможного».
Далее Бог поручает Иезекиилю изречь пророчество на кости сии и сказать им, чтобы слушали слово Господне. То есть слово пророчества выступает тут реальным орудием Божиего Духа, ибо им введен в особое состояние духовного виденья Иезекииль, и им же оживлены будут мертвые кости («Я введу дух в вас, и оживете» – ст. 5). По мере произнесения им пророчества Иезекииль становится свидетелем осуществления его (ст. 7-8).
При чтении стихов 5-6 и затем 9-10 невольно приходит на память сотворение Богом Адама и обращение его в живое существо (см. Быт. 2:7). Остановимся, однако, на понятии еврейского руах, которое переводится как „дух", но и как „дыхание", и как „ветер". В Ветхом Завете этот термин имел специфическое смысловое значение, не совсем соответствовавшее „духу" в нашем понимании. Он скорее означал некую энергию, разлитую в мироздании, которая проявлялась и в ветре и в человеческом дыхании; она мыслилась как основа и сущность жизни, таинственным образом связанные с дыханием (или Духом) Божиим (Руах Элогим). В Св. Писании этот Дух то действует подобно мощному вихрю, переносящему человека из одного места в другое, то облекает пророка и его пророчества особой духовной силой. Тут уместно вспомнить о знамении Пятидесятницы, когда апостолы слышали как бы „шум ветра"! Возвращение к жизни мертвых костей в видении Иезекииля производится тем же космическим дыханием Божества.
Стт. 11-14. И им же будет «оживлен», восстановлен Израиль как народ (ст. 14). Об этом Иезекиилю говорится сразу после того, как посредством его пророчества высохшие кости обратились в полчища живых людей. И сказал Он мне: кости сии — весь дом Изранлев (ст. И). Оторванные от родной земли, от храма, в котором сосредоточивалась их духовная жизнь, евреи оторваны были от корня, они потеряли надежду на национальное возрождение и, образно говоря, уподобились сухим непогребенным костям (ст. 11). Оживление этих костей как раз и символизировало возрождение Израиля как народа. В видении Иезекииля говорится (ст. 12-13), что произойдет оно исключительно силой Божией: «Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших (т. е. из плена, символизировавшего национальную смерть Израиля). И введу вас в землю Израилеву».
И хотя в самом видении Иезекииля не говорится о всеобщем воскресении, но, напротив, сам образ оживления мертвых людей используется как пророчество о возвращении иудеев из плена. Однако все же этот отрывок читается на утрени Великой Субботы и в нем можно видеть основания для веры во всеобщее воскресение, так как проводится мысль, что Бог может воскресить человека.
Книга пророка Авдия.
Книга пророка Авдия – самая краткая как среди пророческих книг, так и среди книг Священного Писания Ветхого Завета вообще. Она состоит из 21 стиха, однако важность этой книги отнюдь не умаляется этим обстоятельством; как выразился блаженный Иероним, «это малый пророк по числу стихов, а не по мыслям». Наряду с этим, проблем, связанных с изучением этой книги, довольно много, причем наибольшее количество проблем относится к исагогике книги Авдия. Эти трудности связаны с тем, что в надписании книги Авдия содержится только имя пророка. Никаких сведений о личности или времени служения автора книга не сообщает.
Имя пророка hÃyèdabOv («Овадия», у LXX – Αβδιας) переводится «раб Яхве». Некоторые исследователи предполагают, что Авдий – псевдоним, так как выражение «раб Яхве» часто используется в Ветхом Завете для обозначения пророков (3 Цар. 14, 18). Однако такое предположение является совершенно несостоятельным, так как имя Овадия часто встречается у иудеев и известно немало библейских персонажей, носивших это имя. В частности, так звали домоправителя израильского царя Ахава, который укрывал пророков, гонимых Иезавелью (3 Цар. 18). Другой муж по имени Овадия был одним из посланников, которые были посланы иудейским царем Иосафатом с книгой Закона по городам Иудеи (2 Пар. 17, 7). Также в 2 Пар. 34, 12 упоминается левит Овадия, который был одним из сподвижников царя Иосии в осуществлении религиозной реформы. Попытки же отождествить автора данной книги с одним из указанных нами или с другими библейскими лицами не являются достоверными и потому за неимением сведений более разумно остановиться на том заключении, что нам о личности автора книги ничего, кроме самого имени, неизвестно.
Время деятельности. Вследствие отсутствия данных о личности автора дата написания книги является спорной. Самое выдающееся событие, о котором говорится в книге пророка Авдия – разрушение Иерусалима. Исследователи насчитывают четыре взятия Иерусалима иноземными войсками, о которых говорится в исторических книгах Ветхого Завета.
