Примечание. О православной Пасхалии и календаре.
В астрономических и хронологических расчетах используется непрерывный отсчет времени от сотворения мира. Сотворение мира и начало бытия были положены весной, в месяце марте, когда день и ночь были равны. Равноденствие есть начало времени при творении. Человек был создан в шестой день творения, в пятницу, в полдень, за 5508* лет до Pождества Христова.
Это время творения Спаситель избирает и временем обновления, Крестные страдания Иисуса Христа происходили в пятницу, которая приходилась на 14-й день Луны (в полнолуние, как и при первой седмице творения, в день создания человека), и в те самые часы, которые Адам провел от вкушения запретного плода до суда, от шестого часа до девятого (по нашему времени – от 12 часов дня до 3 часов пополудни). (продолжение на следующем листе).
* * *
/Катихисис, большой, гл. 28/. Вопрос. Когда будет воскрешение наше. Ответ. В нощь якоже и Христос главы нашия. Вопрос. В кую нощь, в нюже нечаем. /книга Златый бисер, гл. 35/. Приидет Господь наш Иисус Христос, в день той, якоже Воскресе от мертвых, на страшный свой Суд, и даст Суд на воздусе, и потом преглошением пресладчайшаго Его Гласа, праведнии взыдут небо, а злии от страшнаго его изречения, пойдут на землю аки свинец, и сведени будут в преисподний ад /Святцы с летописью месяца марта 25/. Благовести Архангел Гавриил Пресвятей Богородице зачатие во чрево Сына Божия, в лето 5508 года в неделю в 5 час дне 25 в той же еже отдели Пасцы пресветлый день победоноснаго воскресения Господа Бога и Спаса
Примечание. О православной Пасхалии и календаре.
Седмица страданий точно совпадала с седмицей творения. В тридневии тело Спасителя пребывало в смерти, а затем последовало Его Воскресение, этим Воскресением в 8-й день завершились страдания Господни. 8-й день, “как образ будущего незаходимого дня всеобщего Воскресения”, сливается теперь с днем первым творения. На кануне Крестных страданий Господь заповедал Своим ученикам: “Сие творите в Мое воспоминание” (Лк. 22,19). И это – заповедь о том, чтобы ежегодно совершать Пасху, заключающую в себе исповедание Воскресения Христова, в котором состоит вся сущность нашей веры. Пасха для христиан – Воскресение Христово из мертвых. Пасха ветхозаветная совершается иудеями в память об избавлении от египетского рабства. Пасха Ветхая была установлена за 1609 лет до Рождества Христова от 14 до 21 числа Нисана, месяца Авива – марта. (продолжение на следующем листе)
Примечание. О православной Пасхалии и календаре.
Время это символизирует начало времени при творении. Господь с учениками совершил Ветхую Пасху на сутки раньше – 13 нисана. Это было как предпразднество Его Страданий, а в пятницу Сам Он стал Пасхальным Агнцем. Отсюда и правило не праздновать Пасху ранее иудейской или вместе с ней. С первых дней основания Церкви было принято пользоваться наиболее удобным и точным в астрономическом отношении Юлианским календарем, узаконенным в 46 году до Рождества Христова Юлием Цезарем по совету астронома и математика Созигена. Год по этому календарю исчисляется в 365 дней 6 часов, и три года содержали по 365 дней, а четвертый, високосный, — 366 дней. Более трех веков понадобилось для того, чтобы Юлианский календарь обрел новый, сакральный смысл.
* * *
нашего Иисуса Христа егда же то обое великое праздниствие совокупися нарецается еленьски Киреопасха, словенски же Господственая Пасха /книга Кирилла Иерусалимска/. Время бо вне же Христос пострада при Пилате марта 25 день в пяток яко в той день час создан бысть, и седьмый субботу яко в той по сотворении всех дел Своих почи Бог, и сии вси чины в страсти распятия Своего, единородный Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, воедину собрав, приемлят всего времени на обновление, за неже сам есть перьваго времени Творец. Ему же Слава и Держава во веки веков. Аминь.
Примечание. О православной Пасхалии и календаре.
В 325 году, на Никейском Соборе Святые Отцы по Юлианскому календарю, согласованному с солнечными и лунными кругами и Ветхой Пасхалией, установили христианскую Пасхалию и христианские праздники. Господь, подтверждая истинность Православной Пасхалии, на протяжении многих веков дарует чудесное явление Благодатного огня, который нисходит в день Великой Субботы в Иерусалиме на Гроб Господень. Эти вечные церковные часы жизни, обращенной к Богу, будут идти до тех пор, когда, по откровению Иоанна Богослова, “времени уже не будет”. (Откр. 10,6)71.
Прп. Иустин (Попович): “Каждый святой догмат нашей Богочеловеческой веры имеет свой праздник: Боговоплощение – Рождество, Воскресение – Пасха, Вера – праздники святых мучеников, – и все остальные святые добродетели – праздники всем остальным святым. Истины святых догматов переживаются каждым верующим в «теле Христовом», Церкви. Каждая догматическая истина переживается как вечная жизнь и органическая часть Вечной Ипостаси Богочеловека: «Я есмь Истина и Жизнь» (Ин. 14, 6). Святые Богослужения являются переживаниями святых вечных догматических истин. Например, догмат о Богочеловечестве Господа Иисуса Христа переживается в Рождестве, Благовещении, Преображении, Воскресении и других праздниках Господних”72 .