Полное освещение может сопровождаться сдачей Богу.
Человек похож на айсберг: над поверхностью воды возвышается только часть, малая часть; большая часть целого скрыта под водой. Или человек подобен дереву: настоящая жизнь заключена в корнях, она скрыта под землей; видны только ветви. Если вы обрубите ветви, вырастут новые, потому что ветви не являются источником; но если вы обрубите корни, вы уничтожите дерево. На поверхности видна только часть человека, большая часть его скрыта за ней. И если вы думаете, что то, что вы видите, является всем, то вы глубоко ошибаетесь. Тогда вы упускаете всю тайну человека, и теряете внутри себя те двери, которые могут привести вас к божественному.
Если вы думаете, что зная имя человека, зная его происхождение, зная, кто он по профессии — доктор или инженер или профессор, или зная его лицо, имея его фотографию, вы знаете его, вы глубоко ошибаетесь. Это только то, что можно увидеть на поверхности. Настоящий человек очень далек от этого. Так вы можете познакомиться с ним, но вы никогда не узнаете самого человека Этого будет достаточно, если речь идет об обществе, больше ничего не нужно. Этих поверхностных знаний достаточно для мира, но если вы действительно хотите узнать человека, тогда вы должны идти глубже. И единственный способ идти глубже, это сначала идти внутрь себя.
До тех пор пока вы не познаете непознанное внутри себя, вы никогда не сможете узнать никого другого. Единственный способ познать тайну того, что такое человек, это познать тайну того, чем являетесь вы сами. В вас существует много скрытых слоев. Человек бесконечен.
Если вы начнете копать в человеке и будете погружаться все глубже и глубже, вы достигнете Бога. Человек подобен поверхности океана, волнам. Если вы будете копать вглубь, вы достигнете самого центра существования. Те, кто познал Бога — познали его не как объект. Они познали его как свою внутреннюю субъективность. Те, кто познали Бога, не встретились с ним. Они увидели его не как объект; они увидели его, как видел его сам пророк, очень сознательно. Вы не можете встретить Бога нигде, кроме как внутри себя. Он есть ваша глубина, вы есть его поверхность. Вы есть его периферия, он есть ваш центр.
И чем глубже вы идете вовнутрь, тем глубже вы входите во все существование, и в других также, потому что центр один. Периферий миллионы, но центр один. Все существование центрировано в одной точке — это точка есть Бог. Бог есть наиглубочайшая глубина бытия.
Это великое путешествие, великое паломничество, которое вы совершаете для того, чтобы узнать человека. Сутры Патанджали дают вам ключи, для того чтобы вы смогли войти.
Первая сутра:
Кайендрия сиддхих ашуддих ксаяят тапасах.
Аскетизм разрушает нечистоту, и вместе с возникающим из этого совершенством тела и
органов чувств пробуждается физическая и ментальная силы.
Вы должны будете понять еще многое прежде, чем сможете понять эту сутру. Вы использовали тело абсолютно неправильно. Вы неправильно обращались со своим собственным телом. Вы не познали тайну своего собственного тела. Это не просто ваша кожа; это не просто ваши кости; это не просто кровь. Это великое органическое единство, великий динамизм.
Веками человек думал, что кровь заполняет тело, подобно тому, как вода заполняет некий резервуар. Всего три века назад мы пришли к знанию того, что кровь не заполняет тело, что она не находится в застывшем состоянии — она циркулирует. Всего лишь три столетия назад, мы пришли к знанию того, что кровь циркулирует, что это динамическая сила. Она не заполняет тело, она циркулирует в нем — так тихо и непрерывно, и ее движения настолько плавны, настолько бесшумны, что мы жили в теле миллионы жизней, и никогда не подозревали о том, что происходит с кровью на самом деле, о том, что она циркулирует.
Существует еще много скрытых тайн. Это тело является просто первым слоем многих тел — всего их семь. Если вы войдете в это тело глубже, вы подойдете к новому феномену. За грубым телом скрыто тонкое тело. Если это тонкое тело пробуждено, вы становитесь очень сильными, потому что вы достигаете некоторого нового измерения сил. Это тело может лежать в кровати, а ваше тонкое тело может перемещаться. Дня него не существует никаких преград. Земное притяжение не действует на него; для него не существует преград во времени и пространстве. Оно может двигаться... оно может пойти, куда захочет. Для него открыт весь мир. Для грубого тела это невозможно.