1) Впервые Иерусалим был взят египетским фараоном Сусакимом в 5-й год правления Ровоама (3 Цар. 14, 25).
2) При Иораме (849 – 842) Иерусалим был взят филистимлянами и арабами (2 Пар. 21, 16).
3) В период царствования Амасии (797 – 768), когда в результате неудачной войны с северным царством Иерусалим был занят израильскими войсками во главе с царем Иоасом (4 Цар. 14, 13).
4) И наконец, при царях Иоакиме, Иехонии и Седекии столицу южного царства трижды захватывали вавилоняне (605 г., 597 г., 586 г. до Р. Х.), причем в 586 г. Иерусалим был полностью ими разрушен.
Очевидно, что время пророческого служения Авдия связано с каким-либо из этих разрушений Иерусалима, так как в Авд. 11-14 подробно говорится о разрушении святого города, уводе в плен иудейских войск и бедствиях народа. Кроме того, необходимо обратить внимание на участие Эдома в осаде Иерусалима и преследовании бегущих иудеев. Сразу же следует исключить из рассмотрения эпоху правления Ровоама, так как, во-первых, в то время эдомляне находились еще под властью иудеев и потому не могли принимать деятельного участия в разрушении Иерусалима. Во-вторых, царь Ровоам жил в X веке до Р. Х., а «появление пророческой письменности, по многим основаниям, не может быть отнесено к столь раннему времени».
Следом за этим необходимо отвергнуть возможное отнесение времени деятельности Авдия ко взятию Иерусалима при Амасии израильским царем Иоасом. Этой точки зрения придерживался И. Якимов, отечественный исследователь, живший в конце XIX века. Однако принципиальная слабость такой позиции заключается в том, что у пророка говорится о разорении Иудеи от чужих (11 ст.). Но если он признает родственным народом даже эдомлян, то тем более он не мог назвать чужими израильтян, которые при этом в эпилоге книги представляются участвующими в славном будущем Иуды (18-20 стт.).
Остается рассмотреть два возможных варианта: или Авдий пророчествовал при иудейском царе Иораме, или же он написал свою книгу после 586 г. до Р. Х., когда Иерусалим был разрушен войсками Навуходоносора.
Рассмотрим сначала отнесение пророческой деятельности Авдия ко времени царя Иорама. Это мнение поддерживалось многими исследователями рубежа XIX – XX веков (проф. П. А. Юнгеров, Д. Нарциссов).
1) Данная точка зрения основана на комбинации 4 Цар. 8, 20-22 и 2 Пар. 21, 6. Согласно 4 Цар. 8, 20-22, Эдом при Иораме «выступил из-под руки Иуды». В то же время в 2 Пар. 21, 6 говорится о том, что в царствование Иорама напали на Иудею и на Иерусалим филистимляне и аравитяне. Предполагают, что эдомляне примкнули к напавшим на Иерусалим врагам, однако это не более чем догадка.
2) Книгу Авдия цитирует пророк Иоиль (Иоил. 2, 32), а так как время служения Иоиля приходилось, по мнению экзегетов XIX века, на период правления царя Иоаса, то пророчество Авдия следует относить ко времени правления Иорама (Иоас был внуком Иорама). Однако в настоящее время почти точно установлено, что книга Иоиля написана после плена, а потому ссылка на цитату у Иоиля из книги Авдия неправомерна.
3) И наконец, наиболее серьезный аргумент в пользу отнесения деятельности Авдия ко времени царя Иорама – сравнение книги Авдия с Иер. 49, 7-22, из которого некоторые делают вывод, что Иеремия, цитировавший многих более древних пророков, уже имел перед собой пророчество Авдия. А так как пророчество Иеремии об Эдоме относится ко времени правления Иоакима, когда Иерусалим еще не был разрушен, то можно заключить, что Авдий пророчествовал намного раньше Иеремии. Несомненно, данный аргумент является весомым, однако проблема сходства Иеремии и Авдия может быть решена другим образом. В частности, некоторые экзегеты высказываются в пользу первичности Иеремии и признают зависимость Авдия от великого пророка. Но многие склоняются в пользу следующей гипотезы: и Иеремия, и Авдий использовали более древнее пророчество. Конечно, это мнение относительно более древнего источника является спорным, так как нет никаких фактов, говорящих о его существовании. Однако теория единого первоисточника позволяет объяснить как сходство указанных пророческих текстов, так и особенности каждого из них.
