Критика десятая: сомнительность относительно Корана, как о ниспослании свыше.

Сущность данной критики состоит в том, что многие ставят под сомнение то утверждение, что текст Корана был ниспослан свыше и представляет собой Божественное Откровение. Другими словами, не признаётся его богодухновенность, как бы сказать, было дано не посредством Святого Духа, а просто состоит из личных проповедей Пророка. Вот как, например, говорится о Писании в Новом Завете:

16. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности…

(Второе послание к Тимофею 3:16)

Но это сказано о Библии. Но вот относится ли это к Корану? Откроем тогда эту книгу.

192. Воистину, это - Ниспослание от Господа миров.

193. Верный Дух сошел с ним

194. на твое сердце, чтобы ты стал одним из тех, кто предостерегает.

(26:192-194)

Не измышлен этот Коран, а ниспослан Аллахом как подтверждение [дарованного] до него и в разъяснение Писания, в коем нет сомнения, [ниспосланного] Господом миров. (15:37)

Скажи, что Святой Дух принес Коран от твоего Господа с истиной, чтобы подкрепить уверовавших, а также как верное руководство и благую весть для мусульман. (16:102)

По тексту приведённых аятов видно, что Коран тоже ниспослан посредством Святого Духа. Правда, здесь тоже могут возникнуть возражения, что данные утверждения надо ещё чем-то подкрепить. Ведь недаром сказано в Библии:

14. И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света…

(Второе послание к Коринфянам 11:14)

Так может и здесь что-то не то? Что ж, следует признать, что нет у нас оснований сомневаться в утверждениях самого Корана. Ведь многое из того, что там сказано, не может быть воспринято как послание тёмных сил. Иначе как мы должны относиться к утверждениям, что Коран подтверждает истинность предыдущих Писаний, истинность учений предыдущих пророков, в необходимости поклоняться только Богу и не внимать словам шайтана, то есть сатаны. При этом Коран содержит массу таких сведений, которых неграмотный в то время Пророк прежде никак не мог знать. О ниспослании свыше сказано ведь во многих аятах Корана.

Этот Коран не может быть сочинением кого-либо, кроме Аллаха. Он является подтверждением того, что было до него, и разъяснением Писания от Господа миров, в котором нет сомнения. (10:37)

Воистину, Мы ниспослали Коран, и, воистину, Мы оберегаем его. (15:9)

Не удостоился человек того, чтобы с ним разговаривал Аллах иначе, чем посредством откровения, или через завесу, или же через посланца, который возвестил бы по Его дозволению то, что Он желает. Воистину, Он - Высокий, Мудрый. (42:51)

Понятно, что за такими утверждениями стоит нечто большее, чем просто частная проповедь Пророка. Косвенные подтверждения этого можно найти и в Библии.

17. Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна.

18. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир.

(Послание Иакова 3:17,18)

Содержание Корана этим принципам совершенно не противоречит. Для наглядности можно привести ещё один пример из Библии.

2. Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога;

3. а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире.

(Первое послание Иоанна 4:2,3)

Коран признаёт Иисуса Христа как великого Пророка, «пришедшего во плоти». Значит и здесь есть присутствие Духа Божия. Не будем забывать, что Ислам стал мировой религией в период одного поколения людей, и там, куда он пришёл, ни разу оттуда не уходил. В Библии есть очень толковые слова, принадлежащие духовному учителю апостола Павла Гамалиилу:

38. И ныне, говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело — от человеков, то оно разрушится,

39. а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками.

(Деяния св. Апостолов 5:38,39)

Разумеется, эти слова напрямую относятся к Христианству, в то время ещё сравнительно молодой религии. Но их можно также условно отнести и к Исламу. Раз дело Ислама не разрушилось, значит, оно тоже идёт от Всевышнего. Это тем более важно, что один из принципов Ислама гласит: Нет принуждения в религии. (2:256) Значит и данная критика тоже необоснованна.

Разбор подобной критики Корана можно было бы и продолжить, но на этом считаю необходимым поставить точку. Полагаю, что вышеизложенное наглядно говорит о том, что многочисленная критика данного произведения исходит часто из его недостаточного понимания. Многое здесь, оказывается, вполне объяснимо.

Тем не менее, я всё же считаю своим долгом, остановится на тех особенностях учения Корана, которые мне самому не позволяют принять данное Откровение.

Во-первых, согласно Библии союз человека с Богом осуществляется через систему заветов или договоров. Человек обязуется соблюдать данные свыше заповеди и следовать установленным для него правилам, а Господь за такое соблюдение даёт человеку «жизнь вечную», благоволение и помощь от Всевышнего. Коран же требует беспрекословной покорности Богу.

Так берите же то, что даровал вам Посланник, и сторонитесь того, что он вам воспретил. Страшитесь Аллаха, ибо Аллах суров в наказании. (59:7)

Во-вторых, согласно Библии, каждый очередной завет с Богом означал шаг вперёд в развитии самой религии. От Адама до Ноя – это, фактически, семейный культ, от Авраама – это уже, можно сказать, племенная религия. Во времена Моисея – это уже национальная религия целого народа, включающая в себе уже много законодательных установлений, а во времена Нового Завета – это религия мирового масштаба, имеющая черты уже универсальной религии. Коран олицетворяет собой как бы уже значительный шаг назад, снова «отбрасывая» религию ко временам Моисея, хотя и в рамках тоже мировой религии. Коран, подтверждая, с одной стороны, истину предыдущих писаний, не является их продолжением – с другой, и ниспосылается Пророку именно как различение по отношению к другим Писаниям.

Он ниспослал Коран как Различение между истиной и ложью Своему рабу Мухаммаду - да благословит его Аллах и приветствует, - чтобы он стал увещевателем, передающим Коран обитателям миров. (25:1)

В-третьих, несмотря на подтверждение предыдущих Писаний, Коран неоднократно им противоречит, используя, судя по всему, непризнанные или сомнительные источники информации. Не отрицая предыдущие заветы человечества, Коран утверждает веру, в основе которой лежит, главным образом, страх перед наказанием, именуемый в Коране «богобоязненностью».

Рай, обещанный благочестивым, - [это сады], в которых текут ручьи, где не иссякают яства и [близка благодатная] сень. Все это - награда богобоязненным, а воздаяние неверным - адский огонь. (13:35)

[В тот день, когда] рай будет близок к богобоязненным. (26:90)

Тем не менее, я ни в коем случае не стал бы принижать значение Ислама. Он всё же принят огромным числом последователей, кому не подошла такая религия, как Христианство, и вместе с последней он неуклонно следует принципу Единобожия, символизируя собой иной путь религиозного мировоззрения. Ведь есть, в конце концов, на этом пути основа для их сравнения, что, несомненно, только способствует поиску и постижению Высшей Истины.

2016 г.

Наши рекомендации