Святитель Иоанн, епископ Суздальский
Дни памяти: 20 Августа / 2 Сентября (Переложение мощей), 15 / 28 Октября
Святитель Иоанн Суздальский |
Святитель Иоанн, епископ Суздальский, с юных лет поступил в один из монастырей города Суздаля. Он так усердно принялся за монашеские подвиги, что пищу принимал раз в три дня, а иногда и по целой недели говел, не принимая даже воду. За добродетельную и смиренную жизнь святитель в 1350 году был поставлен первым епископом Суздальским и Нижегородским. Ранее княжество входило в Ростовскую или Владимирскую епархию, но потом князь, перенеся столицу из Суздаля в Нижний Новгород, пожелал иметь в своем стольном граде собственного архиерея. Просьба была услышана и тогда выбор пал на инока Иоанна. Так уж получилось, что архиерейскую хиротонию его возглавил сам Константинопольский патриарх. Все же кафедральным городом его стал Суздаль, где нового архиерея торжественно встретил народ, собор духовенство и сам князь Борис Константинович. После, в воскресный день, после богослужения он обратился к пастве с такими словами: "Страшно мне, братие, ибо сан святительский превышает мои силы; ужасаюсь я, думая о кончине моей и размышляя о величии порученного мне дела, ибо я вижу себя недостойным сана святительского. Но Господь поставил меня пастырем словесного Своего стада и привел меня на сие служение известными Ему лишь судьбами, и судьбы Твои - бездна великая! (Пс 35:7). Посему было бы для меня преступлением молчать, и я должен считать себя не наемником, но пастырем. Молю вас, братие, крепко стоять и держаться правой веры, отвращаться всякой нечистоты, блуда, лжи, воровства, зависти, клеветы и идолослужения, устраняться от всякой ереси и всякого зла, часто посещать святые Божия церкви и соблюдать справедливость. Ибо апостол сказал: "Никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос" (1 Кор 3:11). Положено же сие основание через святых апостолов и святых Богоносных отец; оно есть православная вера, проповеданная, утвержденная и извещенная святыми Вселенскими Соборами. На сем основании веры следует полагать нам, по апостолу, золото, серебро и драгоценные камни (1 Кор 3:12) - просто сказать: создать на основании сем дела благие. Ибо жизнь вне правой веры к Богу - жизнь непросвещенная, и вера без благих дел не может довести нас к Богу. Следует соблюдать и то и другое, чтобы быть вполне Божиим человеком и чтобы жизнь наша не страдала недостатками, ибо апостол сказал, что спасает лишь "вера действующая любовью" (Гал 5:6).
Новый архиерей отличался поистине монашеским нестяжанием. Так, когда князь Борис пожелал подать архиерею жертву для Церкви, тот не пожелал принимать предложенное золото, а согласился лишь по неотступности просьб. Им было построено много новых храмов и монастырей. Так, именно при нем преп. Евфимий Суздальский создал в главном городе епархии свою обитель и был поставлен ее наместником в сане архимандрита. Устройство обители сей была инициативой князя, который и поделился этим желанием с архиереем. Тот благословил и князь отправился в Нижегородскую Свято-Вознесенскую обитель[411] и беседовал с ее игуменом, преподобным Дионисием, который также благословил это начинание и дал для этого своего
ученика – Евфимия, будущего преподобного. "О чадо, - сказал преподобный Евфимию, - не унывай в скорбях,
Господь тебе помощник и руководитель во всяком благом деле; иди в богоспасаемый город Суздаль. Там, в преславном храме Пресвятой Богородицы, ты увидишь священного епископа Иоанна".
Тогда блаженный Евфимий был еще молод летами, но духовною мудростью превосходил старцев, украшенных многолетними сединами. Было ему всего 36 лет. Приняв от преподобного Дионисия молитву, как копие острое против видимых и невидимых врагов, Евфимий пошел на запад от обители.
