Сост. и компьютерная верстка Г.П.Климова.
Сдано в набор 13.09.2006. Подписано в печать 18.09.2006
Формат 60х90 1/16. Печать офсетная.
Печ. л. 13,4. Тираж 450 экз. Заказ ______.
Издано православным братством «Ревнители Православия».
г. Санкт-Петербург.
[1] В 1998 г. в США принят Акт «О международной свободе вероисповедания», который даже светскими экспертами-религиоведами в России оценивается как декларация и политико-правовой инструмент неприкрытого вмешательства США во внутренние дела других государств в области государственно-религиозных отношений. См., например, статью д. филос. н., проф., зав. кафедрой религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте РФ Н.А.Трофимчука «Защита религиозной свободы в контексте внешней политики США» в журнале «Религия и право. Информационно-аналитический журнал», №3, 1999.
[2] Автор отзыва просит прощение за многократное повторение в тексте отзыва этой догматической вероисповедной формулы – «Единая Святая Соборная Апостольская Церковь». Каким то образом получается, что повторяя ее по крайней мере ежедневно при чтении Символа Веры, многие православные люди – миряне, священники, даже архипастыри и особенно писатели православной литературы как бы «забывают» ее простой и ясный смысл в своей деятельности и говорят нечто невразумительное, что никаким образом с этой формулой не согласуется. Типа: «разделение Церкви» и даже «разделение Церквей» и т.п.
[3] Видимо, плохо учили…. Или учеба была только по специфическим предметам, связанным с профилем деятельности радио «Свобода»?
[4] Г.Якунин и тоталитарные секты - против Московской Патриархии // Славянский мир, 19.02.1997.
[5] Шурыгин В. Кавказская сплетница // Завтра, 09.04.2002. № 15(438).
[6] Хачатуров К. От «империи зла» к «оси зла». Новый тур информационной войны, к которой мы не готовы // Независимая газета, 30.03.2002. № 62 (2616).
[7] Четвертый Тайм Савика Шустера. Интервью С.Шустера Д.Дорофееву // Трибуна, 17.03.2000.
[8] Широнин В. Кто и как разваливал КГБ // Новости разведки и контрразведки. 1997. №2(83).
[9] Широнин В. КГБ - ЦРУ. Секретные пружины перестройки. (Серия «Крестовые походы XX века»). М.: Ягуар, 1997. С.88.
[10] La Vanguardia, 17.05.2000.
[11] Кремль закроет корпункт «Свободы»? // Русская служба BBC, 13.05.2001 г.
[12] Цит. по: Рискин А. «Туман» вокруг не только работы, но и судьбы // Панорама Латвии (Рига), 07.02.2000. № 31 (2199).
[13] От первого лица. Удалась ли жизнь, Василий Крупский ответит позже. Интервью В.Крупского В.Черкасовой // Белорусская деловая газета, 12.02.1999 г. №549.
[14] http://www.seva.ru/oborot/daty/94-05-28.htm.
[15] «Нам надо было выжить - и мы выжили». Интервью Фрица Эрмарта В.Козловскому // Время-MN, 25.10.1999. № 197.
[16] Под сенью американской «Свободы». Шпионские страсти вокруг известной радиостанции - это не миф. Интервью Р.Каммингса В.Крупскому // Белорусская деловая газета, 17.03.2000 г. № 39 (735).
[17] Секретарь Совета Безопасности РФ Сергей Иванов: «Создавать «министерство правды» мы не планируем» // Век, 03.11.2000. № 44.
[18] Шерстюк В.П. Информация и безопасность // Красная звезда, 24.01.2001. № 014.
[19] Международная конференция. Россия и Совет Европы: 5 лет вместе. Тема 4. Свобода слова и информационная безопасность в России // Политика (ВОПД «Духовное наследие»), 25.01.2002.
[20] http://www.cjes.ru/archiv/rus/2000/11493.php, 26.09.2000.
[21] Романовский С. Апокалипсис «свободен» // Республиканская общественно-политическая газета, 4 июля 2002 г. № 15(48).
[22] Под сенью американской «Свободы». Шпионские страсти вокруг известной радиостанции - это не миф. Интервью Р.Каммингса В.Крупскому // Белорусская деловая газета, 17.03.2000 г. № 39 (735).
[23] Мосякин А. Загадки балканской войны. Рэмбо под колпаком у Штирлица? // Бизнес & Балтия (Рига, Латвия), 28.05.1999. № 103 (1233).
