Монастыри и монашество в Древней Руси. Феодосий Печерский.

Летописец только в 1037 г. в первый раз упоминает ο появлении монастырей (ο построении кн. Ярославом монастыря св. Георгия), и что только при нем получили свое начало русские монастыри. Монах Иаков говорит ο присутствии черноризцев на пирах кн. Владимира, сведения о наличии в Киеве в значительного количества к концу княжения Ярослава, который представляется по летописи строителем двух первых монастырей (Георгиевского и Ирининского) есть в летописи. ТОЗР: есть особого сорта монастыри, не представляли самостоятельных учреждений, a ютились возле приходских церквей. На церковном погосте ставились маленькие избушки или келейки и в них проживали любители монашеской жизни, принимая монашеское пострижение; около одной церкви строилось 10 - 20 келий, в которых помещалось столько же чернецов или черниц. Считается, такой порядок монашеской жизни был изначальным и заимствованным из Греции. Построение кн. Ярославом первого (Георгиевского) монастыря свидетельствует, что насельники уже налицо. Из 68 монастырей до-монгольского периода целых две трети Нужно думать, монахи были в среде киевских христиан и до св. Владимира, с приходом из Болгарии, Афона и Византии на Русь новых монахов-миссионеров, они соединились в общества, стали селиться возле вновь возникавших церквей.

Только ο 10-ти монастырях известно, как построенных самими монахами и при том почти во всех случаях, на деньги, принесенные из мира. Один только Киево-Печерский монастырь был в подлинном смысле монастырем монашеского строения. воздвигнутым без всяких предварительных денежных средств одним трудом и подвигами братии. Князья строили монастыри не для монахов, a чтобы иметь молитвенников за свою душу при жизни и смерти. Это ань подражания грекам, y которых все коронованные, знатные и богатые люди строили фамильные монастыри и владели ими на основании ктиторского права, что с течением времени повело в Византии к эксплуатации монастырских доходов со стороны обедневших ктиторов. У нас, кроме Новгорода, ктиторами монастырей везде явились только князья, и потому y них не было корыстных отношений к своим монастырям. По тем же побуждениям строили монастыри и богатые монахи (один из ранних киевских монастырей Спасо-Берестовский назывался Германечь по имени своего строителя Германа, который был в нем игуменом, поставлен в сотне метров от монастыря Печерского). Обыкновенные монахи не усердствовали в строении монастыря потому, что не имели пред собой примера Византии.

Обычай монашествования при церквах создал на благоприятную почву для распространения не общежительного, a келлиотского монастырского устава. Но монашеская методика спасения, берущая начало в чувстве собственного бессилия человека устоять против соблазнов окружающей жизни - методика бегства из мира в пустыню. Β пустыне отдельно живущему отшельнику не представлялось возможным впасть в излишество. Но методисты аскетики нашли, что подвижник все же заботится и думает ο себе. предохранить от возможных послаблений Пахомий создал идеально-строгий общежительный устав, по которому каждый член братства освобождался от необходимых забот только ο себе и делался рабом труда на общую пользу, без возможности послаблений себе и лишен малейшей личной собственности.

Когда русские монастыри начинали свою историю, в Византии произведена реставрация строгого общежительного устава Феодором Студитом, только в применении к его собственному Кольскому монастырю. Однако энергическая попытка ввести на Руси строгий общежительный устав не увенчалась успехом.

О введении Студитова Устава в Печерском монастыре побеспокоился. Феодосий.

Но, как только сошел в могилу железный игумен, бразды правления ослабели и строгие порядки пошатнулись. Вид общежития сохранялся, но в него неудержимо проникали разлагающие течения. Еще при Симоне Владимирском (в половине XIII в). в Печерском монастыре соблюдалась общая трапеза, но и она была неполной. Право частной собственности и сребролюбие проникли в среду иноков и отравили их взаимные отношения. О том какой устав был в других монастырях точно не известно. Β следующем, московском периоде от общежительного монастырского устава не осталось и помину. Только начиная с Сергия в XIV в. начались попытки воскресить его. Последующие летописные известия говорят ο богатых пожертвованиях монастырю со стороны князей. Уже в до-монгольское время распространилось поверье, что положенный в Печерском монастыре, будет помилован, хотя бы и грешен был. Нуж

Вел. кн. Ростислав Мстиславич (1168 г.) во время великого поста приглашал к себе каждую субботу и воскресенье 12 чернецов Печерских и игумена на обед. По окончании поста он учреждал трапезу для всей братии и кроме того часто приглашал их к себе в среду и пятницу. Эти трапезы не русское изобретение, a греческий обычай. Как видно из "Миряне не довольствовались угощением чернецов y себя на домах, часто задавали пиры в монастырях.

Поскольку монастыри сделались хозяйственными корпорациями, самыми желанными членами в них явились богатые постриженники, приносившие все свои сокровища в монастырскую казну. B необщежительных монастырях деньги оставались y владельца на руках. Так монастыри превратились в ассоциации на паях, т.е. не рассчитывали только на случайных богатых вкладчиков, a сделали вклады для всех вступающих обязательными. Вкладничество привело к нарушению равенства монастырских братий, разделило их на привилегированных и неполноправных - черных работников.

