Глава 8. высочайшее достижение

"Нет ничего более замечательного на земле, чем чистота мудрости. Тот, кто совершенствуется в йоге, с течением времени сам обнаруживает это в своей Сути." (IV, 38)

Каково значение жизни? К чему вся эта жизнь? Существует много ответов. В довольно веселом духе Шекспира, "жизнь - это выдумка, рассказанная идиотом, полная шума и неистовства, не значащая ничего". Другой скажет: "Ешь, пей и будь навеселе".

Гита рассматривает чистоту мудрости как цель жизни. Наша мудрость обусловлена умственной деятельностью и покрыта слоем предрассудков. Когда семя попадает в почву, в чем смысл его бытия? Дать всходы, а затем цветок - в этом его свершение. Точно также, озарение является завершением вашего бытия.

Медитация есть путь достижения этого конца. Она не пассивна, она активна. Она расчищает преграды на вашем пути и освобождает от комплексов. Пробуждение Кундалини очищает наш интеллект и таким образом дает возможность засиять чистой мудрости. Шри Матаджи так описывает это состояние: "Кундалини поднимается и орошает головной мозг; все древо жизни целиком пропитывается божественным блаженством и Чистым знанием." Чистота - это такое могучее качество, что даже быстрого взгляда достаточно, чтобы убить Сатану. Чистота исходит из сердца. Когда сердце становится нечистым, вся грязь растекается по телу. Она обосновывается в сердце. Очиститесь, откройте сердце, подобно тому как оно открыто у ребенка. С какой стати кого-то бояться? С какой стати кому-то не доверять? С какой стати на кого-то сердиться? Говорите со всеми, жмите всем руки, будьте добры ко всем. Если кто-то в затруднении -предложите ему руку. Старайтесь давать от чистого сердца. Если ваше сердце нечистое, оно никогда не сможет отдавать.

"Впечатления от прежних поблажек чувствам остаются, даже когда собственная Суть отвлечена от объектов чувственного восприятия. Впрочем, даже эти впечатления пропадают после озарения." (II, 59)

Прошлые привязанности, поблажки, удовольствия, страдания, разочарования, расстройства и желания формируют склад ума и являются причиной его побуждений. Иногда во время медитации начинает воспроизводиться запись, и в уме танцуют призраки прошлых впечатлений. Если стать свидетелем этих мыслей, они прекращаются.

Они очищаются; не подавляются, а истощаются посредством наблюдения. Привычка пьянствовать может быть побеждена, благодаря осознанию. Возможно, что десять лет спустя побуждение вернется. Источник дремлет, но может извергнуться в любой момент. Побуждение может быть подавлено, но осадок от него, каким бы неясным или смутным он ни был, остается в мозгу, удаляясь в подсознание.

В момент озарения бессознательное просвещается, поглощая подсознательное (прошлое) и сверхсознательное (будущее). Мгновение - и пространство освещено, вся тьма рассеялась - всякое невежество исчезло. Остается свет, а тени прошлых впечатлений пропадают. Это не борьба. Чтобы уничтожить семена пьянства, нет необходимости разбивать в погребе все бутылки с вином. Все сорняки, таящиеся в темных, укромных уголках ума, вычищаются в свете знания. Тогда даже самое изысканное из вин не вызывает ни малейшей реакции. Все это просто уходит из организма. Озаренный человек способен заниматься любой деятельностью, что может показаться другим привязанностью, но он свободен. Это может показаться потворством своим желаниям, но на самом деле это просто игра. Это настоящее освобождение. Если в медитации прошлые впечатления сдерживаются, посредством занятия ума чем-нибудь еще, то как только ум расслабляется, эти впечатления выпрыгивают, как чертик из коробочки. Искусство преодоления притяжения ума состоит в том, чтобы сфокусировать на нем внимание сквозь линзу свидетеля. Иначе эти впечатления застигают ум врасплох. Скажем, вы находитесь в компании друзей и под их влиянием употребляете алкоголь. Это показывает, что впечатление от прошлого пьянства еще присутствует. Вы можете немного повозражать, но ваша сила воли слаба и позволяет этим отпечаткам прошлого возобладать. Желания из подсознания постоянно стучатся в дверь; когда наступает озарение, даже этот стук прекращается.

