Исполнение Божиих заповедей – путь сохранения человеческого достоинства
Теряет всякое уважение мужчина, унизивший себя бесчестным отношением к женщине. Безответственные связи, брошенные дети не совместимы с достоинством мужчины, с той высотой, на которую Господь поставил его в мире, в человеческом обществе, в семье. Ради этого высокого достоинства супруга должны быть уважаемы его жена – его избранница, и дети – его наследники. И муж обязан уважать и ценить жену. Из-за его падений ее не должны укорять, презирать, она не должна стыдиться жизни супруга.
Очень хорошо и точно именует мужчину украинский язык – «чоловiк». Мужчина – человек, а человек всегда должен оставаться таковым, а не превращаться в животное. И мужчина может выполнять свой долг, свои обязанности, быть мужем и отцом, только когда он остается человеком. Ведь из десяти заповедей, данных Богом Моисею, первые пять – о человеческой жизни (о любви к Богу, о почитании родителей), а остальные пять – те, нарушая которые человек превращается в животное. Не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не обманывай, не завидуй – хоть этого не делай, чтобы не стать «скотом несмысленным»! Если ты потерял человеческое достоинство – ты не мужчина.
Сейчас нередко не отличишь мужчину от женщины ни по поведению, ни по манерам, ни по наружности. И очень приятно, когда даже издалека видно, что идет мужчина – мужественный, крепкий, собранный. Женщины мечтают не просто о муже или друге, а о мужчине, который будет настоящим человеком. Поэтому выполнение заповедей Божиих для мужа – прямой путь сохранить в себе человеческое достоинство и остаться настоящим мужчиной. Только настоящий мужчина может отдать жизнь за семью, за Отечество. Только настоящий мужчина может благородно относиться к своей жене. Только настоящий мужчина может показывать пример достойной жизни своим детям.
Это и есть ответственность: отвечать перед своей совестью, перед Богом, перед своим народом, перед Родиной. Каждый ответствен и за свою семью, за детей. Ведь не в материальных накоплениях заключается истинное богатство детей, а в том, что отец и мать вкладывают в их души. Это ответственность за сохранение чистоты, целомудрия. Главное – ответственность за душу ребенка: что Бог дал – Богу верни.
Необходимость духовного возрождения семьи и государства
для их сохранения
Демографическая проблема нашего времени держится на безответственности мужчин. Их ненадежность порождает у женщин страх перед будущим. Из-за отсутствия мужского начала в семье у женщин возникает неуверенность в завтрашнем дне, сомнения в возможности вырастить, воспитать детей: «А вдруг он уйдет, бросит одну с детьми?.. Вдруг он нас не прокормит?» Почему раньше в России почти все семьи были большими, многодетными? Потому что была твердая идея нерасторжимости брака. Потому что глава семьи был настоящим мужчиной – кормильцем, защитником, молитвенником. Потому что все были рады рождению детей, ведь это – Божие благословение, умножение любви, укрепление рода, продолжение жизни. Мужчине в голову не приходило бросить жену с детьми: это же постыдный грех, позор и бесчестье! А женщине в голову не приходило делать аборты – убивать свое родное дитя. Жена была уверена, что муж до смерти не предаст, не уйдет, не бросит, что на пропитание будет зарабатывать, и она не боялась за детишек. Матери обычно более ответственны по отношению к чадам, потому-то они всего и опасаются. А страх этот – оттого, что мужской дух из семьи исчезает. Но как только мужской дух укрепляется и женщина уверена, что муж не предаст, она с радостью готова иметь много детей. И только тогда семья становится полноценной и счастливой. Мы видим это в церковных приходах, где 3-4 ребенка в семьях уже являются нормой. Это как раз пример того, что православные понятия нерасторжимости брака и ответственности перед Богом дают чувство надежности, уверенности в будущем.
