XXVIII. Практика «не-деяния»
1(82). «Не-деяние» на Пути Великого Совершенства можно определить как Практику за пределами практики, свободную от «я-практикующего». До тех пор, пока существует «я-делатель», не существует «не-деяния». Когда присутствует подлинное «не-деяние», невозможно найти того, кто его «практикует», кто является его «делателем».
2(83). «Не-деяние» может осуществляться на трёх уровнях:
∙«не-деяние» тела, когда сохраняется полная физическая неподвижность;
∙«не-деяние» чувств, когда сохраняется полная отрешённость на чувственно-эмоциональном уровне;
∙«не-деяние» ума, когда сохраняется мысленное молчание (умение не думать следует отличать от банального неумения думать).
3(84). На более продвинутом уровне практики «не-деяние» тела может проявляться как независимость от физического окружения, «не-деяние» чувств — как невовлечённость на чувственно-эмоциональном уровне, а «не-деяние» ума — как пребывание в Естественном Состоянии Первоосновы вне зависимости от присутствия либо отсутствия мыслительной деятельности.
XXIX. Практика разотождествления
1(85). Совершенства в «не-деянии» можно достичь, лишь научившись не отождествляться с личинами своей ложной самости, сменяющими друг друга непрерывной чередой. Для этого существует практика разотождествления.
2(86). Разотождествление осуществляется на трёх основных уровнях:
∙на уровне тела — разотождествление с физическим образом «себя», с половыми, национальными, «кастовыми» обусловленностями и всевозможными «социальными масками»;
∙на уровне чувств — разотождествление со своими желаниями, привычками, пристрастиями, привязанностями, вожделениями, сожалениями, мечтами, надеждами и т.п. (многие эмоции и чувства человека настолько сильно переплетены со склонностями его ума, что различить и разделить их оказывается весьма непросто);
∙на уровне ума — разотождествление со своей ложной самостью, отказ от концепции существования отдельного независимого «себя» (ego).
3(87). Чем «масштабнее» личность человека, чем «грандиознее» совершённые им деяния, тем труднее ему бывает разотождествиться со своей ложной самостью и признать СЕБЯ — Пустотой, Ничем, Сиянием Бездны, Бесформенным НЕРОЖДЁННЫМ. Обычный, обусловленный человек привык всегда быть «кем-то», и ему (точнее, его ложной самости) нестерпимо признать СЕБЯ — Никем, воплощением Великого НИЧТО, Пустотой по ту сторону всех форм и качеств. Эгоизм (здесь в значении: «обусловленность своим ego, или ложной самостью») человека зиждется на отождествлении СЕБЯ с чем-либо и приписывании СЕБЕ каких-либо свойств, полное же разотождествление СЕБЯ со всеми своими покровами — именами и формами — полагает Великий Предел всем играм ума, лишая эгоизм его предметной основы.
XXX. Радение тела
(Поза для медитации)
1(88). Следует сесть с прямой спиной, скрестив ноги под собой. Поза должна быть естественной и лёгкой для практикующего, поэтому в «позе лотоса» и т.п. позах из Йоги в данном случае нет необходимости. Ладони рук сложены перед животом так, чтобы подмышки были не зажаты, а руки (особенно плечи) не напряжены. Голову следует чуть склонить вперёд, глаза расслабленны и смотрят вперёд, естественным образом следуя линии, продолжающей линию носа.
2(89). Мужчинам рекомендуется принять позу, в которой правая нога расположена впереди левой, и левая ладонь лежит поверх правой. Женщинам рекомендуется принять «зеркальное» положение: левая нога расположена впереди правой, и правая ладонь лежит поверх левой. При этом ладони лежат друг на друге не целиком, а соприкасаются лишь пальцами, большие пальцы сомкнуты.
3(90). В теле не должно быть лишних мышечных напряжений, в том числе — в мышцах лица и головы. Дыхание должно быть спокойным и ровным, от живота, при этом оно должно быть естественным и не подвергаться жёсткому контролю ума, создающему дополнительные мысленные напряжения.
XXXI. Радение чувств
1(91). Согласно Учению Великого Совершенства, эмоции, чувства, желания человека должны не подавляться, как это предписывается в некоторых низших учениях, а очищаться — освобождаться от нашего эгоизма. Чувствительность сама по себе — это не проклятие человека и не препятствие на его Пути, но один из наших инструментов для работы в Явленном Мире. Препятствием она становится, лишь когда человек отождествляется со своими ощущениями и переживаниями, вовлекаясь в маяту-морόку этого Мира.