В некоторых из ваших сновидений тонкое тело действительно покидает ваше физическое тело. Иногда, когда вы пребываете в состоянии глубокой медитации, ваше тонкое тело покидает психическое тело. Многие из вас, находясь в состоянии глубокой медитации, иногда начинают осознавать, что вы будто бы парите над землей, отрываясь от нее на несколько сантиметров, несколько метров. Но когда вы открываете свои глаза, вы вновь оказываетесь на земле. Вы думаете, что вам это привиделось. Это не так. Тонкое тело, находясь в глубокой медитации, может подняться немного выше, чем ваше грубое тело. Иногда случается и так, что за тонким следует и грубое тело.
В Европе есть женщина; ее подвергли научному исследованию. В глубокой медитации она поднялась над землей на четыре фута не только в тонком, но и в грубом теле. Это достоверный факт. Об этом говорится в древнейших трактатах йоги: что в глубокой медитации иногда случается так, что вместе с тонким телом над землей может подняться и грубое — и указано точно, что оно легко может подняться на четыре фута над землей.
Грубое тело это просто поверхность тела, кожа других тел. За тонким телом следует еще более тонкое тело — всего их семь. Все они принадлежат семи различным планам бытия. Чем больше вы входите в свое собственное бытие, тем яснее вы начинаете осознавать, что это тело еще не все. Но вы можете встретиться со вторым телом только в том случае, если первое тело стало чистым.
Йога не верит в то, что тело должно подвергаться мучениям, это не мазохизм — но она верит в его очищение. Но иногда очищение и мучение могут выглядеть одинаково. Нужно провести различие. Человек может поститься просто для того, чтобы помучить себя. Он может просто не любить свое собственное тело, он может быть самоубийцей, мазохистом. Но другой человек может поститься и не мучить свое тело, он может не быть мазохистом, может не пытаться никоим образом его разрушить. Скорее, он, может быть, будет пытаться его очистить. Потому что, когда вы соблюдаете длительный пост, тело достигает определенной чистоты.
Весь день вы постоянно едите; вы никогда не даете телу отдохнуть. В теле скапливается много мертвых клеток — они становятся для него бременем. Они не только становятся обузой и бременем, они становятся ядовитыми, они отравляют вас. Они делают тело нечистым. Когда тело нечисто, вы не можете увидеть тело, которое скрыто за ним. Это тело должно быть чистым, прозрачным; тогда, внезапно, вы начнете осознавать о существовании второго слоя, тонкого слоя. Когда тонкое тело чисто, вы начинаете осознавать третье и четвертое тела, и так далее.
Пост очень сильно помогает в достижении этого, но вам нужно быть очень осознанными, чтобы не разрушить тело. В уме не должно быть никакого осуждения; и это является проблемой, потому что практически все религии осуждают тело. На самом деле те, кто их основал никогда не осуждали тело, они никогда не были отравителями. Они любили свои тела. Они любили свои тела так сильно, что всегда пытались их очистить. Их пост являлся очищением.
Затем пришли слепые последователи, непонимающие глубокой науки поста. Они начали поститься — слепо. Они наслаждались, потому что ум склонен к насилию. Ему нравится проявлять насилие по отношению к другим, ему нравится сила, потому что, когда вы проявляете насилие по отношению к другим, вы чувствуете себя сильными; но быть проявлять насилие по отношению к другим рискованно, потому что другие станут вам мстить. Тогда существует простой выход: проявлять насилие по отношению к своему собственному телу. Тогда нет никакого риска. Тело не может мстить. Тело не может причинить вам никакого вреда. Вы можете постоянно причинять вред своему собственному телу, и не будет никого, кто бы мог вам ответить. Это просто. Вы можете мучить его и наслаждаться своей силой — теперь вы контролируете тело, а не тело контролирует вас.
Если этот пост агрессивен, насильственен, если возникает злость и вам хочется разрушать, тогда вы упускаете весь смысл. Вы не очищаете тело; на самом деле, вы только разрушаете его. Одно дело это очистить зеркало, а другое дело это разрушить его. Когда вы очищаете зеркало, это совершенно другое, потому что, когда зеркало очищено от пыли, оно становится чистым, и вы сможете в него смотреться — оно будет отражать вас. Но если вы разрушите зеркало, у вас не будет возможности в него смотреться. Если вы разрушите грубое тело, вы утратите возможность контакта со вторым, с тонким телом. Очистите его, но не становитесь разрушительными.
