Лекция 20. Введение в Новый Завет (8)
Послание к Галатам
Это послание апостола Павла посвящено проблеме отношения к закону Ветхого Завета. В этом "великом послании освобождения" апостол призывает к свободе от закона, которым не могли спастись ни иудеи ни язычники. Эту свободу и спасение дает распятый Иисус Христос (3,13-14).
Галатия - это центральная часть Малой Азии, где ныне находится столичная область Турции (г.Анкара). 300 лет до Р.Х. племена галлов (галаты) из Франции вторглись в эти места и основали свое государство. Около 200 г. до Р.Х. Галатия была завоевана римлянами и стала римской провинцией, куда примыкали на юге города Антиохия Писидийская, Икония, Дервия и Листра, которые ап. Павел посетил во время первого благовестнического путешествия.
Церковь.Во время второго своего путешествия по Малой Азии ап.Павел прошел Галатию (Деян.16,6) и, задерживаемый болезнью (4,13), оставался здесь некоторое время. Галаты приняли его как ангела Божия (4,14), они скоро отказались от идолослужения, единодушно пошли путем Евангелия (4,8; 5,7) и с терпением перенесли испытание в вере (3,5). Во время третьего своего путешествия ап.Павел опять направился в Галатию для утверждения новообращенных в вере (Деян. 18,23; 19,1). Хотя в Малой Азии трудились и другие благовестники, первоначальное устройство церквей Галатии принадлежит ап.Павлу (1,6.8.11).
В 1 Кор. 16,1 ап.Павел говорит о "церквах Галатийских", а также упоминает Македонию (16,5), Ахаию (16,15) и Асию (16,19). Все эти названия означают провинции (области) Римской империи. Поэтому вполне определенно можно считать, что это Послание ап.Павла относится ко всем церквам Галатии.
Повод к написанию.Вскоре после второго посещения ап. Павлом Галатии, когда он находился в Ефесе, галаты перешли к иному благовествованию. Иудействующие лжеучители (1,6) совратили их, проповедуя спасение посредством дел исполнения обрядового закона и обрезания. Галаты поспешно воспринимали их взгляды. Эти лжеучители старались унизить ап.Павла за несоблюдение им обрядового Моисеева закона; за то, что он не из 12-ти апостолов. При посещении Галатии апостол уже имел случай говорить против этих лжеучителей. И вот в Ефесе ап.Павел, услышав об отступлении от истинной веры галатов, счел крайне необходимым, даже при отсутствии у него писца, написать собственноручно целое послание (6,11), чего он обыкновенно не делал.
О времени и местенаписания послания к Галатам нет полного единомыслия. Большинство новозаветных историков считает, что оно написано в 56 году во время третьего путешествия ап. Павла, а именно: во время пребывания его в Ефесе. Но некоторые считают, что послание к Галатам написано до апостольского собора в Иерусалиме, так как о нем в послании не упоминается.
Цель послания.Апостол Павел глубоко переживал скорбь о совращении галатов и опасался уничтожения результата своих трудов действием лжеучителей. Прежде всего его целью было восстановление своего апостольского достоинства в глазах галатов; доказать им, что его авторитет не ниже авторитета прочих апостолов. Затем следовало раскрыть истинное значение закона, недостаточность его для спасения и необходимость оправдания через веру. С этой целью апостол богодухновенно написал свое Послание к Галатам.
Особенности послания:необыкновенно строгий тон всего послания; без особого приветствия в начале; без прошения о молитве за других (как они могли молиться от других, будучи сами отступниками). Послание к Галатам является как бы сокращением Послания к Римлянам. Оно изображает Иисуса Христа, как Избавителя от закона и внешнего почитания. Это укоризненное, обличительное и назидательное послание строгого, но любящего учителя церкви не утеряло своего значения в последующие столетия. Оно было любимым посланием М.Лютера и сыграло важную роль в Реформации. Учение об оправдании верою здесь выражено более ярко, чем в других посланиях. Апостол выразительно подчеркивает значение внутренней, духовной жизни верующего (1,16; 2,20; 4,6.19).
