Билет 42. Еретические движения в середине ХVI в. Собор 1553-1554 гг.
Ересь жидовствующих появилась в ХV в. в Новгороде. Ее принос сюда из Литвы ученый еврей Схария, знакомый с астрологией и каббалистикой. Учение его состояло в отрицании догматов о Троице, отрицании божества Иисуса Христа и искупления, в предпочтении Ветхого Завета Новому, отрицании св. мощей, икон, обрядов и таинств.
Ересь стригольников распространилась между людьми более образованными. Из Пскова она перешла в Новгород, сюда перешли и главари ороси — Карп и Никита. Новгородский владыка отлучил еретиков от Церкви, а народ бросил главарей в Волхов-реку.
Около 1511 г. появилось послание от имени белозерских старцев, в котором заключалось колкое опровержение Иосифова мнения о казни еретиков. Думают, что оно было написано иноком Вассианом (в миру князь Василий Патрикевич), который стоял во главе белозерцев. Послание приводит примеры милосердия из Св. Писания Осуждение еретиков на смерть, а тем более чрез сожжение, утверждали белозерские старцы, является предвосхищением суда Божия.
ЕРЕСЬ БАКШИНА И КОСОГО Развитие в русском обществе крайне консервативного направления после Стоглавого собора вызвало вполне естественное противодействие со стороны свободомыслящих элементов. В 1553 г. духовнику царя Сильвестру и самому царю стало известным, что некий Матфей Бакшин проповедует ересь.
На допросе Бакшина выяснилось, что его взгляды являются смесью из элементов ереси жидовствующих и протестантизма, а именно: Бакшин не признавал Божества Сына Божия, Евхаристию считал простым хлебом и вином, отрицал иконы, священство и всю обрядность.
Были замешаны в эту ересь также и Максим Грек, монах Кириллова монастыря Феодосии Косой, а также белозерские старцы.
По этому поводу был созван собор в 1553-54 гг., который осудил ересь, а Бакшин был сослан в монастырскую тюрьму. Косой же бежал в Литву, где проповедовал это новое рационалистическое . учение, еще более отрицательное, чем Бакшин.
Косой в Литве проповедовал исключительное почитание одного Ветхого Завета, отвергал Св. Троицу, Божество Иисуса Христа, Его воплощение, почитание св. креста, почитание святых, отвергал всю церковную иерархию, таинства, обряды, проповедовал неповиновение светским властям.
В Литву в это время бежал также и находившийся на покое игумен Троицкого монастыря Артемий, который в Литве и Западной Украине известен борьбой с протестантизмом. Артемий был в то время одним из образованных церковных деятелей.
Билет 43. Церковно-литературная деятельность в середине ХVIв.
Церковно-литературная деятельность в середине XVI века организуется в основном вокруг личности митрополита Макария.
Среди писателей макарьевского круга особенно известен Ермолай-Еразм, псковский священник, позднее протопоп московского собора Спаса на Бору в Кремле. Из его духовных произведений следует отметить книгу "О Троице". Сочинение имеет апологетический характер и вызвано, по-видимому, еретическими движениями середины XVI века: Феодосия Косого и др. Ермолай-Еразм стремился проследить действие прин-ципа троичности во всех явлениях окружающего мира, показывая его, таким образом, как основу бытия.
Другим видным писателем этого времени является ученик преп. Максима Грека инок Зиновий, живший в Отенском монастыре. Зиновий Отенский написал сочинение "Истины показание к вопросившим о новом учении", направленное против лжеучения Феодосия Косого. Против него же направлено и второе известное сочинение Зиновия: "Многословное послание на зломудрого Косого". Зиновий был мыслящим богословом, составлявшим собственные комментарии к святоотеческим текстам. Будучи последователем "нестяжателей", он принимает и положения "Просветителя" преп. Иосифа Волоцкого, которые использует против Феодосия Косого.
Знаменитый благовещенский протопоп Сильвестр составил книгу "Домострой", представляющую собой русский и православный вариант руководства к богоугодному устройству жизни мирянина, подобные сборники правил, необходимые для организации жизни и воспитания семьи, были распространены во всех христианских странах. В основе "Домостроя" лежит церковное учение о браке и семье, по которому семья есть малая церковь. Исходя, по существу, из этого положения, автор "Домостроя" стремится подробно обрисовать жизнь идеальной христианской семьи, целиком подчиненной церковности и упованию на будущую жизнь. Отсюда большое значение обрядности, как системы дисциплинирующих и воспитывающих приемов, особенно необходимых в миру, как противодействие соблазну. В качестве норм поведения "Домострой" использует евангельские и ветхозаветные поучения; так, евангельским примером начинается рассуждение о поведении на пиру; характеристика жены повторяет притчи Соломона (ср. гл. 21 л гл. 31 книги "Притч"). "Домострой" входит в мельчайшие детали быта, создавая красочную картину древнерусской жизни.
