Преподобный Сергий Нуромский Обнорский
День памяти: 7 / 20 Октября
Преподобный Сергий Обнорский, Нуромский, Вологодский чудотворец, начал иноческие подвиги на Святой Горе Афон. Затем приехал в Россию и поселился в обители Живоначальной Троицы под руководством Преподобного Сергия Радонежского (память 5 / 18 июля и 25 сентября / 8 октября). Через несколько лет, по благословению Преподобного игумена, пошел преподобный Сергий в Вологодские леса и остановился на берегу реки Нурмы. Там он водрузил крест и построил часовню с келлией, в которой подвизался в глубоком безмолвии, "равноангельскую жизнь проводя", и терпеливо перенося искушения от бесов и недобрых людей.
Преподобный Сергий Нуромский |
Господу было угодно призвать святого из его уединения, чтобы он, исполненный премудрости и духовного опыта, послужил другим во спасение. К нему из разных мест собралось 40 человек, жаждущих благочестивой жизни. Общими усилиями братия построила большой храм в честь Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Вокруг храма были сооружены келлии. Так возник будущий Спасо-Нуромский монастырь. Произошло это в 1382 году.
Недалеко от Нуромского монастыря совершал свой подвиг преподобный Павел Обнорский (память 10 / 23 января), которого преподобный Сергий часто навещал для душеполезных бесед. Скончался преподобный Сергий 7 / 20 октября 1412 года. С 1546 года началось церковное почитание святого. Было описано около 80 чудес, совершенных святым.
Сам Спасо-Нуромский монастырь был закрыт в 1764 году, в правление Екатерины II, а главный храм обители превращен в приходской. сам храм к 1890 году был четырехпрестольный, в два этажа. В 1933 году храм был закрыт. В настоящее время в нем проводятся восстановительные работы.
Тропарь Сергию Нуромскому (Вологодскому), глас 8:
Желанием духовным разгарашеся, пребогате, /слез твоих течением душу свою напоил еси /и еже из глубины воздыханьми уязвляше сердце свое, /и бодренными молитвами, и всенощным предстоянием Владыце Христу /многодобродетелен плод принесе сам себе. /И сего ради яко Божий угодник светло миру показася, /сияя чудесы, Сергие отче наш, /теплый молитвенниче к Богу, всегда о нас Того моли, /да спасет души наша.
Преподобный Мартиниан Белоезерский[194]
Дни памяти: 12 / 25 Января, 7 / 20 Октября
прп. Мартиниан Белозерский | прп. Кирилл Белоезерский | прп. Сергий в пустыне |
Преподобный Мартиниан Белозерский, в миру Михаил, родился в 1370 году в деревне Березники, недалеко от Кириллова монастыря[195]. В тринадцать лет он оставил своих родителей и тайно пришел к преподобному Кириллу Белозерскому (память 9 / 22 июня), о котором ему много рассказывали как о великом подвижнике. Юный Мартиниан стал ревностно подражать своему учителю, у которого пребывал в совершенном послушании. В монастыре он обучился грамоте и, по благословению преподобного, занимался переписыванием книг. На Канонике 1422 года из библиотеки Кирилло-Белозерского монастыря, хранящемся ныне в Русском музее, стоит подпись переписчика: "Мартиньяна инока - лжею инока, а не истинною". Лжеиноком называл себя молодой монах Мартиниан, имея подлинное смирение. Основатель библиотеки Ферапонтова монастыря, Мартиниан стал одним из виднейших просветителей своего времени, его перу принадлежит несколько книг, две рукописи находятся в С.-Петербурге в национальной библиотеке. Кратко главные вехи деятельности преподобного Мартиниана можно изложить так: основатель Вожеезерского Спасского монастыря (ок. 1427 г.), игумен (ок. 1435-1447 гг.) и строитель (1455-1480 гг.) Ферапонтова монастыря, игумен Троице-Сергиевой лавры (1447-1455 гг.). Но за этими датами стоит долгий и богатый событиями монашеский подвиг старца, прожившего 85 лет, 70 из которых - в монашестве. Со временем Мартиниан был посвящен во иеродиакона, а затем во иеромонаха. Его судьба переплелась с судьбами многих выдающихся людей своей эпохи: преподобного Кирилла Белозерского, великого князя Василия II, Вассиана (Рыло), сменившего его на игуменстве в лавре преподобного Сергия и прозванного так за любовь к рытью прудов. В числе наиболее знаменитых учеников Мартиниана были архиепископ Ростовский Иоасаф, игумен Филофей, ставший епископом Пермским, юродивый Христа ради Галактион, Когда Пахомий Серб, или Логофет ("логофет" с греч. - казначей), инок Афонского монастыря, отчего имел также прозвище Святогорец, составлял Житие преподобного, жил в его келье, был свидетелем многих чудес, а также отеческих наставлений старца. Кирилл наставлял братию, готовя каждого к самостоятельному монашескому подвигу, к духовной зрелости, заботясь о возрастании их в молитвенных трудах, о преуспеянии в главных добродетелях - смирении, послушании и покаянии. Не преминул Мартиниан поведать Пахомию один случай о том, как его направлял Кирилл в соблюдении устава: "Некогда случися единому брату, именем Мартиниану, от трапезы исшедшу, пойти к другому брату некия ради потребы". Увидев это, преподобный призвал его к себе и спросил, зачем он хотел идти в чужую келью. Не мог ли он пойти сначала в свою келью и прежде "должную молитву сотворить"? Мартиниан же, улыбнувшись, сказал: отче, когда приду в келью мою, уже не могу выйти. Кирилл же ответил: так и делай всегда, иди сначала к себе, и келья всему доброму научит тебя. В житии самого Мартиниана тоже есть одна подробность о духовном наставничестве Кирилла: Мартиниан просил разрешить ему в трапезе пост больший, нежели для всей братии. Кирилл же не попустил ему, а повелел есть с братией, но не до сытости. В этом проявлялось напоминание преподобного Кирилла об осторожности в монашеских обетах - не брать на себя много, дабы не отступить потом. Но более всего имел влияние на братию пример самого Кирилла - великого подвижника и аскета. После смерти преподобного Кирилла (+ 1427) блаженный Мартиниан удалился для безмолвия на безлюдный остров, расположенный на озере Воже. Постепенно вокруг него собралось несколько иноков. Преподобный Мартиниан построил для них храм Преображения Господня и ввел общежительный устав. Уступая настойчивым просьбам братии Ферапонтова монастыря, он согласился стать игуменом этой обители и привел ее в цветущее состояние.