Желание измениться может быть искренним, но человек снова и снова отступает, из-за энергии, вложенной ранее в побуждение. Предложена сигарета - и вы моментально соглашаетесь, как будто это магнит. Томление страстью истощает вашу энергию. Чем оно чаще, тем больше теряется энергии; тем большую власть эта страсть завоевывает над вашей волей. Когда привычка пить приобретает энергию, она берет верх над разумом, и человек становится пьяницей; и тогда, несмотря на его желание бросить, он не может. В моменты здравомыслия он пробует множество методов, чтобы бросить; он даже прибегает к лечению - и все-таки терпит неудачу. Продолжительный процесс пьянства концентрирует энергию в привычке, таким образом ослабляя силу воли. В результате человек становится безжизненной жертвой привычек.

Некий мужчина добивался расположения самой красивой женщины более двадцати лет. Наконец, она согласилась выйти за него замуж. Когда они выходили с церемонии венчания, мимо шла привлекательная молодая женщина, и глаза мужчины автоматически устремились к ней. Старые привычки живучи!

Намеренно или ненамеренно человек концентрирует энергию на возбуждении чувств, позволяя им, таким образом, возобладать над собой. Чувства не способны вместить чрезмерный поток энергии и, как следствие, ищут самовыражения в воображении. Воображаемый мир развивается безотносительно к реальности. По мере того, как все больше энергии перетекает в воображение, человек все дальше удаляется от собственной Сути. Он уходит в мир чувств, которого не существует в действительности. Вначале эти фантазии забавны, но постепенно они становятся скучными. Человек еще сильнее напрягает свое воображение, с целью получения большего возбуждения. Чем больше он ищет чувственных удовольствий, тем больше возрастает его аппетит. Сегодня есть цветное телевидение, завтра появится потребность в чем-то большем и так далее. Потребность овладевает человеком, как дьявол. Жадность не имеет предела насыщения. Чем больше имеешь, тем больше хочется. Обманчивые желания питаются обманчивой пищей. Они существуют в воображении, но самого воображения не существует, оно нереально. Следовательно, насыщения быть не может. Хроническое желание становится навязчивой идеей и разрушает нервную систему. В результате, новое поколение неврастеников постоянно обитает в психиатрических лечебницах.

То, что действительно существует, как например жажда, можно удовлетворить. Голод желудка может быть утолен с помощью пищи. Это осуществимо. Но невозможно удовлетворить желания чувств, так как их не существует в действительности. Да, временно их можно успокоить, но они снова начинают заявлять о себе. Это болезнь, от которой нет излечения, потому что нечего лечить - лишь иллюзия, воображение или же умственная деятельность. Это проклятие материализма. Комфорт и удобства, также как и жадность, становятся навязчивой идеей; в кредитной экономике деньги тратятся прежде их получения и снова запускаются в дело, чтобы собрать еще больший урожай. Ни одной точки; никогда не бывает достаточно - еще, еще и еще. Вы обмануты, вы являетесь не самим собой, а призраком, ищущим еще и еще, но чего и для чего, вы даже и не знаете.

Когда ум захвачен вещами, живут вещи, а не Дух. Вещи не могут знать удовлетворения; только собственная Суть может познать его. Внешний мир не является собственной Сутью, поэтому в нем нельзя познать удовлетворения. Чтобы получить этот опыт - познать Действительность - вам нужно постоянно находиться внутри.

Шторм уносит бакен без якоря. Карточный домик разваливается от порыва ветра; так, независимо от вас, независимо от желания искать, ваша обусловленность преграждает путь. Эта обусловленность создает невидимые препятствия между вами и настоящим. Препятствия можно ослабить настолько, что они разрушатся; однако, чтобы сделать это, нужно набраться сил, а это требует времени. На все требуется время. Вы должны быть терпеливы. Где нет терпения - там досада. Спокойное течение реки дробит гору и находит себе дорогу.

Шри Матаджи говорит: "Чтобы укорениться в Духе, человек должен обладать мудростью крошечной клеточки на кончике корня. Как она уклоняется от труднопреодолимых препятствий и огибает их, как с величайшей решимостью и мудростью она проникает к источнику. После реализации человек испытывает жажду, но все равно клюет на приманку чувственных желаний. Нет больше блуждающего взгляда, полного похоти и жадности, глаза излучают лишь невинность, подобно мерцающим искоркам."

