Память 15 / 28 октября, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской

Родился 24 октября / 6 ноября 1884 года в селе Борис-Городок Можайского уезда Московской губернии в семье псаломщика.

В 1900 году окончил Звенигородское духовное училище, в 1906 году – Вифанскую духовную семинарию.

Был направлен учителем в церковноприходскую школу села Милятино Можайского уезда Московской губернии.

В 1916 году был рукоположен во иерея к церкви во имя святых Космы и Дамиана погоста Гвоздня Бронницкого уезда той же губернии, где прослужил 20 лет.

В 1930-х годах при поддержке прихожан препятствовал попыткам закрыть храм, что вызывало недовольство властей.

26 ноября 1937 года был арестован и помещен в тюрьму города Коломны, затем переведен в Москву в Таганскую тюрьму. Его обвиняли в произнесении проповедей, в совершении крестных ходов, а также в агитации против колхозов. Отец Димитрий отверг как голословные обвинения в антиколхозной агитации, что же касается крестных ходов и проповедей, то, как указал священник, они входят в его обязанности.

5 декабря 1937 года Особой тройкой УНКВД по Московской области был приговорен к 10 годам ИТЛ. Отбывал срок в Беломоро-Балтийском ИТЛ в Медвежьегорске.

Обращался с заявлением о пересмотре дела, указывая на несправедливость приговора: «Моя вина перед советской властью состоит в том, что я священник и совершал богослужение и религиозные обряды, которые советскими законами не запрещены; но это не может служить основанием для моего заключения». Однако в повторном рассмотрении дела было отказано.

В августе 1940 года был переведен в Талажское отделение Кулойского ИТЛ близ Архангельска (с февраля 1942 под управлением Отдела исправительно-трудовых колоний УНКВД по Архангельской области). Каторжные работы подорвали здоровье священномученика.

28 октября 1942 года скончался в заключении и был погребен в безвестной общей могиле.

26 декабря 2006 года определением Священного Синода был причислен к лику святых Новомучеников Российских для общецерковного почитания.

Литература

  • Дамаскин (Орловский), игум. Голодная смерть в Кулойлаге // "Фома", № 10 (126) октябрь 2013:
    • http://foma.ru/golodnaya-smert-v-kulojlage.htm

Использованные материалы

  • Дамаскин (Орловский), игум. Священномученик Димитрий (Касаткин)
    • http://www.fond.ru/userfiles/person/1026/1303577800.pdf

О дне сем.

Итак, Родительская суббота. В этот день служба совершается особая. В отличие от прочих Родительских суббот, вечерня совершается обычная, без всяких изменений. Однако на утрене, вместо обычного «Бог Господь и явися нам, благословен грядый во имя Господне», поется «Аллилуиа» с заупокойными распевами. Это несколько напоминает службы Великого поста. Однако далее начинается чтение 17 кафизмы – 118 псалма (в нашем соборе некогда сначала читалась рядовая кафизма, а затем – 17, но на деле, как выясняется, таким образом утреня должна выстраиваться в обычные субботы (на практике кафизма всегда, за исключением праздника Похвалы Пресвятой Богородицы, да будничных великопостных служб, у нас читается только одна), а в Родительские субботы рядовая кафизма должна переноситься на вечерню (когда у нас кафизмы читаются только Великим постом)….). Чтение кафизмы разделено на 3 части, между которыми провозглашаются малые ектении, причем вторая – заупокойная. После этого поются особые антифоны, посвященные поминовению усопших, а также отчасти обращающиеся и к живым, напоминая о том, что и они смертны, а также о том, что человек склонен ко греху и лишь в земной жизни возможно покаяние. Священник при этом кадит весь храм. Далее читается канон с прибавлением особых тропарей, посвященных поминовению усопших. После 6 песни канона снова провозглашается заупокойная ектения. Отличие этой службы также в том, что на утрени Родительских суббот положено чтение 2 песни, которая обычно опускается….

Литургия в этот день совершается без всяких изменений.

Чтения литургии. Сначала – рядовые. Отрывок из второго послания апостола Павла к Коринфянам: 1Неужели нам снова знакомиться с вами? Неужели нужны для нас, как для некоторых, одобрительные письма к вам или от вас?

2Вы - наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми человеками; 3вы показываете собою, что вы - письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца.

4Такую уверенность мы имеем в Боге через Христа, 5не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что́ от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога.

6Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит.

7Если же служение смертоносным буквам, начертанное на камнях, было так славно, что сыны Израилевы не могли смотреть на лице Моисеево по причине славы лица его преходящей,- 8то не гораздо ли более должно быть славно служение духа?

