О крещении младенцев, родившихся при помощи «суррогатной матери»
«С одной стороны, любой рожденный младенец может быть крещен по вере тех, кто намеревается его крестить. Ребенок не может отвечать за поступки своих родителей и не виноват в том, что его появление на свет связано с репродуктивной технологией, осуждаемой Церковью.
С другой стороны, ответственность за христианское воспитание младенца несут на себе родители и восприемники. Если родители не приносят явного покаяния в содеянном, а восприемники фактически выражают согласие с совершившимся греховным деянием, то о христианском воспитании речи идти не может.
Отказ в крещении младенцев в подобном случае будет соответствовать православной традиции, предполагающей согласие крещаемого, а в случае крещения младенца – его родителей и восприемников с учением Церкви.
Такой отказ будет иметь также и пастырское значение, так как тем самым общество получит от Церкви ясный сигнал о том, что практика «суррогатного материнства» является с христианской точки зрения неприемлемой.
Ребенок, рожденный при помощи «суррогатного материнства», может быть крещен по желанию воспитывающих его лиц, если таковыми являются либо его «биологические родители», либо «суррогатная мать», только после того, как они осознают, что с христианской точки зрения подобная репродуктивная технология является нравственно предосудительной, и принесут церковное покаяние – вне зависимости от того, осознанно или неосознанно они проигнорировали позицию Церкви.
Только в этом случае Церковь сможет ожидать, что крещеный ребенок будет воспитываться в православной вере и ему будут прививать христианские нравственные представления.
Если же такого осознания не происходит, то решение вопроса о крещении откладывается до времени сознательного личного выбора ребенка. В последнем случае факт суррогатного рождения сам по себе не является препятствием для крещения человека, ибо он не несет ответственность за поведение своих родителей.
В случае, когда в Церковь приносят младенца, рожденного «суррогатной матерью», вопрос о его крещении может быть решен в соответствии с указанием епархиального архиерея… Совершение священником таинства Крещения в подобном случае без благословения архиерея служит основанием для применения к этому священнику канонических прещений.
В смертельной опасности благословляется крещение младенцев вне зависимости от обстоятельств их рождения» [65].
Восприемники младенцев
В Крещении младенцев принимают участие принадлежащие к Церкви и не состоящие под епитимией восприемники (крестные родители).
Основные критерии способности православного христианина стать восприемником:
– желание и способность к воспитанию ребенка «в христианской вере и согласно нормам христианской нравственности» [66];
– воцерковленность (опыт церковной жизни), ибо только такой человек может стать духовным наставником: «условием крещения младенца ставится… регулярное участие и родителей, и ребенка, и восприемников в церковных богослужениях и Таинствах» [67].
Не могут быть восприемниками (крестными родителями):
– неверующие, некрещеные, иноверные, еретики [68], инославные христиане (члены Римо-Католической Церкви, Армянской Апостольской Церкви, лютеране и т.д.);
– отступники, а также совершенно несведущие в православной вере и не желающие прилагать усилия к воцерковлению;
– лица, не имеющие возможности активно содействовать семье в воспитании ребенка;
– родители крещаемого младенца [69];
– монашествующие [70];
– малолетние (восприемники должны быть совершеннолетними, чтобы сознавать всю ответственность, которую они принимают. Церковь разрешает становиться крестными родителями с 15 лет для восприемника и с 13 лет для восприемницы [71]);
– недееспособные лица (потерявшие рассудок);
– лица с сомнительными нравственными качествами [72].
Восприемник должен лично участвовать в совершении Таинства Крещения младенца или отрока и воспринимать его из купели.
Обычай иметь двух восприемников является русской традицией, восходящей к XIV веку. Из постановлений Святейшего Синода XIX в. следует, что действительным восприемником при Крещении является только один из них (в зависимости от пола крещаемого: мужчина для крещаемых мужского пола, и женщина – для женского пола). «Восприемник же и восприемница (кум и кума) неста в родстве себе; понеже при Крещении святом едино есть лице необходимо и действительно: мужеское для крещаемыхмужеска пола, и женское для крещаемыхженска пола» [73].
По установившейся в Русской Православной Церкви традиции не принято, чтобы восприемники были супругами. Восприемник и восприемница (крестные отец и мать одного и того же младенца) в исключительных случаях могут вступать в брак только после разрешения епархиального архиерея [74].