Спешка только возбуждает селезенку и раздражает желудок. То, что вы заложили за последние тридцать лет, не может раствориться в один момент. Это тоже была ваша энергия, та же самая сила, которую вы пытаетесь использовать сейчас; сила столь многих лет. Итак, чтобы привести в порядок свои дела, потребуется время. При условии, что вы приложите надлежащие усилия и будете постоянно применять Дхарму.

Шри Матаджи показывает, как преодолеть обусловленность; для этого нужно "вычеркнуть из памяти прошлое и получить новые, радостные воспоминания.

Если вы начнете постепенно создавать новые воспоминания, то вы станете накапливать мгновения, чтобы дать начало другим мгновениям, которые будут содержать такие воспоминания. Подобно воспоминанию о том, как вы наслаждались вашим великодушием и пытались кому-то помочь. Если бы вы могли регистрировать радостные мгновения, то почувствовали бы, как накапливается новое богатство из этих прекрасных моментов. И все те мгновения, которые приносили вам смущение или страх, или так называемое несчастье и счастье, перестанут существовать и останется чистая радость."

"Даже если ты был величайшим из грешников, ты преодолеешь море зла, воспользовавшись лодкой мудрости." (IV, 36)

Медитация нейтрализует прошлые отрицательные впечатления, зарегистрированные в человеческом компьютере. Если вы делаете серьезную попытку для достижения чистоты, то ваше усилие подкрепляется Космической Милостью. Дела начинают идти по-вашему. Если вы искренне просите прощения, то будете прощены. Как огонь сжигает топливо дотла, так и определенные дозы медитации истощают все отрицательные впечатления.

Человеческая психика является результатом впечатлении, регистрировавшихся на протяжении всего существования времени. Медитация высвобождает эти впечатления. По мере того, как проецируется фильм вашей жизни, вы наблюдаете ее перипетии и неурядицы. Наконец, на поверхность выходит чистая мудрость и разгоняет мрачные тучи негативности.

Впрочем, необходимы величайшая бдительность и энергия. Вы пересекаете узкий мостик, и с другой стороны приближается недруг. Если в этот момент вы не будете всецело настороже, то неприятель одержит над вами верх. Тот, кто более бдителен, побеждает другого. Ваша мысль содержит вашу энергию; если вы не даете себе полного отчета в том, что она приближается, то она подавляет вас. Мысль изводит вас, чтобы совершенствовать свои логические умозаключения. Вся ваша бдительность и внимание теряются в погоне за мыслями. Вы видите красивый автомобиль - и сразу приходит мысль завладеть им. Если в этот момент вы не осознаете, что это новая инъекция, тогда она молчаливо регистрируется в подсознании, как желание. Тем не менее, если вы способны перехватить мысль в надлежащий момент, тогда от нее можно отделаться смехом, как от причуды; при этом желание подавляется в зародыше. Врагу нельзя позволять продвигаться дальше ни на шаг. Тотчас же следите за мыслью, таящейся позади восхищения автомобилем, пока она не поймала вас в ловушку. Шри Матаджи говорит: "...вы сражаетесь с собственной тенью. Когда ваша голова (Сахасрара) находится в лучах света, тень исчезает."

"Прочно утвердившееся, подобно светильнику в безветренном месте, пламя которого не мерцает, таково состояние йога, который знает Божественное в себе." (VI, 19)

"В этом безмысленном состоянии, которое поддерживается медитацией, собственная суть познает саму себя и наслаждается собой." (VI, 20)

Когда сознание отдает себе полный отчет в своей сознательности и находит удовольствие в своей сознательности, человек достигает совершенства. Он узнал все, что можно было узнать; он достиг кульминационного момента своих исканий многих жизней. Такой человек видит все, как продолжение одной и той же силы и восхищается всеми ее проявлениями. Однако, это блаженство несравнимо ни с каким физическим ощущением, потому что оно находится за пределами чувственной сферы. Как утверждает Лаодзы:

"Тот, кто говорит об этом - не знает.

Тот, кто знает об этом - не говорит."

