Отличие истинных пророков Господних от непризванных пророков и языческих прорицателей.
В израильском обществе встречались люди, которые именовались пророками, но не были призваны Богом. «Я не посылал пророков сих, а они сами побежали; Я не говорил им, а они пророчествовали» – говорит Иеремия от лица Бога (23, 21). Вообще, термин «наби» применялся к трем категориям людей:
1) пророки по профессии, которые служили при святилищах и дворах царей и получали плату за свою весть;
2) «Сыны пророческие», т.е. ученики пророков (ученики Самуила, Елисея, Исаии и др.);
3) истинные пророки, призванные Богом.
Истинные пророки старались отмежевываться от непризванных пророков; именно такой смысл имеют слова Амоса: «Я не пророк и не сын пророка» (7, 14). В пророческих книгах часто можно встретить обличения в адрес профессиональных и ложных пророков. В частности, одними из наиболее ярких являются слова Михея: «Пророки его предвещают за деньги … и проповедуют мир, а кто ничего не кладет им в рот, против того объявляют войну» (3, 11, 5).
Однако современникам было непросто отличить истинного пророка от ложного. Таких критериев могло быть несколько:
1) чистота и святость жизни;
2) согласие вести пророка с законом Моисеевым и традицией;
3) бескорыстие (характерен поступок Елисея, который отказался взять плату с Неемана за исцеление, а затем наказал своего слугу Гиезия);
4) исполнение пророчеств (последнее требовало времени).
Языческие оракулы также претендовали на то, чтобы быть вестниками воли богов. Одним из известнейших оракулов древнего мира была Пифия в Дельфах, к которой обращались многие именитые люди древности и благодаря которой святилище этого города было довольно богатым. Однако, несмотря на внешнее сходство, имеются существенные различия между оракулами и пророками.
Оракулы (Пифия) | Истинные пророки | |
сущность вдохновения | воздействие наркотических средств (испарения и жевание листьев лаврового дерева) | Принятие откровения при сохранении ясного сознания |
условия пророчества | определенное время (2 раза в год) и место | любое время и место |
содержание пророчества | абстрактное, двусмысленное | конкретное, ясное |
Тем не менее, важно отметить, что Пифия крайне редко ошибалась. Это достигалось в силу двух обстоятельств. Во-первых, жрецы дельфийского храма имели широкую агентурную сеть во многих государствах, что давало им возможность иметь точную информацию и предугадывать ход событий. Во-вторых, само двусмысленное содержание пророчества предполагало несколько возможных вариантов. В частности, самым известным является случай с царем Лидии Крезом, который обратился к Пифии перед войной с Киром II персидским, чтобы узнать о возможном исходе данной войны. Оракул возвестил: «Если произойдет эта война, то падет великое царство». Крез решил, что в этих словах содержится предсказание о его победе, но в результате войны потерпел поражение. Важно отметить, что Пифия не ошиблась, так как вследствие войны действительно пало «великое царство» – Лидия.
Книги пророков-писателей. Количество и хронологический
Порядок пророческих книг.
Пророческие писанияявляются второй по значению, после Закона, фундаментальной основой Ветхого Завета. Всего корпус пророческих писаний включает в себя 20 книг, из которых 17 канонических и 3 неканонические книги. Канонические книги пророков в русской библеистике делятся на две части: великие и малые пророки. Названия эти определяются только объемом книг, но ни в коем случае не значением их авторов. К великим пророкам относятся книги Исаии, Иеремии (к этой книге часто добавляют Плач Иеремии), Иезекииля и Даниила. Малые пророки включают книги Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии. Именно в таком порядке, согласно делению на великих и малых пророков, пророческие писания располагаются в русской Библии. В еврейской Библии большая часть пророческих книг находится в разделе «Навиим» после Ранних Пророков и называются Поздними Пророками. Этот сборник состоит из 4-х книг: Исаии, Иеремии, Иезекииля и 12-ти малых пророков (одна книга). Еще две книги находятся в разделе «Кетувим» или «Писания»: книга Даниила и Плач Иеремии. В переводе LXX пророческие книги располагаются в конце, после учительных, причем сначала идут книги 12 малых пророков, затем – книги великих пророков. Из неканонических книг к пророческим относятся книги Варуха, Послание Иеремии и 3 Ездры.
Хронологическая последовательность служения пророков-писателей существенно отличается от порядка расположения их книг в Библии. Можно выделить 3 периода профетизма в Израиле:
1) Допленный период: а) VIII век: Амос, Осия, Исаия, Михей, Иона;
б) VII – начало VI в.: Иеремия, Софония, Наум, Аввакум.
2) Период плена (586 – 538 гг.): Иезекииль, Авдий, Второисаия, Даниил.
3) Персидский период (538 г. – IV в.): Аггей, Захария, Малахия, Иоиль.