XXXIV. Сосредоточение и безмолвное пребывание
1(100). Для пребывания в Естественном Состоянии Первоосновы, особенно на первоначальном этапе практики, необходимо умение успокаивать волнения ума. Для развития этого умения используется предварительная практика сосредоточения. Как Шуйному пути невозможно следовать в полной мере до тех пор, пока не исчерпано влечение к внешним целям, достигаемым на Десном пути, так безмолвное пребывание в Естественном Состоянии Первоосновы без приложения усилий не может быть осуществлено до тех пор, пока не освоено умение контролировать свой ум посредством приложения усилий.
2(101). Для практики сосредоточения рекомендуется принять позу для медитации, описанную выше, в главе «Радение тела» [см. XXX], расположив прямо перед собой — на расстоянии примерно вытянутой руки — человеческий череп. Если черепа нет, подойдёт кристалл кварца, небольшое изваяние либо изображение Велеса или Морены, нарисованный на плоской поверхности мистический символ (например, Трезубые Велесовы Вилы или Коловрат) либо просто чёрная или красная точка. Затем следует сосредоточить свой взгляд и свои мысли на черепе либо замещающем его объекте. Сначала следует сосредоточиться лишь на тех мыслях, которые имеют непосредственное отношение к черепу (например, можно вспомнить о том, что, согласно Учению Великого Совершенства, он символизирует собой обнажённую ото всех мόрочных покровов Всеобщую Основу). Постепенно следует «отпустить» все мысли, чтобы в уме остался один лишь образ черепа, и остановить внутренний диалог. Не нужно бороться с посторонними мыслями, — достаточно просто мысленно концентрироваться на мысли о черепе. Как клин вышибается клином, так всё многообразие мыслей в процессе практики заменяется одной-единственной мыслью о созерцаемом объекте. Достигнув полного сосредоточения, следует пребывать в нём в течение какого-то времени, исходя из своих действительных возможностей.
3(102). Вершиной данной практики является пребывание в безмысленном созерцании без усилий, когда концентрация, достигнув своего пика, выходит за пределы всех мыслей (включая ту, на которой осуществлялось сосредоточение) и превращается в безмолвное пребывание в Естественном Состоянии Первоосновы без «я-пребывающего».
XXXV. Памятование о Смерти
1(103). Одной из ключевых практик Шуйного пути является памятование о Смерти. Следующий Шуйным путём рассматривает Мару-Смерть как свою Духовную Наставницу, перед Ликом Которой все мирские ценности вмиг обесцениваются, и все внешние цели в Жизни теряют свой смысл, в отличие от Непреходящих Ценностей Духа, проступающих, подобно прорывающим гнилую плоть костям трупа, из-под иллюзорных покровов смердящей плоти этого Мира наружу. Ср. описание практики в нашей небольшой заметке под названием «Memento Mori![48]» [2011]:
[1] «Книга Великой Нави» (Liber I.XIII: I.2):«Да будет твоим радением в Смертной обители непрерывное созерцание Деяний Той, Которая владычествует в Смерти, — Memento Mori!»
[2] Памятование о Смерти — одно из основных Духовных радений следующего Шуйным путём. Оно может совершаться как в отдельные часы, с полной концентрацией внимания радеющего на предмете созерцания, так и стать повседневной практикой, совершаемой без приложения особых усилий непрестанно — в любое время и в любом месте (в том числе, во время осознанных сновидений) — в обыденной Жизни.
[3] Для сосредоточенного созерцания подойдут: Обрядовый Образ (Чур, Свято)[49] Кого-либо из Богов Нави (Велеса или Морены), фотография умершего человека, какой-либо атрибут Похоронного Ритуала (любой Религиозной традиции), череп, мёртвое животное, опавший осенний лист и т.п. Также предметом созерцания может быть умозрительная идея Смерти, Разрушения, Рассоздания, соответствующий визуализируемый образ и т.п.[50]
[4] Непрестанное памятование о Смерти в обыденной Жизни подразумевает умение замечать в окружающем Мире проявления Смерти, Её постоянное Присутствие. Но самое главное в практике — это соотносить все свои желания и поступки со Смертью, оценивать их действительную значимость, глядя в Очи Смерти. Внешние проявления Смерти, созерцаемые в окружающем Мире, суть лишь напоминания об этом.
[5] Памятовать о Смерти — означает преодолеть в себе страх Смерти. Не бежать от Смерти, но и не торопить Её приход. Видеть в Ней не «Кару Богов» и не «проклятие», но Учителя и Мудрого Наставника. Жить ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС так, словно этот миг твоей Жизни — последний и ЕДИНСТВЕННЫЙ. Мера твоего Совершенства — твоя готовность умереть прямо сейчас, уйти без страха и сожалений, осознанно и спокойно. Если этого нет, все остальные твои «достижения» просто не имеют смысла...