Каким образом очищает пост? Когда вы поститесь, тело больше не работает над пищеварением. В это время тело может работать над тем, чтобы выбросить мертвые клетки, токсины. Это подобно тому, что один день в неделю — воскресенье или суббота — у вас выходной, и вы приходите домой, чтобы целый день убирать его. Всю неделю вы были так заняты, что не успевали сделать уборку. Когда телу нечего переваривать, вы ничего не едите, начинается процесс самоочищения. Он начинается спонтанно, и тело начинает выбрасывать все, что не нужно, все, что является обузой. Пост это метод очищения. Если вы поститесь один раз за какой-то период времени, это хорошо — вы ничего не делаете, не едите, просто отдыхаете. Пейте как можно больше воды и просто отдыхайте, и тело очистится.
Иногда, если вы чувствуете, что вам нужен более продолжительный пост, вы можете сделать его более продолжительным — но будьте исполнены глубокой любви к телу. И если вы чувствуете, что пост приносит вашему телу какой-то вред, остановитесь. Если пост помогает телу очиститься, вы почувствуете, что у вас появилось больше энергии; вы будете чувствовать себя более живыми, вы будете чувствовать себя помолодевшими, более живыми. Критерий таков: если вы начинаете чувствовать, что становитесь слабыми, если вы начинаете чувствовать, что в теле возникает тонкая дрожь, тогда будьте на чеку — это больше не очищение. Вы разрушаете тело. Остановитесь.
Но вы должны изучить всю науку поста. На самом деле, когда вы поститесь, вы должны находиться рядом с кем-то, кто постился долгое время, и кто очень хорошо изучил весь путь, кто знает все симптомы: что будет происходить, если пост станет разрушительным, и что будет происходить, если пост не будет становиться разрушительным. После действительно очищающего поста вы будете чувствовать себя обновленными, помолодевшими, невесомыми, счастливыми; и тело будет лучше выполнять свою работу, потому что теперь оно разгружено. Но пост приходит только в том случае, если вы неправильно питаетесь. Если вы питаетесь правильно, тогда вам не будет нужен никакой пост. Пост нужен только в том случае, когда вы уже сделали с телом нечто неправильное — а мы все питаемся неправильно.
Человек сбился с пути. Никакое животное не ест так, как человек; каждое животное выбирает свою собственную пищу. Если вы приведете буйволов в сад и оставите их там, они будут есть только определенную траву. Они не станут есть что попало — они очень разборчивые. Они обладают определенным чутьем насчет своей еды. Человек совершенно запутался, он лишен этого чувства. Он все время ест что попало. На самом деле невозможно найти ничего такого, что бы ни ел человек в том или ином месте. В некоторых местах едят муравьев. В некоторых местах едят змей. В некоторых местах едят собак. Человек ест все. Человек просто безумен. Он не знает, что подходит его телу и что нет. Он совершенно сбит с толку.
Человек, естественно, должен быть вегетарианцем, потому что все его тело создано для вегетарианской пищи. Даже ученые обнаружили тот факт, что вся структура человеческого тела говорит о том, что человек не должен быть не вегетарианцем. Человек происходит от обезьяны. Обезьяны вегетарианцы — абсолютные вегетарианцы. Если Дарвин прав, то человек должен быть вегетарианцем. В настоящее время существует много способов того, чтобы определить, какие типы животных являются вегетарианцами, а какие нет: это зависит от строения кишок, от их длины. Животные, которые едят мясо, обладают очень короткими кишками. Тигры, львы обладают очень короткими кишками, потому что мясо это уже переваренная пища. Для того, чтобы его переварить не нужно, чтобы кишки были длинными. Работа по перевариванию уже была проделана животным. Затем, вы едите мясо животного. Оно уже переварено — тогда вам не нужно, чтобы кишки были длинными. Человек обладает одними из самых длинных кишок: это означает, что он вегетарианец. Необходимы длинные кишки, и будет возникать много выделений, которые должны быть выброшены наружу.
Если человек ест невегетарианскую пищу, если он постоянно ест мясо, тело становится отягощенным. На востоке все великие медитаторы — Будда, Махавира — акцентировали свое внимание на этом факте. Не потому что существует какая-то концепция ненасилия — это вторично — но потому что, если вы действительно хотите двигаться в глубокую медитацию, вашему телу нужно быть невесомым, естественным, парящим. Вашему телу нужно быть разгруженным; а тело человека, который не является вегетарианцем, загружено.
