Пребываю в безыскусности Великого Совершенства — «А».

Произнеся это, пребывай в самадхи, свободном от представлений о подношении, подносящем и принимающих подношение.

Обычно в главном учении чод описываются четыре разновидности подношения: белое, красное, пестрое и черное. Однако здесь мы говорим только о белом и пестром подношениях, но не о красном и черном.

В наше время те, кто самонадеянно объявляет себя чодпа [CIX], считают, что избавляться от злых духов, убивая их, режа, рубя, избивая и изгоняя, — значит применять сильнодействующий метод. Такие чодпа [сами] верят, что должны всегда и при всех обстоятельствах полагаться на силу решительных действий, которую питают гнев, вспыльчивость, безудержность, ярость и гордыня. Они думают, что должны походить на прислужников Ямы [Владыки Смерти]. Выполняя ритуал чод для больных и других людей, они напускают на себя свирепость, выказывая злобу, возбуждение и яростно тараща глаза, которые делаются размером с чашку. С бранью они накидываются на больного, бьют кулаками, хватают так, что рвется одежда у него на спине. Надеясь таким поведением победить духов, они следуют ошибочной практике Дхармы. Мачиг Лабдрон сказала:

С безначальных времен эти пресловутые злые духи, гонимые ветром неблагоприятных обстоятельств, живут в своих призрачных видениях и страданиях, проистекающих от неблагой кармы, а после смерти, словно каменные жернова, низвергаются в самую бездну низших миров. Я хватаю их своим крюком сострадания, питаю их собственной теплой плотью и кровью, добросердечием и состраданием — бодхнчиттой изменяю их образ видения и беру их к себе в ученики. Но в будущем те, кто мнит себя великими чодпа, станут пытаться бить, убивать и изгонять этих злосчастных духов — мое достояние, которое я держу крюком своего сострадания. Такой извращенный чод будет знаменовать распространение учения демонов.

И далее:

Будет несколько видов практик извращенного черного чода, например такая, которую называют «Черный чод из девяти частей» [746].

Все упомянутые практики лишены добросердечия и сострадания — бодхичитты. Применяя такие действия, можно одолеть одного-двух мелких и неопасных духов, но, если придется иметь дело с поистине сильными зловредными духами, жизни того, кто их побеспокоит, определенно будет грозить опасность. Кроме того, если взять власть над демонами, которая приходит к тому, кто практикует подлинную Дхарму, бывает трудно различить, что это: добрый знак продвижения по духовному пути или препятствие, создаваемое самими демонами. Большинство одержимых, чьим умом завладели злые духи, кажутся ясновидящими обладателями сверхъестественных способностей. Однако постепенно они все больше отдаляются от возвышенной Дхармы, и в конечном счете в их уме не остается ни капли добродетели. Изнемогая под бременем кармических долгов, они даже не могут извлечь из получаемых вознаграждений никакой пользы для нынешней жизни. В итоге они умирают, не в силах добыть себе хотя бы пропитание и одежду. Такие люди, как уже говорилось, обязательно переродятся вНеопределимом аду [747] или в другом подобном месте.

Злых духов, которых покоряют с помощью практики чод, нужно искать не снаружи, а внутри себя. Все призрачные образы злых духов, воспринимаемых какнекие внешние существа, проистекают от нашей неспособности отсечь внутренний корень веры в реальность [понятий] «я» и «мое».

Мачиг сказала:

Демоны, осязаемый и неосязаемый,

Демон ликования и демон веры в реальность своего «я» —

Всех их можно свести к демону веры в реальность «я».

То, что мы называем злым духом [748], на самом деле — демон веры вреальность «я» [749].

Еще Мачиг сказала:

Скопище духов — это твое различающее сознание[750].

Могущественные духи — это твоя вера в реальность «я» [751].

Необузданные духи[752]— это твои мысли.

Быть чодпа — значит уничтожить этих духов.

Авот что Джецун Миларэпа сказал Горной Демонице:

Вера в реальность «я» превосходит тебя силой, демоница. Различающее сознание превосходит тебя числом, демоница. Мысли превосходят тебя испорченностью, демоница.

Кроме того, он объяснил разновидности чода:

Жить в навевающих ужас местах и в горных затворах — это внешний чод.

Отдавать свое тело на съедение — внутренний чод.

Отсекать единый[753]корень [веры в «я»] — высший чод.

Наши рекомендации