Волхв Велеслав. УЧЕНИЕ ВЕЛИКОГО СОВЕРШЕНСТВА.
Волхв Велеслав. УЧЕНИЕ ВЕЛИКОГО СОВЕРШЕНСТВА.
Волхв Велеслав
УЧЕНИЕ ВЕЛИКОГО СОВЕРШЕНСТВА
Предисловие автора
Посвящается Всеславу (Александру Хосмо),
вдохновившему меня на написание книги
«Учение Великого Совершенства:
Откровение Горного Алтая».
ОМ СВАСТИ
В Мире существуют три пути, или три этапа Одного Пути:
∙Десный путь — Путь Удаления от своей Истинной Природы, внешнее делание;
∙Шуйный путь — Путь Возврата к своей Истинной Природе, внутреннее делание;
∙Путь Великого Совершенства, или Путь без пути, — пребывание в своей Истинной Природе без разделения и «пребывающего», Духовное «не-деяние».
Можно сказать, что Десный путь — это путь обретения мирской Праведности (в рамках Родового Уклада либо моральных предписаний господствующей Религии), Шуйный путь — это путь поиска Духовного Озарения и раскрытия Внутренних Сил человека вследствие глубинной трансформации, а Путь Великого Совершенства — это пребывание в Изначальном Единстве с ЕДИНЫМ НЕРОЖДЁННЫМ за пределами всех путей.
На Десном пути человек обретает мирские знания (получает те или иные сведения на уровне ума и хранит их в памяти); следуя Шуйному пути — осуществляет поиск Духовного Знания, или Ведания (неконцептуализированного Знания своей Истинной Природы, то есть Знания, направленного не на внешние объекты, а на самогó Познающего Субъекта); Путь Великого Совершенства — это собственно Ведание (непосредственное Духовное Знание).
* * *
Основная часть данной книги, состоящая из сорока небольших глав, была написана достаточно быстро и как бы сама собой, практически без усилий, прилагаемых с моей стороны. Писалась она преимущественно по утрам, с 16 по 30 сентября, благодаря чему была названа моей женой Ладой — полу в шутку, полу всерьёз — «Утренней книгой».
В подзаголовке книги значится: «Откровение Горного Алтая». Не следует понимать эти слова в том смысле, что Духовное Знание можно обрести лишь где-нибудь в горах: на Алтае, в Гималаях и т.п. Духовное Знание равно пребывает повсюду, если правильно видеть. При этом во всех Трёх Мирах нет такого места, где это Знание располагалось бы во всей своей полноте.
Лишь раскрыв Духовное Знание в своём Сердце, человек обретает возможность видеть его присутствие повсюду: в Природе, в окружающих людях, в Знаках Судьбы. Лишь взойдя на свою собственную вершину, получив Истинное Посвящение от своей Высшей Самости, человек открывает Ключ к Духовному Знанию, который изначально пребывал в Обители его Сердца.
БОЖЕСТВЕННОЕ не может быть к нам «ближе» или «дальше» от нас, но чем больше в нас чувство «я», ложной самости, тем слабее переживание ЕГО Присутствия. В горах человек выглядит почти крошечным по сравнению с окружающими его древними каменными громадами, и его ложной самости труднее удерживать власть над ним, — именно поэтому издревле многие люди, услышавшие в Сердце своём Безмолвный Вещий Зов своей Истинной Природы, уходили в горы в поисках Духовного Озарения...
Этим путём — своей горной тропой — во свой срок прошёл и я. Но не стоит подражать мне или кому-либо из Великих Учителей Древности, пытаясь следовать моим или их Путём, вместо того чтобы открывать свой Путь Сердца. Хотя все традиции живут наследованием и передачей знания, ничто так не разрушает традицию, как слепое копирование некогда живых её форм, слепое подражание некогда живым Учителям. Истинная Традиция — это передача Живого Огня, а не сохранение пепла. Истинная Мудрость — это Духовное Прозрение ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС, а не память о прошлом, сколь бы великим и величественным оно ни было.
Не верьте богам, которые не танцуют. Не верьте учителям, которые никогда не пили Вина Божественной Любви из Черепа своего Истинного Отца. Восходя к Архетипу, избегайте стереотипов. Не спорьте с глупцами и не предавайтесь унынию. Свято чтите Родных Богов и Предков, живите по Совести и в ладу с Природой, а если ищите Высшего Знания — познайте СЕБЯ.
* * *
Путь Великого Совершенства, описываемый как Путь без пути, открыт не мной. Мастера Адвайты и Дзогчена, используя различные понятийные языки, говорили о нём с давних времён — задолго до моего появления на Свет[1].