2(104). Непрестанное памятование о Смерти ввергает обычного, обусловленного человека в страх и уныние, но помогает освободиться от мирских привязанностей тому, кто ищет Высшей Мудрости. Путь к Духовной Свободе пролегает через Врата Инициатической Смерти — через Прозрение Ужаса, когда агония и «Смерть» ложной самости знаменуют собой Духовное Пробуждение.
3(105). В отличие от Шуйного пути, Учение Великого Совершенства, пребывая за пределами двойственности Жизни и Смерти, предназначено, в первую очередь, для тех, кто уже превзошёл в себе страх Смерти, кто равно смотрит на Жизнь и на Смерть, пребывая в Естественном Состоянии Первоосновы — за пределами двойственного восприятия.
XXXVI. Плоды практики
1(106). Достигший успеха в практике Учения Великого Совершенства ясно видит Вещим Оком Неразделяющей Мудрости:
∙Изначальное Совершенство Всеобщей Основы — Великой Нави, Предвечной Бездны НЕРОЖДЁННОГО;
∙Изначальное Совершенство всех вещей и явлений в Тремирьи;
∙Изначальное Совершенство всех объектов ума.
2(107). Ясно видеть Изначальное Совершенство Всеобщей Основы — значит постичь Истинную Природу всего сущего за пределами всех концептуальных знаний. Ясно видеть Изначальное Совершенство всех вещей и явлений в Тремирьи — значит постичь их Истинную Природу за пределами всех имён и форм. Ясно видеть Изначальное Совершенство всех объектов ума — значит постичь их Изначальную Пустоту за пределами всех ментальных иллюзий.
3(108). Духовное Знание — непосредственное Ведание человеком своей Истинной Природы — находится за пределами всех мирских знаний и представлений. Любое уподобление этого Знания чему бы то ни было и любые попытки выразить его на уровне слов подобны стараниям человека, обладающего хорошим зрением, рассказать об увиденном слепому от рождения. Для подавляющего большинства живущих в Явленном Мире этого Знания как бы не существует вовсе, — между тем, каждый, кто раскрыл это Знание в своём Сердце, постигает его как Высшую Мудрость, не имеющую себе равных во всех Трёх Мирах.
XXXVII. Горный хрусталь
1(109). Согласно Учению Великого Совершенства, наша Истинная Природа изначально пребывает в Совершенном Состоянии Духовной Чистоты — за пределами всех ограничений и обусловленностей Явленного Мира.
2(110). Нашу Истинную Природу можно уподобить прозрачному кристаллу горного хрусталя, скрытому под покровами грязи и нечистот, завёрнутому в грубую мешковину либо в шелка и парчу, — но какие бы оболочки и покровы ни скрывали его собой, сам кристалл остаётся под ними по-прежнему чистым и прозрачным, то есть таким, каким он был изначально!
3(111). Люди ищут свою Истинную Природу как нечто такое, что может быть «утеряно» или «приобретено» где-то вовне, забыв о том, что сами изначально являются Ею. Любой «Путь к СЕБЕ» — это абсурд, заблуждение ума, самообман, порождённый твоим невежеством (неведением своей Истинной Природы), ибо ТЫ САМ и есть ТЫ, — так как же ТЫ можешь «идти» к СЕБЕ?
XXXVIII. Защитники Учения
1(112). Согласно воззрениям Шуйного пути, Боги Обусловленного Состояния [см. XVI] являются олицетворениями иллюзорных покровов, скрывающих Истинную Природу всего сущего, а также различных качеств души человека, за которыми скрыт Дух — Бескачественное НЕРОЖДЁННОЕ. Совлекая с Истинного СЕБЯ мóрочные покровы, преодолевая Божественную одержимость [см. XIX], радарь Шуйного пути обнажает свою Истинную Природу — возвращается в НЕРОЖДЁННОЕ.
2(113). Согласно Учению Великого Совершенства, Боги Обусловленного Состояния являются Защитниками Учения на относительном уровне, охраняющими Высшую Мудрость от невежд и глупцов. Они проверяют «на прочность» претендентов на Истинное Знание, а также воздействуют на их Волю подобно холодной Воде, в которой кузнец закаливает стальной клинок, дабы сделать его более твёрдым и одновременно упругим.
3(114). Этот Мир — Мир Божественной одержимости, — как уже было сказано ранее, является единственной «лестницей», ведущей за пределы этого Мира. И Боги этого Мира — Боги Обусловленного Состояния — являются единственными Силами, вступая в «противоборство» с которыми на относительном уровне, человек обретает Духовную Свободу на Абсолютном уровне и становится выше Богов.
