Суд над нерадивыми пастырями и спасение через истинного
Пастыря – Мессию (Иез. 34).
Из контекста речи Иезекииля и из толкований св. отцов следует, что под «пастырями» Израиля разумеются руководители избранного народа: цари, первосвященники, священники, старейшины и вообще все имевшие власть над ним до пришествия Единого Пастыря-Мессии; под «овцами» же разумеется народ. Этим сравнением наглядно выражается мысль о том, что пастыри должны были заботиться о народе Божием так же, как заботится попечительный пастух о своем стаде. При этом пастыри должны были заботиться не только обо всем стаде, но и о каждой отдельной овце, иметь индивидуальный подход к каждому члену стада (овце пораненной, угнанной, пораженной, больной).
2-4 стт. Главная вина пастырей Израиля состояла в том, что они, получая с овец материальное содержание, не пасли стада: «Горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих! Не стадо ли должны пасти пастыри?» Далее вина пастырей раскрывается подробнее; нерадивые пастыри: а) "ели тук и волною одевались.., а стада не пасли"; б) не довольствуясь приношениями, положенными по закону(туком и шерстью), совершали даже преступления против пасомых («закалывали откормленных овец»), вероятно, с целью присвоения имущества.
В стихе 4-м подробно перечисляется, какие обязанности должны были исполнять, но не исполняли нерадивые пастыри: 1) слабых не укрепляли; 2) больных не врачевали; 3) пораненных не перевязывали. Здесь разумеются не только внешние бедствия пасомых, но главным образом их духовные болезни и раны: слабость веры, или маловерие, и разного рода грехи и пороки, которые должны врачевать пастыри; 4) заблуждающихся (рус. «угнанной»), т.е. сбившихся с пути истины или добродетели, не возвращали (на путь истинный); 5) погибших (слав. «потерянной») не искали, разумеется, чтобы спасти.
Из числа обязанностей, которые обличаемые пастыри исполняли не так как следовало, названы следующие: I) «и крепкое оскорбисте трудом», т.е. людей нравственно сильных, способных к подвигам, обременяли неумеренными требованиями и обязанностями, тогда как следовало и в этом, как и во всем, соблюдать меру и возлагать на каждого не более того, сколько он может понести; 2) когда была нужда в наставлении, то вразумляли со властью и насилием: «а правили ими с насилием и жестокостью», т.е. с явным обнаружением своего господства над ними, тогда как следовало делать это в духе кротости.
5-8 стт. Пророк изображает последствия неисполнения нерадивыми пастырями своих обязанностей: потомки Иакова, оставшиеся без пастырского руководства, подобно овцам, не имеющим пастуха, рассеялись, блуждают по всем горам и высоким холмам и "сделались пищей" (т.е. добычей) всякому зверю полевому. Мысль та, что оставленные без руководства со стороны пастырей, израильтяне уклонились в идолослужение (совершавшееся обычно на высотах-холмах), следствием чего было их ассиро-вавилонское пленение. Хищные полевые звери – это ассиро-вавилоняне.
9-10 стт. Суд Божий над нерадивыми пастырями будет состоять в том, что Господь привлечет их к ответственности; взыщет с них за рассеяние и гибель вверенных им овец и отстранит от пастырства. Они уже не будут больше пасти овец, а вместе с тем небудут иметь возможности и пасти себя вместо овец, обогащаться за их счет и притеснять их.
11-16а. В этой части речи пророка содержатся утешительные обетования рассеянным в плену овцам стада. Господь – Истинный Пастырь, освободив Своих овец от нерадивых пастырей, возьмет их под Свое покровительство, соберет рассеянных овец в единое стадо и Сам будет пасти их. В противоположность нерадивым пастырям Господь явит Себя истинным Пастырем и все сделает для овец стада, чего не делали прежние пастыри: «Потерявшуюся отыщу и угнанную возвращу, и пораненную перевяжу, и больную укреплю»; то есть тот, кто, казалось, погибал среди язычников, будет освобожден, кто был в заблуждении – будет наставлен и вразумлен; больной душой получит врачевание, слабый – поддержку.
16б-22. Здесь следует еще одна обличительная часть, в которой говорится, что гнев Господа будет направлен и против тех сильных овец, которые беззаконно вели себя по отношению к слабым, немощным овцам, т. е. Господь также будет судить «между овцой и овцой». Сильные и строптивые овцы и козлы (богатые иудеи) виновны в том, что они не довольствовались тем, что паслись на хорошем пастбище и пили чистую водy, но остатки пастбища еще топтали ногами, а воду после питья мутили, так что слабые овцы вынуждены были пастись на потоптанных остатках пастбища и пить замутненную воду. Также сильные и строптивые овцы и козлы, кроме того, толкали и бодалинемощных овец, пока совсем не прогоняли их с пастбища. За тo они будут устранены от участия в обещанных благах, осуждены и наказаны. («а разжиревшую и буйную истреблю» ст. 16б).
23-31 стт. Вместо многих недостойных пастырей Господь поставит Пастыря Единого, Раба Своего Давида, Который упасет их и соединит вечным "заветом мира" с Богом (23-25 стт.). Под Пастырем Давидом разумеется Мессия-Христос, Который в притче о добром Пастыре единого стада объясняет это пророчество в отношении к Себе (Ин. 10, 1-16). Он же совершит окончательный и праведный суд между праведными и неправедными овцами, когда в день судный отделит праведных от беззаконных, как пастырь отделяет овец от козлов, и каждый получит то, что он заслужил (Мф. 25, 32-34, 41).