Обсуждая проблемы семьи, почти всегда говорят только о матерях, вроде как за семью и детей отвечают только они. И в любой спорной семейной ситуации право почти всегда на стороне женщины. Возрождение отцовства – то важное, что сегодня необходимо. Отцы должны понимать свою ответственность, тот особый дух, носителями которого они должны быть. Тогда женщина опять станет женщиной, ей уже не нужно будет полагаться только на свои силы. Не надеясь на мужа, она держится за работу, без конца занимается учебой, чтобы не потерять квалификацию, множеством других дел, отрывающих ее от семьи, от чад. Дети от этого плохо воспитаны, хуже учатся, слабее здоровьем. Вообще подход абсолютного равенства полов вызывает очень много проблем и в воспитании, и в образовании. В частности, воспитывают и обучают мальчиков так же, как девочек, а девочек – как мальчиков. Потому-то и в семьях потом не могут разобраться, кто главнее, кто сильнее, кто ответственнее, да выясняют, кто кому чего должен.
Поэтому одна из главных задач сегодня – возродить мужской дух, дух отцовства. Но чтобы это произошло, важен дух всего государства. Когда оно построено на либеральных принципах всеобщего равенства, диктата всевозможных меньшинств, феминизма, почти неограниченной свободы в поведении, то это проникает и в семью. Сейчас у нас даже говорят о введении ювенальной юстиции[5], которая полностью подрывает авторитет родителей, лишает их возможности воспитывать собственных детей на традиционных началах. Это просто разрушение всего Божественного иерархического устроения мира.
Российское государство всегда было устроено по семейному принципу: во главе стоял «отец». В идеале это, конечно, православный царь. Его и называли «Царь-батюшка» – так его и почитали, и слушались. Государственное устройство являлось примером устроения семьи. У царя была своя семья, свои дети, но семьей для него был и весь народ, вся Россия, которую он хранил и за которую перед Богом отвечал. Он подавал пример служения Богу, пример семейных отношений, воспитания чад. Показывал, как надо хранить родную страну, ее территорию, ее духовные и материальные богатства, ее святыни, веру. Теперь, когда нет царя, то хоть если есть президент сильный – и то мы радуемся, что есть человек, который думает о России, о народе, заботится о нас. Если нет сильной власти в государстве, нет во главе «отца», то значит, и в семьях его не будет. Семья не может быть построена на либерально-демократических принципах. Единовластие, отцовство – главный принцип построения семьи. Поэтому семью мы можем восстановить, воссоздав такой государственный строй, который будет порождать отцовство, семейственность и показывать, как нужно хранить большую семью – русский народ, Россию. Тогда мы и в своих семьях, глядя на пример государственной власти, будем стоять на защите главных ценностей. И сейчас этот процесс происходит, слава Богу.
На примере разных стран легко можно заметить, как влияет тип государственного устройства на жизнь народа. Пример мусульманских стран нам однозначно показывает: пусть и специфично, но отцовство у них есть, почитание главы семьи есть, и как следствие – крепкие семьи, высокая рождаемость, успешное экономическое развитие. Европа же – наоборот: институт семьи упраздняется, рождаемость упала, целые регионы заселяются эмигрантами совсем другой культуры, веры, традиции. Чтобы сохранить институт семьи, а в конечном итоге и само государство, нужна крепкая государственная власть, лучше – единоначалие. Нужен «отец» – отец нации, отец государства. В идеале это должен быть Богом поставленный человек. Тогда и в семье отец будет восприниматься, как это и было традиционно, человеком, Богом поставленным.
Все сферы человеческого бытия тесно связаны и переплетены. Поэтому если строй жизни страны, начиная с главы государства и далее, создается по закону Божественного устроения, по закону небесной иерархии, то Божественная благодать оживляет, животворит все сферы бытия народа. Любое дело тогда превращается в участие в Божественном устроении мира, в некое служение – Отечеству, Богу, своему народу, всему человечеству. Любая самая малая ячейка общества, каковой является семья, подобно клетке живого организма, животворится Божественной благодатью, посылаемой всему народу.
Семья, являясь «клеткой» государства, строится по тем же законам – подобное состоит из подобного. Если все в социуме устроено не так, если государственная власть действует по совершенно чуждым традиции законам, то, естественно, и семья, как, например, в Европе, упраздняется, приобретает формы уже даже не просто грешные, а патологические – гомосексуальные «браки», усыновление детей в такие «семьи» и т.п. Даже нормальному человеку в таких условиях сложно уберечься от развращения. А ведь все это идет от государства. Государство начинает строиться с семьи, но и семья должна строиться государством. Поэтому все стремления укрепить семью должны претвориться в возрождение духа.