Подлинность послания.Апостол написал все послание к Галатам собственноручно (6,11), возможно потому, чтобы не дать повода лжеучителям отвергнуть его подлинность. Подлинность послания установлена древнейшими историческими свидетельствами со 2-го века. Его знали и цитировали Ириней, Клемент Римский, Игнатий, Поликарп и др. Оно находится в канонах Маркиона и Муратория, в переводах Пегдито, староиталийском и др.
Деление и содержание послания
Послание состоит из шести глав, которые можно разделить на три части:
I. Апологетика(защита) личного апостольства Павла (1-2,25).
1) Вступление - приветствие и порицание (1,1-9).
2) Доказательства апостольского посланничества от Самого Иисуса Христа (1,10-24).
3) Свидетельство, что он проповедует то же Евангелие, что и другие апостолы (2,1-10).
4) Независимость откровения от внешнего влияния (2,11-15).
II. Апологетика учения обоправдании верою (2,15 - 4,31).
1) Вера дарует оправдание и единение души с Господом. Личный опыт доказывает несостоятельность закона (2,15 - 3,6).
2) Оправдание верою доказывает завет с Авраамом (3,7-18).
3) Оправдание верою доказывает закон Моисеев. Детьми Божиими становятся по вере (3,19 - 4,31).
III. Назидание(5-6 гл.).
1) Свобода от закона - это освобождение от рабства греху и дел плоти, и жизнь в духе (5 гл.).
2) Попечение друг о друге (6,1-10).
3) Заключение (6,11-13).
Послание к Ефесянам
Сведения о Ефесской церкви.Город Ефес на Эгейском море был важным торговым портом Малой Азии, столицей провинции Асии. Он славился великолепным храмом Артемиды (Дианы) Ефесской, который причисляли к семи великим чудесам света.
Ап. Павел посетил Ефес в первый раз на пути из Коринфа в Иерусалим (Деян. 18,19-21). Затем он избирает Ефес местом долговременной своей деятельности (Деян. 19 гл.). Три месяца он проповедует в синагогах Ефеса, затем в училище Тиранна, и приобретает Христу многих последователей. После почти трехлетнего труда возмущение язычников вынудило ап. Павла оставить Ефес. Но он не забыл эту церковь. Возвращаясь в следующем году из Коринфа в Иерусалим, он имел прощальную беседу со служителями Ефесской церкви (Деян. 20,16-38). Он предсказал вторжение лютых волков в Ефесскую церковь и дал наставление внимательно пасти вверенное им стадо Христово. Позже он оставил на епископское служение в Ефесе своего любимого ученика Тимофея (1 Тим. 1,3). Через несколько десятков лет после Павла и Тимофея здесь продолжал дело устроения церкви апостол Иоанн. В это время Ефесская церковь процветала. Затем лжеучители поколебали веру и любовь этой церкви, и светильник её угас (Откр.2,5). Сейчас на месте Ефеса одни развалины.
Повод написания послания.Это послание было послание окружное, т.е. оно предназначалось не только Ефесской, но и другим малоазиатским церквам. Поводом послания могли быть вести Тимофея о церквах Малой Азии и любовь к ним ап.Павла.
Место и времянаписания послания апостол достаточно определяет указанием на свои узы (3,1; 4,1; 6,20). Четыре года провел апостол в местах предварительного заключения - два года в Кесарии и два года в Риме. Он продолжал поддерживать связь с церквами, благовествуя и поучая (Деян.23,16; 23,30-31). В это время он написал четыре послания: Филиппийцам, Колоссянам, Ефесянам и Филимону. По свидетельству Филип. 1,13; 4,22 считают местом написания этих посланий г.Рим. Посылая письмо Филимону, Павел воспользовался возможностью передать письма церквам в Ефесе и Колоссах через Тихика, сопровождавшего Онисима (6,21; Колос.4,7-9). С Павлом в это время находились Аристарх (Деян.20,4), Епафрас, возлюбленный врач Лука, Димас и Марк (Колос.4,10). Упоминание этих имен в посланиях свидетельствует, что они были написаны в одно время.