XXXIX. Подведение итогов
1(115). Подытоживая всё вышесказанное:
∙Основой Учения Великого Совершенства является Совершенное Воззрение, гласящее, что всё сущее по самой своей Природе — имеется в виду Истинная Природа всего сущего — Изначально Совершенно; люди плотского склада отвергают Учение Великого Совершенства ещё на уровне Основы, будучи не в состоянии понять и принять подлинный смысл Совершенного Воззрения;
В Сердце Абсолюта,
в самой перспективе осознавания,
Нéчего исправлять, так что нет пользы
даже от добродетели;
Там нéчего изменять, так что нет вреда
и от недобродетели;
Там нет Кармы и её результатов, и, следовательно,
отсутсвуют приятные и неприятные последствия.
Там нет ни хорошего, ни плохого, так что Сансара
не отвергается, а Нирвана не обретается.
Оно невыразимо и неописуемо, его сфера
свободна от этого.[51]
∙Путём Учения Великого Совершенства является Совершенный Путь, или Путь без пути, означающий мгновенное Прозрение своей Истинной Природы посредством осознанного «не-деяния»; люди душевного склада отвергают Учение Великого Совершенства на уровне Пути, будучи не в состоянии понять и принять идею об иллюзорности Духовного Пути как такового, ошибочно полагая, что наша Истинная Природа может быть «достигнута» и «обретена» лишь в результате долгой практики, поддерживаемой усилием, а не спонтанно раскрыта ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС за пределами всех усилий;
Если вы не реализуете тайное осознавание,
абсолютное измерение,
То никогда не освободитесь
посредством напряжённых практик.
Разве вы не знаете, что всё обусловленное
непостоянно и непременно разрушается?
Как вообще этот тугой узел
обычного тела, речи и ума
Может соприкоснуться
с нерушимой сутью Абсолюта?[52]
∙Плодом Учения Великого Совершенства является раскрытие в себе Совершенного Состояния, или Естественного Состояния Первоосновы, — пребывание в своей Истинной Природе без усилий, разделения и «я-пребывающего»; хотя Учение Великого Совершенства открыто проповедуется всем, кто имеет намерение его слушать, постичь истинный смысл этих слов, понять и принять Учение целиком — способны лишь люди Духовного склада, обладающие высшими способностями постижения[53].
Сансара — это лишь ярлык: вы за пределами
усилий и достижений, причин и следствий.
В контексте Пустоты нет ни вреда
от недобродетели, ни пользы от добродетели.
Освобождение — это тоже ярлык,
Нирваны не существует.
Вам не к чему стремиться и нечего достигать
посредством десяти аспектов [практики].[54]
2(116). Все люди незримо связаны между собой Нитями Судеб, и в самой сокровенной глубине Сердца каждого пребывает Единое НЕРОЖДЁННОЕ. Ведая это, люди Духовного склада проявляют сострадание ко всем своим братьям и сёстрам, пребывающим в неведении относительно своей Истинной Природы, страдающим в «дурной бесконечности» Коловерти. Но единственный способ помочь другим — это следовать Учению самому и достичь Духовного Освобождения, явив Миру пример действительной Реализации Великого Совершенства. Хотя, с точки зрения плотского человека, такая помощь похожа на проявление крайнего эгоизма (ибо не предлагает последнему ни «хлеба», ни «зрелищ» — единственных «даров», которые он в состоянии оценить, пребывая на своём уровне понимания), — с Духовной точки зрения, такая помощь является величайшей, подобной той, которую Духовный Учитель оказывает своему ученику, проявляя к нему Любовь, которая неизмеримо выше любви плотской и любви между Родственниками по Крови.
3(117). Нитями Судеб все живые существа привязаны к Колесу Жизни и Смерти, будучи обречены на Вечное Возвращение в нескончаемой Коловерти. Выход из «дурной бесконечности» Сварожьего Круга возможен лишь посредством Духовного Прозрения — постижения своей Истинной Природы, Великой Нави, изначально пребывающей за пределами Явленного Мира (Тремирья). Над Великой Навью — нашей Истинной Природой — не властна Судьба, пред Нею бессильны Боги Обусловленного Состояния, привязанности и обусловленности этого Мира не могут захватить Её в плен, и вовлечённость в маяту-морόку Мира сего обходит Её стороной... В Ней и только в Ней — наша Истинная Родина, наш Отчий Дом.
XL. Беспредельность
1(118). Во Введении в Учение Великого Совершенства, озаглавленном как «7 тезисов о Неописуемом НЕРОЖДЁННОМ»[2011], говорится:
[1] Говорящий, что НЕРОЖДЁННОЕ множественно, — поистине не Ведает.
[2] Говорящий, что НЕРОЖДЁННОЕ едино, — поистине не Ведает.
[3] Говорящий, что НЕРОЖДЁННОЕ одновременно и множественно, и едино, — поистине не Ведает.
[4] Говорящий, что НЕРОЖДЁННОЕ ни множественно, ни едино, — поистине не Ведает.