Преподобный Мартиниан оказал духовную поддержку великому князю Василию Васильевичу Темному в трудное для него время, когда на московский престол неправедно претендовал его двоюродный брат Димитрий Шемяка. Василий II, свергнутый двоюродным братом Дмитрием Шемякой, был им ослеплен, почему получил прозвище Темного, и сослан в Углич. Шемяка вскоре посетил князя Василия, дал ему в удел Вологду, связав клятвою не выступать против него. Потом Василий Темный отправился на богомолье в Белозерье. Хотя он должен был считаться опальным удельным князем, в белозерских монастырях его принимали с большим почетом, как великого князя Московского и всея Руси. Преподобный Мартиниан встретил его с великой честью и "благонадежна сотвори его утешительными словесы, благословляет его и повелевает идти проживу". То есть происходит совершенно необычайное событие: клятва, данная князем Шемяке, скрепленная крестным целованием в том, что он не поднимется на борьбу за освобождение престола, была снята с Василия преподобным Мартинианом и игуменом Кириллова монастыря Трифоном. Он всегда был поборником правды и справедливости.
Шемяка, не поддержанный Церковью, потерял сторонников и бежал из Москвы в Галич, затем в Новгород, где "смерть бедную прият", отравленный своим поваром, как написано в Житии Мартиниана. Когда князь Василий вновь занял московский престол, то призвал Мартиниана в Москву - дать согласие на игуменство в Троице-Сергиевом монастыре. Так, преподобный принял на себя управление обителью Преподобного Сергия Радонежского. "И тамо, у Живоначальныя Троица много послужили и многия труды показа". Он был игуменом в лавре и духовным отцом великого князя. Восемь лет преподобный Мартиниан управлял в лавре, но все чаше задумывался над возвращением в Ферапонтов монастырь.
В 1455 году преподобный Мартиниан созвал собор и дав наставления инокам, удалился. Вскоре он снова вернулся в Ферапонтов монастырь. Стать игуменом Мартиниан отказался, был строителем. Последние годы жизни он тяжело болел, не мог ходить, и братия носила его в храм. Скончался преподобный в возрасте 85 лет. Мощи его были обретены в 1514 году, память обретения совершается 7 / 20 октября. В церкви, кроме погребения самого преподобного, находится погребение его ученика Иосафа, архиепископа Ростовского, при захоронении которого произошло обретение мощей Мартиниана. Ростовского владыку Иоасафа хотели положить у ног учителя. Отгребая землю, монахи откопали гроб Мартиниана и освидетельствовали его мощи, как нетленные. Житие имеет в конце записи о чудесах исцеления многих болящих от различных недугов, происходивших у гроба святого. Мощи с тех пор почивали под спудом. Ко времени его канонизации в середине XVI века в Житие было включено девять чудес, в дальнейшем эти заповеди продолжались вплоть до XX века. В связи с 400-летием открытия мощей преподобного Мартиниана в 1913 году в монастыре проходила одна из самых торжественных служб. Это было время возрождения монастыря, упраздненного в 1798 году указом Синода (при Павле I). Возобновленная в 1903 году как женская, обитель просуществовала всего 20 лет и была закрыта в первые послереволюционные годы. Последней игуменией была Мартиниана, постриженная в честь преподобного Мартиниана.
Обитель была закрыта в 1924 году. В 1974 году здесь был организован музей. В 90 годы были возобновлены службы в надвратных храмах бывшей обители, а в летнее время – в храме преподобного Мартиниана (построена в 1640 – 1641 г.). Существуют планы возобновления монастыря, однако руководство музея стоит насмерть, выступая против данной затеи под предлогом «заботы о культурных ценностях» (в музее выставляются экспонаты, не имеющие к монастырю подчас никакого отношения, вроде найденных в окрестностях…. древних идолов). В 2014 году здесь было образовано архиерейское подворье.
Тропарь Мартиниану Белоезерскому, глас 2:
Богу от юности, отче, избравшу и возлюбившу тя /и провидящу твое доброе произволение, /
наставляет тя приити к преподобному Своему угоднику - /Кириллу всеблаженному, /от негоже наставлен бысть на путь спасения, /страхом Божиим, и чистотою душевною, и благоговением, /и непрестанными к Богу молитвами /во мнозе подвизе жизнь свою препроводил еси /и заповеди Божия непорочно соблюл еси, /пастырь и наставник иноком предивен был еси, /и ныне Престолу Христову со дерзновением предстоиши на Небесех, /со Ангелы светлоликовствуя, /отче преподобне, Мартиниане всеблаженне, /не престай молися Христу Богу /спасти и помиловати души наша.