Простым людям нужно, несмотря ни на что, сохранять традиционные, установленные Богом формы устроения семьи. Именно этим мы со временем восстановим и в государстве иерархический порядок. Восстановим нашу народную жизнь как общинную жизнь, как соборную жизнь, как семейную жизнь. Народ – это единая, соборная, Богом данная семья. Сохраняя Православие, духовные традиции, культуру, православную семью, воспитывая детей по-православному, строя свою жизнь по Божественным законам, мы тем самым будем возрождать и Россию.
[1] Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 3. – М.: «Русская книга», 1994. С. 152.
[2] Настольная книга священнослужителя. Т. 4. – М.: Московская Патриархия, 1983. С. 291.
[3] Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию. – М., 1994. С. 121-122.
[4] Ироническая заметка из записной книжки А.П. Чехова.
[5] В системе ювенальной юстиции работают судьи по делам несовершеннолетних, сотрудничающие с социальными службами. Их основная задача – защита интересов детей. Дети получают возможность сообщать о жестокости родителей в спецорганы, представители которых имеют право вмешиваться в жизнь семьи, в воспитательный процесс, чтобы ликвидировать возникающие конфликты, а если состояние родителей будет, по их мнению, неадекватным, то и забирать детей из таких семей.
Ювенальная юстиция призвана защищать права ребенка, исходя из приоритетности детских прав, что приводит к многочисленным злоупотреблениям. Негативные последствия этого можно наблюдать в странах, где действует такая система (Франция, Германия, США и пр.). Родителям запрещается ограничивать свободу детей и применять к ним какие-либо воспитательные меры. Дети вольны выбирать любой образ жизни, включая наркоманию, гомосексуализм, тунеядство, бродяжничество и т.п. Несовершеннолетние преступники оправдываются судом.
Родителям не позволяется вмешиваться в учебный процесс, они не имеют права оградить своих детей от обязательного посещения таких предметов, которые недопустимы с точки зрения христианского мировоззрения, например уроков «сексуального просвещения» и т.п.
Никакого уважения к семье и никакой заботы о ней ювенальная юстиция не проявляет. Поощряются жалобы и доносы на родителей и учителей со стороны детей. Принимаются любые, даже анонимные, жалобы от соседей, знакомых и совершенно посторонних людей на неправильное, с их точки зрения, обращение с несовершеннолетними. Социальные работники и судьи имеют полную, безграничную власть над судьбой ребенка. Колоссальное количество детей отнимается у родителей и помещается в приюты и приемные семьи, при этом с родителей взыскиваются алименты. По данным независимых психологов, во Франции, где ювенальная юстиция особенно развита, чуть ли не каждый второй случай лишения родителей родительских прав является ошибочным, хотя с точки зрения представителей ювенальной полиции все происходит в рамках закона. Родители лишены возможности искать справедливости, поскольку их мнение не учитывается.
Все это приводит к резкому падению рождаемости в стране из-за боязни родителей лишиться собственных детей. Также наблюдается огромный рост преступности среди детей и подростков, рост наркомании и ВИЧ-заболеваний.
Механизм «защиты прав несовершеннолетних» таким образом, как это делается в рамках системы ювенальной юстиции на западе, разорвет все базовые звенья традиционной системы воспитания подрастающего поколения, которая веками помогала нашим детям сформироваться для самостоятельной жизни в обществе. Это есть разрушение семьи, отчуждение детей от родителей, причем отчуждение силами государства.
Есть все основания утверждать, что в данном случае речь идет о полном запрете воспитания детей родителями и одновременном поощрении тотального доносительства детей на своих родителей, учителей и вообще всех взрослых. Под видом «защиты прав несовершеннолетних» на самом деле нас хотят окунуть в тоталитраный режим, который позволит им, «ювеналам», в полной мере бесчинствовать и дальше, уничтожая наши традиции, нашу веру, умоляя наше самосознание, разваливая нашу страну.