Глава 17. форма и бесформенное
"Не зная моей высшей природы, которая неизменна и первична, невежда ошибочно принимает проявленное за непроявленное." (VII, 24)
Как может разум постичь нечто, не имеющее формы? Разум не в состоянии регистрировать абстрактное. Следовательно, он относится к атрибутам божественного через посредство символов. Сам Господь Кришна, будучи проявлением непроявленного, открыто отвергает идолопоклонство, а также людей, которые поклоняются человеку, как Богу. Возможно, проявление непроявленного может произойти в той или иной йоге. Так или иначе, рождение инкарнации, подобной Христу или Господу Кришне, не такое уж частое событие. Инкарнация Шри Вишну (Господь Рама) была проявлена более чем за 2000 лет до Господа Кришны.
Странствующему разуму необходим костыль. Невеждой форма понимается как символ веры - изображение, имя или что угодно, на что можно положиться в кризисный момент и почерпнуть надежду или вдохновение. Это превращается в костыль, а затем в рутинную привычку. Из-за неправильного общения в молитве и ритуалов, у вас вырабатывается с этим связь. Даже камень или горшок можно употребить таким образом. Постепенно ум привязывается к этому, становится собственническим, помещает в него свое эго и выдумывает разнообразные ритуалы, чтобы провозглашать его великолепие. Это становится доктриной ума. Когда маленькая девочка играет с куклой, она удочеряет эту куклу, делает вид, что кормит ее и украшает ее красивыми одежками; разговаривает с ней, ворчит на нее, шлепает ее и даже выдает ее замуж! Тот же ребенок, вырастая, продолжает жизнь взрослого, который постигает разнообразные внешние формы и забавляется ими аналогичным образом. Идолопоклонство возникает от элементарной потребности, но оно должно быть превзойдено в поисках Бога Всемогущего. В то время как идол может служить "костылем", для того чтобы удерживать внимание ребенка, он может затруднять искания взрослого. Тогда вместо подпорки этот символ становится препятствием. Шри Матаджи объясняет: "Вы хотите держаться за свои костыли, потому что вы уподоблены им. Поэтому вы возвращаетесь к своим костылям и снова хотите стать хромыми. Это просто действие в пьесе. Но если вы играете долгое время, вы становитесь хромыми."
Более поздние пророки запретили поклонение идолам, чтобы покончить со злоупотреблением идолопоклонством. Участники исламской кампании уничтожили тысячи индийских идолов, да и реформистские движения индусов организовывали кампании против идолопоклонства. Несмотря на это, несколько столетий позже идолы были заменены другими символами.
Для разума трудно поклоняться абстрактному, не подвергаясь при этом влиянию собственных умозаключений. Хотя мы и стремимся получить опыт чистого сознания, но все же постоянно страдаем от собственных умозаключений и самогипноза.
Рассказывая своим монахам о природе буддизма, великий учитель Дзэн Ринзаи говорил: "Если вы ищете Будду во внешних формах, он будет никем иным, как вами. Разве вы хотите познать собственный разум? Настоящий Будда не имеет образа, настоящий путь не имеет замены, настоящая Дхарма не имеет формы."
Господь Кришна утверждает, что поклонение бесформенному, вечному, необъяснимому, немыслимому, неизменному чрезмерно тяжело постичь человеческим умом.
Мы поклоняемся неведомому не понимая его, но несмотря на это мы уверены, что существует общий источник всего творения. Ученые также могут продолжить дело с этой гипотезой. Каждое поколение устремляется на его поиски и оставляет за собой некоторые свидетельства.
Тем не менее, бессознательное открывает себя сознательному разуму через посредство символов. Что бы ни произошло на тонком плане, выражается на грубом. Эти символы представляют Божественное и через них смертный получает возможность постичь некоторые аспекты бессмертного. Иным образом невозможно ограниченному разуму постичь многомерную космическую силу. Любая попытка сделать это не в состоянии быть успешной, пока искатель не признает ее символического значения.
