Может возникнуть вопрос — «Возможно ли столь простым приемом, как механическое повторение одной фразы, прийти к сохранению и углублению столь богатого и сложного состояния, как любовь?«
С помощью только механического приема невозможно. Задача приема представляется проще: дать сознанию действительный инструмент для ограждения его от стереотипов негативного отношения к другому. При этом функция названных слов далеко не так проста, как кажется на первый взгляд.
Дело в том, что предлагаемый способ отнюдь не сводится к элементарному повторению фразы. На самом деле это рождение движения в сознании человека. Человеческий мозг ни на одну минуту не бывает спокоен. Мысли, отрывки фраз, воспоминания, образы возникают в нем спонтанно и неуправляемо. Лишь появление цели собирает этот поток хаотической жизни в глубинное русло и направляет к одному.
Произнесение фразы обладает отчасти подобным эффектом. Главная же сила ее в том, что она рождает в душе человека движение, которое со временем начинает совпадать по сути своей с содержанием произносимой фразы. Такой содержательный резонанс, расширяясь, начинает охватывать все более тонкие и глубокие слои сознания человека, пока звучание слов не сольется с ним в единое целое. С этого момента слова становятся ненужными, т.к. человек каждым дыханием своим уже есть сами эти слова, живое их воплощение. В эту минуту к человеку приходит открытие, что любое слово и правило поведения есть всегда исходящий из души символ реального человеческого поведения.
Работа с фразой проходит обычно три ступени.
Первая ступень – почти механическое произнесение с размышлением, что означают эти слова.
На второй ступени произнесение слов рождает душевное движение и на третьей – искренне сердечное.
Продолжительность работы со словами иногда — годы. Если кого-то удивляют такие сроки, пусть спросит людей уже поживших, как долго они шли к сердечному общению. Тогда сроки перестанут удивлять.
Притча
о сотрудничестве
Как-то одного человека спросили, что такое сотрудничество? И добавили: «Особенно непонятно сотрудничество в общении, в беседе. Что это?»
Человек задумался, а потом сказал следующее:
«Представьте себе двух сеятелей. Шли они с разных сторон к полю. Каждый нес лукошко семян.
Встретились они на одном поле. И начали сеять. Один бросит одно семечко, другой тут же рядом свое воткнет. Так, горячась и подстегивая друг друга, засеяли они все поле своими семенами. Вскоре появились всходы. Да без заботливых рук стали слабеть и засыхать. Скоро и вовсе остались единицы — чахлые, тонкие — едва жизнь теплится.
По другим дорогам шли два других человека. На перекрестке встретились, поклонились друг другу. Затем один из них пошарил по карманам и, смеясь глазами, достал крохотное семечко. Другой тут же смекнул и пошел искать место, куда бы посадить. Вскопал землю, взрыхлил. Первый посадил семечко и полил.
Вскоре взошел росток. Стали они его лелеять, растить. Росток стал превращаться в маленькое деревце. Деревце в большое дерево. Красивое и сильное. А два бывших спутника стали навсегда большими друзьями.
Сеятели вышли в одно поле соперниками. Путники же изначально были сотрудниками. В этом разница вторых от первых».
УПРАЖНЕНИЯ
ДЛЯ САМОНАБЛЮДЕНИЯ
Упражнение 4
Вопрос 1. Совершил поступок. Боюсь признаться.
— Боюсь чего?
— Не хочу причинять себе неприятностей?
— Боюсь неприятного разговора?
— Не сказать или солгать проще?
— Почему боязнь, но не раскаяние?
Контрольный вопрос: Действительно ли я задаю себе эти вопросы или просто читаю их по тексту?
Упражнение 5
Иду домой, настроение плохое. Дома встречает другой. Что-то не нравится в нем, раздражает. Скоро понимаю — раздражение вызывает его хорошее настроение. Он и не скрывает своего настроения. Досадно. Дальше — больше. Начинают раздражать отдельные слова, фразы, интонация. Появляется желание досадить в ответ, выбить его из благостного состояния. Придираюсь, едко и больно задеваю. Как бы побольнее задеть? Понимаю, что плохо поступаю, но ничего не могу с этим поделать. Наконец, зацепил(а). Он взвился. Начинается ссора. Меня несет. Ничего не могу с собой сделать. Выхлестывает. Расходимся в разные углы. Досада, но спокойная, ровная. Иногда, очень редко, чувство вины.
Вопрос 1. Хорошее настроение другого раздражает. Чего же я хочу от него?
Ласки? — Раздражение усилится.
Любви? — Восприму как сюсюканье.
Внимания, подыгрывания моему настроению? — Может быть. И все-таки — чего же?