Просто пронаблюдайте, что происходит, когда вы едите мясо: когда вы убиваете животное, что с ним происходит, когда вы его убиваете? Конечно, никто не хочет быть убитым. Жизнь хочет продолжаться; животное умирает не по своей собственной воле. Если кто-то убивает вас, вы умираете не по своей собственной воле. Если на вас набрасывается лев и убивает вас, что происходит с вашим умом? То же самое происходит и в том случае, когда вы убиваете льва. Агония, страх, смерть, тревога, мучения, гнев, насилие, тоска — все это происходит и с животным. По всему тело распространяются насилие, агония, муки. Все тело наполняется токсинами, ядами. Все железы тела высвобождают яды, потому что животное не хочет умирать. И затем вы едите мясо — мясо содержит все те яды, которые выбросило животное. Вся энергия отравлена. Затем эти яды начинает нести и ваше тело.
То мясо, что вы едите, принадлежит телу животного. Животное существовало здесь ради определенной цели. В теле животного существовал определенный тип сознания. Ваше сознание принадлежит более высокому плану, чем сознание животного, и когда вы едите мясо животного, ваше тело опускается на более низкий план, на более низкий план животного сознания. Между вашим сознанием и вашим телом происходит разрыв, и тогда возникает напряжение и беспокойство.
Вы должны есть то, что естественно — естественно для вашего тела. Фрукты, орехи, овощи — ешьте сколько хотите. И красота этого заключается в том, что вы не можете съесть этого больше, чем нужно. Все, что естественно, всегда дает вам насыщение, потому что это насыщает ваше тело, питает вас. Вы чувствуете удовлетворение. Когда что-то неестественно, это никогда не даст вам чувства удовлетворения. Продолжайте есть мороженое: вы никогда не почувствуете насыщения. На самом деле, чем больше вы едите, тем больше вам хочется. Это не еда. Ваш ум был обманут. Теперь вы продолжаете есть не потому, что это нужно телу; вы едите просто для того, чтобы насладиться вкусом. Язык стал контролером.
Язык не должен становиться контролером. Он ничего не знает о желудке. Он ничего не знает о теле. Язык преследует свою собственную цель, которая должна быть выполнена: пробовать пищу на вкус. Естественно, язык должен судить, это единственное, что он должен делать, подходит ли эта пища телу — для моего тела — и какая пища не для моего тела Язык всего лишь швейцар, стоящий у двери; это не хозяин. И если швейцар, стоящий у двери, становится хозяином, возникает большая путаница.
Сейчас производители рекламы, хорошо знают, что язык можно обмануть, нос можно обмануть. Но они не являются хозяевами. Возможно, вы не знаете, что в мире ведется крупное исследование относительно еды, и говорят, что, если ваши глаза и нос полностью закрыть, и предложить вам съесть лук, вы не сможете определить, что едите. Вы не сможете отличить лук от яблока, если нос полностью закрыть, потому что, когда вы определяете вкус, наполовину это определяется с помощью запаха, решение принимает нос, а другую половину решения принимает язык — и оба становятся контролерами. Теперь они знают: сможете ли вы насытиться с помощью мороженного или нет, не важно. Оно обладает запахом, оно содержит определенных химические вещества, которые удовлетворяют язык, но не нужны телу.
Человек запутался — запутался еще больше, чем буйволы. Вы не сможете убедить буйволов есть мороженное. Попытайтесь!
Естественная еда... и когда я говорю «естественная», я имею в виду то, что нужно вашему телу. Потребности тигра отличаются от ваших; он должен быть очень агрессивным. Если вы будете есть мясо тигра, вы станете агрессивными, но каким образом вы будете выражать свою агрессивность? Вы должны жить в человеческом обществе, не в джунглях. Тогда вы должны будете подавлять свою агрессию. И возникает порочный круг.
Что происходит, когда вы подавляете свою агрессию? Когда вы злитесь, когда вы становитесь агрессивными, высвобождается определенная энергия, которая отравляет вас, потому что этот яд создает ситуацию, в которой вы можете стать в самом деле агрессивными и кого-то убить. Энергия идет в ваши руки, энергия идет в ваши зубы — это два места, где животные становятся агрессивными. Человек является частью животного царства.
Когда вы злитесь, высвобождается энергия — она поступает в руки и зубы, в челюсти — но вы живете в человеческом обществе, где злость не всегда уместна. Вы живете в цивилизованном мире и не можете вести себя как животное. Если вы ведете себя как животное, вы должны будете платить за это слишком большой ценой — но вы не готовы платить так много. Тогда что делать? Вы подавляете гнев в своих руках; вы подавляете гнев в своих зубах — вы улыбаетесь фальшивой улыбкой, но ваши зубы продолжают накапливать гнев.