В Десяти Заповедях дан наказ не поклоняться творениям рук человеческих. С другой стороны, существуют символы, которые действительно созданы Матерью Землей. Эти символы называются "Сваямбус". Они также существуют внутри нас в виде божеств и пробуждаются, благодаря пробуждению Кундалини и озаренным мантрам. Впрочем, лишь реализованные люди могут отличить такие символы и настоящие инкарнации. Невежда, предпринявший такую попытку, будет обманут.
К тому же, инкарнации и их качества живо описаны святыми и писаниями древности. На этом основании их можно удостоверить. Шри Матаджи говорит: "Действительно, существует множество искусственных цветов, но должен быть и оригинальный цветок, копиями которого они являются."
"Для тех, кто поклоняется Богу в Его непроявленной форме, это представляет наибольшую трудность. Путь непроявленного труден для постижения смертными." (XII, 5)
Хотя Господь и не проявлен в каменных идолах, картинах, скульптурах, писаниях и подлинных фотографиях настоящих инкарнаций, они, однако, излучают вибрации. Например, работы Микеланджело, Уильяма Блейка, Гьянешвары являются свидетельством таких вибраций. Следовательно, тому, что излучает Божественные вибрации (чайтанья) можно поклоняться.
Итак, чрезвычайно редко непроявленное проявляется в инкарнации. Как заявляет сам Господь Кришна: "Для защиты добра, для уничтожения зла и для учреждения Дхармы Я воплощаюсь каждую эпоху." (IV, 8)
Шри Матаджи объясняет, что: "Когда разнообразные инкарнации приходили на землю, человеческая эволюция достигала различных ступеней развития. Инкарнации должны приходить. Если вы до конца продумаете это, вы поймете, почему инкарнации необходимо приходить на эту землю. Бессознательное может вести вас через посредство символов, которые появляются в ваших снах. Существует также множество других способов и событий, при помощи которых бессознательное может вести вас; но это все неуловимо, крайне неуловимо. Бессознательное должно иметь уста, чтобы объяснить себя. Оно должно обладать подходящим телом, чтобы иметь возможность передать то, что оно должно высказать, а иначе, как же вы собираетесь установить с ним связь и расшифровать сообщение? Вы не сможете установить никакой связи с Божественным до тех пор, пока не узнаете, что вы - Атма, ваша Атма. До этого, что бы вы ни пробовали, это может создать в вас определенную глубину, но вы, все же, не получите возможность установить прямую связь. Вы должны быть связаны. Кто-то должен сделать эту работу. Вот почему многие инкарнации приходили на эту землю. Принцип первозданного учителя несколько раз воплощал некоторые аспекты, являющиеся свойствами инкарнаций (анша аватары). Христос был инкарнацией Маха Вишну. Так или иначе, мы не должны прикасаться ни к чьим стопам, за исключением инкарнаций. Инкарнации подобны вехам нашей эволюции. Какая-то рыба должна была отважиться выйти из океана, чтобы за ней последовали другие."
Характерная особенность инкарнации снова подтверждается Христом: "Я все это говорил вам, пока был среди вас. Утешитель же, Дух Святой, которого Отец пошлет вам ради Меня, научит вас всему, и напомнит вам обо всем, что говорил Я вам." (От Иоанна 14:25-26)
С незапамятных времен человек ожидал пришествия Мессии. Пророки обещали это. К несчастью, когда бы ни приходил Мессия, он не получал признания. И в этом повинен не только человек; их, по-видимому, скрывает некая энергия иллюзии. Господь Кришна называет ее "Майя".
