Вопрос об историческом соотношении Христианства и язычества. Христианство и язычество в средневековой Руси.
Первое массовое крещение на Руси относится к 867 г., когда православные миссионеры, направленные патриархом Фотием, обратили часть киевлян в христианство
Ольга приняла христианство в 957 г. в ходе своего визита в Константинополь. Попытки католиков добиться успехов на этом поприще успеха не имели: предпринятая епископом Адальбертом по заданию императора Оттона I экспедиция в Киев 961-962 г. успеха не имела. Хотя последнее по некоторым данным было предпринято по просьбе княгини Ольги, которая решила сравнить Западное и Восточное христианство и обратилась с ней к Оттону в 959 г.
Как государственная религия христианство восточного обряда принято в 988 г. Владимиром Ясно Солнышко.
Славяне широкого сопротивления христианству не оказывали. Известно только одно антихристианское восстание. В Новгороде в 1071 г., поднятое языческими волхвами и подавленное весьма жестоко. Но в Новгородской земле население было смешанное финно-славянское, и волхвы могли быть финнами. Активное сопротивление христианизации оказывали именно финские племена северной и северо-восточной Руси в решительной форме. По летописям известны восстания «финских концов» Суздаля в 1030 гг. и Ростова в то же время, жители Вологодского и Архангельского краев кончали массовым самоубийством: уходили в дебри, рыли землянки и там умирали голодной смертью. Сопротивление было именно христианизации, а не обрусению, поскольку со славянами они взаимодействовали нормально, где не было сопротивления христианству со стороны чуди. И действительно, крещение финских племен северной и северо-восточной Руси не было завершено даже к XX веку.
Долго сопротивлялись христианизации литовцы, обращенные в католичество после Кревской польско-литовской унии, но это обращение завершено не ранее XVI века: православие распространялось на славянском языке, католичество - на латинском, не понятных ни финнам, ни литовцам, а когда Стефан Пермский создает письменность на языке коми-пермяков и переводит для них богослужение, обращение проходит успешно и быстро.
Вся письменность той эпохи, за исключением греко-русских договоров, связана с Церковью, наиболее логичным казалось подтвердить наличие грамотности в дохристианской Руси тем, что для ведения государственной канцелярии князья нанимали грамотных христиан из местных жителей. Христианство было религией только Тмутороканской Руси и небольшого меньшинства киевлян, а это те местности, которые больше всех пострадали от набегов кочевников, поэтому письменные источники не сохранились. Есть гипотеза двоевериядля характеристики раннего внедрения христианства на Руси. Согласно ей русский человек после крещения веровал одновременно в христианского Бога и языческих богов. Академик Лихачев исключает эту схему, называя ее изобретением невежественного бюрократа. Просто некоторые языческие традиции и элементы древнерусского пантеизма (смешение тварной природы с Творцом) внедрились в быт русского крестьянина, не конфликтуя с его верой во Христа. В «Киево-Печерском.Патерике» встречаем веру в языческих богов как в силы сатанинские, противостоящие Христу (портящие скот и т.п.). Можно говорить о перенесении в народное христианство культа Матери - сырой земли (плодородия и материнства), перевоплотился в особое почитание Божьей Матери, в котором Ее материнство гораздо больше подчеркивается, чем девство. Этот культ материнства, женственности повлиял на этические особенности характера русского мужчины: общество - большая семья, род; царь или правящий князь является отцом нации как семьи, в которой подданные воспринимаются как его дети. Это одна из причин того, что понятия индивидуальной свободы не пустили глубоких корней в культуре русского народа, в которой место западных ценностей - гордости и чести - заняли такие женские ценности, как верность, смирение и некая пассивная фатальность. Подтверждение этому он видит в особом народном почитании первых русских святых - Бориса и Глеба, - как и в самом факте их прославления вскоре после 1015 г.: единственным критерием их святости был отказ от сопротивления злу насилием. Они отказались противиться старшему брату Святополку на том основании. что по смерти отца он по закону занимает трон и подчинение его воле должно быть беспрекословным. И они пошли на смерть, отвергая совет своих дружин вступить в бой с силами Святополка. Именно пассивный образ поведения отвечал народным понятиям о святости.
Канонизации их сопротивлялся Константинополь, утверждая что Борис и Глеб - жертвы междоусобной политической борьбы, а не страдальцы за веру Но их культ на Руси был настолько всеобщим и упорным, что Патриархия сдалась. Это не имеет ничего общего с тем смыслом, который вкладывается в термин двоеверие. Как христианство ассимилировало ряд языческих традиций и празднеств, придав им совершенно новый христианский смысл, так и тут некоторые дохристианские народные традиции остались в жизни русского крестьянина, русского народа, никак не заменяя собой те или иные стороны его христианской веры.
Но нельзя забывать о колоссальных размерах страны, о малочисленности населения и огромных трудностях коммуникаций в такой континентальной глыбе, где самый верный способ передвижения - реки -затягиваются льдом на 3-5 месяцев в году, где длительный период таяния снегов и ледохода весной и постепенного замерзания осенью прекращает всякое сообщение между различными регионами страны на многие месяцы. Кроме того, с самого начала Русь была многоплеменной, с разным уровнем культуры различных племен и районов. Бурное культурное развитие Киева или Новгорода, где водопровод опережал Париж почти на 100 лет, никак не отражало состояния страны в целом.
По мере внедрения православия в отдаленные и сельские местности острейшим образом встал вопрос о кадрах духовенства. Если в момент крещения из Византии прибыло какое-то число образованного духовенства, и отчасти плодом его деятельности было возникновение школ в Киеве и других главных городах, то этих священников было недостаточно для просвещения всей страны. И новые школы были слишком малочисленны, чтобы воспитать достаточно отечественных кандидатов в священники. В результате, по мере распространения христианства на восток и северо-восток, снижается уровень его восприятия как мирянами, так и духовенством. Епископам нередко приходится рукополагать почти неграмотных, иногда полностью неграмотных, знающих богослужение и отрывки из Священного Писания наизусть. Кризис еще более обострился с татарским нашествием, уничтожившим остатки школы, зародившейся при Владимире и Ярославе.
Церковные книги переписывались едва грамотными переписчиками, множившими ошибки, а то и вкраплявшими по незнанию языческие представления в тексты обрядового характера. Одновременно с процессом своего опрощения православие все более органически входило в быт народа, становясь народной религией, и поднимало духовную культуру народа.