Путь Великого Совершенства — это Вневременное Учение о Самораскрытии нашей Истинной Природы, о спонтанном пребывании в ИЗНАЧАЛЬНОМ без «пребывающего», о неконцептуализированном постижении Истинного СЕБЯ как НЕРОЖДЁННОГО.
Следовать Учению Великого Совершенства — значит быть поистине ТЕМ, КТО ты есть на самом деле, по ту сторону всех мóрочных покровов и ложных личин, свободным от привязанностей и обусловленностей своего «эго».
Следовать Учению Великого Совершенства — значит смотреть на Действительность из Сияющего Мрака Чистого Духа, из Предвечной Бездны НЕРОЖДЁННОГО.
Это Совершенное Учение для тех немногих, кто видит себя не как обусловленное существо, обладающее «искрой» Духа в своём Сердце, но как Чистый Дух, владеющий душою и телом.
Ведающий — ведает.
С уважением, Велеслав
1.10.2011
Учение Великого Совершенства:
Откровение Горного Алтая
Прошлого нет.
Будущего нет.
ЭТО — ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС.
Содержание
Предисловие // I. Путь Великого Совершенства // II. Передача Учения // III. Естественное Состояние Первоосновы // IV. Недвойственное вúдение // V. Истинное и ложное // VI. Боги-Покровители Учения // VII. Великая Навь // VIII. Множественность и Единство // IX. Три аспекта Свободы // X. Путь Удаления и Путь Возврата // XI. Три уровня понимания // XII. О почитании, почитающем и Почитаемом // XIII. Три Времени и ВЕЧНОСТЬ над «вечностью» Коловерти // XIV. Парадоксы раскрытия Естественного Состояния Первоосновы // XV. Истинный Царь Осознания // XVI. Происхождение Богов // XVII. Три Великих Жертвоприношения // XVIII. Три аспекта Присутствия НЕРОЖДЁННОГО // XIX. Божественная одержимость // XX. «Чернобожие» и «Белобожие» // XXI. Манифестации Богов Необусловленного Состояния // XXII. Шуйный путь и Учение Великого Совершенства // XXIII. Практика Самонаблюдения // XXIV. Три уровня практики // XXV. Медитация на Пути Великого Совершенства // XXVI. Основа, Путь и Плод // XXVII. Три уровня вúдения // XXVIII. Практика «не-деяния» // XXIX. Практика разотождествления // XXX. Радение тела (Поза для медитации) // XXXI. Радение чувств // XXXII. Радение ума // XXXIII. Радение Сердца // XXXIV. Сосредоточение и безмолвное пребывание // XXXV. Памятование о Смерти // XXXVI. Плоды практики // XXXVII. Горный хрусталь // XXXVIII. Защитники Учения // XXXIX. Подведение итогов // XL. Беспредельность // Послесловие // Приложение 1: Джелалуддин Руми. Я искал Океан, я нашёл ракушку... // Приложение 2: «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что...» (Русская народная сказка с комментариями Волхва Велеслава) // Приложение 3: Краткий Молвленник для практикующего Учение Великого Совершенства
Предисловие
Книга «Учение Великого Совершенства» [2011] развивает идеи, изложенные в «Книге Великой Нави»[2009–2010], указывая Путь, ведущий к Изначальной Недвойственности Всеобщей Основы, пребывающей за пределами как Десного, так и Шуйного пути, — Путь, описываемый как Путь без пути.
Смысл Великого Совершенства заключается в способности видеть Мир из своей Истинной Природы — НЕРОЖДЁННОГО, пребывающего за пределами всякой двойственности.
Учение Великого Совершенства является Духовным Сердцем Учения Великой Нави и может быть успешно использовано лишь теми искателями, кои обладают высшими способностями постижения[2], раскрывающимися на Пути Духовного Самопознания.
II. Передача Учения
1(4). Передача Учения Великого Совершенства может осуществляться от постигшего Великую Навь в своём Сердце как свою Истинную Природу:
∙во-первых, непосредственно — путём наката, или Прямой Передачи на невербальном уровне, от Сердца к Сердцу;
∙во-вторых, опосредованно — путём заклада, или Передачи Учения на вербальном уровне с последующим претворением воспринятого в непосредственное переживание, когда ученик будет полностью готов эля этого;
∙в-третьих, — посредством наставления в практиках Самонаблюдения [см. XXIII] и осознанного «не-деяния», или безмолвного пребывания в НЕРОЖДЁННОМ без «я-пребывающего» [см. XXVIII], совершаемых практикующим в дальнейшем самостоятельно либо в присутствии Учителя (в присутствии — как физическом, так и Духовном, как явном, так и не явном).