Очень редко можно встретить людей с естественными челюстями. Они неестественны — заблокированы, жестки — потому что в них подавлено так много гнева. Если вы сожмете челюсти человека, гнев может быть высвобожден. Руки становятся уродливыми. Они теряют грацию, они теряют гибкость, потому что в них подавлено слишком много злости. Люди, которые делают глубокий массаж, знают о том, что когда они делают глубокий массаж рук, массируют руки, человек начинает злиться. Безо всякой на то причины. Вы массируете тело человека, и, внезапно, он начинает становиться злым. Если вы сдавливаете челюсти, человек снова становится злым. Они содержат накопленный гнев.
Таковы нечистоты тела — они должны быть выброшены наружу. Если вы не выбрасываете их, тело остается тяжелым. Упражнения йоги существуют' для того, чтобы выбросить все виды ядов, накопленные телом. Упражнения йоги высвобождают их; и тело йога начинает обладать своей собственной гибкостью. Упражнения йоги полностью отличаются от других упражнений. Они делают ваше тело не сильным, но гибким. И когда ваше тело становится более гибким, вы становитесь сильными в совершенно другом смысле: вы молодеете. Они делают ваше тело более жидким, более текучим — в теле нет никаких блоков. Все тело существует подобно органическому единству в своем собственном глубоком ритме. Оно не напоминает вам базарный шум, он подобно оркестру. Когда в теле существует глубокий внутренний ритм, нет никаких блоков, оно чисто. Упражнения йоги могут оказаться для вас необычайно полезными.
В желудке каждого скопилось так много мусора, потому что в теле это единственное пространство, где существует возможность для какого-либо подавления. Другого пространства просто не существует. Если вы хотите что-то подавить, это подавляется в желудке. Если вам хочется плакать — умерла ваша жена, ваша любимая, ваш друг — но другие сочтут это непристойным, это покажется им слабостью — лить слезы по женщине — вы подавляете это: куда вы поместите свой плач? Естественно, вы должны будете подавить его в желудке. В теле это единственное доступное место, единственное пустое место, куда вы можете его засунуть.
Если вы подавляете свои эмоции в желудке... А каждый подавляет множество эмоций: любовь, секс, гнев, грусть, плач — даже смех. Вы не можете смеяться животным смехом. Это кажется грубым, вульгарным — это некультурно. Вы все подавили. Из-за подавления вы не можете глубоко дышать, ваше дыхание становится поверхностным. Потому что, если вы дышите глубоко, эти подавленные раны высвободят свою энергию. Вы боитесь. Любое тело боится двигаться в желудок.
Каждый ребенок, когда он рождается, дышит животом. Посмотрите на спящего ребенка: его живот поднимается и опускается — никогда грудь. Никакой ребенок не дышит грудью; они дышат животом. В это время они полностью свободны, ничто не подавлено. Их желудки пусты, и эта пустота делает тело красивым.
Если в желудке слишком много подавления, оно разделено на две части, низшую и высшую. Тогда вы не едины, вы разделены надвое. Вы отбросили низшую часть. Единство утрачено; в ваше бытие вошла двойственность. Теперь вы не можете быть прекрасными, ваше тело лишено грации. Вместо одного тела вы обладаете двумя — и между ними всегда будет существовать разрыв. Вы не можете ходить прекрасной походкой. Вы кое-как волочите свои ноги. На самом деле, если ваше тело едино, ваши ноги будут нести вас. Если тело разделено надвое, тогда вы должны будете нести их.
Вы должны нести свое тело. Это ноша. Вы не можете наслаждаться им. Вы не можете наслаждаться хорошей прогулкой, вы не можете наслаждаться хорошим плаванием, вы не можете наслаждается быстрым бегом — потому что тело не едино. Для всех этих движений и для того, чтобы наслаждаться ими, тело должно вновь воссоединиться. Вновь должно быть создано единство: вам нужно полностью очистить желудок.
Для того, чтобы очистить желудок, нужно очень глубокое дыхание, потому что, когда вы делаете глубокий вдох и выдох, желудок выбрасывает все, что он несет. Когда вы выдыхаете, желудок освобождается. Именно поэтому пранаяма имеет очень большое значение — глубокое ритмичное дыхание. Вы должны акцентировать свое внимание на выдохе, чтобы все то, что безо всякой надобности хранилось в вашем желудке, было выброшено.
