Гл. Восстановление семьи пророка Осии.

Новый эпизод в жизни Осии, который необходим, чтобы пророк полнее прочувствовал милующую любовь Бога к Израилю и ту боль, которую Господь испытывает, когда Израиль изменяет Ему.

3, 1. Здесь имя женщины не указано, но из контекста ясно, что это Гомерь. Осия должен не только «взять» ее, но и полюбить, т. е. обновить свои чувства к ней, не взирая на измены. Именно так ведет себя Господь по отношению к народу. Любимую мужем – под мужем здесь имеется в виду Осия, так как повеление полюбить жену другого мужа противоречило бы закону. Слово Прелюбодействующую указывает, что Осия оставался законным мужем Гомери, официального развода между ними не было.Виноградные лепешки (т. е. печенье с изюмом) – важная часть культа Ваала и Астарты.

Однако возникает вопрос: почему же Гомерь названа просто «женщиной», а не женой Осии? Видимо, вследствие измены она утратила право называться женой пророка (2, 2), равно как и Израиль стал для Господа «не Моим народом».

3, 2. Необычность выкупной суммы (комбинация серебра и ячменя) говорит о том, что Осия с трудом собрал ее. Это символизирует также дорогую цену искупления Израиля. Видимо, Гомерь стала чьей-то наложницей или рабыней. Не совсем ясна стоимость полутора хомер ячменя, но толкователи полагают, что вся сумма вместе равнялась примерно 30 сиклей, т.е. цене выкупа за раба (Исх. 21, 32).

3, 3.Осия изолирует свою жену от других людей в целях исправления, в том числе и сам обещает не иметь с ней близости.

3, 4.Долгий период изоляции Гомери является прообразом жизни Израиля в изгнании (плену), где у народа не будет руководителя (царя или князя), он не сможет ни служить Господу, ни поклоняться идолам, так как не будет жертвенника («столб», сооружение из камней, которое было запрещено Моисеевым законом (Лев. 26, 1; Втор. 16, 22)), ефода (который входил в число одежд первосвященника, но стал частью языческого культа; см. Суд. 8), терафима (домашние божки, покровители рода; см. Быт. 31, 19).

3, 5. Последние дни– термин, обозначающий мессианское время. Когда израильтяне отпали от Господа, они отпали от дома Давида (отделение Северного царства совпало с учреждением Иеровоамом I культа тельцов). Но в мессианское время они, обратившись к Господу, воссоединятся с домом Давида. Конечно, здесь имеется в виду Сын Давида – Мессия.

Обетования осуждения и обетования восстановления (4 – 14).

В этой основной части книги, написанной во 2-й половине VIII века, в годы кризиса и приближения катастрофы, раскрываются три основные темы: обличаются беззакония народа, приведшие к разрушению Завета, возвещается наказание в виде ассирийского нашествия, и содержатся обетования о восстановлении Израиля.

Грехи Израиля.

Уже в самом начале этого раздела пророк указывает, в чем конкретно заключаются грехи Израиля. Во-первых, израильтяне не имеют необходимых добродетелей. «...суд у Господа с жителями сей земли, потому что нет ни истины, ни милосердия, ни Богопознания на земле» (4, 1).Следовательно, вина народа Божиязаключается в отступлении от трех основ библейской веры: правды, милосердия и Богопознания. Они содержат призыв к человеку подражать Богу, Который верен и справедлив, милосерд и свят. Правда – не только нравственная и социальная справедливость, но и верность своему призванию и Господу. Милосердие – не только "милость", но и сострадание, жалость. Богопознание – не отвлеченная теология, а живое, реальное общение с Богом через веру и любовь.

Во-вторых, народ виновен в нарушении всех заповедей по отношению к ближним, говорится об умножении ложных клятв, обмана, убийств, воровства и прелюбодеяния (6 – 9 заповеди Декалога).

