Введение в Евангелие от Иоанна
Убеждение Церкви о том, что писателем четвертого Евангелия был любимый ученик Христа апостол Иоанн основано на твердом свидетельстве древнехристианских авторов. Игнатий Антиохийский (умер около 107 г.) и Иустин Мученик (умер около 166 г.) знали это Евангелие как Евангелие от Иоанна. Ириней, ученик Поликарпа - ученика Иоанна, записал, что после других евангелистов и Иоанн, возлежавший у груди Спасителя, написал свое Евангелие, когда жил в Ефесе. Об этом пишут Климент Александрийский, Ориген, Евсевий, Иероним и другие столпы христианского богословия.
По свидетельству Климента Александрийского, ап. Иоанн, по желанию учеников, в дополнение существующих Евангелий написал "Евангелие духовное".
Еретикам - монтанистам, гностикам - во II веке было известно это писание, как Евангелие от Иоанна. Ученик еретика Валентина (около 140 г.) Гераклион написал комментарий на Евангелие от Иоанна.
В согласии с приведенными свидетельствами, исследование этого Евангелия обнаруживает в пишущем палестинского иудея, ближайшего и любимого ученика Иисуса Христа.
Автор. Зеведей со своими сыновьями, Иаковом и Иоанном, жил в Капернауме и занимался рыболовством в довольно широком масштабе, так как у него были "наемные" работники (Марк. 1,20). Известной личностью Нового Завета является мать Иакова и Иоанна, Саломия. Она принадлежала к тем женщинам, которые сопровождали Христа и из своих средств приобретали все необходимое, что требовалось на содержание довольно большого числа учеников Христовых (Лук.8,1-3; Марк.15,41). Она разделяла честолюбивые желания её сыновей и просила Христа об их исполнении (Матф.20,20). Саломия издали присутствовала при снятии с креста Спасителя (Матф.27,55-56) и участвовала в покупке ароматов для помазания тела погребенного Христа (Марк.16,1; Лук.23,56).
Многие богословы, на основании сопоставления текстов Матф.27,56; Марк. 15,40; Иоан. 19,25 считают Саломию родной сестрой матери Иисуса - Марии. Это значит, что Иоанн и Иаков были двоюродными братьями Христа, а значит находились в родстве с Иоанном Крестителем (Лук. 1,3 6). Но это остается предположением, евангелисты могли говорить о других лицах. Для нас важно духовное родство (Матф. 12,46-50), и это родство ярко выразилось во взаимоотношениях Христа и апостола Иоанна.
Из того, что Иаков везде называется прежде Иоанна, можно с уверенностью заключить, что Иоанн был моложе Иакова, и его считают самым юным среди апостолов. В юности Иоанн рыбачил с отцом и братом на Геннисаретском озере, но вскоре ушел на Иордан к Иоанну Крестителю и стал его учеником. Когда Предтеча указал Андрею и Иоанну на Иисуса, называя Его Агнцем Божиим (т.е., по слову Исайи, Мессией - Ис.53,7), оба они последовали за Христом (1,36-37). Вскоре Христос призвал Иоанна к особому, апостольскому служению. В силу своей особой любви и преданности Христу Иоанн сделался одним из наиболее близких и доверенных учеников Христа. Он был в числе трех учеников свидетелем воскрешения дочери Иаира, преображения Христа и моления Его в Гефсимании (Марк.5,37; Матф.17,1; 26,37). Как любимый ученик Христа, он возлежал у груди Его на Тайной Вечере (11,23); умирая, Спаситель поручил его сыновнему попечению Свою матерь (19,26-27). В Евангелии он по скромности, опуская свое имя, называет себя "учеником, которого любил Иисус" (13,23; 19,16 и др.). Иоанна по справедливости, называют апостолом любви. Но он не сразу стал таким. По природе своей он обладал недостатками, как и каждый смертный; проявив и узкосердечную ревность, близкую к зависти, запретив одному человеку исцелять именем Иисуса только потому, что "он не ходит с нами" (Лук.9,44-50). Его честолюбие выразилось в притязании на первое место в Царствии Небесном (Марк. 10,35), а раздражение против самарян, не принявших Христа, было таково, что он готов был призвать огонь с неба и истребить их (Лук.9,54-56). Не потому ли Христос назвал сыновей Зеведеевых "сынами грома" (Марк.3,17)?
В школе Христа благодать возрождения не изменила личный характер Иоанна, не сделала его безличным, но переплавила и преобразила заложенную в нем энергию. Так, пламенная ревность Иоанна не угасла, она лишь стала святою по своим мотивам и целям. Гром не утих в его сердце, но теперь он направлен на ложь и лицемерие, на разоблачение зла.
Он стал апостолом любви, но любви не сентиментальной, податливой, благодушно потакающей злу, порокам и заблуждениям. Его любовь - любовь Христова, которая любит грешника, но ненавидит и карает грех, называя его собственным именем. Не соблюдающего заповедей Христа этот кроткий апостол любви называет лжецом (1 Иоан.2,4), и далее пишет: "Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца" (1 Иоан.3,15); "Кто делает грех, тот от диавола" (1 Иоан.3,8); "Всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста" (1 Иоан.4,3). Он запрещает принимать в дом и приветствовать лжеучителя, В нем поистине сочетаются "небесная кротость и громовая ревность". Если деятельный Петр был более способен к основанию и организации церквей, то Иоанн - к их назиданию и углублению.
В противоположность ап. Петру, Иоанн жил более внутренней, созерцательной жизнью. Он более наблюдает, чем действует; чаще погружается в свой внутренний мир, обсуждая величайшие совершающиеся события. Как орел, он часто уносит нас в горний мир.
По вознесении Христа на небо, ап. Иоанн, вместе с ап. Петром, выступает как один из представителей Иерусалимской церкви (Деян.3,1; 4,13; 8,14-25). На апостольском соборе в Иерусалиме он, вместе с Петром и пресвитером Иаковом, признает за ап. Павлом право проповедовать Евангелие язычникам, не обязывая их к соблюдению закона иудеев (Галат.2,9). Особенно значение ап.Иоанна возросло после смерти апостолов Петра, Павла и Иакова. Поселившись в Ефесе, он еще 30 лет занимал положение руководителя всех церквей Малой Азии. История говорит о многих его учениках и о великом пастырском труде. Он воспитывал епископов: Папия, Игнатия и Поликарпа; в 90-х годах написал Евангелие и свои послания.
При императоре Домициане ап. Иоанн был сослан на остров Патмос, где имел видение, записанное им в книге Откровение (Апокалипсис). При императоре Нерве он возвратился в Ефес и умер в царствование Траяна столетним старцем.