Русская Церковь и культура в XVII в.
В 1653 г. Никон расправляется со своими бывшими друзьями по движению боголюбцев: Нероновым, Аввакумом и другими. На Соборе 1654 г. Никон огульно осуждал все русские обычаи, требовал слепого принятия всего греческого на основании ранее скрываемого постановления восточных патриархов о патриаршестве в России, требовавшего полного согласия с греками и в догматах, и в уставах. Эти новшества вызывают уход в оппозицию всех боголюбцев. Они не признают авторитета современных греков. Они бывали на Востоке и знали, какой там упадок в православии: патриарх Кирилл Лукарис выпустил от своего имени кальвинистское исповедание веры, некоторые епископы по нескольку раз меняли веру. Но выразить свои богословские убеждения и сомнения они не умели иначе как языком внешних форм.
Поскольку никоновские реформы поддерживал царь, старообрядцы острие своего меча обратили и прямо против царя. Опираясь на учение иосифлян о неподчинении царям-еретикам, они объявляют царя антихристом. Государство реагирует арестами, ссылками и казнями старообрядческих лидеров.
Сам Никон в первом добровольном своем уединении завел печатню в Иверском монастыре и повелел печатать Часовники по старому уставу и обычаю, перепечатаны по-старому Псалтирь, Молитвенник и Каноник. ТОЗР, Никон и царь соглашались: старые славянские рукописи соответствуют греческим подлинникам, а новые греческие книги неправильны. Дело было не в правильности книг, а именно в мечтах о Царьграде и будущем величии Московского патриарха, служащего там, а для этого необходимо было единство обрядов. Тем более с исчезновением Никона со сцены буря раскола могла бы утихнуть. Русские Соборы епископов 1665 и 1666 гг. просто единогласно постановили принять новый обряд без осуждения старого и разрешили тем, кто придерживается старого обряда, спокойно и дальше служить по нему, только без осуждения новообрядцев. Но фанатики, как Аввакум проклинают за своими службами новый обряд, фактически осуждают царя и весь епископат, принявший этот обряд.
Помимо вопроса об обряде стоял вопрос о Никоне и его фактически папистском учении о примате патриарха по аналогии солнца и луны. И вот по приглашению царя в Москву в конце ноября 1666 г. для соборного судилища приезжают патриархи Александрийский и Антиохийский с такими советниками-переводчиками, как отлученный от Церкви патриархом Вселенским за аморальное поведение и смены религий «епископ» Паисий. Под сукно кладется письмо Вселенского патриарха о том, что не надо раскола из-за различий в обряде, суть в православном учении, которое едино и у греков, и у русских старообрядцев. Царь богато одаривает восточных патриархов с тем, чтобы получить нужное ему суждение. Греки сначала высмеивают русских заих обрядоверие, но затем за эти обряды предают анафеме не только всех старообрядцев но и Стоглавый Собор и все его постановления, поскольку он утверди двуперстное крестное знамя; и даже, впервые в русской истории вводят индекс запрета на следующие писания: «Повесть о белом клобуке» с легендой о приходе белого клобука на Русь из Константинополя после того, как греки предались латинянам на Флорентийском Соборе и «Житие св. Ефросиния», которое тоже утверждает двуперстное знамя.
Что касается учения Никона, то оно было объявлено папистской ересью, и Никон был отправлен в строгое заточение в Ферапонтов монастырь. Греческий Собор осудил, однако, гражданское управление Монастырским приказом и постановил возвратить духовенство и мирян, живущих на монастырских и церковных землях, под судебную власть Церкви. Благодаря энергичному патриарху Иоакиму в 1675 г. Монастырский приказ был ликвидирован и в церковной администрации государственные чиновники были заменены церковными служащими.