[24] Кульпинскас В. Еще один коренной перелом. Пока что в чеченской войне // Панорама Латвии (Рига), 30.02.2000. № 30 (2198).
[25] Жирнов Е. «Добраться до умов русских нам важнее, чем попасть на Луну» // Коммерсантъ-Власть, 22.05.2001. № 20.
[26] Иностранные Mass Media. Соединенные Штаты Америки: Радио «Свобода» // Пресса 98, 1998.
[27] На фронтах информвойны (Оценка доктрины информационной безопасности РФ) // Завтра, 14.11.2000. № 46(363).
[28] Свобода слова накануне выборов // Аргументы и факты, 02.02.2000. №05(1006).
[29] Красильников Р. Пиррова победа Вашингтона. В пылу борьбы против СССР в Афганистане США выпестовали не менее опасного для себя врага // Независимое военное обозрение, 24.11.2000. № 44 (217).
[30] Климонтович Н. Слава Лен, «Бронзовый век», Веничка Ерофеев, «А-Я» и иные причуды 70-80-х. Рассказ о том, как литературное тесто выпирало из-под крышки советской цензуры // Независимая газета - Субботник НГ, 12.05.2001. № 18 (65).
[31] Бовт Г., Попов П. США увеличили ассигнования на разведку. ЦРУ получит дополнительные средства // Коммерсантъ-Daily, 17.04.1993. № 71.
[32] Бородина А., Хохлов О. Президент РСФСР не помог «Свободе» // Коммерсантъ, 05.10.2002. № 181.
[33] W. Colby and P.Forbath. Honorable Men. My life in the CIA. N.Y., 1978. p.300-301.
[34] Солженицын А. Россия в обвале. М., 1998. С. 144.
[35] Цит. по: Солженицын А. Россия в обвале. М., 1998. С. 144.
[36] Игорь Шафаревич. Русофобия: десять лет спустя (журн.вариант).
[37] Стадников С. Несвободная «Свобода» // Молодежь Эстонии, 05.06.2002.
[38] Цит. по: Гончаров А. Век «Свободы» не видать. Документальный детектив // Панорама Латвии (Рига), 16.02.2000. № 39 (2207); Рискин А. «Туман» вокруг не только работы, но и судьбы // Панорама Латвии (Рига), 07.02.2000. № 31 (2199).
[39] Гончаров А. Век «Свободы» не видать. Документальный детектив // Панорама Латвии (Рига), 16.02.2000. № 39 (2207).
[40] Цит. по: Гончаров А. Век «Свободы» не видать. Документальный детектив // Панорама Латвии (Рига), 16.02.2000. № 39 (2207).
[41] Марочкин С.Н. // Дуэль (Москва), 03.11.1998. № 37.
[42] Лаптев И. Черная метка для пятой колонны // Парламентская газета, 22.02.2000. № 36(0416).
[43] Андрюхин В. ЦРУ обрело «Свободу» // Новое дело (Нижний Новгород), 02-08.06.2000. № 22.
[44] Collier's. 27.10.1951.
[45] Вече. 1982, N 4. С.173-175.
[46] Платонов О.А. История русского народа в XX веке. Т.2. – М., 1997. – (Серия «Терновый венец России»).
[47] Депутаты не хотят «Свободы» //Россiя, 12.04.2002.
[48] От первого лица. Удалась ли жизнь, Василий Крупский ответит позже. Интервью В.Крупского В.Черкасовой // Белорусская деловая газета, 12.02.1999 г. №549.
[49] От первого лица. Удалась ли жизнь, Василий Крупский ответит позже. Интервью В.Крупского В.Черкасовой // Белорусская деловая газета, 12.02.1999 г. №549.
[50] Андрюхин В. ЦРУ обрело «Свободу» // Новое дело (Нижний Новгород), 02-08.06.2000. № 22.
[51] Климов Г.П. Красная каббала.
[52] Климов Г.П. Красная каббала.
[53] Платонов О. История русского народа в XX веке. Т.2. – М., 1997. – (Серия «Терновый венец России»).
[54] Платонов О.А. Масонство в России // Русский Вестник» №№44-45
[55] Широнин В. КГБ - ЦРУ. Секретные пружины перестройки. (Серия «Крестовые походы XX века»). М.: Ягуар, 1997. С.88.
[56] The Washington Post, June 24, 1982.