Он заявляет, что "хотя Я и нерожденный, и Суть моя нерушима, хотя Я и Господин всех существ, но создавая Себя в Моей собственной природе, Я воплощаюсь через Свою Майю, когда праведность приходит в упадок и происходит рост негативных тенденций..." (IV, 6-7) и снова: "Эту мою божественную Майю, состоящую из видов воздействия, трудно преодолеть..." (VII, 14)
"Скрытый своей Йогамайей, Я не показываюсь всем..." (VII, 25)
Шри Матаджи говорит: "Для людей Майя (иллюзия) начинается вскоре после рождения в этом мире. Ваше имя, городок, страна, гороскоп, предсказания, - к вам привязывается множество всего, или же другие навязывают вам это. Великое множество разнородных идей становятся частью вашего ума. Ложные мысли, такие как "это мое" или "они мои" отождествляются с внешними предметами. Кроме этого, насаждаются искусственные обязательства, такие как "мое тело должно быть здоровым и красивым". Также, в вашей голове нереальные взаимоотношения, например "он мой отец, брат" и т.д. По мере того, как развивается эго, глупые идеи наподобие "я богат", "я беден", "я беспомощен" или "я принадлежу к благородной семье" приходят вам в голову. Многие должностные лица, журналисты и политики становятся эгоистами. Потом, существуют гнев, ненависть, воздержанность, разобщение, горе; привязанность под покровом любви и искушения под маской общественного положения. Человек продолжает с величайшей привязанностью цепляться за этот нереальный образ жизни.
Если вы думаете избавиться от всего этого и делаете усилие, все что вы получаете - это иллюзорные знания, потому что внимание движется вдоль канала Пингала (симпатического), после чего вы ввергаетесь в Сиддхи (способности) и другие искушения. Случаются видения Кундалини и чакр. Это также иллюзорно, потому что от этого нет никакой пользы, наоборот, это вредно. Ведь вы видите все это, когда вы вне чакр. Когда вы внутри, вы ничего не видите, вы становитесь. Критерием является становление, а не то, кем вы себя считаете. Не "увидеть свет", а "как стать светом". Какому бы самоподавлению и унижению вы ни подвергали себя настойчиво и эффективно, все это прибавляет к недостаткам вашего внимания. Однако, из этой иллюзии можно постепенно выйти, если с твердым убеждением вы чистосердечно отречетесь от всего, что нереально. Тогда вы получите осознание себя в своей чистой форме. После этого оно укореняется внутри вас. Тем не менее, то же самое внимание смертного человека насквозь пропитывается тем, что является природой любви, истиной, не имеющей начала и конца, Истиной вне всякого сомнения. Человеческое внимание предназначено для осознания этой реальности. Это внимание должно стать единым с собственной сутью. Только такое внимание, которое движется вперед, отвергая все нереальное, ломает все ведомые и неведомые оковы и становится поистине Сутью.
Суть эту никак невозможно потревожить или уничтожить. Лишь человеческое внимание в погоне за желаниями оставляет свой внутренний путь. Это майя (иллюзия). Она была создана преднамеренно, с тем чтобы обострить ваше внимание и силу проницательности. Без нее внимание не получило бы своего развития. Вы не должны бояться майи и должны признать ее, с тем чтобы она освещала ваш путь. После реализации человек становится как птенец, только что освободившийся от скорлупы. Птица-мать прячется (майя) и зовет птенца. Так малыш делает усилие, набирается смелости, пытается лететь, чтобы достичь матери. Похоже на игру в прятки. Для реализованного человека это и есть игра - "Лила"."
Глава 18. ЗНАЮЩИЙ И ЗНАНИЕ
Господь Кришна: "Тело - это предмет знания (кшетра), а тот, кто знает его, называется знающим предмет (Кшетрагья)." (XIII, 1)
"Послушай объяснение того, что является предметом знания, его природой, видоизменениями, откуда все это происходит; кто этот знающий и каковы его возможности." (XIII, 3)
"Пять элементов (стихий), понятие "Я", сознание, подсознание, десять органов чувств, разум и пять объектов чувственного восприятия." (XIII, 5)
"Страсть и ненависть, удовольствие и боль, агрегат*, интеллект и устойчивость; таков, вкратце, предмет, наряду с его видоизменениями." (XIII, 6) (Прим.пер.: агрегат здесь - организм, как механическое соединение в одно целое разнородных частей).