Если вы стали истиной, падения не может произойти. Теперь ничто не в состоянии поколебать вас; аргументы и логика не волнуют вас, потому что вы знаете; вы видели солнце, и даже если тучи закроют его на долгое время, это не повлияет на ваше знание. Нет необходимости смотреть каждый день на небо, чтобы подтверждать присутствие солнца. Это не означает, что вы становитесь ограниченным, или что вы невосприимчивы к другим, но то, что вы узнали все, что можно было узнать и, следовательно, информация других несущественна. Не имеет значения, что люди говорят или не говорят, или какой оборот принимают события, потому что вы знаете действительность. Когда вы достигли совершенства, не остается больше ничего, что можно достичь. Это конец всякого страдания, всякого невежества.

Человек наслаждается добродетелями великодушия и сострадания в свете Духа. Вся жизнь превращается в кипучий океан радости. Остальным может показаться, что озаренный человек заблудший и скучный. Это невежество, от которого можно расплакаться. Кабир говорит: "Видя это, я рыдаю." "Заблудшие - это невежды, и наша проблема в том, как спасти их",- говорит Шри Матаджи.

Глава 9. СЛЕПОЕ ПОБУЖДЕНИЕ

Господь Кришна: "Увлечение объектами чувств порождает привязанность к ним, от привязанности возникает желание, от желания возникает гнев." (II, 62)

"От гнева мутнеет рассудок, в связи с этим происходит потеря памяти, с потерей памяти разрушается разум, разрушение разума ведет человека к гибели." (II, 63)

"Когда разум поработается блуждающими чувствами, их страстное влечение уносит прочь человеческую мудрость, подобно ветру, уносящему прочь корабль на водах." (II, 67)

Человеческое внимание таково, что оно реагирует на внешние раздражители. Когда оно что-нибудь замечает, оно реагирует на это и находит свое выражение в мысли, соответствующей убеждениям человека или же предпочтениям его эго. Другая реакция, которая приятна, может возникнуть от эгоистичных мыслей. Когда мы говорим, что определенная вещь "моя" или "я", это дает некое ощущение, иначе говоря приятное возбуждение и мы плывем в атмосфере нереальности. В действительности ничего не принадлежит нам, это только иллюзия. Все принадлежит Всемогущему. В самом деле, Он творит, и Он наслаждается Своим творением.

Когда вы неоднократно желаете какую-то вещь, вырабатывается обусловленность и впоследствии появляется привязанность к ней. Это желание материализуется в определенную степень плотности, и вы привязываетесь к ней. Вы теряете свой привычный облик. Эта степень плотности становится приоритетом. Такие приоритеты имеют тенденцию становиться жизненными ценностями и определять образ вашей жизни, а это и есть формирование привычки.

Существует множество источников гнева. Например, когда дела идут не по-вашему, возникает разочарование, которое затем находит выход в гневе. Степень вспышки зависит от глубины разочарования. Сила гнева может быть так велика, что она превосходит логику; таким образом вы теряете контроль над чувствами и начинаете безумствовать. Позднее вы осознаете и раскаиваетесь, но вред уже нанесен. Тень досады маячит на фоне жизней сердитых людей. Если побуждение к чему-либо слишком сильно и оно саботируется, то происходит противоположная реакция, равная по силе этому побуждению, называемая гневом. Такие тени, одна за другой, формируют плотную субстанцию, которая становится постоянным источником раздражения. В пароксизме гнева теряется самоконтроль. Уровень сознания падает на глазах и уступает место слепому побуждению. Эго берет верх, и вы становитесь агрессивным или деспотичным.

В нормальных условиях способность к логическому обоснованию в основном поддерживается приобретенным ранее опытом. Суждения основываются на оценке минувших событий. Вся информация о прошлом хранится в памяти. Эта память представляет собой данные, которые потребляет человеческий компьютер для определения планов на будущее. На ваше поведение главным образом влияет эта обусловленность. По привычке, сформированной при определенных условиях, вы автоматически едите ложкой. Способность различать полностью зависит от своей связи с данными памяти. Вы ссылаетесь на память на каждом шагу. Действия, и особенно рефлекторные действия, связаны с памятью. Эта связь очень тонка, и ее эффективность зависит от четкого согласования. Когда ум находится в замешательстве, эффективность этой связи снижается, а если она прекращает функционировать, то отчет в действиях не отдается. При таких обстоятельствах человек руководствуется слепым побуждением и поэтому совершает грубые ошибки.