2(5). Передача Учения также может происходить не от человека, но от Чистого Сознания нашей Истинной Природы. В данном случае речь идёт о САМО-Посвящении искателя, раскрывающего Великую Навь спонтанно изнутри, без наличия внешнего Учителя (что, следует заметить, случается не часто).
3(6). Как Прямая Передача может считаться высшей по отношению к опосредованной Передаче, так опосредованная Передача является высшей по отношению к практике, совершаемой по наставлениям Учителя и поддерживаемой усилием. При этом Передача от Чистого Сознания нашей Истинной Природы — САМО-раскрытие Великой Нави в Сердце готового — является наивысшей по отношению ко всем трём вышеперечисленным уровням Передачи Учения Великого Совершенства.
V. Истинное и ложное
1(13). Наша Истинная Природа — Великая Навь, Пустота Бездны, Полнота НЕРОЖДЁННОГО, являющаяся Беспричинным Источником всего сущего, всей «полноты» Явленного Мира (Тремирья).
2(14). Ошибочное отождествление Истинного СЕБЯ (АЗ ЕСМЬ) со своей ложной самостью, или ego, вызывает в уме человека мόрочное[12] вúдение себя как отдельного существа, отчуждённого от Полноты Первоосновы. Такое состояние называется неведением (ср. санскр. авидья), Духовным невежеством вовлечённого в мирскую маяту человека. Ср. также у Г.И. Гурджиева[13]:
Вы помните, что я так часто говорю: вы должны быть свободны внутренне. Вы понимаете, что значит быть свободными. Ни с чем не отождествляться.[14]
3(15). Разотождествление СЕБЯ со своей ложной самостью, неконцептуализированное постижение своей Истинной Природы — Высшей Самости за пределами ума — называется Пробуждением, или Духовном Прозрением, ведущим человека к Освобождению из «дурной бесконечности» блуждания в Коловерти Явленного Мира (Тремирья).
VI. Боги-Покровители Учения
1(16). Согласно представлениям Славянского Родноверия, главным из Богов Явленного Мира (Тремирья) и всего обусловленного существования является Сварог (ср. Брахма[15]), Бог-Творец — Демиург[16] всего сущего. Богами-Покровителями Явленного Мира (Тремирья) являются Боги-Сварожичи: Даждьбог, Перун и др.
2(17). Божественными Покровителями Учения Великого Совершенства являются Вещий Бог Велес — Великий Рогатый Бог, и Великая Чёрная Мать Морена — Та, Которая владычествует в Смерти. В Явленном Мире (Тремирьи) — Они проявляют Себя как Боги-Разрушители, растворяющие установленный Сварогом и поддерживаемый Перуном порядок. В Великой Нави — Они являются олицетворениями Предвечного Хаоса и Великой Бездны (Безбрежного и Бездонного Окиян-Моря русских народных сказок), олицетворениями Изначальной Мудрости и Силы Необусловленного Сознания НЕРОЖДЁННОГО.
3(18). Будучи Богами-Покровителями четвёртой стадии Кόла Жизни Земной — зимы[17], — Велес и Морена ведут души людей, относящихся к плотскому и душевному типам, к переходу на Новый Круг Жизни в Великом Коловращении Сваржьего Кόла (ср. «Колесо Сансары»). Людей, относящихся к Духовному типу, постигших свою Истинную Природу, Они ведут к выходу из «дурной бесконечности» Вечного Возвращения и Духовному Освобождению.
VII. Великая Навь
1(19). Всё сущее является проявлением Великой Нави, но не всё способно осознавать себя таковым — воплощением Чистого Духа, проявлением Великой Нави.
2(20). Так, камни (Минеральное Царство Природы), растения (Растительное Царство Природы) и животные (Животное Царство Природы)[18], по сути своей, равно являются проявлениями НЕРОЖДЁННОГО, но не осознают своей причастности к НЕМУ, в отличие от человека (Человеческое Царство Природы), способного постичь свою Истинную Природу — Великую Навь.
3(21). Смысл Жизни человека, согласно Учению Великого Совершенства, — в постижении своей Истинной Природы, НЕРОЖДЁННОГО в себе как Истинного СЕБЯ (АЗ ЕСМЬ).
IX. Три аспекта Свободы
1(25). Когда пребывающий в Естественном Состоянии Первоосновы свободен от «я-пребывающего», — маята-морόка Мира сего не властна над ним.
2(26). Когда пребывающий в Естественном Состоянии Первоосновы свободен от двойственного разделения на «Естественное» и «обусловленное», — Силы Коловерти не властны над ним.