9Ибо если служение осуждения славно, то тем паче изобилует славою служение оправдания.

10То прославленное даже не оказывается славным с сей стороны, по причине преимущественной славы последующего. 11Ибо, если преходящее славно, тем более славно пребывающее.

12Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением, 13а не так, как Моисей, который полагал покрывало на лице свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего.

14Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом.

15Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; 16но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается.

17Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода.

18Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа.

Моисей покрывал свое лицо, дабы соплеменники могли взирать на него, дабы их не ослепляло сияние, которое исходило от него, после сошествия с горы Синай, где он беседовал Богом. А здесь апостол уподобляет покрывалу помрачение ума, которое охватило иудеев, отвергших Христа. Лишь по обращении ко Христу это помрачение уходит…

Евангелие (от Луки): 1В субботу, первую по втором дне Пасхи, случилось Ему проходить засеянными полями, и ученики Его срывали колосья и ели, растирая руками.

2Некоторые же из фарисеев сказали им: зачем вы делаете то, чего не должно делать в субботы?

3Иисус сказал им в ответ: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним?

4Ка́к он вошел в дом Божий, взял хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме одних священников, и ел, и дал бывшим с ним?

5И сказал им: Сын Человеческий есть господин и субботы.

6Случилось же и в другую субботу войти Ему в синагогу и учить. Там был человек, у которого правая рука была сухая.

7Книжники же и фарисеи наблюдали за Ним, не исцелит ли в субботу, чтобы найти обвинение против Него.

8Но Он, зная помышления их, сказал человеку, имеющему сухую руку: встань и выступи на средину. И он встал и выступил.

9Тогда сказал им Иисус: спрошу Я вас: что́ должно делать в субботу? добро, или зло? спасти душу, или погубить? Они молчали.

10И, посмотрев на всех их, сказал тому человеку: протяни руку твою. Он так и сделал; и стала рука его здорова, как другая.

11Они же пришли в бешенство и говорили между собою, что́ бы им сделать с Иисусом.

Господь отвечает на попытки фарисеев придраться к Нему. Здесь ответы Христа приводятся более кратко. Но в случае, когда фарисеи встречают Его с учениками, в других Евангелиях приводятся слова Христа: «и. если бы вы знали, что означает «милости хочу, а не жертвы», то не осудили бы невиновных…» и также: «Суббота для человека, а не человек для субботы». То есть заповедь дана не ради самой заповеди, но дабы оторвать человека от суеты и привести его к Богу, дабы седьмой день он посвятил Богу. Но у иудеев к этой заповеди появилось свыше сотни разных правил и предписаний, превративших этот день в день ничегонеделания, так что за лесом правил и запретов уже не стало видно главного. Притом, Господь ждет не механического исполнения правил, но дел любви, на которых и основываются сами заповеди.… А во втором случае в одном из Евангелий, повелев человеку с больной рукой выйти на середину помещения синагоги, Господь укоряет иудейских вождей: «Если у вас овца в субботу упадет в яму, не пойдет ли кто из вас в субботу и не вытащит ли? насколько же лучше человек овцы?!» И на это никто не смог ответить. Фарисеи, искавшие возможность придраться к «нарушению субботы», были посрамлены и уже не могли обвинять, так как их лицемерие открылось бы пред всеми, ведь они, сами разрешая себе многое, пред всеми были строги, запрещая все, что формально против правил…. Что тут сказать? Остается лишь вспомнить слова Христа, сказанные в другом месте: «Берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие»…. Господь обличал их, открывая пред всеми их грехи, чего они ему не могли простить, о потому старались всячески Его опорочить перед людьми. Именно эта гордость их толкала на упорное сопротивление Христу. Гордость – это то, что сделало ангелов демонами, а значит она – мать всех прочих грехов. Но и обрядоверие, полагающее во главу угла формальные, внешние правила, также является бедой. Это обрядоверие Господь постоянно обличает, ведь даже и сегодня искушение усвоить формальное, фарисейское отношение к заповедям и правилам, очень велико, а значит, текст этот является для нас предупреждением.

Чтения заупокойный. Отрывок из первого послания апостола Павла к Фессалоникийцам: 1За сим, братия, просим и умоляем вас Христом Иисусом, чтобы вы, приняв от нас, как должно вам поступать и угождать Богу, более в том преуспевали, 2ибо вы знаете, какие мы дали вам заповеди от Господа Иисуса.

3Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; 4чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, 5а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога; 6чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь - мститель за все это, как и прежде мы говорили вам и свидетельствовали.

7Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости.

8Итак непокорный непокорен не человеку, но Богу, Который и дал нам Духа Своего Святаго.

9О братолюбии же нет нужды писать к вам; ибо вы сами научены Богом любить друг друга, 10ибо вы так и поступаете со всеми братиями по всей Македонии. Умоляем же вас, братия, более преуспевать 11и усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое дело и работать своими собственными руками, как мы заповедовали вам; 12чтобы вы поступали благоприлично перед внешними и ни в чем не нуждались.

13Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие

Надежды.

14Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним.

15Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, 16потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; 17потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем.

18Итак утешайте друг друга сими словами.

Апостол дает наставление в основах жизни христианской и…. тут же дает наставлении о том, как относиться к смерти. Христианин, в отличие от прочих, знает, что смерть – лишь переход к новому этапу жизни, венец которого – всеобщее воскресение и Суд Божий, а потому скорбеть подобает не о смерти, а о том, в каком духовном состоянии человек уйдет к Богу….

Евангелие (от Иоанна): 1После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим.

2Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда*, при которой было пять крытых ходов.

3В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, 4ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.

5Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет.

6Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров?

7Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня.

8Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи.

9И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний.

10Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели.

11Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи.

12Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи?

13Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте.

14Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже.

15Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус.

16И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу.

17Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю.

18И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу.

19На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также.

20Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам; и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь.

21Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет.

22Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, 23дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его.

24Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь.

25Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут.

26Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе.

27И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий.

28Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; 29и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения.

30Я ничего не могу творить Сам от Себя. || Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца.

31Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Мое не есть истинно.

32Есть другой, свидетельствующий о Мне; и Я знаю, что истинно то свидетельство, которым он свидетельствует о Мне.

33Вы посылали к Иоанну, и он засвидетельствовал об истине.

34Впрочем Я не от человека принимаю свидетельство, но говорю это для того, чтобы вы спаслись.

35Он был светильник, горящий и светящий; а вы хотели малое время порадоваться при свете его.

36Я же имею свидетельство больше Иоаннова: ибо дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня.

37И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне. А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели; 38и не имеете слова Его пребывающего в вас, потому что вы не веруете Тому, Которого Он послал.

39Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне.

40Но вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь.

41Не принимаю славы от человеков, 42но знаю вас: вы не имеете в себе любви к Богу.

43Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете.

44Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?

45Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете.

46Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне.

47Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?

Господь исцеляет расслабленного, 38 лет находящегося в своем недуге. Тот, несомненно, просил об этом Бога. Однако когда он получил просимое, вмето благодарности¸ он донес на Христа иудеям, которые сейчас же набросились на Него. Далее приводится беседы с иудеями, ожесточенными в своем неверии. Они, видя явное чудо, не вразумились им, увидев лишь «нарушение субботы». Неблагодарность и ожесточение…. Да не будет сего на нас…. Из слов, которые говорит Господь в ответ озлобленной иудейской толпе нам предлагаются слова о всеобщем Воскресении мертвых и последнем Суде, дабы мы не забывали, что и нам надлежит предстать пред судом сим… Даждь ми Господи, прежде конца покаяние!

Вселенская панихида, совершаемая по окончании литургии, по сути, лишь панихида, совершаемая с меньшим числом сокращений, нежели обычно. Без сокращений она совершается, например, в Горном. Также, как и здесь, начинается она Трисвятым по «Отче наш…», а затем – 90 псалмом, а затем – специальной великой ектенией, после которого поется «Аллилуиа» с заупокойными тропарями. Затем еще ектении и песнопения, после которых поются так называемые «Непорочны» - те самые антифоны, которые ранее пелись на утрени. При этом священник кадит весь храм. В Горном, замечу, панихида таким образом совершается всегда (кто-то скажет о «монашеском чине», но замечу, что отпевание монахов совершается совсем по-другому – с включением в чин панихиду чтения 17 кафизмы и прочего). Также меньше сокращений допускается при пении канона – опускаются лишь 3, 6 и 9 песни (в отличие от Горного, где они не опускаются). В случаях, когда на панихиде совершается чин погребения – возглашается прокимен и читаются те самые отрывки из апостольского послания и Евангелия, которые были приведены выше (в Горном перед этим читаются заповеди блаженства с особыми заупокойными тропарями). В конце – снова Трисвятое по «Отче наш…» (у нас – опускаются) и последняя заупокойная ектения….. Таким образом, Вселенская панихида обычно совершается у нас более полным чином, чем обычно, притом, обычно совершается соборно всем духовенством храма….

Наши рекомендации