Первая заповедь Закона Божьего «Аз есмь Господь Бог твой; да не будут тебе бози инии, разве Мене»
Эту заповедь можно разделить на 2 части: «Аз есмь Господь Бог твой»; «Да не будут тебе бози инии, разве Мене». к познанию Бога приводят вера, любовь, добрые дела.
«Без веры угодить Богу невозможно» (Евр.11,6).
«Любящий знает Бога» (1Ин.4,7).
«Вера без дел мертва» (Иак.2,20).
Вторая часть первой Заповеди звучит так:
«Да не будут тебе бози инии, разве Мене». Эти слова учат нас благоговейно чтитьнашего Творца. К Богопочитанию относятся следующие добродетели:
1. Вера в Бога, надежда на Бога, любовь к Богу.
2. Память о Боге. Не нужно забывать, что Бог видит не только наши дела, но и знает наши мысли. Господь говорит: «Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным» (Лк.8,17).
3. Страх Божий. «Начало премудрости – страх Господень» (Пс.110,10).
4. Не роптать на Бога, когда Он не то делает с нами, чего мы хотим.
5. Прославление и благодарение Господа Бога за все Его благодеяния. «Благодарность приемлющего, – говорит преподобный Исаак Сирин, – побуждает Дающего давать дары большие прежних».
6. Молитва. Святой апостол Павел заповедует: «Всегда молитесь, за всё благодарите» (1Фес.5,17,18).
Билет 18
Грехи против первой заповеди и краткое замечание о каждой из них. Учение о самоотвержении. Соглашение с первой заповедью почитания ангелов и святых. Пс. 13,1; Гал. 1,10; Лк. 9,23; Мк. 8,36; Ин. 17,22; ЕФ. 4,4.
Чтобы правильно исполнять первую Заповедь нужно рассмотреть грехи против этой Заповеди:
1. Безбожие. Этот грех в Священном Писании называется «безумием». «Рече безумен в сердце своем: несть Бог» (Пс.13,1).
2. Многобожие.
3. Неверие.
4. Ересь – такой грех, когда придумывают учения, не соответствующие Божественной истине, или намеренно извращают истину. Отметим, что слово «ересь» происходит от греческого «ἐρέω» «эрэо», что значит – «выбираю».
5. Раскол – это своевольное уклонение от единства Богопочитания.
6. Богоотступничество – такой грех, когда люди отрекаются от истинной веры,
7. Отчаяние – такой грех, когда люди, забывая о бесконечном милосердии Божием,
8. Волшебство
9. Суеверие .
10. Обрядоверие
11. Лень. Ленивый не любит Бога, потому что любовь исключает леность.
12. Любовь к твари, больше, чем к Богу.
13. Человекоугодие – такой грех, когда заботятся больше об угождении людям, нежели Богу, или когда надеются на себя или других людей более, чем на Бога. Святой Апостол Павел говорит: «У людей ли я ныне ищу благоволение, или у Бога? Людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым» (Гал.1,10).
14. Человеконадеяние – такой грех, когда надеются на себя или на других людей больше, чем на Бога.
Спаситель назвал «узким» путь, ведущий в вечную жизнь: «Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь» (Мф.7,14). В другом месте Господь говорит, что ради Царства Небесного человек должен отречься даже от самого себя. «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк.9,23). Преподобный Макарий Оптинский так утешал своих духовных чад: «Само то, что есть скорбь да будет вам утешением: «Егоже бо любит Господь, наказует (Евр.13,16)»
Однако это не значит, что мы не должны чтить угодников Божиих, которых Сам Спаситель называет своими друзьями: «Вы – друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам» (Ин.15,14). Обращаясь к Богу Отцу, Господь Иисус Христос говорит: «Славу, которую Ты дал мне, Я дал им» (Ин.17,22). О важности для христианина иметь в жизни пример, говорит святой апостол Павел: «Подражайте мне, как я Христу» (1Кор.4,16).
Таким образом, православное почитание святых угодников Божиих не только не препятствует исполнению первой Заповеди, но и открывает нам тесную связь, которая существует между земной и Небесной Церковью, где все чада Божии составляют «одно тело» (Еф.4,4).
Билет 19
Вторая заповедь Закона Божия. Запрещение поклоняться идолам. Чис. 10, 35; Исх. 25, 18-22; Исх. 26, 31.