[57] См. Рузанкин П.С. Секта Дворкина // Русский вестник. 2003. № 6.
[58] Александр Дворкин: Царь Иван Грозный и современное сектантство // Церковный вестник. 2003. № 3 (256); Секция: «Тоталитарные секты и методы противодействия им» // Сайт Церковного вестника (http://vestnik.eparhia.ru/reading/article_19), 24.01.2003; и др.
[59] А. Озолина. Hовое о сектах. Северный Курьер, Петрозаводск, 13.01.2001.
[60] Емельянов В.П. Родня Антихриста на троне // Золотое Кольцо, Ярославль, 30.10.2000.
[61] К. Душенов «Насильно мил не будешь». ЦарьГрад. 2003. №1. С.3-5.
[62] О благочестивом царе Иоанне Васильевиче Грозном // Десятина, 2002 г. - №9(72).
[63] Там же.
[64] Манягин В.Г. Апология Грозного Царя. М.: МРО «Святая Русь», 2002.
[65] Там же.
[66] О благочестивом царе Иоанне Васильевиче Грозном // Десятина, 2002 г. - №9(72).
[67] Там же.
[68] Манягин В.Г. Апология Грозного Царя. М.: МРО «Святая Русь», 2002.
[69] Там же.
[70] Секция: «Тоталитарные секты и методы противодействия им» // Сайт Церковного вестника (http://vestnik.eparhia.ru/reading/article_19), 24.01.2003.
[71] Церковный вестник №3, февраль 2003 г.
[72] Так, в нашем отзыве на книгу А.Л. Дворкина «Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования» отмечалось: «Общие понятия о «тоталитарных сектах» не сводятся к общим положениям вероучения Церкви о религиозном сектантстве. Второе гораздо шире и содержательнее первого. И само религиозное сектантство вовсе не все и сплошь «тоталитарное». … исследование оглавления книги ставит читателя в тупик в отношении важнейшей ее части (как учебного пособия по сектоведению для православных учебных заведений) – а где, собственно, изложено отношение Христианской Церкви к феномену религиозного сектантства? Пусть хотя бы конспективно, на нескольких страницах из почти 700 в книге». Подробнее см. - С.А. Шатохин. Отзыв на книгу А.Л. Дворкина «Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования» (изд. Братства во имя св. князя Александра Невского, Нижний Новгород, 2000). 14 января 2001 г.
[73] Дворкин А.Л. Царь Иван Грозный и современное сектантство // Церковный вестник. 2003. №3 (256).
[74] Диакон Андрей Кураев. Новые «ревнители» и их привычка бунтовать // Церковный вестник. 2003. №3 (256).
[75] Секция: «Тоталитарные секты и методы противодействия им» // Сайт Церковного вестника (http://vestnik.eparhia.ru/reading/article_19/), 24.01.2003.
[76] Подробнее см. - Шатохин С.А. Отзыв на книгу А.Л. Дворкина «Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования» (Изд. Братства во имя св. князя Александра Невского, Нижний Новгород, 2000). 14 января 2001 г.
[77] Архимандрит Макарий (Веретенников): Русские митрополиты в эпоху святителя Макария // Церковный вестник. 2003. №3 (256).
[78] Манягин В.Г. Апология Грозного Царя. М.: МРО «Святая Русь», 2002.
[79] Протоиерей Владислав Цыпин. Идея этой канонизации — провокационная // Церковный вестник. 2003. №3 (256).
[80] Алексей Беглов. К вопросу о генезисе религиозных настроений, лежащих в основе почитания Григория Распутина и царя Ивана Грозного // Церковный вестник. 2003. №3 (256).
[81] Диакон Андрей Кураев. Новые «ревнители» и их привычка бунтовать // Церковный вестник. 2003. №3 (256).
[82] Манягин В.Г. Апология Грозного Царя. М.: МРО «Святая Русь», 2002.
[83] Итоговый документ секции «Православная журналистика» XI Рождественских образовательных чтений» // Церковный вестник. 2003. №3 (256).
[84] См. заголовок: «Почему царь Иван Грозный и Григорий Распутин не могут быть причислены к лику святых Русской Православной Церкви» в газете "Церковный вестник", №3, февраль 2003 г. (выделено авт. заключения).
[85] А. Л. Дворкин «Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования». - Нижний Новгород.: - Братство во имя Св. князя Александра Невского, 2000.