3(27). Когда пребывающий в Естественном Состоянии Первоосновы свободен от всякого «состояния», — он переживает свою полную нераздельность с НЕРОЖДЁННЫМ, выходя за пределы любого пути, включая Путь Возврата.
XI. Три уровня понимания
1(31). Различают три основных уровня понимания, определяющие уровень Поиска, осуществляемого человеком, в соответствии с тремя вышеописанными [см. I. 2] типами людей:
∙плотский — уровень безверия либо суеверия (на этом уровне Духовного Поиска как такового ещё нет, либо он присутствует в зачаточной форме, например, в качестве смутного влечения ко всему «таинственному»; традиционная для данного человека и окружающего общества Религия воспринимается исключительно поверхностно: «Религиозность» плотского типа — это не более чем ощущение формальной причастности к «своей», или к «нашей», Религии, которой противопоставляются все «чужие» Религии);
∙душевный — уровень веры (это уровень активного Духовного Поиска, Религия для этого типа людей — это способ трансформировать, непосредственно изменить себя, достигнув определённых результатов на уровне тела и/или души, а не просто быть причастными к господствующей в данном месте и в данное время форме Религии);
∙Духовный — уровень Ведания (Духовный Поиск, как таковой, завершён)[21].
2(32). На плотском уровне человек, по сути, не нуждается в Духовно-Религиозных учениях, ставя на место Религии Духа традиционный (для данного общества) Обычай, понятый в самом примитивном, физическом смысле, либо юридический Закон, обладающий карательными функциями (иногда этот Закон почитается как «данный Богом», за невыполнение которого ожидаются различные, в том числе посмертные, «кары»). На душевном уровне человек, как правило, следует Вероучениям, которые могут быть проявлением как доверия — преддверием Ведания, так и фанатизма — слепой веры и безусловной убеждённости[22] в своей «правоте». На Духовном уровне человек ясно видит, что предмет его Поиска находится не вовне, а внутри него; ему незачем верить, ибо он Ведает.Также говорится, что плотским человеком движет страх, душевным — Любовь (как Воля к ЕДИНСТВУ), а Духовным — переживание ЕДИНСТВА.Плотский отождествляет себя с доминирующей в настоящий момент личиной своей ложной самости; душевный — с самой ложной самостью, или ego; и лишь Духовный, постигший свою Истинную Природу, или Высшую Самость, не отождествляет себя ни с чем, пребывая поистине ТЕМ, КТО он есть на самом деле.
3(33). Представители плотского типа не знают Духовной Свободы, но лишь вседозволенность, ограниченную в Традиционном Обществе господствующими Обычаями и Законами, — Учение Великого Совершенства для них не только непонятно, но и вредно. Люди душевного типа увлекаются всевозможными Вероучениями и «затрагивающими» их душу идеями, — Учение Великого Совершенства представляется им либо «ересью», либо экстравагантной диковиной. Лишь люди Духовного типа, услышавшие в Сердце своём Вещий Зов — Зов своей Истинной Природы[23] — и вставшие на Шуйный путь, умеющие отличать свою Истинную Волю от вожделений души и тела, свою Истинную Природу от всевозможных личин своей ложной самости и т.п., — способны в полной мере следовать Учению Великого Совершенства, или Пути без пути.
XVI. Происхождение Богов
1(46). Из Естественного Состояния Первоосновы возникают все Боги и Богини, являющиеся олицетворениями различных состояний Сознания — порождениями Сознания, но не личного, а Единого. Через личное Сознание человека проявляются все Боги и Богини Всебожья, одни в бóльшей, другие в мéньшей степени, — в зависимости от того, какие аспекты Сознания актуализированы и доминируют у данного человека на его уровне развития в настоящее время, — но было бы ошибкой утверждать, что Всебожье порождено Сознанием данного конкретного человека.
2(47). Учение Великого Совершенства говорит о Богах Необусловленного Состояния и Богах Обусловленного Состояния:
∙Богами Необусловленного Состояния называются Духовные Силы — олицетворения Великой Нави: Велес и Морена, пребывающие по ту сторону всякой двойственности, потому говорится, что Велес и Морена — Одно Неделимое ЕДИНСТВО, выражаемое через образы Чёрного Солнца (Велес как Незримый для плотских глаз Светоч Духа) и Серебряного Серпа (Морена как Владычица Смерти, отсечения и совлечения всех покровов), а также — Черепа (Велес как «Обнажённая» Реальность, свободная ото всех мόрочных покровов), из которого растёт Огненный Цветок (Морена как Огненная Кровь Учения Великой Нави), в объятиях Чёрного Пламени Неосквернённой Мудрости;
∙Богами Обусловленного Состояния называются тонкоматериальные Силы, действующие внутри Явленного Мира (Тремирья): Сварог, Боги-Сварожичи и все подвластные им Божества — олицетворения различных качеств души и тела, как благих, так и неблагих, как «высоких», так и «низких», воплощающих в себе двойственность этого Мира[28].