Борьба старообрядцев и борьба с ними не закончились. Следующие попытки примирения были предприняты правительницей Софией и патриархом Иоакимом в 1680-х гг., когда было предложено устроить публичные прения между патриархом и его богословами, с одной стороны, и старообрядческими деятелями - с другой. Но старообрядцы покрыли патриарха и всех его окружающих бранью, плевали в патриарха и бросали камнями, пускали в ход кулаки, так что пришлось на следующий день вызывать войска. Начались жесточайшие гонения Софии на старообрядцев. Было казнено до 20 старообрядческих деятелей, в том числе и Аввакум. Старообрядцы на это ответили массовыми самосожжениями, в которых погибло около 20 тысяч человек, - они считали, что наступает конец света и блаженны мученики за веру. Самой стойкой крепостью сопротивления старообрядцев оказался Соловецкий монастырь, осада которого длилась с 1668 по 1676 г., когда монастырь наконец был взят штурмом, после чего войска перерезали почти всех его насельников.
Официальная Церковь вышла из борьбы с Пирровой победой. В старый обряд ушло до трети населения. Это были люди, готовые погибнуть за веру. Что касается официальной Церкви, то за исключениемнемногих, которые приняли новый обряд по убеждению, основной контингент составляли люди привыкшие слушать начальство и не рассуждать, безразличные к вопросам веры. Уход из Церкви старообрядцев, по своему складу мышления консерваторов, элемента, который традиционно является опорой монархии, лишил последнюю этой опоры. А гонения на старообрядцев, которые продолжались до 1905 г., настроили этот консервативный элемент против царской власти.
Надо отдать справедливость патриарху Филарету - в области образования он пытался что-то сделать. Задумано открыть в Москве академию университетского типа, что горячо поддержал и Вселенский патриарх Кирилл Лукарис, подыскивавший в Греции преподавателей для будущего учебного заведения. К сожалению, около 1634 г. оба патриарха скончались, и дело открытия академии для учителей временно заглохло. Но в Москве собралось несколько ученых монахов из Киева, Греции и доморощенных, русских. Позднее филантроп и воспитатель царевича Алексея Михайловича стольник Ртищев за свой счет построил Андреевский монастырь и собрал туда полтора десятка ученых монахов. Эту братию Андреевского монастыря называют первой русской академией наук. Среди них был ученый монах из Киева еще домогилянской эпохи Эпифаний Славенецкий, знаток Отцов Церкви и вообще греческой традиции богословия, сопротивлявшийся латинизации, шедшей от Петра Могилы. Он умер в 1676 г., не дожив до открытия академии, которой суждено было появиться на свет при торжестве латинского школярства, главными проводниками которого явились Симеон Полоцкий из Литвы - кстати, учитель царя Федора Алексеевича - богослов и литератор, москвич Сильвестр Медведев и, в значительной степени, ученик Ордина-Нащокина князь Василий Голицын, которого западные послы считали одним из самых образованных людей Европы. Активно вопросом открытия академии занялись снова патриарх Иоаким и блестяще образованный молодой, но болезненный царь Федор Алексеевич. В 1679 г. открыто училище при Печатном дворе, в котором преподавали два ученых грека, братья Лихуды, и один русский. Но придворные ученые-западники Симеон Полоцкий и Сильвестр мечтали об академии, в которой должны были преподаваться кроме нравственного и догматического богословия философия, физика, математика, диалектика, риторика, грамматика и языки: греческий, латынь, славянский и польский. Фактически это должен был быть университет, но и академия наук, где разрабатывались бы науки и учебное дело, и главное учреждение духовной цензуры с правом приговаривать активных еретиков к сжиганию на костре. После перипетий, связанных с трудностью нахождения ученых в Греции и России и сопротивлением патриарха приглашению ученых с Запада, а с другой стороны, вызванных смертью Федора и неопределенностью власти при Софии, академия официально открывается лишь в 1685 г. Этот год надо считать годом рождения высшего образования в России.