2(119). В этих четырёх тезисах перечислены все четыре возможные точки зрения, все четыре варианта различных описаний НЕОПИСУЕМОГО. Когда оказывается, что все они не верны, поток ума останавливает свой бег, ибо больше ему некуда двигаться. Это — Великий Предел, за которым начинается Непостижимое для ума БЕСПРЕДЕЛЬНОЕ.
3(120). Учение Великого Совершенства — это Великий Предел, за которым пребывает ТО, ЧТО невозможно «познать», и одновременно ТО, ЧЕМ невозможно не быть, ибо все мы уже являемся ИМ ОДНИМ, и поистине нет такого места во всех Трёх Мирах, где не присутствовало бы ОНО — ЕДИНОЕ Непостижимое для рассудка БЕСПРЕДЕЛЬНОЕ, Сияющая Бездна НЕРОЖДЁННОГО, Великая Навь за пределами всех имён и форм, наша Истинная Природа и наша Истинная РОДИНА.
Послесловие
Да хранит Великий Рогатый Отец Велес — Владыка Вещий, воплощение Совершенной Мудрости ИЗНАЧАЛЬНОГО, — всех идущих Путём Великой Нави и всех последователей Учения Великого Совершенства!
Да благословит Великая Чёрная Мать Морена — Та, Которая владычествует в Смерти, воплощение Необоримой Силы ИЗНАЧАЛЬНОГО, — всех истых радарей Пути Великой Нави и всех последователей Учения Великого Совершенства!
Да пребудут Велес и Морена — Череп и прорастающий из его темени Огненный Цветок, объятые Чёрным Пламенем Растворения, осиянные Нетварным Светом Неосквернённой Мудрости, — в Сердцах всех идущих Путём Великой Нави и всех последователей Учения Великого Совершенства!
Да будет благо всем!
ОМ СВАСТИ
Приложение 1:
Джелалуддин Руми
Я искал Океан, я нашёл ракушку...
Ниже приводится стихотворение Джелалуддина Руми (1207–1273) «Я искал Океан, я нашёл ракушку...»[55], часть которого была процитирована нами ранее [см. XXII. 1(64)], переведённое на русский язык белым стихом. Это стихотворение, на наш взгляд, является прекрасным образцом описания Духовного опыта Прозрения языком Суфизма.
Я искал Океан, я нашёл ракушку,
Покрытую пеной.
Я пробую Океан в пене,
Оборачиваюсь, и крутая Тропа
Открывается на Великой Равнине.
Глаза Твои — тайна,
И тысячи Жизней живут по краям их.
Волосы Твои исполнены забвения,
Лик Твой — безупречное восхваление.
Так ясность украшается
Заблуждениями.
Пока человек не растворится,
Он или она не узнает,
Что такое — Единение.
И это ведёт только
В пустоту.
Ложь не обратится в Истину,
Всего лишь говоря об Истине.
Душа этого Мира,
Не останется ни Жизни, ни Мира,
Ни женщины, ни мужчины, томящихся страстно, —
Лишь эта Древняя Любовь,
Кружащая вокруг Священного Чёрного Камня Небытия,
Где влюблённый есть Любовь,
И горизонт, и всё в пределах этого горизонта.
Ты, кто жаждет власти,
Продолжай терзаться этим, беспокойся о своей Земле!
Мы горим в Единении
Одной Истиной —
Нет реальности кроме Бога,
Есть лишь Бог.
Поэт старается поведать о Тайнах Любви,
Так почему же печалится флейта из тростника?
Слушай и повинуйся
Стихающей речи.
Иди нагим.
Нет света, подобного Твоему. Нет ветра,
Столь быстрого, чтобы нести Твой Аромат.
Когда Разумность покидает свою крепость
И идёт по Твоей дорожке,
То не знает, где она и кто она.
Она садится на Землю и лепечет.
Как соль растворяется в Океане,
Так же и я поглощён Тобою
За пределами сомнения и уверенности.
Внезапно здесь, в груди моей, явилась
Столь яркая Звезда, что притянула
Все звёзды в грудь мою.
Любовь сказала мне отвергнуть ум,
А также — Дух. Живи со Мной.
И какое-то время я жил, потом — ушёл,
Потом — вернулся, потом — ушёл снова.
Теперь я здесь, чтобы остаться.
* * *
А вот ещё одно замечательное описание Духовного опыта, приведённое Руми в стихотворении «Он взял меня под Своё Покровительство»[56]:
Я был мёртв. Я ожил.
Я был плачем, но стал улыбкой.
Пришла Любовь и превратила меня
В Вечное Блаженство.
Вот как это случилось.
Он сказал мне: «Ты не из этого дома.
Ты недостаточно безумен».
Я стал буйнопомешанным
И сковал себя цепями.
Он сказал: «Ты не пьян. Убирайся.
Ты не из этой Земли».