2(92). Когда появляется «я-переживающий» («я-любящий», «я-ненавидящий», «я-гневающийся» и т.п.), Естественное Состояние Первоосновы скрывается под покровом данного переживания, коренящегося в отождествлении СЕБЯ со своей ложной самостью. Потому Учение Великого Совершенства говорит об очищении переживания от чувства ego, от «я-переживающего», а не о подавлении самого переживания посредством волевого усилия, которое лишь укрепляет нашу ложную самость. Ибо любое действие, не свободное от «делателя», или «я-делающего», в конечном счёте, работает лишь на наше ego и потому не может привести нас к Духовному Освобождению.
3(93). Первой ступенью практики является мысленное вопрошание себя: «Кто есть переживающий?» Если поиск ответа ведётся искренне, и человек не впадает в какой-либо самообман касательно своей Истинной Природы, то «переживающего» — в качестве самостоятельного субъекта, обладающего независимым существованием, — найти не удаётся. Это «не нахождение» вовсе не является препятствием в практике, — напротив, оно оказывается свидетельством успеха в достижении определённой глубины понимания иллюзорности всех предметов и явлений этого Мира[45]. Тогда практикующий переходит ко второй стадии радения чувств: он «отпускает» переживание, не цепляясь за него, — разотождествляется с ним, тем самым «отсекая голову» иллюзорному «я-переживающему» (существующему в уме человека как образ «себя», как одна из персонификаций самого ума). Так как любое наше переживание обладает лишь той Силой, которую оно забирает у НАС САМИХ (у нашей Истинной Природы), не обладая никакой собственной Силой, — при нашем разотождествлении с ним оно вскоре растворяется само собой, не находя более источника подпитки своего существования.
XXXII. Радение ума
1(94). В целом, радение ума совершается сходным образом — подобным описанному в предыдущей главе, посвящённой радению чувств. На первой ступени радеющий вопрошает себя: «Кто есть думающий?» Когда таковой не обнаруживается, текущая мысль «отпускается» без попытки подавления или контроля, во время чего происходит разотождествление радеющего с данной мыслью и «отсечение главы» «я-думающему».
2(95). Если во время практики удаётся отследить сам момент появления мысли, — «отсечение главы» посредством разотождествления может быть осуществлено в тот же самый миг. Это является признаком продвижения в практике, так как в этом случае мысль не успевает набрать силу инерции, и Пустота Естественного Состояния Первоосновы оказывается «заслонённой» ею лишь на краткий миг.
3(96). Высшим уровнем практики может считаться состояние полной невовлечённости в мыслительный процесс — даже без его прекращения. Но это может быть осуществлено только в случае, когда отождествление СЕБЯ с содержимым ума не возникает, и иллюзия существования «я-думающего» полностью отсутствует.
XXXIII. Радение Сердца
1(97). Радением Сердца называется раскрытие чистой преданности Богам Необусловленного Состояния[46]. Для мужчин рекомендуется медитировать на Образ Великой Чёрной Матери Морены, а женщинам — на Образ Великого Рогатого Отца Велеса, — до возникновения чувства «расширения» груди изнутри в области плотского сердца и погружения радеющего в экстатическое состояние. Также может возникать ощущение Незримого Присутствия и чувство «растворения» себя в Божественном Образе.
2(98). Вершиной экстатического переживания Божественного Присутствия является погружение Сознания радеющего в Безмолвие Сердца и выход за пределы экстаза, когда Любовь (как Воля к ЕДИНСТВУ) достигает своей Цели и пресуществляется в ЕДИНСТВО. Сначала в этой Мистической Любви исчезает «любящий», затем растворяется Сам Объект (Божественный Образ), и в заключение Поток Любви растворяется в Абсолютном ЕДИНСТВЕ Сияющего Мрака НЕРОЖДЁННОГО. Так преодолевается иллюзия двойственности, существующая на относительном уровне (в Явленном Мире), и реализуется Изначальное Единство Всеобщей Основы. Ниже приводится пример Духовной Молви до Велеса и Морены, рождённой в экстатическом переживании Их Присутствия:
[1] Я возношу славу обнажённому — лишённому иллюзорных покровов — Черепу и трепетному Огненному Цветку, прорастающему сквозь костяную твердь! Я славлю Велеса и Морену!
[2] В Ночи Мира, сгорающего в объятьях Чёрного Пламени Растворения, в Вéщей Ночи Прозрения, когда рассудок не властен над прорывающими пелены этого Неба Стрелами Вещего Лучника, несущими на своих остриях Озарения Духа, — я славлю Велеса и Морену!
[3] В Тёмной Ночи слепых душ, заплутавших в маяте-морόке Мира сего, когда Мара-Смерть веет Своим Ледяным Дыханием за левым плечом, когда Истина принимает формы лжи, а ложь торжествует на пьедестале Истины, — я славлю Велеса и Морену!
