Билет 24. О побуждениях к исполнению нравственного закона
Чтобы вести истинно христианскую жизнь, недостаточно только знания нравственного закона. Опыт показывает, что человек, хотя и хорошо знает этот закон, однако весьма часто не следует его велению.
Так как при поврежденности своей природы, унаследованной от прародителей, человек может заблуждаться и иногда ложные блага принимать за истинные, и, таким образом, уклоняться в сторону зла, то для расположения воли христианина к подлинно нравственной деятельности, при его большой склонности ко всему земному, ему необходимы еще побуждения к исполнению нравственного закона.
Эти побуждения условно могут быть разделены на два рода. Побуждения первого рода с точки зрения нравственности имеют преимущество и возникают из понятий о Боге, свойствах нравственного Закона Божия и достоинствах облагодатствованной природы самого человека. Другие основываются на различии последствий наших дел.
Первое из побуждений к исполнению нравственного закона – благоговение перед Богом и повиновение святой воле Его. Это побуждение всюду представляется в Слове Божием. Сам Бог, открывая через пророка волю Свою избранному народу, говорит: «Аз Господь Бог ваш» (Лев. 19, 3-4). Апостолы, предписывая верующим нравственные законы, повелевают: «Господа Бога святите в сердцах ваших» (1Пет. 3, 15), «сие добро и приятно пред Спасителем нашим Богом» (1Тим. 21, 3).
Исполнять нравственный закон мы должны также в подражание совершенствам Божиим и примеру Христа Спасителя. Бог есть величайший наш благодетель, а потому из любви и благодарности к Нему мы должны исповедовать Его закон. Следующим побуждением является близость закона к нашему сердцу, легкость и удобоисполняемость его для нас.
Билет 25. Добро и зло в нравственной природе человека
Добро и зло — две полярно-различные области нравственной жизни, из которых каждая имеет своего высшего вдохновителя. Добро — Бога, а зло — дьявола. Раздельность добра и зла в падшей природе человека практически неисследима... "Несть человек иже жив будет и не согрешит". Но отвлеченно можно представить себе добро и зло, как две совершенно раздельные области. Глубина различия добра и зла особенно ясна в конечных результатах их: добро имеет своим концом — наивысшее развитие добродетели и блаженство временное и вечное, а зло — укоренение во грехе, развращение и смерть вечную, соединенную с неизреченными муками ада. Результат добра на земле — вознесение на небо, а результат зла — низвержение во ад.
Действия, согласные с нравственным законом — относятся к добродетелям, а не согласные — к грехам.
Билет 26. Добродетель
Христианская добродетель есть постоянное, основанное на вере в Иисуса Христа и происходящее из любви к Богу и ближним, свободное исполнение Евангельского нравственного закона, совершаемое при непременном содействии Благодати Божией.
Первое свойство добродетели есть свобода. "Иже хощет по Мне итти, да отвержется себе" — говорил Спаситель (Мк. 8:34). Затем добродетель должна быть результатом самоотверженной деятельности. Добродетель должна обладать постоянством своего стремления, а не представлять собою только порывы и кратковременные отдельные добрые движения, которые бывают не чужды людям и порочным.
Основным побуждением к добродетели должна быть любовь к Богу и Его нравственному закону. "Кто любит Меня, слово Мое соблюдет" — говорил Иисус Христос (Ин.14:15).
Памятуя, что все Евангельские заповеди находятся в органической связи друг с другом, представляя собою органическое целостное единство (почему — "кто согрешит во едином, бысть всем повинен" (Иак.2:10) — добродетель не может быть изолированной и частичной, а должна находиться в цепи других добродетелей. Добродетель никогда не может "почивать на лаврах", а неустанно должна простираться вперед, к новым подвигам. Из этого ясно, что для добродетели нет предела совершенства. Начало ее на временной земле, а конец — на вечном небе.
Но, ни зарождения добродетели, ни, тем более, ее роста и совершенствования — невозможно себе представить без помощи благодати Божией. Поэтому наивысшим свойством христианской добродетели должно быть смиреннейшее сознание своих личных немощей в совершении добра и твердое упование на помощь свыше. "Сила Божия в немощи совершается" (2Кор.12:9).
Таким образом, христианская добродетель с одной стороны есть проявление свободной силы человека (нравственное усилие хотеть любить Бога и жить по Его заповедям, что может быть названо волей к любви к Богу), а с другой стороны — Благодати Божьей, совершающей и усовершающей нравственные чаяния немощной человеческой души.