Я пошёл и надрался в стельку,
И наполнил свою Жизнь музыкой и танцами.
Он сказал мне: «Ты не уничтожил себя,
Так что музыка и танец не могут тебя коснуться».
Я покинул себя прямо перед Ним
И пал на Землю.
Он сказал мне: «Ты — благоразумный, учёный человек,
Исполненный размышлений и мнений».
Я стал глупеньким дурачком
И отрезал себя от людей.
Он сказал мне: Ты — свеча,
Ты — свет для этих людей».
Я отдал им всё.
Я стал дымом и распространился вокруг.
Он сказал мне: «Ты — шейх, ты — глава,
Тот, кто идёт впереди, проводник».
Я сказал, что я не шейх и не проводник.
Я следую Твоему Уставу.
Он ответил: «У тебя есть руки и крылья.
Я не дал тебе ничего».
Я сказал Ему, что хочу Его крылья,
Чтобы отрезать свои.
Его Сияние тогда заговорило со мной и сказало:
«Не сдавайся теперь. Ты почти достиг.
Скоро Я окажу тебе Благоволение, Которого ты ищешь,
И приду к тебе».
Итак, Он сказал мне: «О, Моя старинная Любовь,
Никогда не уходи из-под Моей руки».
И я ответил: «Да», —
И остался под Его Покровительством.
Приложение 2:
«Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что...»
(Русская народная сказка с комментариями Волхва Велеслава)
Скажи мне, КТО есть Истинный Царь Осознания,
и я скажу, кто ты.
Данная сказка с приведёнными комментариями к ней может быть использована в качестве обучающей истории, подходящей для передачи Знания определённого уровня и наглядно иллюстрирующей некоторые процессы, происходящие в Сознании искателей, достигших соответствующей ступени понимания.
_______
Жил-был царь. Был он холост, не женат. И был у него на службе стрелок по имени Андрей.
Самые первые строки сказки ставят перед нами вопрос: КТО есть Истинный Царь Осознания [см. XV]? На Трон Истинного Царя Осознания могут претендовать различные претенденты, но Истинный Царь — всегда ОДИН.
У Плотина в «Эннеадах» (5.3.3–4) читаем: «Сознание есть Царь. Да и мы в самих себе имеем Царя этого, если мыслим сообразно с Сознанием».
В тантре Дзогчена «Царь Всетворящий»[57] говорится: «Ум[58] — творец всего: Сансары и Нирваны. // Знай этого Царя, Который созидает всё!»
Ср. в «Книге Великой Нави» (Liber II.VIII: I): «[1] В Обители Безмолвия живёт Царь. [2] Его Царство бесконечно, и Его царствованию нет конца. [3] Между тем, иногда может показаться, что Трон Его пуст, либо на нём сидит кто-то другой. [4] Говорят, что Царя может увидеть лишь тот, кто сам в себе — Царь. [5] При этом всякий утверждающий, что он есть Царь, и ввиду этого претендующий на Трон, — совершенно очевидно, не является Истинным Царём. [6] На самом деле, каждый из нас является Им, а Он — нами и одновременно всем сущим, если смотреть в корень, но на относительном уровне многие усомнятся в самом Его Существовании. [7] Поистине, осознающий себя Царём — и ЕСТЬ Царь. [8] Однако, желая осознавать себя Царём, человек становится лишь "желающим осознавать себя Царём", но не Самим Царём. [9] В этом — ловушка, сгубившая многих, кто, возжелав занять Трон, становился самозванцем и кончал Жизнь на плахе собственного безумия, подобно другим самозванцам».
Интересная деталь: в сказке говорится, что царь «холост, не женат». Иными словами, он лишён Духовной Силы — Шакти (Шайва-Адвайта-Дхарма, или Недвойственное Учение Шиваизма), Анимы (глубинная психология К.Г. Юнга), Софии (Гностицизм). Между тем, Истинный Царь Осознания пребывает за пределами всякой двойственности, будучи ЕДИН со Своей Духовной Силой, — как Велес с Мореной, как Шива с Шакти (ср. изречение в Тантре: «Шива без Шакти — шава ["труп"]»).
Пошел раз Андрей-стрелок на охоту. Ходил, ходил целый день по лесу — не посчастливилось, не мог на дичь напасть. Время было к вечеру, идёт он обратно — кручинится. Видит — сидит на дереве горлица. «Дай, — думает, — стрельну хоть эту». Стрельнул и ранил её, — свалилась горлица с дерева на Сырую Землю. Поднял её Андрей, хотел свернуть ей голову, положить в сумку.
А горлица говорит ему человеческим голосом:
— Не губи меня, Андрей-стрелок, не руби моей головы, возьми меня живую, принеси домой, посади на окошко. Да смотри, как найдёт на меня дремота, — в ту пору бей меня правой рукой наотмашь: добудешь великое счастье.
