Память 4 / 17 октября, в Соборах Новомучеников и исповедников Российских, Бутовских новомучеников, Липецких и Рязанских святых

В миру Цветков Гавриил Георгиевич, родился 21 марта / 3 апреля 1867 года в селе Лесок Рязанского уезда в семье пономаря Егора Тихоновича Цветкова и его жены Варвары Николаевны. Окончил духовное училище, после окончании училища решил полностью посвятить себя служению Богу.

С 1884 г. он служил почтальоном в Пронской почтовой конторе.

В 1893 г. поступил в Николо-Радовицкий монастырь[57].

28 апреля / 11 мая 1896 года рукоположен во иеродиакона.

14 / 27 мая 1899 года рукоположен в сан иеромонаха.

В 1899 году был переведен в Рязанский Троицкий монастырь. В Троицком монастыре исполнял послушание ризничего, а с 1902 г. казначея.

В 1906 году был переведен в Пронскую Спасскую Пустынь[58].

В 1907 году возвратился в Рязанский Троицкий монастырь, после возвращения был определен членом хозяйственного совета монастыря.

С 1910 году - казначей монастыря.

26 июля / 8 августа 1911 году назначен наместником монастыря.

Был переведен настоятелем в Пронскую Спасскую Пустынь и 16 / 29 августа 1911 был рукоположен в сан игумена.

В 1912 году был перемещен в Покрово-Болдинский монастырь[59] г. Астрахани.

Память 4 / 17 октября, в Соборах Новомучеников и исповедников Российских, Бутовских новомучеников, Липецких и Рязанских святых - student2.ru
Преподобномученик Василий (Цветков).Икона

После начала первой мировой войны настоятель обители игумен Василий (Цветков) выразил желание открыть в стенах монастыря госпиталь на 30 человек больных и раненых воинов с содержанием от монастыря. Под госпиталь было отведено одно из лучших помещений в настоятельском доме на втором этаже. Жизнь в тихой Покрово-Болдинской обители оказывала на здоровье больных и на их духовное состояние самое благотворное воздействие. После своей выписки многие из лечившихся здесь воинов писали в благодарственных письмах, что они «вечно будут помнить» и «навсегда останутся благодарными за заботу о них насельников обители». Кроме устройства госпиталя, Покрово-Болдинский монастырь принял под свою опеку и 26 человек беженцев из захваченных Германией западнорусских областей, для жительства которых был выделен отдельный дом на монастырском кладбище.

5 / 18 июня 1916 года был возведен в сан архимандрита.

В 1916 году был возвращен в Рязанскую епархию и назначен настоятелем Данковского Покровского монастыря[60], где служил до его закрытия[61].

С 1918 года исполнял свои пастырские обязанности в Дмитриевской церкви города Данкова. Потом служил в селах Жукове и Липягах.

5 апреля 1930 году был назначен настоятелем Георгиевской церкви села Старый Келец Скопинского района Рязанской области. Жители очень любили его и стекались к нему отовсюду, почитая его духовную мудрость и старчество. Этот факт констатировали даже органы НКВД. Многие православные Рязанской губернии знали о. Василия и прислушивались к его мнению.

26 августа 1937 года был арестован за то, что "за весь период революции вел непримеримую борьбу против Советской власти и партии ВКП(б), направляя свою контрреволюционную деятельность к свержению существующего строя". В период следствия содержался под стражей в Скопинской тюрьме.

11 октября тройка НКВД по Московской области приговорила отца Василия по ст. 58-10 УК РСФСР к расстрелу.

17 октября 1937 года был расстрелян и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

16 января 1989 года был реабилитирован Указом Президиума ВС СССР по 1937 году репрессий.

7 мая 2003 года постановлением Священного Синода был причислен к лику святых Новомучеников Российских для общецерковного почитания.