Описание развития образования, даже если ограничиваться собственно духовным образованием, на Руси в XVII веке будет ущербным, если не упомянуть Юрия Крижанича- первого панслависта. Это был хорватский католический священник, который, для того чтобы попасть в Россию, скрыл свою веру и назвался сербом. Это был ученый-эрудит и лингвист, появившийся в Москве в 1659 г., как он сам писал. Когда выяснилось, что он скрыл свое католичество, его сослали в Тобольск, но обеспечили самые лучшие условия и право писать. Он написал книгу о политике, в которой критиковал славян в низкопоклонстве перед Западом, а русских - за невежество, но возлагал все надежды на Россию и освобождение ею остальных славянских народов. Он считал, что славяне страдают больше от немцев, чем от турок, и виделих будущее в конфедерации под скипетром русского царя. Эта его книга была в библиотеках царя Федора и царевны Софии. Другая его книга стала попыткой создания общеславянского языка. Рукописи Крижанича включают и труды по богословию и философии. В 1677 г. он вернулся в Москву и получил разрешение на возвращение на родину. Крижанич скончался в 1678 г.
31. Кризис Русской Церкви и идеала "Святой Руси" в XVII в.
После Смуты светская власть приобретает все большее значение. При патриархе Иоасафе I (1634-1640 гг.) положение патриарха изменилось. Исчез титул "Великий Государь." Патриарх стал именоваться просто "Великий Господин." В царских бумагах уже рядом с царем больше не стояло имя патриарха. Даже в некоторых распоряжениях царя по делам церковным не упоминалось имя патриарха. Но иногда по старой теократической традиции царь по чисто государственным делам обращался за советом к патриарху.
При патриархе Иосифе (1642-1652 гг.) вновь ожила мечта о Москве, как о Третьем Риме. Решено усилить духовный престиж Москвы, стягивая в нее из провинциальных городов всю красу и гордость тамошнего духовенства, особенно речистых и популярных пастырей - проповедников. Надо было воочию всем показать духовную силу и блеск Третьего Рима. Предполагалось упорядочить обрядовый вопрос, исправить богослужебные книги, ввести в церквах всякое благочиние, учредить школы. В Москву съехались Аввакум из Юрьевца - Повольского (т. е. Поволжского, Нижегородско-Костромской край), Лазарь из Романова-Борисоглебска (тоже с Волги, под Костромой), Даниил из самой Костромы, Логгин из Мурома. К кружку привлечен и архимандрит Никон, прибывший с посольством из Соловков и оставленный на Москве по воле царя. Царь Алексей пришел к выводу, что Москве нельзя возвеличиться, отгородившись китайской стеной от мира, что киевская ученость - восточная, греческая и православная, что пора ею вооружиться. Царь решил приступить к пересадке киевской учености в Москву.
Внутренний конфликт в идеологии "Москва - III Рим."
Сила низового народного общественного мнения в древней Руси была велика. Теократическая идеология "единого вселенского православного царя всех христиан" толкала московских царей на пути сближения с греками и всеми другими православными. А доморощенная Москва не пускала своих царей на вселенское поприще. Отсюда вышел старообрядческий раскол. Коренная русская среда, московская и провинциальная, не увлекалась никакими мировыми горизонтами и мечтой о кресте на куполе Св. Софии, отрицательно отнеслась к вновь пришедшим ученым чужакам. Гордому церковному москвичу отвратна была фигура православных киевлян. С досадой чувствовали москвичи, что южно-русским собратьям чужда глубокая затаенная мечта москвичей о воплощении наяву идеала Москвы - Третьего Рима. На Руси постепенно формируется два понимания идеологии «Святой Руси»: 1. интравертная, предполагавшая исключительно защиту самой России от внешней опасности как единственной истинно православной державы и вместилище подлинной веры; 2. экстравертная, исходившая из тезиса о Москве – Третьем Риме, подразумевавшем вселенский характер московского царства и необходимость повсеместной защиты интересов истинной православной веры и народов, ее исповедующих, подталкивавшей к идее возвращения Константинополя и воссоздания Греческой империи.
