День Господень как день суда (I, 2 – III, 8).
Суд над всей землей (I, 2-3).
Характерны начальные стихи книги, где говорится об истреблении всего творения. Без особых предисловий книга сразу начинается страшной вестью о приговоре, который вынесен Господом творению: «Все истреблю с лица земли».
Далее Софония от общей констатации грядущего бедствия в I, 2 переходит к деталям в I, 3. От имени Господа он говорит, что истреблены будут люди и скот, птицы и рыбы. Прежде всего, отметим, что люди, как нечестивые грешники, ставшие виновниками карательных действий Господа, намеренно упомянуты дважды. Так что все живое пострадает вследствие греховности человеческого рода. Также толкователи обращают внимание на обратный характер перечисления здесь живых существ, по сравнению с тем, которое имеет место при описании творенияв книге Бытия. Там первыминазваны рыбы(Быт. 1:21а), затем птицы (1:21б), потом скот и дикие звери (Быт. 1:24) и наконец человек (1:26). Возможно, описываемое им истребление Софония воспринимал именно как нечто противоположное акту творения, как антитворение. То обстоятельство, что будут уничтожены и рыбы, говорит о том, что «день Яхве» по разрушительным масштабам превзойдет день потопа. Однако следует отметить, что сразупо перечислении всего, подлежащего истреблению, следует фраза, ограничивающая масштабы его; это фраза о нечестивых и связанных с ними соблазнах; в сущности целью истребления являются они как рассадник и источник греха. А если бы не так, то трудно было бы логически увязать сказанное тут с пророчеством об остатке в 3, 9-13.
Суд над Иудеей и Иерусалимом (I,4-II,3.)
Начав с общейпосылки(суждения) о гибели, надвигающейся на мир, пророк вслед за этим переносит все свое внимание на Иудею и Иерусалим. Прежде всего, пророчество Софонии в этойего части явно говорит о гибели нечестивых иудеев при вторжении в Иерусалим вавилонской армии (в 586 г. до Р. X.). Но как же в таком случае возможно, чтобы в то же самое время Софония возвещал о всеобщей гибели (1:2-3)? Ведь очевидно, что покорение халдеями Иудеи событием всемирного характера не являлось. Как же тогда увязать одно событие с другим? Экзегеты предлагают несколько ответов:
1) в принципе, каждыйиз случаев Божиего суданад нечестивыми жителями земли может быть назван днем Господним;
2) Софония говорит на языке поэтической гиперболы;
3) В духовном восприятии Софонии разрушение Иудеи и суд над всей землей как бы слились в одно великое событие: он увиделих как две части этого события, совершающегося в «великий день Господень». Гибель народа, к которому принадлежал и сам пророк, будет столь ужасной, что как бы явится возвещениемдня гневаБожиего, который прольется на всю нечестивую землю. Суд над Иудеей явится таким образом лишь первым шагом суда Божия над всем миром. Это толкование кажется наиболее вероятным.
I, 4. Иерусалим, хотя он и был частью Иудеи, не случайно назван здесь особо: в нем как бы сконцентрировался грех всего царства. Столичный город Иудеи, центр ее государственной и народной жизни, Самим Яхве предназначенный быть местом особым, ибо на его земле воздвигнут был единственный в мире храм истинному Богу, где Он обещал пребывать вечно, Иерусалим не только перестал быть средоточием истинной религии, но превратился в рассадник идолослужения и разврата.
Под жрецами и священниками подразумеваются, согласно оригиналу, дварода служителей Ваала: те, которые не были левитамии назначались в языческие капища царями иудейскими (см. 4 Цар. 23:5), и те, которые, будучи левитами, по собственному решению оставляли служение истинному Богу и становились служителями идолов.
1:5-6.Здесь развивается идея, что Господь истребит идолов и служителей их, а также тех, которые причастны к идолопоклонству. К названному в предыдущем стихе культу Ваала здесь добавлено еще три категории нечестивых иудеев. Первыми названы поклоняющиеся «воинству небесному». Очевидно, что это указание на культ небесных светил, который широкое распространение получил в Иудее со времен Ахаза и особенно Манассии.
Во 2-й части 5-го стиха названы те, которые пытались сочетать поклонение Яхве с поклонением Молоху (В русском переводе, как и в греческом, здесь стоит «царем», однако еврейский текст подразумевает верховное божество аммонитян). В ветхозаветном сознании «клясться кем-либо» тождественно было поклонению тому, кем «клялись». По словам пророка Иеремии, современника Софонии, евреи даже приносили в жертву Молоху детей (Иер. 32:35; ср. с 4 Цар. 16:3; 21:6).
Третьими, вызывавшими гнев Божий (ст. 6), Софония называет отступников от Господа,не искавших Его и не вопрошавших о Нем. Здесь говорится о людях, равнодушных к Богу и к религии. Полагают, что настроения религиозного индифферентизмабыли естественной реакцией на распространение в Иудее множества культов (которое особенно усилилось при Манассии). Конечным результатом этого процесса могло быть и, вероятно, было полное неверие какой-то части населения.