В то время великая схима представляла собой необходимое условие полноты монашеского звания и была для всех обязательна. Она была введена на Востоке в позднее время (до IX в.) и представляет нечто неожиданное в монашестве, потому что человеку, отрекшемуся от мира в малой схиме или в обыкновенном чине пострижения, не остается более ничего, от чего бы он должен еще отрекаться. И составители чина великой схимы заставили постригаемого снова повторять те же самые обеты, которые он произнес, разумеется не вотще, при своем монашеском пострижении и которые при вторичном произнесении звучат анахронизмом. Но раз великая схима признана за совершенную степень монашества, то последовательность требовала облекать ею всех добропорядочных чернецов, между тем греки распространили y нас иной взгляд, превращая схиму в какую-то экстрему.

Монашество могло бродить, как это было на Востоке.

Встречается еще два вида пострижений:1) при последнем издыхании, и 2) ο насильных пострижениях. Первый обычай возник в связи с взглядом на иноческое пострижение, как на таинство, второе крещение, очищающее от грехов. О случаях предсмертных пострижений мы узнаем только ο князьях и княгинях с конца XII века. Случай насильного пострижения в интересах политических, определенно и ясно засвидетельствованный (кроме двух менее ясных), известен всего один. Β 1205 г. Галицкий князь Роман Мстиславич победил своего тестя вел. кн. Рюрика Ростиславича и постриг его вместе с женой. Однако менее, чем через год сам был убит, a постриженный Рюрик сбросил черные ризы и снова княжил в Киеве и Чернигове 10 лет.Всем известны подвиги колоссов аскетики - первоустроителей монашества, Антония и Феодосия Печерских. Их великие души пламенели такой ревностью "яже по Бозе," что способны были заразить ею и увлечь все чуткие соприкасавшиеся с ними натуры и создать целую дружину духовных богатырей, которая была лучшей жертвой Богу от новопросвещенной Руси. Преподобные первоподвижники положили начало подвигу пещерничества. Преп. Антоний, по возвращении с Афона, предполагал сначала поселиться в каком-либо из киевских монастырей, но ему не понравились условия их жизни. Он вышел за черту города и случайно нашел двухсаженную пещеру, выкопанную в холмистом берегу Днепра берестовским пресвитером Илларионом, впоследствии митрополитом русским. Здесь Антоний и поселился и тем положил начало пещерному монастырю. Несмотря на такую случайность полагают, что пещерничество не является русским изобретением. И Антонию и Иллариону известен был пример Востока, где иночество часто селилось в пещерах. Пещеры там высекались в каменных боках горных утесов, были сухи, прекрасно защищали от ветров и, при мягкой средней годовой температуре, служили, как и до сих пор служат, удобными жилищами для отшельников и даже для целых сельских и городских обществ. Находя невозможным существование в открытой наружной пещере, которая зимой могла заноситься снегом и не держать тепла, Антоний углубился в землю. Этим достигалась защита от внешних стихий, но организм обрекался на крайне изнурительное существование среди вечной сырости, при отсутствии света и свежего воздуха. Пещерничество, как специальный подвиг, продолжалось и после Антония и Феодосия, когда монастырь был уже выстроен над землей. Пещерничество неоднократно является в соединении с затворничеством. Затворы были и в других местах кроме Киева и помещались в надземных монастырских кельях, в Печерском монастыре они находились в пещерах. Печерские затворники проводили в земле даже десятки лет. B форме затвора было y нас и столпничество. Примером крайнего постнического подвига служит Прохор Лободник, который провел без хлеба всю свою жизнь; поедая только просфору, лебеду и воду. Исаакий-Затворник для истязания плоти облекся в колючую власяницу, a поверх ее в сырую шкуру, снятую с козла; обсохшая вокруг его тела шкура тесно прижала к нему власяницу, не давая ни секунды покоя. Тот же Исаакий принял на себя впоследствии и подвиг юродства. Монастыри по первоначальной задаче не имели в виду служения человеческим обществам; они напротив старались как можно дальше убежать от них. Влияние монастырей на мир: благотворное влияние на нравственное состояние общества. Это следует сказать и ο наших монастырях. Жизнь Печерского монастыря с его подвигами, мученичеством и чудесами и была одним из крепких корней, которым приросло христианство к русской. В результате русский народ усвоил аскетическое, чисто монастырское понимание христианства. Β том же направлении монастыри оказывали влияние на народ еще чрез "учительных монахов," к которым, при неспособности приходского духовенства к учительству, стекались новопросвещенные. Выдающейся тип учительного монаха представляет собой инок Авраамий Смоленский. Право исповеди не принадлежало всем без исключения иереям в силу самого сана, a составляло привилегию наиболее опытных из них в духовной жизни. Наиболее опытными на практике были признаны иереи из монахов, которые принимали к себе на исповедь мирян всех состояний и возрастов, состоя в этом служении или при приходских церквах, или даже внутри монастырей. Всем мирянам предоставлялась полная свобода в выборе духовных отцов и только рекомендовалось держаться избранного руководителя в христианской жизни до конца дней своих. Влияние духовного отца на своих "покаяльных детей" обеспечивалось высоким авторитетом. Находясь в столь благоприятных условиях для воспитательных влияний на народ, древнерусские духовники-монахи сильно повлияли на склад религиозно-нравственных воззрений наших предков.

