Монастырское управление. Должностные лица в монастыре. Особенности монастырского управления в РПЦ в различные эпохи.
По церковным законам, монастырь может быть основан только с согласия правящего епископа, им он должен быть и освящен. ● Монастырь должен находиться в полной зависимости от епископа, подлежать его надзору и суду. Освященный монастырь не может быть превращен в мирское жилище. ● Имущество монастыря должно, согласно канонам, навеки оставаться в монастыре. ● Ставропигиальныемонастыри(17в.). Ставропигия– водружение креста при основании известного монастыря не местным епископом, а Патриархом (монастырь не зависел от епархиального епископа).В ставропигиальных монастырях возносили имя не местного епископа, а Патриарха.
● Внутреннее управление в монастырях возглавляет настоятель, во всем подчиненный епархиальному епископу:авва (первоначально); игумен (небольшие мон-ри);архимандрит (большие и особо важные мон-ри). Права архимандритов и игуменов одинаковы.
● Братия избирает настоятеля из своей среды; если среди братии нет лица подходящего, его поставляет епархиальный епископ. ● Настоятель избирается не по летам, а по способностям и заслугам. Главная забота настоятеля– попечение о духовном преуспеянии братии и об имуществе, находящемся в распоряжении монастыря. ● В обязанности настоятеля входит наблюдение за строгим исполнением братией монашеских обетов и правил, попечение о регулярном и благочинном совершении богослужений, надзор за монастырским хозяйством. Настоятель должен поучать братию примером своей жизни и своим пастырским словом. ● В надлежащее время настоятель монастыря представляет отчет епархиальному архиерею о поведении монахов, монастырской жизни и монастырском хозяйстве.
Должностные лица мон-ря: наместник, управляющий монастырем по благословению настоятеля и в пределах, указанных самим настоятелем; духовник, на которого возлагается духовное окормление братии; эконом, помогающий настоятелю и наместнику в заведовании монастырским хозяйством. Все эти лица во главе с настоятелем образуют духовный собор, который обсуждает и решает важнейшие монастырские дела.
Церковная служба в монастырских храмах совершается по очереди иеромонахами и иеродиаконами монастыря. Во главе всех монастырей епархии могут стоять монастырские благочинные, действующие под началом епархиального архиерея.
Монастырское управление в РПЦ. ●Монастыри в первые века после Крещения – центры христианского просвещения, главные очаги духовной жизни. По своему устройству они не отличались от монастырей православного Востока. Всесторонняя регламентация монастырской жизни была предпринята Стоглавым Собором. ● Реформы Петра I по-настоящему потрясли монастырскую жизнь. Он постарался приостановить рост числа монастырей и сократить число уже существующих обителей. ● При преемниках Петра I правительство продолжало проводить его церковную политику. ● При императрице Елизавете отменены были прежние строгости. ● Новыйрадикальный переворот в жизни монастырей – Указ Екатерины II о секуляризации церковных земель (1764). Конец монастырскому землевладению в России. Государствочасть средств, поступавших от секуляризованных земель, выделяло на церковные нужды (на содержание монастырей). Монастыри были поделены на 3 класса. ● На протяжении всего XIX и в начале XX вв. происходил неуклонный рост числа православных обителей. ● В начале XX векапочти 1000 православных мон-рей (сколько их было при Петре I). ● Декрет об отделении Церкви от государства (январь 1918).Кон. 1930-х гг. – подавляющее число монастырей прекратили свое существование; большинство монахов погибло во время репрессий. ● Поместный Собор 1917-1918гг.: рекомендовал всем монастырям –общежительный устав; строгое уставное богослужение; для духовного окормления насельников старца или старицу, способных к духовному руководству; всем монастырским насельникам нести трудовое послушание.
12. Таинство брака. Заключение брака в разные исторические эпохи. Важнейшие канонические правила, регламентирующие заключение брака.
Брак в Древней Церкви. ●Канонические сборники Православной Церкви оперируют определением брака, предложенным римским юристом Модестином (III в.): «Брак – это союз мужчины и женщины, общение жизни, соучастие в божеском и человеческом праве». ● В I веке н.э. христиане как римские граждане вступали в брак по гражданским законам греко-римского государства. Для действительности брака требовалось взаимное согласие на него. Браку предшествовал сговор (обручение). Обрученная невеста в некоторых отношениях уравнивалась с женой. Неверность невесты приравнивалась к прелюбодеянию. ● Христиане не одобряли те браки, которые допускали язычники в Римской империи(брак между близкими родственниками, отношения конкубината). Христиане, вступая в брак по гражданским законам, предварительно испрашивали на него благословение своего епископа. О намерении заключить брак объявлялось в Церкви до заключения гражданского договора. Браки, не объявленные в церковной общине, приравнивались к блуду и прелюбодеянию.
Заключение брака в Византии. ●В 428г. императоры Феодосий II и Валентиниан указывали, что между свободными гражданами брак заключается путем выражения согласия жениха и невесты, которое удостоверяется свидетелями. ● В 895г. Лев Мудрый предписал заключать брак не иначе как с церковного благословения. Этот закон не распространялся на рабов. ● В нач. 14в. император Андроник Палеолог и Конст-ский Патриарх Афанасий окончательно запретили заключение брака без ведома и благословения приходского священника. Совершение христианского брака перешло в исключительное ведение Церкви. ● Заключение браков в Византии начиналось с заявления жениха и невесты или их родителей, которое они излагали своему епископу. Просителям выдавалось предписание на имя приходского священника совершить браковенчание при достоверном свидетельстве отсутствия препятствий к нему. ● Возрастной предел для венчающихся: 12 лет для невесты, 14 – для жениха. ● Обручение, благословляемое Церковью, приравнивалось по своему значению к самому браку. Гражданское обручение было поставлено по значению и юридической силе на второе место и названо «несовершенным обручением». ● Канонические последствия церковного обручения были те же, что и церковного венчания. Обрученный, лишившийся невесты и вступавший в брак с другой особой, считался второбрачным.
Заключение брака в Русской Церкви. ●После Крещения Руси – народ, считал венчание принадлежностью браков князей и бояр, продолжал придерживаться при вступлении в брак языческих обычаев умыкания и купли невест(до конца XVII века). Священноначалие предписывало духовенству тех местностей, где встречались нецерковные браки, венчать супругов, даже если они уже имеют детей. ● На Руси, как и в Византии, заключение браков начиналось обращением жениха и невесты к архиерею с прошением благословить их брак. Епископ выдавал просителю указ на имя священника с предложением предварительно произвести «обыск» (препятствия к браку). Этот указ назывался венечной памятью («знаменем»). ● Обручения в XVII веке сопровождались «зарядом» (договором, по которому предусматривалась выплата неустойки в случае его расторжения). ● В 1775г. Святейший Синод обнародовал указ о совершении церковного обручения в одно время с венчанием. ● В синодальную эпоху в России венчать брак мог только приходской священник жениха или невесты. ● Чинопоследование браковенчания совершалось в присутствии жениха и невесты, их свидетелей (не менее двух). Браковенчание вне храма (в часовнях, молитвенных домах) допускалось только в порядке исключения. ● Обязательность внесения записи о браковенчании в метрические книги установлена в Русской Церкви с 1802 года. ● Декрет об отделении Церкви от государства1918 года лишил церковный брак юридической силы, оставив верующим право принимать церковное благословение на брак после его регистрации в органах загса.