как о судьбах государства, так и о судьбах церкви. Алексей Михайлович понимал свой долг как восприятие на себя и на русскую церковь византийского теократического наследия. Он хотел во всем уподобиться греческим басилевсам, как истинный царь православия. Алексей Михайлович начинал верить, что наступают сроки, когда Россия приблизится к Босфору и когда III Рим возродится в самом Царьграде. Эти мысли через разговоры посольских людей не утаились от греков. И если не в Константинополе, то на Афоне и у св. Гроба греки иногда благосклонно поддакивали русским в этих мечтах, вожделея освободиться от ига ислама. В письменном заявлении бывшего Константинопольского патриарха Афанасия Пателара, приехавшего в Москву в 1653 г., утверждалось, что для православных греков русский православный царь есть столп твердый и утверждение вере и помощник в бедах и прибежище нам и освобождение. В круге таких идей "огречивание" русского церковного чина приобретало особый смысл. Более ясно мыслившие о междуцерковных возможностях ученые киевские церковники именно представляли, что сближение в обряде с греками приблизит и политическое объединение православных народов под московским царем. В таких широких планах царь Алексей Михайлович и решил повести как книжную, так и обрядовую справу, через людей греческого образования. Некоторым толчком к продвижению вопроса явился приезд в Москву в 1649 г. Решено было, ради точного изучения не только новых, а и древних греческих чинов, собрать на Восток наиболее древние греческие рукописи, а заодно произвести наблюдение и над современной богослужебной практикой.
На этом фоне вновь поднимается вопрос о священстве и царстве. По Никону Священство выше царства в силу превосходства его задач и правомочий, при сравнении двух величин. Царству поручено земное - низшее, священству небесное - высшее. Из библейского происхождения царства и священства Никон выводит их неравенство. Неравенство их усматривает Никон и в судьбах истории церкви. Священство - от самого Бога, и древнее и нынешнее, а не от царей. Пока такое отношение властей соблюдается, и царства стоят твердо. В поведении Алексея Михайловича Никон видит нарушение этого богоустановленного строя. Никон, как и неразумно спровоцированные им старообрядцы, встав по мнимым основаниям на эту точку зрения, не убоялся и крайних выводов из нее.
Движение боголюбцев.
На национальный кризис Церковь отвечает духовным подъемом. Гермоген был не одиночкой. 16-месячную польско-литовскую осаду выдержала Троице-Сергиева лавра. Вдохновителями ее противостояния были архимандрит Дионисий и летописец Смутного времени Авраамий Палицын. После Смутного времени Дионисий становится основателем и духовным руководителем движения ревнителей благочестия, называвшихся также боголюбцами. Движение состояло из совестливых и преданных Церкви, относительно хорошо образованных представителей белого духовенства. Движение было реакцией на опыт Смутного времени, опыт столкновения толщи народа с Западом в лице поляков и шведов. Опыт этот оставил большие травмы: он убедил многих, что Россия серьезно отстала от Запада и ей надо догонять западные образование, технику, организацию управления и вооруженных сил и пр.; но в Западе увидели врага как внешнего, так и внутреннего - в том смысле, что принятие его порядков грозит гибелью российских традиций и образа жизни, а то и православия. Одни делали вывод, что без западных специалистов не обойтись, но надо при этом защитить родную старину, изолируя западных жителей России в отдельные поселения с правом только служебного общения с русскими. Другие были готовы во всем подражать Западу вплоть до отказа от православия. С этого синдрома Смутного времени и началось деление русского общества на западников и славянофилов.