Феодосий для обездоленных устроил при монастыре богадельню, на которую и тратил десятую часть (своих) монастырских доходов, не взирая на ропот братии. Заветы игумена не остались бесследными. В конце XI в. вследствие политических осложнений, приостановлен был ввоз Галицкой соли. Киевские барышники подняли цены на этот товар. На выручку бедным людям явился Печерский монастырь, который открыл для дешевой продажи свои запасы соли и этим сбивал рыночную цену. Во время голодовок Прохор Лободник, прозванный так за питание травой лебедой, прокормил многих алчущих незатейливыми продуктами своей аскетической кухни. Преп. Феодосий показал пример заступничества и благотворения жертвам кривосудия. Каждую субботу отправлял он воз печеного хлеба заключенным в узах. Осуждаемые находили в лице св. игумена ходатая пред князем и тиунами и достигали чрез него избавления.

Что касается просветительного значения древнерусских монастырей, то в западных монастырях от начала Бенедиктинского Устава (V в). книжность и школьное просвещение являлись одним из прямых аскетических подвигов. На Востоке этот активизм не включался в монашеские уставы. И их просветительная работа не была столь организованной и эффективной. Монастыри могли бы служить богатыми книжными центрами, если бы были устроены по точным указаниям общинножительного Студийного Устава. Но устав выполнялся лишь некоторыми монастырями и в урезанном виде.

Но если выдающаяся роль в деле книжного просвещения и принадлежит бесспорно выдающемуся Киево-Печерскому монастырю, то и все заурядные монастыри может быть в большей степени, чем приходские церкви, уже своим существованием, употреблением круга богослужебных книг, церковным чтением и пением, за отсутствием школ, были центром обучения грамотности и минимального просвещения.

Феодосий Печерский — преподобный, игумен киево-печерский, первый учредитель иноческого общежития в русских монастырях. Род. в Василеве, из родовитой семьи: отец был одним из княжеских тиунов у курского посадника. Достигнув 7-ми летнего возраста, он стал учиться грамоте, а потом его определили в училище, где он пробыл до 13 лет. Познакомившись с жизнью великих подвижников монашества, Ф. принял решение подражать им. 14-ти лет Ф. лишился отца. Противодействие аскетическим наклонностям шло со стороны матери. Ф. решился оставить дом матери и, увлеченный рассказами странников о св. местах Палестины, ушел с ними из дома. Попытка пройти со странниками в Иерусалим была неудачна: настигнутый матерью, он, избитый и связанный, был возвращен домой; чтобы он опять не бежал, мать одела ему на ноги оковы и сняла их только тогда, когда он дал слово не бегать из дома. Но эти притеснения только усиливали аскетические стремления юноши. Тайно от матери Ф. начал носить вериги, но она заметила это и сорвала с него цепи. Ф. бежал в Киев, где Антонием был принят и пострижен. Тогда же и дано было ему имя Феодосий; это случилось около 1056—57 гг. Выcoкиe духовные подвиги преп. Ф. выдвинули его из ряда братий, по удалении игумена Варлаама Антоний назначил игуменом Ф., несмотря на то, что ему не более 26 лет. С самого начала игуменства принялся за устроение монастыря. Число братий с 20 чел. возросло до 100, и вследствие этого явилась необходимость введения устава. По просьбе Ф. ему был прислан из Царьграда список устава Студийского монастыря, который положен в основание жизни в Печерской обители. Устав предписывал общинножитие; иноки должны были довольствоваться общей трапезой и иметь одинаковую одежду; все имущество должно быть общее; время проводилось в непрестанных трудах. Ф. к себе был строже, чем к другим. Бояре и князья были особенно расположены к преподобному. Время монашества Феодосия совпало с тяжелым и смутным периодом в отношениях между князьями. Феодосий пользовался уважением вел. кн. Изяслава, который любил беседовать с. Ф. не оставался пассивным зрителем отнятия Святославом киевского стола у его старшего брата Изяслава и изгнания последнего. Ф. выступает против насилия с целым рядом обличений. Чрез 11 - 12 лет игуменства Ф., вследствие умножения братии решился построить новый монастырь. Место для него было выбрано близ второй пещеры преп. Антония. На этом месте заложена была великая каменная церковь. В 1074 г. Ф. скончался. Преподобный Ф. погребен был в той пещере, в которой, под руководством Антония, начал свои подвиги.

Наши рекомендации