Христианская культура Древней Руси.
Общепризнано, что богатство и красочность языка киевской летописи не имеют равных среди современных себе местноязычных литературных произведений Западной Европы. Словарь ранней летописи превышает 12 тысяч слов.
Около 1045 г., появляются творения русского златоуста - Илариона, который в 1051-1054 гг. будет первым киевским митрополитом русской национальности. Его «Слово о законе и благодати» - философско-политологическийиисторчософский трактат. В истории он видит диалектическое противостояние Царства Закона, данного Моисеем и являющегося чертой рабства, и Царства Благодати, данного Христом, являющегося путем свободы. Историческое развитие человечества - процесс постепенного преодоления закона благодатью, возрастание благодати по мере обращения в христианство новых и новых народов. Иларион превозносит князя Владимира, крещение Руси сравнивает с делом апостолов, Владимира считает идеальным правителем, совмещавшим в себе смирение с твердостью власти, смелостью, разумом и справедливостью управления страной. Правительство должно, согласно Илариону, заботиться о Церкви и ее интересах. «Симфония», с определенным ограничением власти князя, распространяется только на крещеных; что касается неверных, то тут полностью оправдывается завоевание их Владимиром и расширение его империи за счет неверных народов. В «Слове» Илариона - прославление величия Руси, отвергающее сюзеренитет Византии.
Это был неясный период в истории церковных и гражданских отношений Руси с Византией. В момент крещения Киева и до митрополита Феопемпта нет данных в летописи о наличии постоянного церковного владыки в Киеве, в то время как в других городах сидят епископы. Тут есть разные объяснения. Приселков выдвинул гипотезу, что Владимир, не сумев договориться с греками о степени автономии Русской Церкви, подчинил ее Охридскому архиепископу-патриарху. Но доказать эту гипотезу он не смог. Другая версия (поддержана Вернадским) - отсутствие митрополита в Киеве связано с Тмутороканью. Там уже сто лет была русская архиепископия, греки считали, что теперь власть Тмутороканского архиепископа распространяется на всю Русь и поэтому не может быть отдельного митрополита в Киеве: в преамбуле к церковному уставу св. Владимира говорится, что он получил крещение от императора Константина и патриарха Фотия. Но Фотий - современник Кирилла и Мефодия и установления русской епархии в Тмуторокани, произведенной при его преемнике, патриархе Игнатии, в самоуправляемую архиепископию. которая пользовалась правами автокефалии, Владимир упоминает Фотия символически, как зачинателя самостоятельности Русской Церкви-
В начале княжения Ярослава Мудрого они с братом Мстиславом поделили Русь на Восточную и Западную. Столицей Восточной во главе с Мстиславом была Тмуторокань. Остальные епархии, кроме Черниговской, были у Ярослава, хотя у них был договор, что после смерти одного из братьев Русь будет снова объединена под оставшимся в живых, Ярославу не нравилось, что в его стольном граде, Киеве, не было своего митрополита. Первый митрополит Киевский, грек Феопсмпт, прибыл из Константинополя в 1037 г. У греков митрополит ниже архиепископа. Ценой получения особого митрополита для Киева Ярослав отказался от автокефалии, исходившей из Тмуторокани, В 1036 г. Мстислав умер бездетным. Вся Русь перешла Ярославу. Киев стал и церковной столицей, но с пониженными правами. Митрополит Илларион был поставлен русскими соборным образом. Греки его не признали. Он продержался лишь короткое время и к середине 1050-х гт уже был вынужден вернуться в свою киево-печерскую келию простым монахом Так первая попытка независимости Русской Церкви потерпела неудачу.
Из-за междоусобиц, вызываемых системой наследования престола по старшинству в роде, а не по старшинству сыновства, и по другим причинам не удалось и строительство Киевской империи. Чтобы увидеть смену настроений в Киеве между XI и XII веками кстати сравнить "Слово" Илариона, полное мессианского пыла неофита, с "Поучением" внука Ярослава Мудрого - Владимира Мономаха. «Поучение» свидетельствует, насколько глубоко в сознание образованного русского человека вошли основные христианские понятия. Оно проникнуто кротостью, христиан, против пролития крови. Единственный подлинный и надежный путь победы над противником,- пишет он,- это покаяние, слезы и милостыня». "Поучение", написанное в назидание своим детям, учит их не лениться и всегда помнить, что нужно прибегать к молитве, будь то в храме, дома или в походе, на коне. Князь решительно отвергает смертную казнь за любое преступление, ибо никто не имеет права лишать человека возможности покаяния. "И больше всего, не пренебрегайте бедным, давайте милостыню сироте и защитите вдову, не давайте сильным мира сего возможности кого-либо обижать. Не обижайте никого, ни своего, ни чужого. Навещайте больных, почтите покойника, ибо мы все смертны. Не пройдите мимо любого человека, не поприветствовав его. Любите своих жен, но да не господствуют они над вами. Основой всего в вашей жизни должен быть страх Божий - это превыше всего". Далее он учит быть усидчивыми в науке. Затем он кается в собственных грехах, в бессмысленном пролитии крови, и просит сыновей не судить его строго, а простить хотя бы за то, что «я никогда не обижал ни бедного крестьянина, ни вдовицы». Он учит не верить тем, кто говорит, что любит Бога, а брата своего ненавидит; и кончает предупреждением, что тот, кто не прощает брата своего, не будет прощен и Царем Небесным. В отличие от Иларионова «Слова» «Поучение» Мономаха грустно, полно ощущения падшести мира, в нем отсутствуют имперские или мессианские претензии.