N.B. Каждый класс Богов связан со своим типом Магии[29]. Так, различают Низшую Магию — творимую через актуализацию тех или иных аспектов обусловленного Сознания (олицетворяемых образами Богов Обусловленного Состояния), и Высшую Магию — творимую посредством Истинной Воли Мага, из НЕРОЖДЁННОГО:
Что такое Магия? Это Воля в Действии.
Это Сила Богов, помноженная на Волю Людей.
Это та блистательная вершина, на которой наша Воля пресуществляется в Недеяние, которому поистине подвластно всё.[30]
3(48). Боги Необусловленного Состояния проявляются внутри Явленного Мира как Тёмные Боги-Разрушители, олицетворения Смерти и Растворения, противостоя Демиургу Сварогу, охранителю Демиургического режима Перуну, Красноликому Даждьбогу, олицетворяющему Солнце этого Мира, и др. Восход Чёрного Солнца Неспящих в Обители Сердца — это Вещий Зов, пробуждающий человека от мόрочных снов обусловленного существования. Нетварный Свет Чёрного Солнца сияет внутрь, обращая острие Сознания обратиться от внешних объектов к самому Познающему Субъекту внутри. Серебряный Серп Морены вспарывает все иллюзорные покровы, в которые Демиург облёк Бессмертные Искры Чёрного Пламени, воплощённые в Явленном Мире как души живых существ. Пробуждаясь от сна обусловленного существования, живые существа освобождаются из-под власти Демиурга и других Богов Обусловленного Состояния, выходя из Вселенского Яйца Творения за его пределы — в Сияющий Мрак НЕРОЖДЁННОГО, — после временного странствия возвращаются в свой Вечный Дом.
XXIV. Три уровня практики
1(70). В практике Самонаблюдения, используемой на Пути Великого Совершенства, различают три уровня:
∙низший, когда практикующему необходимо удаление от Мира и нарушающих его покой факторов;
∙средний, когда практика осуществляется в «неблагоприятных» местах, в окружении раздражающих факторов, будучи поддерживаема усилием;
∙высший, когда для практикующего не имеет значения окружение, и пребывание в Естественном Состоянии Первоосновы более не нуждается в поддержании усилием.
2(71). Хотя Естественное Состояние Первоосновы равно присутствует в Сознании каждого как его Коренное Основание, для Его раскрытия разным людям необходимо прилагать разное количество усилий, предшествующих достижению состояния пребывания в ИЗНАЧАЛЬНОМ без усилия и без «я-пребывающего».
3(72). Согласно Учению Великого Совершенства, все живые существа — в своей Истинной Сути — равны, вне зависимости от половых, национальных, Религиозных и т.п. различий, что, впрочем, не отменяет необходимости применения различных методов на ранних уровнях практики, принимая во внимания особенности телесного и душевного развития данного человека, его Расовые, Культурные, Религиозные и др. обусловленности, ограничивающие в Явленном Мире его Внутреннюю (Духовную) Беспредельность.
XXVI. Основа, Путь и Плод
1(76). В Учении Великого Совершенства выделяют Основу, Путь и Плод:
∙Основой называется система воззрений, позволяющая начать практику;
∙Путём называется совокупность методов достижения;
∙Плодом называется конечный результат практики.
2(77). Основа без Истинного Пути — наши воззрения без практики — теряют свой смысл; Истинный Плод без Пути — остаётся лишь концепцией за пределами непосредственного переживания, пустой мечтою о Недосягаемом Совершенстве. Триединство Основы, Пути и Плода составляют практическое содержание Учения Великого Совершенства.
3(78). Истинным Плодом называется достижение Необусловленного Состояния Недвойственности без «я-достигшего». Это Состояние является Невыразимым по существу, но, тем не менее, описывается (разумеется, с определённой долей условности) в Адвайте[42] — как Триединство Бытия–Сознания–Блаженства (санскр. Саччидананда[43]), а в Дзогчене[44] — как Триединство Блаженства–Ясности–Свободы (от мыслей).
XXVII. Три уровня вúдения
1(79). На Пути Великого Совершенства различают три основных уровня вúдения:
∙уровеньвизуализации Божественных Образов с приложением усилий;
∙уровеньвизуализации Божественных Образов без приложения усилий;
∙уровеньЧистого Вúдения — за пределами всех образов.
