Как примирить между собой абсолютное видение учеником своего гуру и относительное видение, которым могут обладать те, кто не являются его учениками?

Шрила Шридхар Махарадж обсуждал это в восьмой главе «Шри Гуру и его милость».

Сейчас мы в такой же ситуации, как и ИСККОН после ухода Шрилы Прабхупады. Мы в начале возникновения социо-духовной движущей силы, которая будет становиться все более общей в ближайшие годы. Движущая сила заключается в том, что преданные будут обладать верой в тех[М5] , кто ведет себя как гуру, в разной степени. Те, у кого есть ученики (шикша или дикша) будут обладать особой верой, которая требует признания и поддержки от тех, с кем они общаются. Бхакти основана на вере и преданные должны быть внимательны, чтобы не повредить нежную веру новых учеников в их гуру. Наедине их духовные братья и другие преданные могут общаться с гуру определенным образом, но они не должны выказывать недостаток уважения к ним перед их учениками, критиковать их, т.к. ученики, естественно, будут чувствовать себя некомфортно в любой обстановке или в компании тех, кто не поддерживает их веру в гуру. У всех нас есть такая потребность. Та же движущая сила держит нас вдали от ИСККОН, даже несмотря на то, что мы можем одобрять многое в их организации. Та же самая движущая сила частично является причиной образования разных ветвей Гаудия Матха.

По умолчанию, если новые гуру хотят поддержки санньяси и старших преданных, а также признания их положения перед их учениками, они должны уважительно, не свысока общаться с ними перед теми же учениками, и не критиковать их в их отсутствие. Они должны учить своих последователей этикету вайшнавов, что включает в себя почитание духовных братьев гуру как гуру, так же как и его двоюродных братьев, что уж говорить о его дядьях. Несоблюдение этого принципа ведет к ненужным трениям и оскорблениям.

Организация подобная Гаудия Веданта Самити с тремя чистыми преданными действующими сообща и в гармонии, преуспевала благодаря требовательному настоянию Шрилы Ваманы Махараджа, инициирующего гуру, чтобы все ученики принимали Шрилу Гурудева и Шрилу Тривикраму Махараджа как его самого. Они были всецело благодарны друг другу и едины в настроении и служении своему гуру, Шриле Бхакти Прагьяне Кешаве Махараджу. Они требовали, чтобы все преданные в санге следовали их примеру.

Даже самый оптимистично настроенный человек должен признать, что пока еще у нас нет такого полного единства среди старших преданных в нашем широко распространившемся обществе. Мы должны развивать каналы связи для взаимодействия между разнообразными точками зрения и настроениями гуру и учеников, гуру и духовных братьев, учеников и духовных братьев гуру.

Даже если гуру довольно неплохо уживается со своими духовными братьями, их ученики между собой могут желать, чтобы духовные братья обладали тем же настроением по отношению к их гуру. Видя, что они таким настроением не обладают, они могут воспринять это как недостаток уважения или даже оскорбление их гуру. Восприятие здесь – ключевое слово. Если старший духовный брат их гуру не имеет той же веры, как и они, ученики могут чувствовать себя неуютно.

Поэтому существует большая потребность в обучении учеников тому, что есть две точки зрения: абсолютное видение учеников по отношению к своему гуру и относительное – тех, кто не является учеником этого гуру. И учеников нужно учить, что эта разница – абсолютно нормальна. Они не могут ожидать (не говоря уж о том, чтобы требовать), такого же отношения к своему гуру от тех преданных, которые не являются его учениками.

Может быть также, что преданные разнообразных новых гуру будут чувствовать себя комфортно друг с другом. Однако для учеников Шрилы Гурудева и Шрилы Прабхупады, не развивших такое же настроение привязанности, это может стать причиной неловкости. Мы уже видели раньше, когда духовных братьев даже постепенно отталкивали или они чувствовали, что их лишают прав, после чего они отдалялись от организации на расстояние, каковое быстро заполнялось новыми учениками новых гуру.

Поэтому у некоторых может возникнуть первоначальный порыв: «Вновь мы должны пройти через это? Не кажется ли вам, что это дежа-вю? Мы опять должны молчать, потому что некоторые не столь достойные преданные действуют как гуру, а мы должны оказывать им поддержку, не гнать волну и снова «играть в игру»?» Некоторые из нас могут не чувствовать в себе желания мириться с не очень компетентными гуру, потому что в прошлом мы уже видели, что происходило в ИСККОН. Но мы можем поразмыслить над тем, что сказал Гурудева (Кришна не пройдет мимо искренних учеников, он обязательно поможет им). Поэтому в чем, в сущности, проблема?

Это непростое время и мы должны быть очень аккуратны в своем общении с юными преданными. Мы должны будем быть терпеливы и терпимы, всегда пытаться быть миролюбивыми. Если мы это сможем, мы совершим что-то очень редкое со времен Махапрабху и Его спутников. Если мы хотим, чтобы у нас было успешное всемирное общество, тогда потребуется объективный, полный сострадания и неконфликтный подход.

Гуру естественно чувствует ватсалью по отношению к своим ученикам, также как потребность оберегать и поддерживать их веру. Это может с легкостью вылиться в то, что гуру будет ободрять своих учеников избегать общения с духовными братьями, если они не поддерживают их веру. Также он может быть склонен не общаться сам с такими духовными братьями.

Мадхьяма-мадхьяма?[М6]

Шрила Прабхупада хотел, чтобы все его ученики сначала обрели необходимые качества, а затем – становились «постоянными» гуру. Он говорил: «Дающие посвящения должны быть достойны, иначе словосочетание ”истинный гуру” теряет смысл». Он предупреждает:

«Вы должны стать гуру, но прежде всего вы должны стать квалифицированными. Только потом вы можете быть гуру. Не ставьте на себе печать гуру – только так вы будете эффективно действовать» (Беседа от 22 апреля 1977 г.).

Шрила Гурудева выражал то же самое.

В Италии в 2010 г. Шрила Гурудева выказал убежденность, что в отсутствие уттама-адхикари или мадхьяма-адхикари высшего уровня нужно принимать дикша-гуру как минимум мадхьяма-мадхьяма адхикари.

Но утверждение, что посвящения может давать мадхьяма-мадхьяма адхикари – туманно и само по себе недостаточно. Каковы его признаки и характеристики?

См. ниже приложение: «Три адхикара бхакти».

Заключение

В заключение мы можем привести фразу, которую Шрила Гурудева говорил всегда (как в ранние годы, так и позднее): «Необходимо принять гуру. Нужно молиться Кришне, чтобы он послал уттама-адхикари гуру. Это довольно редко. Поэтому если кто-то не находит такого редкого уттама-адхикари, он может принять в качестве дикша-гуру достойного опытного мадхьяма-адхикари, желательно уттама-мадхьяма или мадхьяма-мадхьяма. Так как мадхьяма-адхикари гуру не может дать все необходимое, нужно продолжать молиться об общении с уттама-адхикари. Когда человек почувствует глубокую потребность в таком гуру. Найдя его, он может принять его как шикша-гуру, с разрешения дикша-гуру (который, стоит надеяться, уже нашел его и привел ученика к его лотосным стопам ради блага их обоих).

Наши рекомендации