На всех холмах, где раньше молились язычники, Израиль приносит жертвы идолам (4, 13). Пророк Осия обрушивается на культ в Дане и Вефиле, который он называет Бет-Авеном («домом нечестия»). «…сделали для себя литых истуканов из серебра своего, по понятию своему, – полная работа художников, – и говорят они приносящим жертву людям: «целуйте тельцов!»» (13, 2). Здесь следует учитывать то обстоятельство, что первоначально тельцы играл роль херувимов (ковчега), символизируя подножие, престол Яхве. Но со временем культ их превратился в чисто языческое поклонение тельцам, тем более что Ваал часто изображался в виде быка. Так что в книге Осии ваализм не отделяется от почитания тельцов и трудно определить, где Осия обличает поклонение Ваалу, а где – деформированное почитание Яхве.

Людям кажется, что достаточно совершать пышные богослужения и приносить жертвы. Между тем Бог ждет иного:

Благочестие ваше как утренний туман
и как роса, скоро исчезающая,
Посему Я поражал через пророков
и бил их словами уст Моих...
Ибо Я милости хочу, а не жертвы,
и Боговедения более, нежели всесожжений. (6, 4-6)

Эти последние слова повторит Христос-Спаситель, когда будет обличать ханжество книжников и фарисеев (Мф. 9, 13).

Особенно винит пророк священников и вождей народа. Священники виновны не только в пренебрежении к заповедям и соблазнении народа, но и в том, что они оставили свою обязанность учить народ (4, 6). Также Израиль поставил себе царей вопреки воле Бога (8, 4), и теперь монархи толкают его к гибели. Узурпаторы борются за власть, недальновидные политики мечутся от одной крайности к другой: то склоняются перед Ассирией, то вступают в союзы против нее.

Бедствия как вразумление.

Израиль сам виновен в будущих бедствиях, он «посеял ветер и пожнет бурю» (8, 7). Уже в 4, 3 пророк Осия возвещает о суде Божием, который выразится в истреблении всех живых существ. Здесь суд Господень представлен в виде антитворения: сначала будут истреблены люди, затем животные («звери»), птицы и рыбы.

Далее пророк конкретизирует, в чем именно будет состоять суд над Израилем. Израиль ожидает разорительное нашествие ассирийцев и полный разгром, опустошение (13, 15 – 14, 1). Неоднократно говорится, что Израиль лишится независимости («Ассур – он будет царем его»; см. 11, 5) и будет уведен в плен, где познает многочисленные лишения (9, 2-4). Израиль как бы вернется ко времени, когда он был рабом в чужой стране. Часто ассирийский плен сравнивается с египетским рабством (7, 16; 8, 13). Завет, брачный союз Бога и Его народа, окажется расторгнутым. Однако Осия не ограничивается этими грозными пророчествами. Бедствия обернутся не гибелью, а станут небесным вразумлением.

3. Покаяние и восстановление Завета. Все кары, все грозные прещения были лишь воспитательной мерой. Наказывая верных, Бог не может изменить Своего существа. А существо Его – милующая любовь: «Как поступлю с тобою, Ефрем? как предам тебя, Израиль? … Повернулось во Мне сердце Мое, возгорелась вся жалость Моя! Не сделаю по ярости гнева Моего, не истреблю Ефрема, ибо Я Бог, а не человек (11, 8-9)

Пророк взывает к народу: «Обратись, Израиль, к Господу Богу твоему» (14, 2). Заблудший Израиль вернется и будет принят: «Уврачую отпадение их, возлюблю их по благоволению» (14, 5).

Наконец, Сам Господь ожидает обращения Израиля и как бы влагает в уста народа слова, в которых выражается надежда на исцеление и восстановление (6, 1-3). Здесь необходимо отметить, что исцеление Израиля будет быстрым подобно трехдневному выздоровлению больного человека (буквальный смысл). Однако пророчество имеет и мессианский смысл. Апостол Павел говорит, что Христос «воскрес в третий день по Писанию» (1 Кор. 15, 4). Однако только в этом месте Ветхого Завета (наряду с прообразом Ионы) встречается упоминание о возвращении к жизни за три дня.

КНИГА ПРОРОКА ИСАИИ.

Это самая большая по объему пророческая книга и наиболее часто цитируемая как в Новом Завете (более 60 прямых цитат и 40 косвенных ссылок), так и в богословской литературе.

Наши рекомендации