Награды

  • набедренник (1902, "за примерно-чинное поведение и усердные труды для обители")
  • грамота Святейшего Синода (1902, "За благочестную иноческую жизнь и особые труды по должности казначея")
  • наперсный крест (1910)
  • орден святой Анны (1916)

Литература

  • Рязанские епархиальные ведомости. 1897г. N20, отдел неофициальный. С.658-662.
  • Мартиролог расстрелянных и захороненных на полигоне НКВД "Объект Бутово" 08.08.1937-19.10.1938. М.:"Зачатьевский монастырь", 1997. С.370.

Использованные материалы

  • Рязанские епархиальные ведомости. 1897 г. № 20, отдел неофициальный.
  • Были верны до смерти... Т. 1. Рязань. 2002. с. 223.
  • БД ПСТГУ "Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века"
    • http://213.171.53.29/bin/db.exe/spc_1_foto/ans/nm/?HYZ9EJxGH...s**
  • http://hramnagorke.ru/orthodox_icons/2094 (взята только икона)

О дне сем.

Чтения литургии. Отрывок из послания апостола Павла к Филиппийцам: 1Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность, 2то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; 3ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя.

4Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других.

5Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: 6Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; 7но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; 8смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.

9Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, 10дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, 11и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.

12Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение, 13потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению.

14Всё делайте без ропота и сомнения, 15чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире, 16содержа слово жизни, к похвале моей в день Христов, || что я не тщетно подвизался и не тщетно трудился.

17Но если я и соделываюсь жертвою за жертву и служение веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам.

18О сем самом и вы радуйтесь и сорадуйтесь мне.

19Надеюсь же в Господе Иисусе вскоре послать к вам Тимофея, дабы и я, узнав о ваших обстоятельствах, утешился духом.

20Ибо я не имею никого равно усердного, кто бы столь искренно заботился о вас, 21потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу.

22А его верность вам известна, потому что он, как сын отцу, служил мне в благовествовании.

23Итак я надеюсь послать его тотчас же, как скоро узна́ю, что будет со мною.

24Я уверен в Господе, что и сам скоро приду к вам.

25Впрочем я почел нужным послать к вам Епафродита, брата и сотрудника и сподвижника моего, а вашего посланника и служителя в нужде моей, 26потому что он сильно желал видеть всех вас и тяжко скорбел о том, что до вас дошел слух о его болезни.

27Ибо он был болен при смерти; но Бог помиловал его, и не его только, но и меня, чтобы не прибавилась мне печаль к печали.

28Посему я скорее послал его, чтобы вы, увидев его снова, возрадовались, и я был менее печален.

29Примите же его в Господе со всякою радостью, и таких имейте в уважении, 30ибо он за дело Христово был близок к смерти, подвергая опасности жизнь, дабы восполнить недостаток ваших услуг мне.

Евангелие (от Луки): 1В субботу, первую по втором дне Пасхи, случилось Ему проходить засеянными полями, и ученики Его срывали колосья и ели, растирая руками.

2Некоторые же из фарисеев сказали им: зачем вы делаете то, чего не должно делать в субботы?

3Иисус сказал им в ответ: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним?

4Ка́к он вошел в дом Божий, взял хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме одних священников, и ел, и дал бывшим с ним?

5И сказал им: Сын Человеческий есть господин и субботы.

6Случилось же и в другую субботу войти Ему в синагогу и учить. Там был человек, у которого правая рука была сухая.

7Книжники же и фарисеи наблюдали за Ним, не исцелит ли в субботу, чтобы найти обвинение против Него.

8Но Он, зная помышления их, сказал человеку, имеющему сухую руку: встань и выступи на средину. И он встал и выступил.

9Тогда сказал им Иисус: спрошу Я вас: что́ должно делать в субботу? добро, или зло? спасти душу, или погубить?

Они молчали.

10И, посмотрев на всех их, сказал тому человеку: протяни руку твою. Он так и сделал; и стала рука его здорова, как другая.