В этот период происходит расцвет житийной литературы, т.к. при канонизации святых было необходимым создание житий. Над ними работала значительная группа книжников. Были составлены новые жития св. Александра Невского, преподобных Никона, игумена Троице - Сергиева монастыря, Павла Обнорского, Михаила Клопского, Александра Свирского, Иосифа Волоколамского, Саввы Сторожевского и многих других.
В середине XVI века Русская Церковь осуществила такое важнейшее начинание, как введение книгопечатания. Толчок к этому дали решения Стоглавого собора. Собор кон-статировал, что переписка книг находится в плохом состоянии. Кроме того, рукописных книг не хватало. Между тем в России было известно, что в других странах, в том числе в Польше, уже существовало книгопечатание. Видимо, уже после собора было решено завести типографии. К 50-м годам XVI века относятся первые, из дошедших до нас, печатные издания. Они выпускались анонимными типографиями, на весьма низком техническом уровне и имели, по-видимому, крайне ограниченный тираж. С 1556 года известен такой "мастер печатных книг" как Маруша Нефедьев из Новгорода. Впервые типографское дело было налажено дьяконом московского Гостунского собора (в Кремле) Иваном Федоровым, вошедшим в историю, как первопечатник. Вместе со своим помощником Петром Мстиславцем он выпустил в марте 1564 года первую печатную книгу - Апостол, вслед за тем был издан Часослов. Но первые печатные книги были очень дороги. Успешно начавшаяся типографская деятельность вызвала недоброжелательность неких сильных лиц. Произошло возмущение, типография была разгромлена. Иван Федоров и Петр Мстиславец бежали из Москвы в юго-западную Русь, где продолжали печатать книги. Бунт не остановил, конечно, распространения книго-печатания. В 1565 году типография в Москве была восстановлена. Затем была устроена типография в Александровской слободе. Преемник Ивана Федорова печатник Андроник Невежа напечатал Псалтирь.
Билет 44. Церковное пение.
Из всех распевов православной русской Церкви самый первоначальный и древнейший есть знаменный распев. До ХV в. обучение совершалось, по-видимому, исключительно путем устной передачи певческих познаний. Со второй половины XV в., появляются руководства к изучению знаменного распева в виде приложений к нотным книгам, особенно к ирмологам. Они содержали в себе: 1( сказание, како поется знамение коеждо различно; 2) како поются попевки и в котором гласе; 3) распевы на восемь гласов и т.п. В начале XVI века, вследствие повторного разлада и нестроения в церковном пении, явилась настойчивая нужда в певческих школах. По решению Стоглавого собора, предложившего учредить "книжные" училища, где бы изучались чтение, письмо и пение, открылось множество школ, особенно в Новгороде и Москве, где изучалось пение. Из питомцев этих школ вышли такие знаменитые распевщики, как Иван Акимов Шайдуров и братья Роговы - Василий (1589-1603) - впоследствии Ростовский митрополит и Савва, знаменитый учитель певцов. Из учеников его известны: Стефан Голыш, Иван Нос и Федор Крестьянин. Из учеников Ивана Голыша известен Иван Лукошков, в иночестве архимандрит Исаия. Каждый из них вносил свою лепту в дело церковного пения.
Во второй половине XVI в. составили весьма много мелодий знаменного распева и распевали их на гласы с новым текстом. Они носили названия: малое знамя, инознамя, большое знамя, путь и др.
Ученики Феодора Крестьянина, жившего вместе с известным певцом Иваном Носом, в Александровской слободе, у царя Ивана Грозного, повествовали, что в их время "Стефан Голыш много знаменного пения роспел, а после него ученик Исаия (в мире Иван Лукошков), тот вельми знаменного пения распространил и исполнил... Некто-де во Твери дьякон бе зело мудр и благовеин, тот-де роспел стихиры евангельские; а псалтирь роспета в великом Новграде, некто был инок, именем Маркелл, слыл Безбородой; он же сложил канон Никите, архиепископу новгородскому, вельми изящен. А Триоди роспел и изъяснил Иван Нос; он же роспел крестобогородичны и богородичны Минейные".