И когда в вашем желудке нет никаких подавленных эмоций, если вы страдали от запора, он внезапно исчезает. Если вы подавляете свои эмоции в желудке, у вас будет запор, потому что желудок не свободен иметь свои собственные движения. Вы держите его под очень жестким контролем, вы не даете ему свободно двигаться. Поэтому, если эмоции подавлены, у вас будет запор. Запор это болезнь скорее ментальная, чем физиологическая. Она скорее принадлежит уму, чем телу.
Но помните, я не считаю, что тело и ум это две разные части. Это два аспекта одного и того же явления. Ум и тело это не два разных явления. На самом деле говорить «ум и тело» не правильно: правильнее будет говорить «ум-тело». Ваше тело это психосоматическое явление. Ум есть самая тонкая часть тела, тело есть самая грубая часть ума. И оба оказывают влияние друг на друга; они проходят подобно двум параллелям. Если вы что-то подавляете в уме, тело начинает свое путешествие подавления. Если ум высвобождаете все то, что подавлено, то же самое происходит и с телом. Вот почему я уделяю так много внимания катарсису. Катарсис это процесс очищения.
Все это есть аскетизм: пост, естественное питание; глубокое ритмичное дыхание; упражнения йоги, когда вы живете все более и более естественной, гибкой, наполненной жизнью, создавая все меньше и меньше подавлений, позволяя телу говорить самому за себя, следуя мудрости тела. «Аскетизм разрушает нечистоту...» Если я говорю «аскетизм», это не значит, что вы должны мучить свое тело. Это значит, что вы должны создать в нем живой огонь, чтобы оно очистилось. Подобно тому, как вы бросаете в огонь золото — и то, что не являлось золотом, сгорает в огне. Из него выходит только чистое золото: «Аскетизм разрушает нечистоту, и вместе с возникающим из этого совершенством тела и органов чувств, пробуждается физическая и ментальная силы». Когда тело становится чистым, вы видите, как возникает невероятное количество новой энергии, перед вами открывается новое измерение, внезапно перед вами открываются новые двери, новые возможности. Тело обладает невероятной скрытой силой. Если она высвободится, вы не сможете поверить в то, что в теле содержится так много всего, и что это так близко.
И каждое чувство скрывает за собой другое скрытое чувство. Позади ваших глаз существует скрытое зрение. Когда ваши глаза чисты, ясны, вы начинаете видеть все не только таким, каким оно является на поверхности. Вы начинаете видеть глубину. Открывается новое измерение. В настоящий момент, когда вы видите человека, вы не видите его ауры, вы видите только его физическое тело. Физическое тело окружено очень тонкой аурой. Его окружает рассеянный свет. И тело каждого обладает своим цветом ауры. В тот момент, когда ваши глаза чисты, вы можете видеть ауру; и благодаря тому, что вы видите ауру, вы можете узнать о человеке многое из того, чего вы не сможете узнать никаким иным способом. И этот человек не сможет вас обмануть, это невозможно, потому что его аура отражает, выдает его бытие.
Кто-то подходит к вам с аурой неискренности и пытается убедить вас в том, что он очень искренен: аура не даст ему обмануть вас, потому что этот человек не может контролировать свою ауру. Это невозможно. Аура неискренности будет одного цвета. Аура искреннего человека будет окрашена в другой. Аура чистого человека совершенно белая. Чем более нечист человек, тем более серым становится белый. Чем больше нечистоты, тем чернее аура. Аура абсолютно неискреннего человека будет совершенно черной. Аура неуверенного человека постоянно меняется; она никогда не бывает одной и той же. Даже если вы посмотрите на нее всего несколько минут, вы увидите, что она постоянно меняется. Человек неуверен. Он сам не уверен в том, что он из себя представляет. Его аура постоянно меняется.
Медитативный человек обладает очень спокойным качеством ауры, его окружает покой, прохлада. Человек, который постоянно беспокоится, суетится, постоянно напряжен, обладает точно таким же качеством ауры. Человек, который очень напряжен, может пытаться улыбаться, он может сделать спокойное выражение лица, может надеть маску, но когда он подойдет к вам, его аура будет выдавать его реальность.