По словам Шри Матаджи, "память наделяет вас суперэго. Эта консервация происходит в прошлом. Если существует воспоминание об удовлетворении эго, значит именно эго делало вас счастливыми. Поэтому, если эго подавляется, вы чувствуете себя несчастными. Так что оба состояния, счастья и несчастья, являются противоположными сторонами одной монеты. Тем не менее, миф существует. Вы должны подняться выше этого.

Оба этих состояния являются помехой для роста. Оба этих начала развиваются настолько, что одурманивают внимание и таким образом уводят вас прочь от познания собственной сути.

Находясь на стороне прошлого, ваше внимание опутано страхом, болью, несчастьем, безнадежностью и унынием. На другой стороне -будущего, когда вы чрезмерно увлечены, вы начинаете бурно радоваться, становитесь возбужденными и слишком властными. Так вы сбиваете с толку внимание, и осуществления настоящего познания не происходит. Эти побуждения эго и суперэго питают чувства."

Когда вы живете ради чувственных удовольствий, таких как например материальные приобретения, то чувства подчиняют вашу жизнь. Энергия забирается из своего источника и растрачивается. Знание этого источника является весьма существенным. Когда вы действуете вовне, связь с этим знанием становится слабой; вы становитесь как заблудившийся воздушный змей во власти сильных ветров. Постоянное увлечение мыслью ослабляет ум и делает его ненадежным; иначе говоря, вы остаетесь на мелководье, боясь глубины. Пока погода хорошая, вы остаетесь на ногах, но как только начинает надвигаться ураган - вас сдувает из-за отсутствия притяжения.

"Таким образом, несмотря на горячее стремление человека, его разум увлечен порывом чувств." (II, 60)

Шри Матаджи говорит, что средство от этого - укорениться в собственной сути, получая утешение, водительство и довольство от вашего Духа.

Более того, когда человек слабеет, он становится более уязвимым ко внешним воздействиям. Над таким человеком легко можно возобладать, и он может стать рабом других, в крайних случаях такое обладание превращается в одержимость. Следовательно, для более сильного индивидуума существует вероятность завладеть слабовольным. Психологические исследования дают понять, что у многих душевнобольных причиной расстройства может быть одержимость посторонним человеком. Как живой человек может овладеть другим, так и мертвая сущность может также овладевать. После смерти сбрасывается телесная оболочка, но жизнь продолжается в другой форме. Овладевает именно эта сущность, находящаяся в другой форме. Как паразит разрастается на другом существе, также и эти сущности питаются за счет человеческой психики. Своей волей они принуждают одержимого выполнять их желания. Часто, то что делает одержимый, имеет целью насытить желание паразита. В случае, когда одержимость несомненна, паразит полностью овладевает своей жертвой и губит ее. Следовательно, несмотря на всевозможные попытки одержимого вновь обрести контроль, он подавляется побуждениями паразита. Такой агрессор может стать садистом, в то время как угнетенный мазохистом. Оба, сложенные вместе, могут счастливо жить, благодаря тому факту, что "выступы" одного точно совпадают с "выбоинами" другого; однако, такие характеры настолько взаимозависимы, что не вольны наслаждаться независимой собственной сутью.

Это объясняет, каким образом определенные, кажущиеся счастливыми взаимоотношения на самом деле могут быть компромиссными.

Впрочем, когда Кундалини пробуждена, эго и суперэго засасываются в третий глаз (Чакра Агья), который расположен на перекресте зрительных путей. Когда самореализация упрочена, внимание остается в состоянии безмысленного осознания, в котором вас не затрагивают ваши чувства. Может показаться невероятным избавиться от потворства своим желаниям, но после самореализации это достигается спонтанно.

Глава 10. ПУТЬ ПРИРОДЫ

Арджуна: "Что представляет собой Первичное (Брахман)? Какова собственная Суть (Атман)? Что такое царство стихий? Что представляет собой царство Богов?" (VIII, 1)

Господь Кришна: "Первичное (Брахман) - это Вечное, Всевышнее. Его природное естество называется собственной Сутью (Атман). Творческой силой человека является Карма. Основа всех сотворенных существ представляет собой изменчивую природу; основа стихий -Космический Дух..." (VIII, 3-4)

Первичное - это Бог Всемогущий. Для человека Первичным является высшее состояние бытия, в котором он существует как собственная Суть (Атман). Эта Суть является отражением Бога всемогущего.