Вторая Заповедь Закона Божия «Не сотвори себе кумира, и всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им»
Отметим, что Заповедь о недопустимости изображения какого-либо образа не имела в Ветхом Завете абсолютного характера. Это видно из того, что:
1. Сам ковчег Завета, который Бог повелел поставить во Святая Святых, был не чем иным, как видимым образом Божьего присутствия (Числ.10,35). Святой апостол Павел изображает ковчег Завета, как особую святыню (Евр.9,1-6).
2. На Ковчеге Завета были помещены золотые изображения Херувимов (Исх.25,18-22).
3. Изображения Херувимов были сделаны и на завесе Скинии (Исх.26,31).
4. В Соломоновом Храме, так же были изображения Херувимов и пальмовых деревьев (3Цар 6,27), не смотря на то что первые обитают на Небе, а вторые растут на земле.
Билет 20
Вторая заповедь. Понятие об иконе. Согласование второй заповеди с иконопочитанием. Святитель Филарет (Дроздов) о почитании святых мощей. Грехи против второй заповеди и противоположные им добродетели. Кол. 3,5; Филип. 3,19; Древние письменные христианские памятники о почитании св. икон.
Под иконой следует понимать изображение:
1. Господа Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, святых угодников Божиих;
2. Событий из Священной и Церковной истории.
Почитающий икону тем самым поклоняется первообразу: Слову, ставшему плотью (Ин.1,14), Господу Иисусу Христу, «Который есть образ Бога невидимого» (Кол.1,15). Христианин почитает и изображения Пресвятой Богородицы и святых угодников Божиих как образы, уподобившиеся Богу и отображающие Его славу.
Из древних свидетельств, относящихся к почитанию святых икон, особенно замечательно, что Сам Господь Иисус Христос чудесно изобразил Свой лик на плате и послал этот Нерукотворный Образк Эдескому владельцу Авгарю. Заметим, что отцы Седьмого Вселенского Собора не сомневались в этом предании.
Известно, что апостол и Евангелист Лука написал первый Образ Пресвятой Богородицы. Предание говорит и о Нерукотворном Образе Божьей Матери. Этот Лик был явлен в палестинском городе Лидде, свидетелями чего были святые Апостолы Пётр и Иоанн. В седьмом веке святитель Герман Константинопольский, проезжая через Лидду, велел сделать копию с этой иконы, которую во время иконоборчества послал в Рим. После победы над иконоборчеством, этот образ вернулся в Константинополь и был назван «Римским», а также «Лиддским» (день празднования 12/25 марта).
Среди священных изображений особое место в Православной Церкви занимает Знамение Креста Господня. Крест является символом Самого Господа Иисуса Христа, распятого «нашего ради спасения».
Мощи святых как в соединении с душой были жилищем Божиим, храмом Духа Святого, так и по разлучении с нею остаются вместилищем небесной благодати, обильно изливаемой верующим.
Ту же истину святитель Филарет (Дроздов) поясняет так: «Как сосуд, в котором долго хранится благовонная масть, заимствует от нее силу благоухания: так само тело христианина, в котором постоянно обитает благодатная сила Христова, проницается ею во всем составе своем и даже благоухает ею для других. И поскольку сила Христова нетленна, то, естественно, что она, вселяясь в человека, «иже Христовы суть» (Гал.5,24), и телесам их сообщает нетление. Поскольку сила Христова всемогуща, то с естеством ее согласно то, что она через них чудодействует, когда то благоугодно Господу, подобно как некогда чудодействовала через платки и опоясания, которые были на теле святого апостола Павла и приняли в себя пот его (Деян.19,12), и через одно осенение тенью святого апостола Петра (Деян.5,15)».
1) Любостяжание или сребролюбие. Эта страсть заключается в стремлении приобрести материальное богатство любыми способами. Святой апостол Павел прямо называет этот грех идолослужением: «Любостяжание – есть идолослужение» (Кол.3,5). «Корень всех зол есть сребролюбие» (1Тим.6,10).
2) Чревоугодие. О людях, которые выше всего ставят чувственное удовольствие, сказано: «их бог – чрево» (Флп.3,19).
3) Гордость и тщеславие. Здесь человек выбирает предметом своего поклонения самого себя, своё «Я».
4) Лицемерие. Это такая страсть, когда наружные дела благочестия употребляются для приобретения уважения среди людей.
Билет 21
Третья заповедь Закона Божия. Злоупотребления именем Божиим. Грехи против третьей заповеди. Замечания о клятве в общественных делах. Пс. 1,10,9; Рим.8,18; Нов. 1, 21; 2, 10; Втор. 23,2 1; Мф. 5, 33-37; Евр. 6, 16,17.