Наука - это изучение разнообразных сфер природы - попытка узнать секрет всего творения и его разрушения. И человек, и природа являются детьми одной и той же силы, однако человеку неведома его вечная родословная, и он стремится выяснить ее. Все во Вселенной, что пульсирует, происходит из общего лона.
Одно дело - ваш ум, и совсем другое - вы, кому этот ум принадлежит. Ошибочно принимать ум за собственную суть: это все равно что принимать благоухание за розу. Тело - дитя природы. Вопрос в том, "кто я"? Кто наблюдает за мыслями? Кто это?
"Кшетрагья, знающий предмет, знает о вас все. Это магнитная запись всего, что вы проделывали; ваших исканий, ваших беспокойств, ваших ошибок и всякого рода дел, которые вы сделали. И этот "магнитофон" помещен в крестце у основания позвоночника, и называется он Кундалини. Это значит, что вы являетесь законченной проекцией этой Кундалини. Материалом магнитной записи служит Истинное желание. Она ваша мать, и когда она желает, она начинает действовать. Впрочем, активизируется она лишь когда видит авторитет - кого-либо, имеющего способность поднять Ее, любящего также, как она любит вас; только тогда она поднимается, но не обманным путем." - Шри Матаджи.
Когда центральная нервная система озаряется Кундалини, центральная нервная система получает энергию для контроля парасимпатической нервной системы.
Тогда сознание начинает сознавать собственную сознательность. Тогда бессознательное входит в сознательную область через озаренный интеллект. Знающий и знание сливаются воедино.
Если вы уподобились эго, то что бы вы ни узнали представляет собой незнание (авидья). Когда внимание озаряется знающим, вам становится известна тонкая всепроникающая энергия, которой вы не знали ранее. Шри Матаджи сравнивает Кундалини с газом, а мерцающий огонек с духом. Когда газ соприкасается с этим мерцающим огоньком, он проявляется как свет. Так, непроявленное знание Кундалини становится светом
Кундалини создает предмет знания, в то время как дух является знающим. Она создает все эти вещи и при этом остается непроявленной в качестве остаточной энергии чистого желания. Когда она пробуждена и воспламенена духом, тогда предмет знания, созданный ею, также становится озаренным.
Все сущее является творением Кундалини. Земля, вода, огонь, воздух и эфир представляют собой пять элементов, являющихся его составными частями. Когда тело уничтожается, каждый из них соединяется с соответствующим элементом в атмосфере, тогда как только элемент земли остается видимым в форме пепла. Эти составные части предмета знания могут быть объединены только через посредство света духа. В темноте они распадаются.
Человеческий мозг достиг своего призматического строения после завершения животной стадии развития, когда человек поднял голову. Тогда внимание ушло наружу, благодаря преломлению. Когда внимание подвергается воздействию внешнего мира, пульсация реакции принимается внутри как волна мысли. Начался мыслительный процесс, ведущий к формированию эго. В результате этого процесса эго стало раздуваться в голове и давить на суперэго, которое ранее, у примитивных животных, покрывало всю голову.
Когда эго проталкивает суперэго вплоть до центра головы, начинается развитие эволюции по правой стороне. Поэтому Кундалини должна быть пробуждена, с тем чтобы она смогла раздвинуть оба баллона (эго и суперэго) в разные стороны, чтобы пронизать центральную часть мозга, называемую областью родничковой кости (брахмарандра).**
Когда эго и суперэго покрывают мозг, формируется оболочка и начинает развиваться "Я". Все уходит под оболочку. Если вы упрямы, то это качество подвергается давлению со стороны условностей. Если кто-либо пытается подавлять вас, то, опять же, эго реагирует. Именно так создается постоянная беспорядочная борьба. Что бы ни находилось в человеческом уме, это коллективно выражено снаружи.
Впрочем, проблемы и суперэго возникают не от ума как такового, а от ума противоречивого и эгоистичного. Эго блокирует путь восхождения духа. Задавленный эго, дух не в состоянии выполнять свое естественное назначение, состоящее в обеспечении эволюции и существования. У такого человека остановлен духовный рост и он страдает из-за крайне неуравновешенного характера. Это делает тело уязвимым для негативных воздействий извне и несбалансированного внутреннего развития.