Одним из первых славяно-русских переводов после богослужебных книг «Источник знания» Иоанна Дамаскина, из которого киевский грамотей черпал основные понятия о философских системах Аристотеля, Сократа, Платона, Гераклита, Парменида. Читающий киевлянин имел представление об античной философии. Дамаскин давал сведения об основных науках, деля их на 1) теоретическая и 2) практическая философия. К теоретической философии - богословие, физиологию и математику, подразделениями которой были арифметика, геометрия, астрономия и музыка. К практической философии - этика, экономика (домоведенис) и политика. Главным моментом в книге Дамаскина - апология свободы человеческой воли, критика детерминизма, в том числе и астрологии, стремящейся предопределить посредством природных явлений жизненный путь человека, созданного Богом свободным. Эта православная установка свободы личности противостояла августиновскому детерминизму, ставшему центральным моментом в некоторых ветвях западных религиозной мысли.
Сама Русь дала на этом этапе ряд мыслителей и авторов. Митрополит Киевский Климент Смолятич, т.е. из Смоленска, и св. Кирилл, епископ Туровский. По случаю вступления Смолятича на Киевский стол в 1147 г. летописец говорит, что такого мудрого философа Русь не видывала. До нас дошла лишь одна его письменная работа, в которой автор защищает аллегорическое, а не дословное понимание текстов Ветхого Завета. Сравнивая его с Новым Заветом, Смолятич говорит о благодати, принесенной Христом, давшим этим свободу на место ветхозаветного Закона, закабалявшего личность. Его доводы свидетельствуют о начитанности автора, хорошо знакомого с греческими и александрийскими источниками. Есть ТОЗР, что Смолятич не знал греческого и его эрудиция свидетельствует о существовании на Руси значительной переводной библиотеки. Работ Кирилла Туровского, провинциального архиерея XII века, сохранилось больше. Это письма, проповеди и молитвы. Он защищает аллегоричность, а не дословность Ветхого Завета. Иногда свои доводы он подкрепляет восточными притчами. По проповедям видно, что он блестящий оратор, подражавший Иоанну Златоусту и греческим Отцам Церкви. Его познания в Ветхом Завете превосходят знакомство с Новым, в цитатах из которого у него немало ошибок. Показателен уровень познаний русских переписчиков: ошибки сохраняются во всех списках писаний Туровского до XVII века. Его писания по стилю - высокопарная интеллектуальная поэзия без особых эмоций.
Наиболее выдающимся духовным автором Северного края был епископ Новгородский Лука Жидята. Он скуп на слова, язык приближен к разговорной речи, и этика его поучительна, предметна, конкретна.
Главной богословской экспрессией севера и северо-востока стали храмостроительство и иконопись, достигшие там и национального своеобразия, и художественно-духовного совершенства. На юге и юго-западе - творчество византийских мастеров или прямое им подражание, за которыми последовали разруха и упадок XIII-XV веков и западнобарочное под влиянием Польши возрождение XVI-XVIII веков. Там не появилось самостоятельной значительной иконописной традиции.
Татаро-монгольское нашествие уничтожило и прервало традиционные русские ремесла: захватывались и насильно увозились в Среднюю Азию каменщики, резчики, мастера по художественной эмали, финифти и пр. Но иконописцы не были нужны ни татарам-язычникам, ни татарам-мусульманам. Татары относились с уважением к православию, освобождая духовенство и монастыри от налогов. Это способствовало сохранению и развитию, совершенствованию мастерства иконописи и фресок. С падением школьного дела киевской эпохи' исчезала и проповедь из богослужений, за редкими исключениями, как, например, проповеди Серапиона. епископа Владимирского. Правда. в православном богослужении не было такой необходимости в проповеди, как на Западе, где проповедь хоть как-то проясняла молящемуся смысл совершенно непонятного латинского богослужения. Проповедь заменялась чтением "Толкований". Возрождение проповеди в России начнется лишь с появлением движения боголюбцев.