Литовско-наваградские митрополиты

Феофил, грек 1315-1330, Роман, белорус 1354-1362, Киприан, болгарин 1375-1389, Григорий Цамблак 1415-1420, Герасим смоленский 1433-1437, Григорий Болгарин, униат 1458-1473 (униат), 1473-1478 (православный), Мисаил Пестручей 1475-1480, Симеон полоцкий 1481-1488, Иона I Глезна 1489-1499, Макарий Черт 1495-1497, Иосиф Булгаринович 1498-1501, Иона II 1503-1506, Иосиф Солтан 1508-1522, Иосиф III 1522-1534, Макарий 1535-1556, Сильвестр Белькевич 1556-1567, Иона Протасевич 1567-1576, Илья Куча, галичанин 1577-1579, Онисифор Девочка 1579-1588, Михаил Рогоза 1589-1595.

Считается исторически установленным фактом, что постоянное местожительство литовских митрополитов находилось в городе Новогородке или Наваградке (Новогрудке). Этот город был древней столицей Великого Княжества Литовского. Хотя позднее государственная столица была перенесена в Вильно, преимущество Наваградка сохранялось и дальше.

Мирное правление митрополита Ионы было нарушено Римом. В 1458 году униатский патриарх Григорий Маммас, изгнанный православными греками из Константинополя за принятие им Флорентийской унии и поселившийся в Риме, рукоположил в сан митрополита “Киевскаго, Литовскаго и всея Руси” Григория Болгарина, ставленника Исидора. Папа Пий II утвердил его своей грамотой от 11 сентября 1458 года. Снабженный грамотами папы и униатского патриарха, Григорий Болгарин прибыл в Вильно и Наваградак. Король ревностно старался выполнить повеление папы. По его приказу во всей Беларуси, Волыни, Холмщине, Галичине и Киевщине поднялась волна жестокого насилия над православными. Королевские власти принуждали силой православных епископов, священников, монахов и народ подчиниться Григорию.

Против Григория выступил митрополит Иона, вооруженный силой своего авторитета. Он разослал свое послание ко всем епископам Великого Княжества Литовского, горячо увещевая их не признавать униата и не подчиняться ему. В Москве 13 сентября 1459 года он созвал собор епископов, на котором было составлено соборное постановление против Григория. Десять лет свирепствовала униатская буря в Беларуси и во всем Великом Княжестве Литовском. Но народ твердо стоял в православной вере и унию не принял.

Митрополит Григорий вскоре убедился, что его акция насаждения унии безнадежна. Он был митрополитом, но без народа и духовенства. Он решил отречься от унии и возвратиться в лоно Православной Церкви, от которой отпал. В 1469 году он послал своего доверенного посла Мануила к Константинопольскому патриарху с просьбой принять его и утвердить на киевском митрополичьем престоле.

После кончины митрополита Григория на митрополичий престол в 1475 году был избран епископ смоленский Мисаил, родом из князей Пеструцких или Пестручей. Каким образом произошло его избрание в митрополиты, точно неизвестно.

Судя по обычаю того времени, его избрали на соборе епископы, архимандриты, князья, бояре и знатная шляхта Великого Княжества Литовского. Польский король дал свое согласие на избрание Мисаила, но поставил условие, чтобы тот принял католическую унию. В угоду королю Мисаил послал папе Сиксту IV “епистолию” или грамоту от 14 марта 1476 года, составленную весьма витиевато, многословно и туманно, в которой выражалась готовность принять унию, была жалоба на притеснения со стороны римо-католиков и просьба уравнять его с латинскими епископами. . Кончина его последовала в 1480 году в Наваградке, где он жил в митрополичьем доме и где находилась его кафедра. Константинопольский патриарх, узнавши о сношениях Мисаила с Римом, своего благословения на возведение его в сан митрополита не дал. Самовольно же Мисаил не пожелал именовать себя митрополитом.

В 1477 году, когда Мисаил управлял Литовско-Наваградской митрополией, Константинопольский патриарх Рафаил посвятил в сан митрополита Литовской митрополии монаха Спиридона, прозванного Сатаной за изворотливость и “резвость его.” Историки, основываясь на летописях, называют его “тверитянином,” т.е. уроженцем Твери. Когда Спиридон, после своего посвящения в митрополиты, появился в Великом Княжестве Литовском, король Казимир не только не признал за ним права на митрополию, но посадил в заточение, в котором тот оставался до 1482 года.

Когда же Спиридону не повезло в Великом Княжестве Литовском, и он оттуда бежал, Москва побоялась оставить его на свободе, чтобы он не предъявил притязаний на Московскую митрополию.

С согласия польского короля православные великолитовцы в 1481 году избрали себе митрополитом Симеона, архиепископа полоцкого. Во время управления митрополита Симеона крымский хан Менглигирей в 1482 году, в угоду московскому великому князю Ивану III, внезапно напал со своей ордой на Украину, ограбил и сжег Киев, взял множество пленных, в том числе архимандрита Киево-Печерского монастыря Феодосия Войколовича и киевского воеводу Ивана Ходкевича с семейством, ограбил Софийский митрополичий собор, а похищенные из него сосуды — золотой потир и дискос — отослал в Москву великому князю. Митрополит Симеон святительствовал до 1488 года.

После смерти митрополита Симеона православные обратились к королю с просьбой разрешить им избрать митрополита. Когда разрешение было получено, начались поиски кандидата в сан митрополита. Происходило “взыскание многое” по всем странам Великого Княжества Литовского. Нашли “мужа святаго, сугубо наказаннаго в писаниях, могущаго и иных пользовать и противящимся закону нашему сильнаго возбранителя,” Иону, архиепископа полоцкого. В мае 1492 года архимандрит Слуцкого Троицкого монастыря Иосиф повез письмо патриарху. Прошло четыре года со смерти митрополита Симеона, когда наконец совершилось избрание Ионы и утверждение его на митрополичьем престоле. До получения патриаршего утверждения Иона управлял Литовской митрополией с титулом “електа” или нареченного митрополита. Он скончался в 1494 году.

Наши рекомендации