То же самое происходит и с ушами. Подобно тому, как глаза обладают глубинным зрением, уши обладают качеством глубокого слышания. Тогда вы слышите не то, что человек говорит, скорее, вы слышите музыку. Вас беспокоят не слова, которые он использует, но тон, ритм его голоса... внутреннее качество голоса, который говорит о многом, и слова не смогут вас обмануть, не смогут изменить вашего мнения о человеке. Человек может пытаться быть очень вежливым, но звучание его голоса будет грубым. Может быть, человек пытается быть очень изящным, но звучание его голоса будет выдавать отсутствие всякого изящества. Может быть, человек пытается показать вам свою уверенность, но в звучании его голоса будет... качество сомнения.
И если вы можете слышать сам звук, если вы можете видеть ауру, если вы можете чувствовать качество того существа, что находится рядом с вами, в вас открываются невероятные способности. И достичь этого очень просто. Это начинает происходить, когда вы начинаете жить аскетичной жизнью.
Тогда возникают глубинные силы, которые йоги называют сиддхами — магические, волшебные силы. Они кажутся нам чудесами, потому что мы не понимаем механизма их действия, того, как они функционируют. Если вам известен механизм их действия, вы не будете воспринимать их как чудеса. На самом деле чудо не возможно. Все, что происходит, происходит согласно закону. Может быть, вы не знаете этого закона, тогда вы называете это чудом. Когда вам известен закон, чуда больше нет.
Только в настоящее время в индийские деревни провели телевидение. Люди в деревне впервые увидели Индиру Ганди по телевизору, как называют их в деревне — «ящики с картинками». Они не могли в это поверить. Невозможно. Они обошли вокруг ящика, осмотрели его со всех сторон. Как Индира Ганди оказалась в этом ящике? Чудо, настоящее чудо, но если вы знаете закон, все оказывается довольно простым.
Все чудеса происходят согласно скрытому закону. Йога говорит, что в мире нет чудес, потому что «чудо» означает нечто противоречащее закону, нечто, чего не может быть. Как вы можете противоречить закону вселенной? Это невозможно. Может быть, люди просто не знают.
Сиддхи станут возможными по мере того, как вы будете все глубже и глубже входить в чистоту и совершенство. Например, если вы можете выходить из грубого тела в астральное, вы сможете совершать многое из того, что будет казаться чудесами. Вы сможете навещать людей. Они смогут вас увидеть, но не смогут к вам прикоснуться. Вы сможете даже разговаривать с ними благодаря своим астральным проекциям. Вы сможете целить людей. Если вы действительно чисты, вы можете просто прикоснуться своей рукой, и произойдет чудо. Целительная сила будет просто окружать вас — куда бы вы ни шли, целительство будет происходить автоматически. Не потому, что вы будете его совершать. Сама чистота... вы стали средством для передачи бесконечных сил.
Но вы должны двигаться вовнутрь, вы должны искать свою внутреннюю суть.
«Аскетизм разрушает нечистоту, и вместе с возникающим из этого совершенством тела и органов чувств, пробуждается физическая и ментальная силы». И самая великая сила, которая может пробудиться в вас, это чувство бессмертия. Не то, что у вас есть теория, система, философия о том, что вы бессмертны, нет. Теперь у вас есть чувство, теперь вы укоренены в нем — теперь вы познали его. Дело не в какой- то теории: вы просто знаете, что смерти нет. Это тело когда-нибудь исчезнет, разложится на свои составляющие, но ваше сознание не может исчезнуть. Ум разложится на составные части, мысли будут высвобождены, тело разложится на свои составные части — но вы, свидетельствующее «я», останется.
Вы знаете это, потому что теперь вы можете видеть свое тело со стороны, из далекого пространства. Вы можете видеть свое тело, как нечто отдельное от вас самих. Вы можете выйти из тела и посмотреть на него. Вы может обойти вокруг своего собственного тела. Теперь вы знаете, что, когда вы умрете, вы оставите свое тело, но не себя. Теперь вы видите, что ум функционирует как механизм, как биокомпьютер. Вы наблюдатель, вы больше не являетесь умом. Теперь тело и ум продолжают функционировать, но вы не отождествляете себя с ними.
Это самое великое чудо, которое только может произойти с человеком, когда он приходит к знанию того, что он бессмертен. Тогда исчезает страх смерти, и вместе со страхом смерти исчезает вообще весь страх.
И когда исчезает страх, возникает любовь. Когда нет страха, возникает любовь; только тогда возникает любовь. Как любовь может возникнуть в уме, который охвачен страхом? Вы можете искать дружбы, вы можете искать отношений, но вы ищете их из страха — чтобы забыть себя, чтобы вовлечь себя в отношения. Это не любовь. Любовь возникает только тогда, когда вы трансцендентировали смерть. И то и другое не может существовать вместе: если вы боитесь смерти, как вы можете любить? Вы можете пытаться найти себе компанию, исходя из этого страха, но эти отношения останутся отношениями из страха.