11Они же пришли в бешенство и говорили между собою, что́ бы им сделать с Иисусом.

12В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу.

13Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами: 14Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, 15Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом, 16Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем.

17И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, 18которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.

19И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.

20И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.

21Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.

22Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.

23Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.

24Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение.

25Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете.

26Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их.

27Но вам, слушающим, говорю: люби́те врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, 28благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас.

29Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку.

30Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад.

31И ка́к хотите, чтобы с вами поступали люди, та́к и вы поступайте с ними.

32И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят.

33И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то́ же делают.

34И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же.

35Но вы люби́те врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.

36Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.

37Не суди́те, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; 38давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам.

39Сказал также им притчу: может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму?

40Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его.

41Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?

42Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.

43Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый, 44ибо всякое дерево познаётся по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника.

45Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его.

Слова об осуждении. Не осуждай, ибо, не проявляя милости к ближнему, но жестокость, пусть и лишь в слове или мысли, ты отказываешь в милости себе, так как творишь не то, что от тебя хочет Бог. Господь же милует всякого человека и хочет спасения каждого, даже самого закоренелого грешника, так что у любого человека, пока у него есть время жизни на земле, есть шанс спастись. Осуждая и проявляя злобу к ближнему, человек отдаляется от Бога, так как подражает в делах своих вовсе не Богу, но тем духам, что являются источниками зла.… Притом, осуждая ближних за их грехи, человек подчас не замечает, что и сам виновен в том же, а такое обличение посрамит такого любителя критиковать других даже в глазах мирских. Увы, все мы любим осуждать и судить ближних, так что эти слова вполне актуальны для нас с вами…

V Сергиевские духовно-образовательные чтения

Вторник, Октября 17 2017
http://eparh.info/index.php/explore/latest-items-4-colums/item/5520-v-sergievskie-dukhovno-obrazovatelnye-chteniya
Память 4 / 17 октября, в Соборах Новомучеников и исповедников Российских, Бутовских новомучеников, Липецких и Рязанских святых - student2.ru

17 октября 2017 г. по благословению Преосвященнейшего Феогноста, епископа Новороссийского и Геленджикского, в Новороссийске прошли V духовно-образовательные Сергиевские чтения - «Нравственные ценности и будущее человечества». Организаторы чтений: Новороссийская епархия Кубанской митрополии и Администрация муниципального образования город-герой Новороссийск.

Перед открытием чтений в Свято-Успенском кафедральном соборе Правящий архиерей Новороссийской епархии Преосвященнейший Феогност, епископ Новороссийский и Геленджикский совершил молебен на начало благого дела.

Пленарное заседание чтений прошло в городском театре города Новороссийска. В форуме приняли участие делегации шести благочиний епархии, находящихся на территории шести муниципальных образований Краснодарского края: города-героя Новороссийск, города воинской славы Анапа, города-курорта Геленджик, Крымского, Славянского и Темрюкского районов. Среди участников Чтений - духовенство, работники приходов епархии, представители администрации Краснодарского края, муниципальных органов власти, работники образования, представители молодёжных организаций, работники правоохранительных органов, казаки, представители средств массовой информации и общественных объединений.

В фойе театра была организована выставка работ учащихся воскресных школ «Мой любимый храм».

В начале пленарного заседания руководитель отдела религиозного образования и катехизации Екатеринодарской и Кубанской епархии протоиерей Александр Игнатов зачитал Приветствие участникам чтений от имени Высокопреосвященнейшего Исидора, митрополита Екатеринодарского и Кубанского, главы Кубанской митрополии.

С приветственным словом к собравшимся обратился заместитель начальника управления по взаимодействию с религиозными и социально ориентированными некоммерческими организациями администрации Краснодарского края Дмитрий Коваленко.