Таким образом, мы видим, что ни один из аргументов в пользу отнесения книги Авдия ко времени Иорама не является убедительным. С другой стороны, выражения пророка о том, что «иноплеменники бросали жребий о Иерусалиме» и «чужие уводили войска его в плен» (11ст.) указывают не на кратковременный грабеж города, а на полное завоевание и разорение его и пленение жителей. Поэтому более логично относить пророческую деятельность Авдия ко времени после 586 г. до Р. Х., т. е. после окончательного разорения Иерусалима вавилонскими войсками при Навуходоносоре. В пользу этой точки зрения говорит то, что бедствие иудейского народа, которое описывается в книге Авдия, автор называет «днем отчуждения», «днем бедствия», «днем гибели» (12 ст.), «днем несчастья» (13 ст.), как бы «желая оттенить таким нагромождением эпитетов исключительную тяжесть бедствия».[4] Также в разрушении Иерусалима в 586 г. принимали участие эдомляне, как об этом говорится в Пс. 136, 7 и в книге Плач 4, 21-22
Противники этой точки зрения обычно указывают на отсутствие в книге Авдия указаний на вавилонские войска. Однако это можно объяснить тем, что главным объектом пророчества Авдия служит Эдом и потому далекие вавилоняне не входят в кругозор пророка.
Поэтому можно с уверенностью говорить о том, что книга Авдия написана после 586 г. до Р. Х.. Однако трудно с точностью установить, к какому именно моменту истории относится составление книги Авдия. Наиболее приемлемой кажется версия, по которой опустошение Эдома, описанное Авдием, следует отождествить с одним из набегов арабов-набатеев. Последние с конца VI века до Р. Х. начали нападать на Идумею, а в 1-й половине V века до Р. Х. захватили большую часть территории эдомлян и вынудили бежать их в западном направлении. В таком случае пророк Авдий проходил свое служение в конце VI – начале V века, т. е. непосредственно перед набегом набатеев. Эта датировка кажется и нам наиболее убедительной, тем более что в таком случае легко объяснить отсутствие упоминания о вавилонянах, разрушивших Иерусалим, так как к тому времени они уже сошли с исторической сцены.
Содержание книги Авдия.
Книга Авдия содержит всего одну главу, состоящую из 21 стиха. Книгу можно разделить книгу на две части: в 1-14 ст. говорится о возмездии Эдому, а в 15-21 ст. – о восстановлении Израиля в день Господень.
Первую часть книги можно в свою очередь также разделить на две части. Сначала пророк в стт. 1-9 указывает на то, что гордость была движущей силой преступлений эдомлян и возвещает скорую гибель и уничтожение Эдома. Против Эдома выступили народы и Эдом обречен на сокрушительное поражение (Авд. 2-4). Он будет разграблен и разорен, прежние союзники предадут его (5-7) и бесполезной окажется пресловутая мудрость его мудрецов и сила его воинов (8-9).
Затем в стт. 10-14 пророк указывает на преступления эдомлян в день разрушения Иерусалима, причем обличение преступлений эдомитян пророк излагает в форме увещания. Эдомлянам не следовало злорадствовать по поводу бедствий иудеев, «расширять рот» (т. е. насмехаться) (12 ст.), входить в город и касаться имущества народа Яхве (т. е. принимать участие в грабеже Иерусалима) (13 ст.), а также убивать пытавшихся спастись бегством или выдавать их вавилонянам (14 ст.). Все эти действия были проявлением вероломства по отношению к родственному народу (ведь Исав, родоначальник эдомлян, был братом Иакова, родоначальника израильтян).
Вторая часть книги Авдия (стт. 15–21) носит апокалиптический характер и ее центральная тема – День Господень, День Яхве. Пророк здесь возвещает, что в день суда, в день Господень судьбу Эдома разделят и другие народы-противники Божьего народа (15-16). Израиль же будет восстановлен в границах единого царства, так как говорится о совместных действиях дома Иакова (т. е. Иудеи) и дома Иосифа (бывшего Северного царства) против идумеев. Это возрождении опустошенной земли Израилевой символизирует завершение истории и наступление царства Господнего. В этой эсхатологической перспективе говорится о том, что израильтяне «завладеют горой Исава и будут «судить гору Исава» (19, 21). В историческом смысле это пророчество исполнилось в конце II века до Р. Х., когда иудеи под предводительством первосвященника Иоанна Гиркана одержали победу над идумеями и обратили их в иудейство. Однако в этом пророчестве Авдия можно отметить и духовный смысл, который заключается в том, что Израиль прообразует народ Божий, Церковь, тогда как Эдом символизирует силы зла и прообразует врагов Церкви. Поэтому победу Израиля над Эдомом можно рассматривать как эсхатологическое торжество Церкви Божией над своими врагами.