Удивился Андрей-стрелок: что такое? С виду совсем птица, а говорит человеческим голосом. Принёс горлицу домой, посадил на окошечко, а сам стоит — дожидается.
Прошло немного времени, горлица положила голову под крылышко и задремала. Андрей вспомнил, что она ему наказывала, ударил её правой рукой наотмашь. Упала горлица наземь и обернулась девицей, Марьей-царевной, да такой прекрасной, что ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать.
Имя стрелка в разных вариантах сказки может изменяться. Это и «Андрей», и «стрелец-молодец по имени Федот», и просто некий безымянный «стрелок». Между тем, имя главной героини всегда остаётся неизменным — это «Марья», или «Мария».
В одном из вариантов сказки (см., напр., сборник: Русские народные сказки. Сказки рассказаны воронежской сказочницей А.Н. Корольковой. Сост. и отв. ред. Э.В. Померанцева. — М., 1969) называется отчество Марьи-царевны: «Марья Моревна, прекрасная королевна».
«Моревна» — это если и не Сама Великая Чёрная Мать Морена, то, по крайней мере, олицетворение некой Духовной Силы, подвластной Ей или производной от Неё.
Говорит Марья-царевна стрелку:
— Сумел меня взять, умей и удержать, — неспешным пирком да за Свадебку. Буду тебе местной да весёлой женой.
На том и поладили. Женился Андрей-стрелок на Марье-царевне и живёт с молодой женой, потешается. А службы не забывает: каждое утро ни свет, ни заря — идёт в лес, настреляет дичи и несёт на царскую кухню. Пожили они так недолго, Марья-царевна говорит:
— Бедно живёшь ты, Андрей!
— Да, как сама видишь.
— Добудь-ка рублей сотню, купи на эти деньги разного шёлку, я всё дело поправлю.
Послушался Андрей, пошёл к товарищам, у кого рубль, у кого два занял, накупил разного шёлку и принёс жене. Марья-царевна взяла шёлк и говорит:
— Ложись спать, утро вечера мудренее.
Андрей лёг спать, а Марья-царевна села ткать. Всю ночь ткала и выткала ковёр, какого в целом Свете не видывали: на нём всё царство расписано, с городами и деревнями, с лесами и нивами, и птицы в Небе, и звери в горах, и рыбы в морях; кругом Луна и Солнце ходят...
Ср. tantra — «ткацкий станок», «основа (ткани)», «существенная часть», «модель», «система», «доктрина»; также это слово переводят как «непрерывность», что относится к Изначальному Состоянию Всеобщей Основы (ср. в Буддизме Махаяны и Дзогчене: «к изначальному состоянию ума и его энергии»).
Согласно представлениям Славянского Родноверия, ткёт «Полотно Судьбы Мира» Богиня Макошь, Покутная Матушка (от белорус. Покута — «Судьба»), Владычица Судеб.
Паутина Нитей Судеб опутывает собою все Три Мира, связывая души живых существ сетями Кармы (Гемармена — в Гностицизме). Посредством Нитей Судеб Демиург удерживает души живых существ в «дурной бесконечности» Коловерти.
Ср. «Основы Хаогностицизма, или Алхимия Хаоса»[2010]:«Сам Демиург не имеет никакой иной силы, кроме Той, Которую он взял от Хаоса, отделившись от Него, и именно посредством этой Силы — "пленённой Богини", говоря образным языком Гностического мифа, — он удерживает в плену души живых существ, "забывших" о том, КЕМ они являются на самом деле. Хотя общее "количество" пленённой Силы несоизмеримо мало по сравнению с Силой Изначального, Её с избытком хватает на поддержание Космической Иллюзии в умах невежд. "Пленённая Богиня" — это Змеиная Сила, Кундалини-Шакти, заключённая в нижней чакре и рвущаяся воссоединиться со Своим Источником — Высшим Духом, или Шивой, дабы обрести в Нём Освобождение. Но пока Она не освобождена и находится в плену у Демиурга, Она является Той Силой, Которая связывает души всех живых существ Нитями Судеб, путами Гемармены (Ειμαρμένη), приковывает их души цепями Кармы к Колесу Рождений и Смертей, обрекая на Вечное Возвращение [в "дурной бесконечности" замкнутого в круг Времени]»[59].
Великая Чёрная Мать Морена — олицетворение Духовной Силы ИЗНАЧАЛЬНОГО — рассекает Своим Серебряным Серпом паутину, сотканную из Нитей Судеб, сотканных Макошью, ведя тем самым души живых существ к Абсолютной Свободе в НЕРОЖДЁННОМ.
Наутро Марья-царевна отдаёт ковёр мужу:
— Понеси на гостиный двор, продай купцам, да смотри — своей цены не запрашивай, а что дадут, то и бери.
Андрей взял ковёр, повесил на руку и пошёл по гостиным рядам.