И дал ему Господь силы совершить свой путь легко и без замедления и скоро он достиг города Суздаля. Увидев чудный и прекрасный храм во имя Божией Матери, Евфимий вошел в него и поклонился перед святыми иконами Господа нашего Иисуса Христа, Пречистой Его Матери и всех святых. Совершив метание (поклон через наклонголовы) перед епископом Иоанном, он просил его о благословении и молитве, Иоанн благословил Евфимия, дал ему о Христе целование и ввел его в епископские палаты.
Здесь он много беседовал с Евфимием о пользе душевной, по беседе же они вознесли Господу всенощную молитву, чтобы Он послал им в помощь ангела, наставника верного. Когда занялась заря, святой Иоанн, совершив обычные утренние песнопения и преподав мир, облобызал Евфимия и отпустил его.
На другой день, в воскресенье, по окончании утрени и Божественной литургии, епископ Иоанн снова позвал Евфимия для духовной беседы.
Узнав о прибытии великого князя Бориса Константиновича в Суздаль, Евфимий пошел к нему. Князь был весьма рад его посещению, принял его с великою честью и сказал ему, что желал его прихода, "как лань желает к потокам воды" (Пс 41:2).
После долгой беседы пошли они к преосвященному епископу Иоанну и вкусили хлеба на трапезе его. Князь Борис Константинович поведал блаженному Иоанну все по ряду о преподобном Дионисии Печерском, о житии его, великих трудах и подвигах.
Иоанн сказал на сие: "О князь, без колебания и сомнений пополняй то, что начал, по слову апостола: "кто умеет хорошо управлять домом своим, тот попечется и о Божией церкви" (1 Тим 3:5). Благому началу должно ожидать от Бога и благопотребного конца. Ты ведь уже принял благословение и молитву от честного и святолепного старца, преподобного Дионисия, и ныне он послал к тебе благопослушливого своего ученика, трудоположника и постника, сего Евфимия, который, по благодати Божией, может дело твое начать и совершить и быть в сихподвигах о Христе образцом для других людей".
Тогда князь встал с места своего и поклонился епископу до земли, прося его пойти с ним и Евфимием на место будущего монастыря, где им укажет Господь. И пошли они на взыскание места сего, со всем священным собором и клиром, с крестами и иконами, воспевая молебные песни. С ними пошли сановники, князья и бояре, и множество народа, мужи, жены и дети. На пути полагали перед Иоанном расслабленных, прося у него исцеления. Святой возносил об исцелении их тайную молитву к Богу, возлагал на них крест и руки свои и окроплял их святою водою - и с того часа прекращалась болезнь их, и целовали они ноги святого, благодаря Бога. Весь народ был объят великою радостию, все изумлялись и говорили, что святитель подобен святому Григорию, епископу Акрагантийской церкви (память 27 ноября / 6 декабря).
Так шли окруженные народом великий князь, святой Иоанн и блаженный Евфимий, воспевая молебные песнопения. Наставляемые Богом вышли они за город, обозрели окрест града на все четыре стороны и пошли на северную сторону, вверх по реке, называемой Каменка, на которой был построен их город. Здесь, близ города, на берегу реки на высокой горе нашли они место, прекрасное видом и удобное для построения монастыря, и избрали его для сей цели. Святой Иоанн благословил и освятил со всем собором место сие и вознес ко Господу молитву: "Господи Боже наш, Ты пролил кровь Свою во обновление святой Твоей церкви; смиренно молимся Тебе ныне, положи благодать Святого Духа в основание храму, который будет создан Тебе на сем месте. Да будет он жилищем славы Твоей, да будет прославлено с ним величие Твое псалмами и песнопениями, и да получат молящиеся в нем от Тебя блага, коими исполнены небеса и земля. Спаси их, охрани от бед в будущем и сподоби славы Твоей".
По молитве святой Иоанн водрузил крест честный на поставление престола. Благочестивый же великий князь взял своими руками лопату и стал копать ров для основания церкви. Сие было в 1352 году.