"Она - бесформенное, невообразимое, неизменно вечное и всепроникающее. Ее нельзя разрезать, сжечь или высушить, и намочить."

Как океан является источником капли воды, так и первичное является источником собственной сути. Через понимание микрокосма познается макрокосм. Здесь можно заметить, что по какой-то загадочной причине Господь Кришна не объясняет царство Богов.

"Всевышняя Суть не выполняет действий и не является причиной, заставляющей действовать других; Она также не ставит в причинную связь деяния и их плоды. Природа решает эти задачи." (V, 14)

Несмотря на то, что Бог Всемогущий является источником всего творения, однако сам по себе Он ни творит, ни совершает действий, ни воздает должное за деяние. Это сила Первозданной Природы, исходящая от Него, является причинным фактором творения.

Китайцы называли ее Тао, Христос называл ее Святым Духом, Ислам упоминает о ней как о "Рух", индусские писания называют ее "Ади Шакти". Ади Шакти в трех своих энергиях Маха Сарасвати, Маха Лакшми и Маха Кали, соответственно создает, поддерживает и уничтожает космос. Когда она воплощается, она действует как советник, утешитель и спаситель.

Космос - это сеть, сплетенная женской энергией с помощью ее вибраций, взаимодействующих между собой. Базируясь на своей интенсивности, эти вибрации выполняют вычисления и перестановки в пределах трех видов воздействия. По словам Господа Кришны, человеческий темперамент представляет собой собственную природу (Сва-Бхава). Человек легко настраивается на соответствующий темперамент своей природы. Родившиеся при воздействии определенных магнитных полей, впоследствии будут иметь неотъемлемый темперамент их природы. Кроме того, это магнитное поле притягивает к себе и притягивается само к соответствующим энергетическим полям. Принцип магнетизма как бы естественно определяет свое развитие.

Энергия работает самопроизвольно, соединяя деяния с их плодами. Например, природа ветра - поглощать воду океана и образовывать облака. Природа облаков - проливать воду. Природа земли - впитывать воду, а природа семени - добывать из земли питание и давать всходы. Природа побега - становиться растением, а природа растения - приносить плоды и цветы. Так природа увековечивает себя.

"Все действия имеют место благодаря видам воздействия природы (Пракрити), но человек, введенный в заблуждение эго, ошибочно считает себя тем, кто все делает." (III, 27)

"Тот, кто знает подлинную зависимость между видами воздействия природы и деятельностью, понимая, что виды воздействия влияют на виды воздействия, тот не становится привязанным." (III, 28)

Семя брошено в почву. Вода из облаков и удобрения, созданные природой, побуждают его воспрянуть к жизни. Тем не менее, человек требует к себе уважения за это. Изобильные леса и флора - это дао природы, а не дело рук человека.

Как поясняет Матаджи Нирмала Деви: "...вы вообще ничего не делаете. Вся работа выполняется природой. Вы не можете даже заставить семя прорасти и стать цветком. Природа делает всю живую работу. Человек делает только мертвую работу."

Он просто "запрягает" природу и изготавливает из нее игрушки. После самореализации мы беремся с природой за руки и вместе поем ее песню. Все живые формы, включая человеческое тело, есть результат работы природы. Человек лишь эксплуатирует ее. В этом устремлении он впадает в заблуждение, уподобляя себя творцу.

Природа сплетает собственный узор, переплетая свои виды воздействия. Подобным образом, виды воздействия природы влияют на стиль нашего поведения. Люди действуют в соответствии со своими способностями или природным темпераментом, а не происхождением.

Часто происхождение ошибочно принимают за исходный фактор кастовой системы Индии. Это не так. Проклятие кастовой системы является результатом успокоительного закона, определяющего кастовую принадлежность в соответствии с происхождением, а не в соответствии с наклонностями. Совсем необязательно, чтобы сын музыканта был музыкантом. Наоборот, автор Гиты, Шри Вьяса, был незаконнорожденным ребенком рыбачки, хотя он обладал способностями ученого (Брамина - страстно желающего чистого знания).