Вот почему девяносто девять процентов религиозных людей молятся, но их молитва не настоящая. Она исходит не от любви, но из страха. Их Бог возникает из страха. Только очень немногие, один процент религиозных людей приходят к пониманию бессмертия. Тогда возникает молитва, не из страха, но из любви, из чистой благодарности, когда вам хочется выразить свою благодарность.
Свадхъяят истадевата сампрайога.
Объединение с божественным происходит посредством самоизучения — свадхъяя.
Это очень важная сутра: «Объединение с божественным происходит посредством самоизучения». Вы должны изучать себя — это единственный способ достичь божественного. Патанджали не говорит: «Идите в храм». Он не говорит: «Идите в церковь». Он не говорит: «Выполняйте ритуалы».
Нет, так вы не сможете достичь единства с божественным. Идите в себя — свадхъяя, самоизучение — потому что оно скрыто позади вас, внутри вас. Оно является вашей внутренней сутью. Вы есть храм; идите вовнутрь. Вы представляете собой огромное явление — изучайте себя. Изучайте, что вы есть. И в тот день, когда вы полностью изучили себя, оно будет высвобождено. Он скрыто за вами, внутри вас. Оно есть вы в своей глубочайшей сути. Поэтому изучайте себя.
Это «изучение» в действительности означает то, что Гурджиев подразумевает под «самовоспоминанием». Свадхъяя Патанджали означает совершенно то же, что Гуржиев подразумевает под «самовоспоминанием». Помните себя и просто наблюдайте. Как вы общаетесь с людьми — наблюдайте. Общение это зеркало. Как вы общаетесь с незнакомыми людьми, как вы общаетесь со знакомыми вам людьми, как вы общаетесь со своими слугами, как вы общаетесь со своими начальниками — просто наблюдайте. Пусть любые отношения будут зеркалом, отражением, и наблюдайте, как вы меняете свою маску. Посмотрите на свою жадность, посмотрите на свою зависть, посмотрите на свой страх, посмотрите на свое беспокойство, на чувство собственничества — продолжайте смотреть и наблюдать.
Не нужно ничего делать! В этом красота сутры. Патанджали не говорит: «Делайте что-то!» Он говорит: «Изучайте себя». Само изучение, сама осознанность помогут вам. Трансформация произойдет тогда, когда вы столкнетесь, предстанете перед тем фактом, что вы знаете все свое бытие.
Пребывая в различных настроениях: когда вы грустны — наблюдайте; когда вы счастливы — наблюдайте; когда вам все равно — наблюдайте; когда вы чувствуете безнадежность — наблюдайте; когда в вас возникает огромная надежда — наблюдайте; в желании, в разочаровании... Вы окружены миллионами настроений — постоянно наблюдайте. Пусть каждое настроение будет окном, через которое вы смогли бы заглянуть внутрь себя. Во всех цветах радуги, наблюдайте себя. Когда вы остаетесь одни — наблюдайте. Когда вы не одни — наблюдайте. Идите в горы, станьте отшельниками — наблюдайте. Пойдите на завод, в офис — наблюдайте за тем, как вы меняетесь, в каком месте вы меняетесь.
Если вы продолжаете наблюдать... Никогда ни на секунду не позволяйте себе расслабиться, будучи в состоянии этого наблюдения. Будда сказал: «Когда вы ложитесь в постель — продолжайте наблюдать. Когда вы идете дальше, погружаясь в сон — продолжайте наблюдать, как это происходит». Продолжайте наблюдать. Ничего не оставляйте без наблюдения. Именно это самовоспоминание, это самоизучение и сделает все, что нужно. Не нужно спрашивать: «Что делать после наблюдения?» Ничего не нужно делать. Если вы наблюдаете свою ненависть тотально, она исчезнет.
Критерий таков: то, что исчезает посредством наблюдения, есть грех, а то, что растет посредством наблюдения, есть добродетель. Это единственное определение, которое я могу вам дать. Я не говорю, что «это — грех, а это — добродетель». Нет, грех и добродетель не могут быть сведены к объектам. Добродетелью является то, что растет посредством наблюдения; грехом является то, что посредством наблюдения исчезает. Если вы наблюдаете, злость исчезнет, а любовь будет расти. Ненависть исчезнет, сострадание будет расти. Агрессия исчезнет, молитва будет рас