От Главы муниципального образования город-герой Новороссийск Игоря Дяченко к присутствующим с приветственным словом обратился заместитель главы муниципального образования Наталья Майорова

Затем с приветственным словом к собравшимся обратился правящий архиерей Новороссийской епархии Преосвященнейший Феогност, епископ Новороссийский и Геленджикский.

На пленарном заседании были зачитаны ряд докладов, где докладчики анализировали проблемы и перспективы сохранения культурных и нравственных ценностей, призывали укреплять духовное единство народа, обсуждали наиболее актуальные вопросы в разных сферах деятельности Церкви в Новороссийской епархии.

Важнейшей задачей форума стало укрепление взаимодействия Новороссийской епархии, органов государственной власти и общественности в решении общих задач в различных сферах общественной жизни; обмен практическим опытом в области духовно-нравственного воспитания и просвещения, обсуждение программ, методов и перспектив патриотического воспитания населения, выявление лучшего опыта, который может быть рекомендован для общецерковного применения; осознание проблем, стоящих перед епархией в образовательной и иных сферах деятельности, и подготовка вопросов для предложения к рассмотрению на международном этапе Чтений. Участники Чтений приняли Итоговый документ, который призван стать программой деятельности епархии на перспективу.

Преосвященнейший Владыка Феогност наградил грамотами победителей регионального этапа Международного конкурса детского творчества "Красота Божьего мира" - епархиального конкурса детского изобразительного творчества "Мой любимый храм".

В рамках чтений были организованы 6 секций: образовательная, социальная миссионерского отдела, молодежная, секция по работе с вооруженными силами и правоохранительными органами, секция по работе с казачеством и секция информационного отдела.

Среда 18 октября.

В этот день праздников отмечается очень много. Главный из них – полиелейный праздник Собора Московских святителей. Празднование в один день в честь всероссийских святителей Петра, Алексия и Ионы установлено патриархом Иовом 5 / 18 октября 1596 года. Святитель Филипп причислен к ним в 1875 году, по ходатайству святителя Иннокентия, митрополита Московского (память 31 марта / 13 апреля и 23 сентября/ 6 октября), а святитель Ермоген - в 1913 году. 27 декабря 2005 года решением Архиерейского Собора в этот сонм были включены: святители, митрополиты Московские, возглавлявшие Московскую епархию в Синодальный период, Филарет (Дроздов), Иннокентий (Вениаминов) и Макарий (Первицкий), а также святитель Тихон, первый патриарх Московский после возобновления патриаршества XX веке, и еще священномученик Петр, митрополит Крутицкий и Коломенский, патриарший местоблюститель.

Празднуя память святителей в один день, Церковь воздает каждому из них равную честь, как небесным покровителям города Москвы и молитвенникам за наше Отечество.

Итак, святители Московские. Разумеется, в этот сонм входят далеко не все предстоятели Русской Церкви,

причисленные к лику святых. Не включены в этот сонм святители Феогност (память 14/27 марта), Киприан (27 Мая / 9 Июня (перенесение мощей), 16 / 29 Сентября)[62], Фотий (27 Мая / 9 Июня (перенесение мощей), 2 / 15 Июля), указанные в календаре, как «митрополиты Киевские». Кроме того, давно чтимые в Московской епархии святители Московские Геронтий (28 мая/ 10 июня) и Иоасаф (27 июля / 9 августа), даже включенные в календари, как выясняется, общецерковно прославлен только в 2016 году. Таким образом, в данный Собор входят далеко не все прославленные в лике святых предстоятели Русской Церкви, правящие с тех пор, как святитель Петр перенес свою кафедру из многострадального Киева, разоряемого кем только можно, в Москву. Но, так или иначе, воздадим им честь, которую им дал Бог…. Из числа входящих в этот Собор святителей в нашем Свято-Успенском соборе есть частицы мощей святителей Филарета и Иннокентия Московских, а также святителя Тихона, патриарха Московского (его частица мощей также есть в храме Новомучеников).

Наши рекомендации