Ведение в Евангелие от Матфея

Автор первого Евангелия Матфей (Богом подаренный), называемый также Левием, сыном Алфея (Марк.2,14; Лук.5,27), был один из двенадцати апостолов, призванных Господом нашим Иисусом Христом. До этого он был мытарем, то есть сборщиком податей и пошлин в Капернауме и жил недалеко от берега Геннисаретского озера (Матф.9,9; Марк.2,13-15). Верный ученик Христа - апостол Матфей был свидетелем многих чудес, совершенных Иисусом, и постоянным слушателем Его наставлений. В последний раз Священное Писание упоминает о нем в книге Деян.Ап.1,13. Сведения о его дальнейшей жизни мы находим у древнехристианских писателей. Так, Климент Александрийский и Евсевий свидетельствуют, что после вознесения Спасителя и до разрушения Иерусалима он проповедовал Евангелие иудеям в Палестине. Затем он покинул Палестину и распространял христианство в других странах. Сведения о внепалестинской деятельности ап. Матфея крайне скудны. По этим сведениям Матфей проповедовал Евангелие в Эфиопии, Македонии, Персии и умер мученической смертью во Фригии или Персии.

Из самого Евангелия можно заключить, что его автором является палестинский еврей; он хорошо знаком с Ветхим Заветом, географией Палестины, историей и обычаями своего народа. На Матфея, как на автора одного из первых Евангелий, указывает и то обстоятельство, что в списке апостолов этого Евангелия (Ев.Матф.10,3) имя его помечено словом мытарь; это также указывает на глубокое смирение автора, ибо мытари были в презрении у иудеев из-за своих вымогательств.

Евангелист Матфей пользовался целыми отрывками из Ев. от Марка, которые не являлись свидетельством очевидцев.

С учетом того, что это Евангелие было предназначено вначале для иудеев, Масфей довольно много говорит об обличениях Христом фарисеев, саддукеев и то, что другие евангелисты почти не упоминают. Матфей нигде не объясняет иудейские обычаи, обороты речи и местность, предполагая, что все это известно читателям.

Хотя и считается, что Матфей писал для евреев, Марк для римлян, Лука для греков, а Иоанн для Церкви, но правильнее будет сказать, что все Евангелия предназначены быть вестью спасения во Христе всем людям, всем грешникам. Целью евангелиста Матфея было изложить историю спасения так, чтобы показать, что Иисус из Назарета был Христом, обещанным Мессией, Царем Иудейским, Которого отверг собственный народ, но приняли язычники и Который придет в могуществе и великой славе. Этой намеченной автором целью и обуславливаются черты, отличающие Евангелие Матфея от прочих Евангелий. Иисус нарисован как Царь: родословие Его проводится по царской линии, Его рождения боится царь-соперник, Ему приносят царские дары; Его предтеча возвещает о приближении Его царства; Ему искуситель предлагает царство земное и т.д. В час смерти Иисуса Христа камни рассеялись, земля потряслась и усопшие воскресли. Воскресение Иисуса описывается как величественное событие, сопутствуемое землетрясением, явлением ангела, трепетом стражи. Царственно величественны заключительные слова: "Дана Мне всякая власть на небе и на земле: итак идите..." (28,18-19).

Характернейшим выражением этого Евангелия являются слова: "Царство Небесное". Иисус у Матфея - отверженный и грядущий Царь.

И этот Царь есть, прежде всего, "Царь Иудейский", Мессия, предсказанный пророками. В Нем произошло исполнение и раскрытие Ветхого Завета. Важнейшие события из Его жизни были предвозвещены. Поэтому часто повторяется в этом Евангелии: "Сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит..." (1,22; 2,15.23 и др.). В Ев.Матфея мы встречаем ссылки на шестьдесят пять мест из Ветхого Завета, а дословно приведены сорок пять отрывков, то есть столько же, сколько цитат в трех других Евангелиях вместе. Следовательно, Ев. Матфея есть Евангелие исполнения. Еврейские обычаи, символы и образы встречаются в изобилии. Автор показывает, что в Иисусе Назарянине весь смысл и Пятикнижия, и пророков, и псалмов.

Метод изложения у Матфея собственный. Труд сборщика податей в прошлом приучил его к систематичности, аккуратности и порядку. Излагая историю искупления, он не всегда держится хронологической последовательности, а группирует похожие события и проповеди, чтобы усилить впечатление. Таким образом, он в одной главе собрал семь из четырнадцати упоминаемых притч, в другой главе объединяет десять чудес из двадцати. Учение Христа объединено в пять проповедей: нагорная проповедь (5-7 гл.), поучение апостолам (10 гл.), притчи о Царстве Небесном (13 гл.), обличение фарисеев (23 гл.), проповеди о пришествии Царя (24-25 гл.).

Евангелиста Луку, соблюдающего хронологический порядок, можно сравнить с ботаником, который идет и по пути постепенно собирает цветы. Матфей же предпочитает подбирать цветы по красоте и сорту, делая из них прекрасные букеты.

Деление Ев.Матфея, как и других синоптических Евангелий, основано согласно месту и времени земного служения Иисуса Христа:

1. Введение в Евангелие - 1,1 - 4,11

2. Служение в Галилее - 4,12 - 18,35

3. Хождение за пределы иудейские - 19,1 - 20,34

4. Последняя неделя в Иерусалиме - 21,1 - 28,20

Наши рекомендации