Сфера, привлекающая разум, представляет собой объекты явственного восприятия. Разум перемещается к этим объектам. Эти объекты питают разум и, таким образом, оказывают воздействие на его движения. Поэтому видоизменения разума зависят от внешних объектов. Колебания разума вызываются притяжением и отвращением по отношению к событиям во внешнем мире.
Видоизменениями его являются: удовольствие, боль, противодействия, взаимодействия, эмоции и волнения. Ощущение, которое приятно, становится удовольствием, которое не приятно - болью. Муху безудержно привлекает сладкое. По природе своей комары кусаются; также как и человеческая природа в том, чтобы защититься от них. По-видимому, здесь сталкиваются интересы комара и человека. Человек считает комара вредным, но комар просто выполняет то, что предписано его природой.
Стихии вселенной постоянно находятся в состоянии действия и противодействия. Человеческий микрокосм также подвергается воздействию феномена, подобного действию и противодействию, симпатий и антипатий. Когда вы чего-нибудь хотите, а этого не происходит, возникает волнение. С другой стороны, если это желание исполняется, то познается ощущение удовольствия. И удовольствие, и волнение являются разновидностями человеческой природы. Поэтому, эти разновидности представляют собой две противоположные стороны одной монеты. Одна - эго, а другая - суперэго.
"Узнай от меня, Арджуна, пять движущих сил всякой работы, приведенных в учении Самкхья, при помощи которых совершается вся работа." (XVIII, 13)
"Место действия, деятель, инструмент, усилие и провидение." (XVIII, 14)
"Все деяния, будь они праведные или неправедные, в мыслях, действии или речи, являются результатом действия этих пяти движущих сил." (XVIII, 15)
Деяние не обязательно должно быть физическим, оно может быть также и умственным. Деятельный ум может истощиться, даже когда тело ничем не занимается. Всякое размышление, планирование и фантазирование является деянием ума. Когда нет ума, нет и места действия.
Ученик спросил дзэнского монаха Джушу: "Если в моем уме ничего нет, что мне делать?" Джушу сказал: "Выброси его." Ученик ответил: "Но если ничего нет, как можно это выбросить?" "Хорошо, - сказал Джушу, - тогда вынашивай его."
Один врач был известен своим всегдашним спокойствием и собранностью. Однажды ночью был доставлен больной в критическом состоянии, и этот врач, невозмутимо отдав распоряжения, отправился спать. Он проснулся в назначенное время, дал следующую дозу лекарства и после этого снова пошел спать. Однако, когда на следующий день опасно заболел его сын, врач не мог уснуть, несмотря ни на какие усилия.
Когда события происходят самопроизвольно, эго отсутствует, и поэтому поступок не оставляет за собой никакого напряжения. В подобной ситуации усталость, вызванная физической активностью, может исчезнуть за несколько часов отдыха, тогда как на то, чтобы компенсировать утомление загнанного ума, требуется длительный отпуск.
Усилие является эффективным исполнителем всех деяний. Это сила ума. Фактор, определяющий успех или неудачу усилия, называется провидением. К примеру, если перед коллегиальным собеседованием все десять кандидатов одинаково достойны, то фактором, определяющим избрание, является провидение. Это игра коллективной воли и стечения обстоятельств. Множество факторов может повлиять на выбор коллегии. Один участник может быть нерасположен к определенным манерам, и этого будет достаточно, чтобы исключить такого кандидата, не разыскивая других недостатков. Другой поссорился с женой и вообще к нему отрицательное отношение. Или же некий кандидат пропускает собеседование, потому что у его матери случился внезапный сердечный приступ; другой опаздывает на последний автобус; третий по дороге терпит аварию. Так что человек предполагает, а Бог располагает. Для вас накрыт завтрак - врывается друг и поглощает его. Как в старой песне о фонтане - кого фонтан благословит? Этот фактор, находящийся за пределами человеческого контроля, и есть провидение.