2(80). На первом уровне радарь визуализирует Образы Богов Необусловленного Состояния — Велеса и Морены, «сливаясь» с Ними в своём воображении. На втором уровне радарь созерцает Божественные Образы, проявляющиеся самопроизвольно из Естественного Состояния Первоосновы — рождающиеся из его Сердца. На третьем уровне радарь выходит за пределы всех образов, непрерывно и без усилий созерцая внутренним взором Сияющий Мрак Бездны НЕРОЖДЁННОГО, пребывая в Бесформенном — в Естественном Состоянии Первоосновы.
3(81). На первом уровне радарь действует посредством своей личной Воли. На втором уровне — посредством Воли Богов Необусловленного Состояния, сливая свою Волю с Их Волей воедино. На третьем уровне происходит полная трансценденция Сознания радеющего и его «погружение» в Неописуемое.
XXX. Радение тела
(Поза для медитации)
1(88). Следует сесть с прямой спиной, скрестив ноги под собой. Поза должна быть естественной и лёгкой для практикующего, поэтому в «позе лотоса» и т.п. позах из Йоги в данном случае нет необходимости. Ладони рук сложены перед животом так, чтобы подмышки были не зажаты, а руки (особенно плечи) не напряжены. Голову следует чуть склонить вперёд, глаза расслабленны и смотрят вперёд, естественным образом следуя линии, продолжающей линию носа.
2(89). Мужчинам рекомендуется принять позу, в которой правая нога расположена впереди левой, и левая ладонь лежит поверх правой. Женщинам рекомендуется принять «зеркальное» положение: левая нога расположена впереди правой, и правая ладонь лежит поверх левой. При этом ладони лежат друг на друге не целиком, а соприкасаются лишь пальцами, большие пальцы сомкнуты.
3(90). В теле не должно быть лишних мышечных напряжений, в том числе — в мышцах лица и головы. Дыхание должно быть спокойным и ровным, от живота, при этом оно должно быть естественным и не подвергаться жёсткому контролю ума, создающему дополнительные мысленные напряжения.
XXXI. Радение чувств
1(91). Согласно Учению Великого Совершенства, эмоции, чувства, желания человека должны не подавляться, как это предписывается в некоторых низших учениях, а очищаться — освобождаться от нашего эгоизма. Чувствительность сама по себе — это не проклятие человека и не препятствие на его Пути, но один из наших инструментов для работы в Явленном Мире. Препятствием она становится, лишь когда человек отождествляется со своими ощущениями и переживаниями, вовлекаясь в маяту-морόку этого Мира.
2(92). Когда появляется «я-переживающий» («я-любящий», «я-ненавидящий», «я-гневающийся» и т.п.), Естественное Состояние Первоосновы скрывается под покровом данного переживания, коренящегося в отождествлении СЕБЯ со своей ложной самостью. Потому Учение Великого Совершенства говорит об очищении переживания от чувства ego, от «я-переживающего», а не о подавлении самого переживания посредством волевого усилия, которое лишь укрепляет нашу ложную самость. Ибо любое действие, не свободное от «делателя», или «я-делающего», в конечном счёте, работает лишь на наше ego и потому не может привести нас к Духовному Освобождению.
3(93). Первой ступенью практики является мысленное вопрошание себя: «Кто есть переживающий?» Если поиск ответа ведётся искренне, и человек не впадает в какой-либо самообман касательно своей Истинной Природы, то «переживающего» — в качестве самостоятельного субъекта, обладающего независимым существованием, — найти не удаётся. Это «не нахождение» вовсе не является препятствием в практике, — напротив, оно оказывается свидетельством успеха в достижении определённой глубины понимания иллюзорности всех предметов и явлений этого Мира[45]. Тогда практикующий переходит ко второй стадии радения чувств: он «отпускает» переживание, не цепляясь за него, — разотождествляется с ним, тем самым «отсекая голову» иллюзорному «я-переживающему» (существующему в уме человека как образ «себя», как одна из персонификаций самого ума). Так как любое наше переживание обладает лишь той Силой, которую оно забирает у НАС САМИХ (у нашей Истинной Природы), не обладая никакой собственной Силой, — при нашем разотождествлении с ним оно вскоре растворяется само собой, не находя более источника подпитки своего существования.
XXXII. Радение ума
1(94). В целом, радение ума совершается сходным образом — подобным описанному в предыдущей главе, посвящённой радению чувств. На первой ступени радеющий вопрошает себя: «Кто есть думающий?» Когда таковой не обнаруживается, текущая мысль «отпускается» без попытки подавления или контроля, во время чего происходит разотождествление радеющего с данной мыслью и «отсечение главы» «я-думающему».