Посредине между этими крайностями стояло движение боголюбцев, которых вернее было бы назвать русскими пуританами. Они стремились возродить православие в его первозданной красоте как веру, очищающую нацию, пробуждающую ее духовный потенциал. Они возродили проповедь как нравственное оружие, проповедуя не только в храмах, но на площадях и улицах, разоблачая лукавых и продажных администраторов, навлекая этим на себя их гнев. Патриарх Филарет, который, кроме патриаршего, носил еще титул «великого государя», т.е. даже формально до своей смерти в 1634 г. был соправителем своего сына Михаила, первого царя Романова, а на практике фактически самодержцем, в духовно-богословских делах не разбирался и боголюбцам особого предпочтения не оказывал. Праведный Дионисий даже был однажды публично бит. Вообще в биографии патриарха Филарета много темного. В годы Смутного времени он не только вознесся благодаря Лжедмитрию I. что косвенно подтверждает версию о Самозванце как бывшем дворовом Захарьиных-Романовых, но даже каким-то образом позднее попал в лагерь Тушинского вора и. по-видимому, был им поставлен в «патриарха». Одно ясно: Федор-Филарет был властолюбивым и готов был добиваться власти любой ценой. Выдвинута гипотеза об убийстве царевича Дмитрия Федором Романовым, его агентами из расчета, что при бездетности Федора Иоанновича именно он, племянник царицы, унаследует трон. И действительно, боярская партия после смерти Федора Иоанновича выдвигала кандидатуру Федора Никитича.
Боголюбцы развернулись после смерти Филарета и особенно при покровительство-вавшем им царе Алексее Михайловиче. Уложение 1649 г. приняло ряд статей, ставивших Церковь под контроль чиновников. Так, был создан Монастырский приказ во главе с государственными чиновниками, который ведал монастырскими владениями и доходами с них. Духовенство ниже патриарха и миряне, работающие в Церкви, делались теперь подсудными гражданским судам, которые могли приговаривать священников к телесным наказаниям за оскорбление царских чиновников. И после 1649 г. боголюбцы-проповедники не раз подвергались жесточайшим избиениям за разоблачение чиновников, злоупотреблявших властью.
Боголюбцы привлекали к церковной деятельности и проповедничеству и мирян, руководили Печатным двором, беспрецедентно расширив его деятельность, выпуская большими тиражами не только церковные книги и буквари для начальных школ, но и всевозможные переводные научные книги, учебники, пособия. Они же занялись подготовкой исправления книг согласно постановлению Стоглавого Собора. Рассылали гонцов по монастырям Востока и России собирать рукописи. В Церкви они боролись за «единогласие».
Дело в том, что крещение Руси состоялось в эпоху торжества монашества в православии и получило поэтому только монастырский богослужебный устав, рассчитанный на примерно семь-восемь часов богослужений в сутки, что в приходском обиходе невыполнимо. Положение не улучшилось с получением в XIV веке Афонского устава вечерних и утренних служб. В результате на Московской Руси возобладала практика «многогласия», когда одновременно шли возгласы духовенства, чтение дьячка и пение хора, делая богослужение и невразумительным, и почти бессмысленным. И вот вместо того чтобы сократить богослужения, боголюбцы настаивают на дословном и поочередном его исполнении, получая в этом, как и во всех других своих предложениях, полную поддержку набожного царя Алексея. Естественно, это удлинение богослужении навлекает на них злобу большинства населения. А их борьба за полусухой закон - запрет на торговлю спиртными напитками по воскресеньям и постным дням и закрытие кабаков в эти дни, проведенный в жизнь благодаря поддержке царя, - нажила боголюбцам дополнительных врагов среди купцов, торговцев и просто любителей выпивки.
И все же казалось, они одержали полную победу: духовник царя, боголюбец протопоп Стефан Вонифатиев выдвигается царемкандидатом в патриархи, но по возрасту отказывается и убеждает царя поддержать кандидатуру новгородского владыки Никона. В 1652 г.Никон становится патриархом, но только после того как царь согласился дать ему титул «великого государя», т.е. равный царю какой носил лишь патриарх Филарет. Но то был отец царя а тут -сын деревенского дьячка из далекой Мордовии. Естественно это делает Никона одиноким при дворе и навлекает зависть и ненависть бояр. Эти чувства возрастают стократно когда уезжая на поле боя во время русско-польской войны за Украину царь оставляет управление страной Никону в качестве регента