[4] О, Чёрное Пламя Неосквернённой Мудрости, пылающее внутрь! О, Чёрное Солнце Неспящих, что всегда в зените в Обители Вещего Сердца! О, Сияющий Мрак Бездны, в преддверии Которой умолкает всякое слово, и все учёные книги суть лишь остывший прах, и даже всё золото этого Мира не стоит ни гроша! Пред Ликом НЕИМЕНУЕМОГО — я славлю Велеса и Морену!
[5] Aurum nostrum non est aurum vulgi («Наше Золото не есть обычное золото»), — так говорят Алхимики Духа, в Атаноре (Алхимической печи) Сердца пресуществляющие зримое в Незримое. Истинное Золото лежит повсюду, если смотреть на этот Мир Вещим Оком Мудрости, — и когда Истинная Природа всего сущего обнажается перед неразделяющим взором, где найдёшь то, что не было бы Золотом? И — на пике экстаза — ты славишь Велеса и Морену!
[6] Мёртвые не Ведают, равно как и Живые; лишь те немногие, умершие и возрождённые при Жизни, — Мёртвые среди Живых и Живые среди Мёртвых — обретают То, Чем невозможно обладать, достигая Того, Что является поистине Недостижимым. И вот — словно безумец, позабывший значения слов, — я говорю о Несказáнном, описывая, в безумии, Великое НЕОПИСУЕМОЕ... Поистине, так я славлю Велеса и Морену!
[7] ЭТО невозможно найти — но лишь потому, что ЭТО невозможно утерять. ЭТО так близко, что кажется незаметным для самодовольных невежд; ЭТО неотличимо от ТОГО, КТО изначально присутствует в Обители твоего Сердца как Истинный ТЫ САМ, — поэтому ты не знаешь ЕГО. Смеясь и плача над твоим невежеством, я славлю Велеса и Морену!
[8] Этот Мир — единственная «лестница», ведущая за пределы этого Мира. Если ты понимаешь, о чём тут речь, — Свобода щекочет твоё лицо, как спелые колосья в житном поле, когда ты опускаешься на колени, чтобы вдохнуть в себя чарующий аромат Земли, — и я улыбаюсь тебе как брату, и Великие Боги глядят на тебя бесчисленным множеством немигающих Очей, — и когда Беспричинная Любовь распахивает Врата твоего Сердца, ты славишь Велеса и Морену!
[9] Украсив своё чело пеплом прогоревших страстей, я в Безмолвии Сердца взираю на Негасимый Огонь — Чёрное Пламя, в Котором сгорает наш Мир. Знаешь ли ты, что наша Истинная Родина — в Ином? Знаешь ли ты, что Тот, Кто пребывает в Обители твоего Сердца, — поистине БЕССМЕРТЕН? Если ты знаешь и Ведаешь, — восславь вместе со мною Велеса и Морену!
[10] Я — Мёртв, а ты — ещё нет. Поверь, я не больше тебя, но когда Та, Которая владычествует в Смерти, коснётся тебя Своей дланью, — кем ты станешь, и куда проляжет твой Путь? Умри при Жизни, — лишь тогда ты получишь Ответ. Забудь все слова и отринь всех богов, — лишь тогда ты восславишь вместе со мной Велеса и Морену!
[11] То, что ты называешь «собой», — твои тюремные кандалы. То, о Чём ты боишься даже помыслить, — ОДНО только и является твоим Истинным АЗ ЕСМЬ. Двери твоей темницы запираются не снаружи, а изнутри, — пойми это, наконец, и восславь вместе со мною Велеса и Морену!
[12] Ты говоришь: «Много...». Я же говорю: «ОДНО». Испей из моей Чаши — Чаши из Черепа, — и тогда Огненный Цветок прорастёт сквозь твоё темя, и Двое вновь станут ОДНИМ... И тогда ты, — как и я, — всем своим существом восславишь ЕДИНСТВО Велеса и Морены!
[13] Все слова — словно мёртвые птицы — падают на Землю... Не говори: «Истина...», — это всего лишь слово... Не говори: «Мудрость...», — то, что ты называешь сейчас «мудростью», есть величайшая хула на Богов... Но когда ЭТО ворвётся в твою Жизнь, она станет непрерывным славлением Велеса и Морены!..[47]
3(99). Говоря о погружении Сознания в Безмолвие Сердца (или о том, что ум должен найти свою «могилу» в Сердце), следует различать Духовное Сердце — Внепространственную Обитель нашей Истинной Природы, Незримый для плотских глаз Духовный Центр человеческого существа, и плотское сердце — физический óрган в плотском теле человека. Хотя некоторым образом они связаны друг с другом (одно может выступать символом Другого), было бы ошибкой искать Духовное Сердце в плотском сердце или каком-либо другом физическом óргане человеческого тела.