2(95). Если во время практики удаётся отследить сам момент появления мысли, — «отсечение главы» посредством разотождествления может быть осуществлено в тот же самый миг. Это является признаком продвижения в практике, так как в этом случае мысль не успевает набрать силу инерции, и Пустота Естественного Состояния Первоосновы оказывается «заслонённой» ею лишь на краткий миг.
3(96). Высшим уровнем практики может считаться состояние полной невовлечённости в мыслительный процесс — даже без его прекращения. Но это может быть осуществлено только в случае, когда отождествление СЕБЯ с содержимым ума не возникает, и иллюзия существования «я-думающего» полностью отсутствует.
XXXIII. Радение Сердца
1(97). Радением Сердца называется раскрытие чистой преданности Богам Необусловленного Состояния[46]. Для мужчин рекомендуется медитировать на Образ Великой Чёрной Матери Морены, а женщинам — на Образ Великого Рогатого Отца Велеса, — до возникновения чувства «расширения» груди изнутри в области плотского сердца и погружения радеющего в экстатическое состояние. Также может возникать ощущение Незримого Присутствия и чувство «растворения» себя в Божественном Образе.
2(98). Вершиной экстатического переживания Божественного Присутствия является погружение Сознания радеющего в Безмолвие Сердца и выход за пределы экстаза, когда Любовь (как Воля к ЕДИНСТВУ) достигает своей Цели и пресуществляется в ЕДИНСТВО. Сначала в этой Мистической Любви исчезает «любящий», затем растворяется Сам Объект (Божественный Образ), и в заключение Поток Любви растворяется в Абсолютном ЕДИНСТВЕ Сияющего Мрака НЕРОЖДЁННОГО. Так преодолевается иллюзия двойственности, существующая на относительном уровне (в Явленном Мире), и реализуется Изначальное Единство Всеобщей Основы. Ниже приводится пример Духовной Молви до Велеса и Морены, рождённой в экстатическом переживании Их Присутствия:
[1] Я возношу славу обнажённому — лишённому иллюзорных покровов — Черепу и трепетному Огненному Цветку, прорастающему сквозь костяную твердь! Я славлю Велеса и Морену!
[2] В Ночи Мира, сгорающего в объятьях Чёрного Пламени Растворения, в Вéщей Ночи Прозрения, когда рассудок не властен над прорывающими пелены этого Неба Стрелами Вещего Лучника, несущими на своих остриях Озарения Духа, — я славлю Велеса и Морену!
[3] В Тёмной Ночи слепых душ, заплутавших в маяте-морόке Мира сего, когда Мара-Смерть веет Своим Ледяным Дыханием за левым плечом, когда Истина принимает формы лжи, а ложь торжествует на пьедестале Истины, — я славлю Велеса и Морену!
[4] О, Чёрное Пламя Неосквернённой Мудрости, пылающее внутрь! О, Чёрное Солнце Неспящих, что всегда в зените в Обители Вещего Сердца! О, Сияющий Мрак Бездны, в преддверии Которой умолкает всякое слово, и все учёные книги суть лишь остывший прах, и даже всё золото этого Мира не стоит ни гроша! Пред Ликом НЕИМЕНУЕМОГО — я славлю Велеса и Морену!
[5] Aurum nostrum non est aurum vulgi («Наше Золото не есть обычное золото»), — так говорят Алхимики Духа, в Атаноре (Алхимической печи) Сердца пресуществляющие зримое в Незримое. Истинное Золото лежит повсюду, если смотреть на этот Мир Вещим Оком Мудрости, — и когда Истинная Природа всего сущего обнажается перед неразделяющим взором, где найдёшь то, что не было бы Золотом? И — на пике экстаза — ты славишь Велеса и Морену!
[6] Мёртвые не Ведают, равно как и Живые; лишь те немногие, умершие и возрождённые при Жизни, — Мёртвые среди Живых и Живые среди Мёртвых — обретают То, Чем невозможно обладать, достигая Того, Что является поистине Недостижимым. И вот — словно безумец, позабывший значения слов, — я говорю о Несказáнном, описывая, в безумии, Великое НЕОПИСУЕМОЕ... Поистине, так я славлю Велеса и Морену!
[7] ЭТО невозможно найти — но лишь потому, что ЭТО невозможно утерять. ЭТО так близко, что кажется незаметным для самодовольных невежд; ЭТО неотличимо от ТОГО, КТО изначально присутствует в Обители твоего Сердца как Истинный ТЫ САМ, — поэтому ты не знаешь ЕГО. Смеясь и плача над твоим невежеством, я славлю Велеса и Морену!