Помощию Божиею была воздвигнута прекрасная каменная церковь, во имя Господа Бога и Спаса нашего, Иисуса Христа, честного и Боголепного Его Преображения. И всячески ее украсил благоверный великий князь. Святой же Иоанн поставил архимандритом блаженного Евфимия и повелел ему священнодействовать в митре, с палицею и с рипидами. Князь Борис Константинович даровал блаженному Евфимию все, что требуется для строения монастырского. Так начал устраиваться общежительный монастырь[412]. В скором времени число братии в нем достигло до 300 человек. Другой раз брат князя, князь Андрей, выжив во время бури, дал обет построить храм в честь Покрова Божией Матери и решил устроить женский монастырь. По благословению Владыки Иоанна и преподобного Евфимия князь избрал подходящую землю на реке Каменке, напротив обители прп. Евфимия, где и был устроен деревянный Свято-Покровский храм[413]. Это было в 1364 году.
Епископ Иоанн удостоился великой милости Божией: во время Божественной литургии Суздальский князь Борис Константинович видел, как Ангел Божий сослужил святителю. Видя чистое житие его, диавол, искони приносящий вред роду человеческому, воздвиг брань на праведного. Диакон преподобного, именем Елевферий, с некоторыми церковниками уговорил некую любодеицу, обещав ей много серебра, и стали они искать удобного случая, чтобы оклеветать епископа перед князем. Они возбудили народ и, придя в епископский дом, изгнали святителя Иоанна с бесчестием и поруганием из города. Он же, памятуя незлобие своего владыки Иисуса Христа, ничего не сказал против их ожесточенного нападения, но выходя из города, обратился лицом на восток и, воздвигнув руки свои к небу, молился Богу о ненавидящих его, говоря:
- Господи! Не вмени им сего в грех.
И тотчас, когда молитва еще была на устах его, гнев Господень поразил церковников, объял их страх и трепет, тьма покрыла их, они совершенно ослепли и нуждались в вожде. Видя сие, народ пал к ногам святого и с воплем и слезами просил прощения. Святой простил их и благословил. Каясь в грехе своем, Елевферий со слезами припал к ногам Иоанна, говоря:
- Помилуй меня, раб Божий, и прости мне смиренному беззаконный и безобразный замысел мой против тебя. Жив Господь Бог мой, не отступлю я от святых ног твоих, пока ты не обещаешь прощения в беззаконном моем замысле. Не поминай сделанного мною зла, отче преподобный.
И долгое время повторял сие преподобному Елевферий. Блаженный же Иоанн отвечал:
- О человек, не мы должны обещать прощение, как думаешь ты, но только один Милосердый Бог
может прощать. Исцеляет язвы душ наших Тот, Кто претерпел ради нас страдания. Он дарует нам прощение в прегрешениях наших и очистит нас, ибо Он взял на себя грехи мира.
Подняв Елевферия с земли, Иоанн сказал ему:
- Господь, чадо, простит тебя.
Святой помолился перед всем народом за согрешившего Елевферия и за церковников, совращенных им, и осенил их крестным знамением. Они тотчас прозрели. На месте этого чуда, совершенного святым Иоанном, суздальские граждане задумали создать церковь во имя чуда святого архистратига Божия Михаила в Хонех, ибо чудо было совершено епископом в день празднования чуда архистратига Михаила. По благословению святителя Иоанна вскоре была создана сия церковь и граждане отделили для церкви часть своих земель и назвали их, по имени святителя, селом Ивановским[414].
Святитель Иоанн известен своей любовью к беднякам и больным; за бедных он ходатайствовал перед князьями об уменьшении налогов, для больных устраивал богадельни и больницы. Много заботился святитель о просвещении христианской верой языческой мордвы. Он для многих стал поистине учителем, так что видя его духовные дарования и дар проповеди и учительства, к нему потянулись люди за советом и утешением и он никому не отказывал, одинаково разговаривая и с богатыми и бедными, уча и тех и других. После присоединения Суздаля к Московской митрополии, а это было в период архиерейства митрополита Московского, святителя Алексия (12 / 25 февраля) святитель Иоанн принял схиму и удалился в Боголюбский монастырь[415]. Там он жил уединенно и мирно скончался 15 / 28 октября 1373 года и был погребен в кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы в Суздале. У гроба святителя засвидетельствованы многочисленные исцеления. В 1743 году, 27 октября / 9 ноября, в день памяти святого мученика Нестора, при гробе святого Иоанна сотворилось чудо.