Несмотря на кастовую систему, святого в Индии узнают или почитают без какого-либо отношения к его происхождению. Большинство таких святых не было рождено в высокой касте. Например, Кабир был ткачом, Намдев был портным, Саджан Касубея -мясником, Сакху Бай - служанкой, Чокхамала - низкой касты. Святые получали признание повсеместно, независимо от касты, цвета кожи или вероисповедания. Мусульманские святые - Низамудин Ахулиа, Шри Сай Нат из Ширди, Шри Чисти Сахиб из Аджмера, или христианские святые, такие как Святой Томас (Фома) и Святой Ксавье - все они почитались индусами.

Поэтому совершенно очевидно, что природные способности не могут быть сопоставимы с принадлежностью к касте. Существуют также и определенные способности, которые мы наследуем, они приводят к определенным достижениям в области искусства и деловой сфере. Реализованный человек предоставляет возможность врожденным наклонностям совершенствоваться - но не становится привязанным к ним.

На ум приходят мысли и покидают его, но реализованный человек стоит в стороне и не попадает под влияние их колебаний. Мысль не знает себя, но свидетель знает, что мысль временна, а он постоянен. Тело рождено природой и подчиняется закону изменения. Свидетель, или собственная Суть, полностью осознает перемену, но сам не меняется. Если свидетель отождествит себя с природой, он окажется в заблуждении. Когда наблюдающая энергия отождествляет себя с мыслью, а не с собственной Сутью, она колеблется вместе с течением мысли. Например, если вы стоите в воде - вы боитесь волн, но стоит вам попасть в лодку, как страх пропадает.

Несмотря на то, что природа следует неотступно своим курсом, собственная Суть, в качестве третьего лица, принимает на себя лишь роль наблюдателя. Если наблюдающая энергия отождествляет себя с эго, она принимает на себя роль созидателя и от этого страдает. Состояние собственной Сути, в котором она является наблюдателем -это врожденное состояние "Я". Здесь "Я" отождествляется с собственной Сутью. Тогда как если "Я" отождествляется с эго, то "Я" полагает, что оно и есть созидатель.

После реализации человек может достичь этого врожденного состояния, сбросив одеяние творца, и начав относить всю деятельность на счет природы. Следите за мыслями, пусть они приходят и уходят. Вы же просто будьте свидетелем. В процессе наблюдения они легко "выпариваются". Это событие природы; но вы не являетесь этим событием. Вы - наблюдатель, которому предоставлено место внутри, остающийся незатронутым событиями.

"Озаренный человек действует согласно природе собственной Сути. Живые существа следуют своей природе. Что можно достичь подавлением ее?" (III, 33)

Все, что было сотворено Богом, следует своим путем. Природа Земли - вращаться вокруг собственной оси и вокруг Солнца. Природа Солнца - испускать жар. Так природа выбирает свои путь, в соответствии с собственными законами. Человек пытается препятствовать этим законам, но он не может преступить их, так как они устанавливаются силой, превосходящей его. Если он обратится к мудрости, то поймет, что имеет право взаимодействовать с природой и использовать ее ресурсы. Исследование показало, что после самореализации человек может давать вибрации - жизненную энергию -деревьям и растениям, а также людям, с тем, чтобы сбалансировать их. После самореализации человек может вернуть долг природе.

Кроме этого, человек тоже управляется своей природой; в широком понимании - законами, регулирующими его физическое, умственное, духовное и эмоциональное благополучие. Нарушения функционирования его природы блокируют его эволюцию. Подавление присущей ему природы тормозит его развитие и ведет к застою.

После самореализации мы самопроизвольно объединяемся с целым. Мы становимся неотъемлемой частицей всей природы. Тогда все вместе становится гармоничным оркестром, созвучным с природой, без усилий или обсуждений. Из-за своего эго человек отделен от целого. Для удовлетворения этого эго он подавляет природу и, как следствие, подавляется сам. Другая крайность, когда люди, вместо того, чтобы вести естественную, здоровую жизнь в браке, ведут извращенную сексуальную жизнь.

Этот дисбаланс также отражается на экосфере. Осложнения, вызванные загрязнением экосферы, возникают от того, что человек становится чуждым естественному порядку. Вместо того, чтобы гармонировать с экосферой, он становится агрессивной силой, безжалостно эксплуатирующей ее, таким образом разрушая себя и становясь самоубийцей.

Наши рекомендации