Подбегает к нему один купец:
— Послушай, почтенный, сколько спрашиваешь?
— Ты торговый человек, ты и цену давай.
Вот купец думал, думал — не может оценить ковра. Подскочил другой, за ним — ещё. Собралась купцов толпа великая, смотрят на ковёр, дивуются, а оценить не могут.
В то время проезжал мимо рядов царский советник, и захотелось ему узнать, про что толкует купечество. Вышел из кареты, насилу пропихался через великую толпу и спрашивает:
— Здравствуйте, купцы, заморские гости! О чём речь у вас?
— Так и так, ковра оценить не можем.
Царский советник посмотрел на ковёр и сам дался диву:
— Скажи, стрелок, скажи по правде истинной: откуда добыл такой славный ковёр?
— Так и так, моя жена вышила.
— Сколько же тебе дать за него?
— А я и сам не знаю. Жена наказала не торговаться: сколько дадут, то и наше.
— Ну, вот тебе, стрелок, десять тысяч.
Андрей взял деньги, отдал ковёр и пошёл домой. А царский советник поехал к царю и показывает ему ковёр. Царь взглянул — на ковре всё его царство как на ладони. Он так и ахнул:
— Ну, что хочешь, а ковра я тебе не отдам!
Вынул царь двадцать тысяч рублей и отдаёт советнику из рук в руки. Советник деньги взял и думает: «Ничего, я себе другой, ещё лучше, закажу». Сел опять в карету и поскакал в слободу. Разыскал избушку, где живёт Андрей-стрелок, и стучится в дверь. Марья-царевна отворяет ему. Царский советник одну ногу через порог занёс, а другую не переносит, замолчал и про своё дело забыл: стоит перед ним такая красавица, век бы глаз от неё не отвёл, всё бы смотрел да смотрел.
Марья-царевна ждала, ждала ответа да повернула царского советника за плечи и дверь закрыла. Насилу он опомнился, нехотя поплёлся домой. И с той поры и ест — не заест, и пьёт — не запьёт: всё ему представляется стрелкова жена.
Заметил это царь и стал выспрашивать, что за кручина у него такая.
Советник говорит царю:
— Ах, видел я у одного стрелка жену, всё о ней думаю! И не запить это, не заесть, никаким зельем не заворожить.
Пришла царю охота самому посмотреть стрелкову жену. Оделся он в простое платье, поехал в слободу, нашёл избёнку, где живёт Андрей-стрелок, и стучится в дверь. Марья-царевна отворила ему. Царь одну ногу через порог занёс, другую и не может, совсем онемел: стоит перед ним несказанная красота. Марья-царевна ждала, ждала ответа, повернула царя за плечи и дверь закрыла.
Защемила царя сердечная зазноба. «Чего, — думает, — хожу холост, не женат? Вот бы жениться на этой красавице! Не стрельчихой ей быть, на Роду ей написано быть царицей».
Воротился царь во дворец и задумал думу нехорошую — отбить жену от живого мужа. Призывает он советника и говорит:
— Надумай, как извести Андрея-стрелка. Хочу на его жене жениться. Придумаешь — награжу городами и деревнями, и золотой казной, не придумаешь — сниму голову с плеч!
Ложный царь (одна из личин ложной самости человека) жаждет отобрать у Истинного Царя (в сказке Он представлен в образе «Андрея-стрелка») Его Духовную Силу, Шакти. Лишь отстояв Её, «Андрей-стрелок» сумеет победить «царя», — так Истинный Царь победит лишённого Духовной Силы «самозванца», не имеющего собственной Духовной Силы.
Так все личины ложной самости человека, не имея собственной Жизненной Силы, берут её у нашей Истинной Природы, — но происходит это лишь в том случае, когда человек отождествляется с данной личиной и «добровольно» (по неведению) отдаёт ей свою Силу, ибо МЫ ПИТАМ СВОЕЙ СИЛОЙ ТО, С ЧЕМ ОТОЖДЕСТВЛЯЕМ СЕБЯ.
«Царский советник» — это отчуждённый от Духовного Начала рассудок, готовый поддерживать любого претендента на Трон, то есть любую личину ложной самости, которая в настоящее время занимает место Истинного Царя Осознания. Лишь у постигшего свою Истинную Природу «советник» может выполнять своё истинное предназначение — служить Царю, а не сменяющим друг друга самозванцам.
Закручинился царский советник, пошёл и нос повесил. Как извести стрелка, не придумает. Да с горя и завернул в кабак винца испить.
Подбегает к нему кабацкая теребень (постоянный посетитель кабака) в рваном кафтанишке:
— О чём, царский советник, пригорюнился, зачем нос повесил?
— Поди прочь, кабацкая теребень!
— А ты меня не гони, лучше стаканчик винца поднеси, я тебя на ум наведу.