После обычного благовеста к утрени, за три часа до рассвета, перед самым концом полунощницы, когда церковный сторож вышел из соборной церкви Рождества Богородицы, чтобы дать знак ко звону, в церковь вошел человек босой и в одном распахнутом кафтане. Тотчас он устремился за правый столп, к ракам святых чудотворцев Иоанна и Феодора, епископов Суздальских, и воскликнул:
- Святителю, отче Иоанне, угодник Христов, помилуй меня.
Затем он, рыдая, пал ниц.
Слыша необычный вопль пришельца, бывшие в храме священнослужители, подошли к нему, подняли с земли и стали спрашивать, кто он и какая причина вопля его. Он же со слезами поведал следующее:
- Зовут меня Иваном Васильевым Жинкиным, я из посада[416] сего города; с марта месяца одержит меня тяжелая болезнь - правая рука и левая нога отнялись у меня и язык перестал двигаться; ничего я не мог ясно сказать в то время; произнося глухие и неясные звуки, я давал знаки левою рукою. Вечером сего дня лежа на одре моем, я начал плакать, поминая свои грехи, коими я прогневал Господа Бога. И стал я в уме моем призывать на помощь Матерь Божию, святая икона Коей была близ одра моего, и вместе с нею угодников Божиих, святителей и чудотворцев Иоанна и Феодора, епископов Суздальских, и преподобного чудотворца Сергия, игумена Радонежского. Все домашние мои в то время спали, ибо была уже глубокая ночь. Во время плача моего увидел я, что в комнате, где я лежал, воссиял свет. И вот явился муж, облеченный в светлую одежду. Став близ одра моего, он воздвиг руки свои к небу и молился:
- Милосердый Господи, помилуй создание Твое. Слыша сие, я перестал ощущать в себе болезнь и дерзнул вопросить явившегося:
- Кто ты, святой Божий.
Он же ответил:
- Я Иоанн, епископ Суздальский; иди в соборную церковь, где лежат мои мощи, и там получишь полное исцеление болезни твоей.
Я хотел припасть к честным и святым его ногам, но он тотчас стал невидим, исчез и свет, сиявший в жилище. Встав с одра, на коем лежал восемь месяцев, я почувствовал себя здоровым и тотчас пошел в соборную церковь, воздавая Божию угоднику благодарение.
Выслушав слова исцеленного, изумленные священнослужители послали церковного сторожа в дом его, бывший близ Васильевского монастыря[417], известить о происшедшем его домашних. Домашние исцеленного были весьма изумлены, не найдя его дома. Вскоре в соборную церковь пришли мать и жена его, принесли ему обычную одежду и возвестили находившимся там, что сей Иван действительно был одержим тяжкою болезнью и что они не знают, как он исцелился. Падши ниц у святых мощей угодника Божия, они воздали со слезами теплыми, великое благодарение святителю чудотворцу Иоанну и, отслужив молебен, удалились в дом свой. Исцеленный же не пошел с ними, но пробыл три дня у соборной церкви, слушая со слезами пение церковное. Спустя три дня он очистил себя таинством покаяния перед отцом
своим духовным, священником Васильевского монастыря, и, причастившись в монастыре Тела и Крови Христовых, удалился в дом свой, радуясь, славя и благодаря Бога и величая заступление и помощь великого святителя и чудотворца Иоанна, епископа Суздальского. Писание о сем чуде засвидетельствовал Иван подписью исцелевшей правой руки своей, с ним засвидетельствовали чудо и присутствовавшие тогда в храме священнослужители.[418]
20 августа / 2 сентября 1879 года честные мощи святителей Феодора и Иоанна, по указу Святейшего Синода, были переложены в новые серебряные раки, устроенные усердием суздальцев, в честь чего было установлено празднование.