[8] Этот Мир — единственная «лестница», ведущая за пределы этого Мира. Если ты понимаешь, о чём тут речь, — Свобода щекочет твоё лицо, как спелые колосья в житном поле, когда ты опускаешься на колени, чтобы вдохнуть в себя чарующий аромат Земли, — и я улыбаюсь тебе как брату, и Великие Боги глядят на тебя бесчисленным множеством немигающих Очей, — и когда Беспричинная Любовь распахивает Врата твоего Сердца, ты славишь Велеса и Морену!
[9] Украсив своё чело пеплом прогоревших страстей, я в Безмолвии Сердца взираю на Негасимый Огонь — Чёрное Пламя, в Котором сгорает наш Мир. Знаешь ли ты, что наша Истинная Родина — в Ином? Знаешь ли ты, что Тот, Кто пребывает в Обители твоего Сердца, — поистине БЕССМЕРТЕН? Если ты знаешь и Ведаешь, — восславь вместе со мною Велеса и Морену!
[10] Я — Мёртв, а ты — ещё нет. Поверь, я не больше тебя, но когда Та, Которая владычествует в Смерти, коснётся тебя Своей дланью, — кем ты станешь, и куда проляжет твой Путь? Умри при Жизни, — лишь тогда ты получишь Ответ. Забудь все слова и отринь всех богов, — лишь тогда ты восславишь вместе со мной Велеса и Морену!
[11] То, что ты называешь «собой», — твои тюремные кандалы. То, о Чём ты боишься даже помыслить, — ОДНО только и является твоим Истинным АЗ ЕСМЬ. Двери твоей темницы запираются не снаружи, а изнутри, — пойми это, наконец, и восславь вместе со мною Велеса и Морену!
[12] Ты говоришь: «Много...». Я же говорю: «ОДНО». Испей из моей Чаши — Чаши из Черепа, — и тогда Огненный Цветок прорастёт сквозь твоё темя, и Двое вновь станут ОДНИМ... И тогда ты, — как и я, — всем своим существом восславишь ЕДИНСТВО Велеса и Морены!
[13] Все слова — словно мёртвые птицы — падают на Землю... Не говори: «Истина...», — это всего лишь слово... Не говори: «Мудрость...», — то, что ты называешь сейчас «мудростью», есть величайшая хула на Богов... Но когда ЭТО ворвётся в твою Жизнь, она станет непрерывным славлением Велеса и Морены!..[47]
3(99). Говоря о погружении Сознания в Безмолвие Сердца (или о том, что ум должен найти свою «могилу» в Сердце), следует различать Духовное Сердце — Внепространственную Обитель нашей Истинной Природы, Незримый для плотских глаз Духовный Центр человеческого существа, и плотское сердце — физический óрган в плотском теле человека. Хотя некоторым образом они связаны друг с другом (одно может выступать символом Другого), было бы ошибкой искать Духовное Сердце в плотском сердце или каком-либо другом физическом óргане человеческого тела.
XXXV. Памятование о Смерти
1(103). Одной из ключевых практик Шуйного пути является памятование о Смерти. Следующий Шуйным путём рассматривает Мару-Смерть как свою Духовную Наставницу, перед Ликом Которой все мирские ценности вмиг обесцениваются, и все внешние цели в Жизни теряют свой смысл, в отличие от Непреходящих Ценностей Духа, проступающих, подобно прорывающим гнилую плоть костям трупа, из-под иллюзорных покровов смердящей плоти этого Мира наружу. Ср. описание практики в нашей небольшой заметке под названием «Memento Mori![48]» [2011]:
[1] «Книга Великой Нави» (Liber I.XIII: I.2):«Да будет твоим радением в Смертной обители непрерывное созерцание Деяний Той, Которая владычествует в Смерти, — Memento Mori!»
[2] Памятование о Смерти — одно из основных Духовных радений следующего Шуйным путём. Оно может совершаться как в отдельные часы, с полной концентрацией внимания радеющего на предмете созерцания, так и стать повседневной практикой, совершаемой без приложения особых усилий непрестанно — в любое время и в любом месте (в том числе, во время осознанных сновидений) — в обыденной Жизни.
[3] Для сосредоточенного созерцания подойдут: Обрядовый Образ (Чур, Свято)[49] Кого-либо из Богов Нави (Велеса или Морены), фотография умершего человека, какой-либо атрибут Похоронного Ритуала (любой Религиозной традиции), череп, мёртвое животное, опавший осенний лист и т.п. Также предметом созерцания может быть умозрительная идея Смерти, Разрушения, Рассоздания, соответствующий визуализируемый образ и т.п.[50]
[4] Непрестанное памятование о Смерти в обыденной Жизни подразумевает умение замечать в окр