«Кабацкая теребень» — это «низший ум» (ср. санскр. кама-манас — «вожделеющий ум», или «ум, подверженный желаниям»). Именно он подсказывает рассудку («царскому советнику»), как можно победить Истинного Царя, хитростью лишить Его Духовной Силы.
Поднёс ему царский советник стаканчик винца и рассказал про своё горе.
Кабацкая теребень и говорит ему:
— Извести Андрея-стрелка дело нехитрое, — сам-то он прост, да жена у него больно хитра. Ну, да мы загадаем загадку такую, что ей не справиться. Воротись к царю и скажи: пускай он пошлёт Андрея-стрелка на Тот Свет узнать, как поживает покойный царь-батюшка. Андрей уйдёт и назад не вернётся.
Истинный Царь — всегда «прост», как проста Высшая Истина (заметим, что эту Её простоту не нужно путать с банальной примитивностью). «Хитрá» (здесь в значении: «мудрá», «сметлива») — Его «жена», Его Шакти, воплощение Его Интуитивной Мудрости.
Царский советник поблагодарил кабацкую теребень — и бегом к царю:
— Так и так, можно стрелка извести. И рассказал, куда нужно его послать и зачем. Царь обрадовался, велел позвать Андрея-стрелка.
— Ну, Андрей, служил ты мне верой-правдой, сослужи еще службу: сходи на Тот Свет, узнай, как поживает мой батюшка. Не то мой меч — твоя голова с плеч!
Первым препятствием, которое встречает искатель Высшей Мудрости на своём Пути, является его собственный страх Смерти. Лишь преодолев его, искатель способен продвинуться дальше.
Также «путешествие» на «Тот Свет» является символом Посвящения, или осознанного прохождения Инициатической Смерти, когда искатель «умирает» как обычный человек и «возрождается» в качестве человека Пути, или Вещего Странника на Стезе Духа.
Иногда такое «путешествие» может означать Шаманскую Мистерию, «Навное хождение» — Путешествие в поисках своей Души (Истинного Я).
Андрей воротился домой, сел на лавку и голову повесил.
Марья-царевна его спрашивает:
— Что невесел? Или невзгода какая?
Рассказал ей Андрей, какую царь задал ему службу.
Марья-царевна говорит:
— Есть о чём горевать! Это не служба, а службишка, служба будет впереди. Ложись спать, утро вечера мудренее.
Утром рано, только проснулся Андрей, Марья-царевна даёт ему мешок сухарей и золотое колечко.
— Поди к царю и проси себе в товарищи царского советника, а то, скажи, тебе не поверят, что был ты на Том Свете. А как выйдешь с товарищем в путь-дорогу, брось перед собой колечко, оно тебя доведёт.
Сопричастность «царского советника», или рассудка, указывает на то, что преодолеть свой страх и пройти Вратами Инициатической Смерти необходимо не в бессознательном состоянии, но с полным осознанием происходящего.
«Прежний царь» — это олицетворение прошлого, хранящегося в глубинах Подсознания. Истинное Посвящение — это всегда, в той или иной степени, обращение к образам, скрытым в Подсознании, и возвращение себе воплощённых в них Жизненных Сил, то есть тех Сил, которые сам человек некогда вложил в эти образы.
Андрей взял мешок сухарей и колечко, попрощался с женой и пошёл к царю просить себе дорожного товарища. Делать нечего, царь согласился, велел советнику идти с Андреем на Тот Свет.
Вот они вдвоём и вышли в путь-дорогу. Андрей бросил колечко — оно катится, Андрей идёт за ним полями чистыми, мхами-болотами, реками-озёрами, а за Андреем царский советник тащится.
Устанут идти, поедят сухарей — и опять в путь. Близко ли, далеко ли, скоро ли, коротко ли, пришли они в густой, дремучий лес, спустились в глубокий овраг, и тут колечко остановилось. Андрей и царский советник сели поесть сухарей. Глядь, мимо их на старом-престаром царе два Чёрта дрова везут — большущий воз — и погоняют царя дубинками, один с правого бока, другой с левого. Андрей говорит:
— Смотри: никак, это наш покойный царь-батюшка?
— Твоя правда, это он самый дрова везёт.
Андрей и закричал Чертям:
— Эй, господа Черти! Освободите мне этого покойничка хоть на малое время, мне нужно кой о чём его расспросить.
Черти отвечают:
— Есть нам время дожидаться! Сами, что ли, дрова повезём?
— А вы возьмите у меня свежего человека на смену.
Ну, Черти отпрягли старого царя, на его место впрягли в воз царского советника и давай его с обеих сторон погонять дубинками, — тот гнётся, а везёт. Андрей стал спрашивать старого царя про его житьё-бытьё.
— Ах, Андрей-стрелок, — отвечает царь, — плохое моё житьё на Том Свете! Поклонись от меня сыну да скажи, <