I, 14-17. Здесь представлена характеристика дня Яхве.Во-первых, этот день называется великим, так как он станет днем беспощадного наказания. Во-вторых, повторяется мысль, звучавшая уже в ст. 7, что этот день очень близок; более того, говорится, что он очень поспешает.
В стихе 15 особенно выразительно звучат парныеслова, по значению очень близкие друг другу (скорбь и теснота, опустошение и разорение, тьма и мрак, облако и мгла). Посредством их в общую ужасную картину слагаются всевозможные бедствия, обрушивающиеся на иудейский народ, в землю которого вступило вражеское войско. Иудеи оказываются в обстоятельствах крайне стесненных: они лишены всего необходимого, ибо опустошению и разорению подвергнется все вокруг.
Потрясенные всем обрушившимся на них, они, согрешившие против Господа,уподобятся слепым и будут потерянно ходить,скользя в лужах крови, которой, как прахом, покроется земля их, посреди бесчисленных трупов, разбросанных повсюду, как помет.Последнее было особенно страшным для евреев не только само по себе, но и потому, что означало: тысячи и тысячи их будут лишены достойного погребения, предусмотренного законом.
Призыв к покаянию (II, 1-3)Прежде всего, здесь недовольство Бога иудеями выражается в самом обращении народ («гой»), предназначавшимся для язычников. Тем самым евреи в своем поведении и отношении к Богу приравниваются к язычникам.
Затем Софония переходит к тому, ради чего обратился к своим читателям. Ведь целью его было не привести их в отчаяние, а направить к покаянию – к той переменедушевного настроя, следствием которого сделалось бы исправление общества в целом. В еврейскомтексте присутствует этот именно нюанс, так как говорится о необходимости самоуглублениякаждого и всех: исследуйте себя внимательно!Иначе расплата неизбежна (см. ст. 2). Можно сказать, что Софония заговорил к согражданам не с тем, чтобы страх лишил их разума, но с тем, чтобы он лишил их желания грешить.
В 3 ст. говорится, что те, кто откликнется на проповедь пророка, могут надеятьсяизбежать горькой участи большинства в день гневаГосподня. Суд неизбежен, и это подчеркивается тем (начиная со следующего стиха), что гнев прольется и на другие народы. Тем более людям добродетельным следует устоять в их праведности, и тогда некоторыеиз них спасутся. Очевидно, что здесь имеется в виду та часть народа, которую Господь «укрыл» в вавилонском плену. Согласно пророку Иеремии, в плен как раз была уведена лучшая часть еврейского народа.
Суд над языческими народами (II, 4-15).
Взор пророка обращается к соседним народам и царствам, которые также будут подвержены гневу Господа. Суд распространяется на все стороны света и постигает на западе землю Филистимскую и острова язычников (ст. 5, 11), на востоке − Моав и Аммон (ст. 8), на юге − Эфиопию (ст. 12), а на севере − Ассирию (ст. 13). Этим пророк говорит, что день Господень прострется не только на иудеев, но и на весь языческий мир. При этом особенное внимание уделяется запустению столицы Ассирии Ниневии, которая превратится в пустыню и будет логовом для диких животных (13-15). Действительно, в VII веке Ниневия была самым мощным и богатым городом на Ближнем Востоке. Потому жители Ниневии имели основания жить беспечно и гордиться земным величием своего города («я и нет иного кроме меня»). Но Господь уничтожит это суетное величие надменного города, так что впоследствии каждый прохожий, видя развалины Ниневии, махнет рукой. Очевидно, что исполнение слов пророка относится к 612 г., когда Ниневия была разрушена войсками мидийско-вавилонской коалиции.
Суд над Иерусалимом (III, 1-7).
Пророк вновь возвращается к обличению жителей Иерусалима. Интересно, что сам город здесь не назван, так что слушатели могли подумать, что эти слова о городе нечистом и оскверненном все еще относятся к Ниневии, как вдруг из последующих слов (2, 3 ст.) становится ясно, что речь уже идет о столице Иудеи!
3-4 ст. Пророк обличает князей и судей, которые грабят народ как свирепые хищники. Также наказаны будут пророки, которые виновны в вероломстве. Видимо, здесь обличаются профессиональные пророки, которые заботились о собственной выгоде и славе, а не возвещали волю Божию. Священники виновны в осквернении святыни. Видимо, здесь имеется ввиду совершение языческих ритуалов на территории храма, а может быть и небрежное исполнение своих обязянностей.
Суд над всей землей (III, 8).
Здесь пророк вновь возвращается к теме суда над всеми народами, которые будут собраны Им в День Господень в качестве обвиняемых, после чего на грешников будет излита вся ярость гнева Господа и огнем ревности Его будет пожрана вся земля.