[86] Изд. Братства во имя св. князя Александра Невского, Нижний Новгород, 2000, 693 с.
[87] Александр Дворкин. ОЧЕРКИ ПО ИСТОРИИ ВСЕЛЕНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ. Издательство Братства во имя Св. Князя Александра Невского. Нижний Новгород, 2003, 816 с.
[88] Существует достаточно соответствующей литературы, в числе которой можно упомянуть переизданную в 2000 г. массовым тиражом книгу Н. Н. Воейкова «Церковь, Русь и Рим». Она выходила в издательстве Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле (США) в 1983 г. и не может быть неизвестна Дворкину, который как раз в это время обучался именно в США. Но такие, определенно православные работы, содержащие хорошо обоснованную критику ереси латинства, написанные с четких православно-монархических позиций, судя по всему, не годятся для проведения обновленчески-политкорректного подхода к истории Церкви (см. ниже).
[89] См.: Рецензию директора Департамента геополитических исследований Института гуманитарного образования, кандидата философских наук С. А. Шатохина от 14.01.2001 на книгу А. Л. Дворкина “Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования”; статью Ю. С. Исатова “Мюнхенское сальто-мортале мудреца Дворкина А. Л. или несколько слов о родственниках слона”; Отзыв председателя Президиума Русского Геополитического Общества, кандидата философских наук Шатохина С. А. от 19.03.2003 о выступлениях Дворкина А. Л.; Рецензию профессора, доктора юридических наук Кузнецова М. Н. от 09.01.2001 на книгу Дворкина А. Л. “Сектоведение. тоталитарные секты. опыт систематического исследования”; Рецензию автора настоящего отзыва от 18.06.2003 на книгу Дворкина А. Л. “Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования”
(документы опубликованы в настоящем сборнике).
В этих заключениях убедительно показано, что результатом обучения по данной книге явится усвоение учащихся не православных, а псевдокуменических взглядов на сущность Церкви и ее отношение к другим религиям (сектами надо считать только маргинальные тоталитарные организации, не вписывающие в «новый демократический порядок»; понятие Единой Святой Соборной Апостольской Церкви подменятся понятием некоей «церковной почвы», куда укладываются все деноминации христианства и т.п.).
[90] Почему говорится о «земной истории Церкви», неужели Дворкину известно что-либо из «небесной истории Церкви»?
[91] См.: Журнал «Факел», № 9, 2002; «Дьякон А. Кураев – буревестник гигиенической революции» // Русский вестник от 5 марта 2003 года.
[92] Тоже пример низкой культуры русской речи, на сей раз самого Дворкина.
[93] С точки зрения истории Церкви, преемственности духовно-религиозного избранничества в истории, гораздо более интересным является другой вопрос: «другой» ли народ современные израильтяне, какое отношение те, кто называет себя сегодня иудеями, имеют к древним евреям, израильтянам. Но этот вопрос, естественно, не ставится и не обсуждается.
[94] Здесь и далее в тексте цитат выделения – автора отзыва.
[95] Помимо них, еще и мусульмане выражают свою претензию на роль «народа Бога», а помимо них – еще множество других религиозных направлений и культов.
[96] Это «иудеохристианство» сейчас активно навязывается не только православным христианам, но и, в целом, в российском обществе, наряду с такими терминами, как «толерантность», «холокост» и т.п.
[97] Мейендорф Иоанн, протоиерей. Византийское богословие. Исторические тенденции и доктринальные темы. Минск: «Лучи Софии», 2001. – С.187.
[98] Священник Константин Буфеев. «О церковной оценке тейярдизма и о прославлении иеромонаха Серафима (Роуза) в лике святых Русской Православной Церкви» // Православное осмысление Творения Мiра. Сб. докладов конференции XIII Международные Рождественские образовательные чтения, секций «Православное осмысление творения мiра» - Отдел религиозного образования и катехизации РПЦ, Миссионерско-Просветительский Центр «Шестоднев», М., 2005. – С. 39.
[99] Об этом хорошо сказано в Великопостном покаянном каноне: «Сластьми влеком страстей своих, оскверняшеся, увы мне, рачитель премудрости, рачитель блудных жен и странен от Бога» (Великий канон Святого Андрея Критского, Во вторник первой седмицы Великого поста, Песнь 7). Такое «искушенное и утонченное» мышление христианское покаянное сознание ставит в один ряд с физическим блудом, как блуд умственный.